Программа кружка "Экономика сегодня"
рабочая программа на тему
Программа является адаптированной в связи с изменением современной экономической ситуации в стране и мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________Л. С. Набокова
Рабочая программа
кружка «Экономика сегодня»
Руководитель кружка:
Репина Людмила Алексеевна
2015 – 2016 г.
Рабочая программа
кружка для обучающихся «Экономика сегодня».
Программа является адаптированной в связи с изменением современной экономической ситуации в стране и мире.
Состав программы «Экономика сегодня».
- Пояснительная записка.
- Цель кружка «Экономика сегодня».
- Задачи кружка «Экономика сегодня».
- Содержание кружковых занятий.
- Примерное тематическое планирование «Экономика сегодня».
- Требования к умениям и навыкам обучающихся.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
Кружок «Экономика сегодня» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и должен помочь обучающимся нашего колледжа расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее в школьном курсе.
Посещение обучающимися занятий кружка способствует их профессиональному становлению. Преподавание ведётся с использованием различных первоисточников: Барышев, А. Ф. Маркетинг, Е.Л. Драчева, Менеджмент, Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства и т. д.
Эта литература имеется в наличии в библиотеке колледжа и обеспечивает потребности обучающихся в необходимом ими объёме.
С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:
- Проектно-исследовательскую деятельность;
- Анкетирование,
- Проведение встреч с интересными людьми: работниками службы занятости, представителями малого бизнеса нашего края, специалистами банковской сферы и т.д.
- Занятия – практикумы;
- Ролевые и деловые игры;
- Семинары;
- Защита творческих работ;
- Решение экономических задач и тестов.
В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам микроэкономики.
Авторский опыт преподавания экономики показывает, что подобный подход к обучению даёт наиболее осязаемый и предметный эффект.
В течение посещения кружковых занятий все обучающиеся по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта (индивидуально или коллективно) и т. д.. Знания, полученные при изучении программы кружка «Экономика сегодня» позволяют обучающимся принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
Цель кружка «Экономика сегодня»: - способствовать развитию экономического мышления учащихся.
Задачи кружка «Экономика сегодня»:-
- формирование у обучающихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;
- разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;
- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
- подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.
Содержание кружковой деятельности
Раздел 1. Социально-психологические основы экономики (4 ч).
Темы: Введение. Что такое экономика? Основные материальные потребности. Главные вопросы экономики? Типы экономических систем.
Раздел 2. Человек в зеркале экономики (5 ч.)
Темы: Виды рынков, классификация рынков, основы рыночного механизма. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.
Раздел 3. Семейная экономика (2ч.)
Темы: Семья в мире экономики.
Раздел 4. Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение. Конкурентная борьба и роль государства в её регулировании (7ч).
Темы: Причины создания фирм. Виды фирм. Издержки фирм. Прибыль фирм. Фирмы и конкуренция. Рыночная концентрация, Барьеры для входа на рынок. Поглощение и слияние фирм. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Раздел 5. Экономический рост, безработица, инфляция (3 ч).
Темы: Закономерности экономического роста. Производительность труда. Безработица. Инфляция.
Раздел 6. Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика (6 ч.).
Темы: Роль государства. Налоговые системы. Государственный бюджет и возникновение его дефицита. Государственный долг. Фискальная политика. Деньги. Банки.
Раздел 7. Мировая экономика. (2ч).
Темы: Международная торговля и сравнительное преимущество. Мировой валютный рынок, причины экономической отсталости.
Раздел 8.Повторение(2ч) (может быть разбито по полугодиям).
Практическая часть (4ч.) (определяется по степени трудности в усвоении материала и по наличию необходимости).
Примерное тематическое планирование
кружка для обучающихся «Экономика сегодня».
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Формы занятий и используемые методы обучения | Основные понятия |
1 | Понятие об экономике | 1 | Лекция с элементами практической работы. | Экономика, выбор, рациональность, альтернативная стоимость |
2 | Главные вопросы экономики | 1 | Лекция | Средства и факторы производства, постоянные, переменные издержки |
3 | Экономические системы | 1 | Практикум « Определение типов экономических систем» | Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная. |
4 | Понятие о микроэкономических и макроэкономических процессах | 1 | Лекция Определение тем проектно-исследовательской деятельности. | Микроэкономика Макроэкономика Мировой экономический кризис. |
5 | Основы рыночного механизма | 1 | Ролевая игра | Рынок |
6 | Спрос и предложение | 1 | Лекция Анкетирование. Решение задач. | Спрос, предложение, равновесная цена, величина спроса, величина предложения. |
7 | Специализация | 1 | Ролевая игра | Разделение труда, эффективность. |
8 | Суверенитет потребителя | 1 | ( приглашение специалистов комитета по правам потребителей) | Свобода экономического поведения, закон о защите прав потребителей. |
9 | Суверенитет производителя | 1 | Лабораторная работа | Предпринимательская деятельность, малый бизнес. |
10 | Распределение личного дохода | 1 | Практикум Разработка творческого задания | Бюджет, личный доход. |
11 | Экономика семьи. | 1 | Лекция | Семейный бюджет |
12.-14 | Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение | 3 | Лекция, встреча с представителями мира частного предпринимательства | Фирма, прибыль, затраты, конкуренция, различные организационно-правовые формы (ООО, ЗАО, ОАО и т.д. |
15 | Повторение | 1 | Семинар «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса нашего края». | |
16 | Игра «Бизнес - курс предприятия» | 1 | Практическое занятие в компьютерном классе | Фирма |
17-18 | Конкурентная борьба и роль государства в экономике. | 2 | Теория и практика (Решение экономических задач и тестов) | Ценообразование, концентрация рынка. |
19 | Экономический рост | 1 | Лекция | Производительность труда, экономический цикл, экстенсивный, интенсивный рост. |
20 | Безработица | 1 | Проведение встречи со специалистом Центра занятости. (Актуальные вопросы) | Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Полная занятость. |
21 | Инфляция | 1 | Лекция и решение экономических задач. | Инфляция спроса, Инфляция предложения, гиперинфляция. |
22-27 | Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика | 6 | Лекция (2ч), деловая игра (2ч) практикум -1ч. Проведение встречи с представителем банковской сферы ( «Всё о банках») | Налоги, деньги, банки, кредит, ВВП, ВНП. |
28-29 | Мировая экономика | 2 | Лекция | Международная торговля, мировой валютный рынок. |
30-31 | Практическое занятие «Бизнес-план» | 2 | Выполнение заданий по алгоритму. | Бизнес-план |
32-33 | Семинар «Актуальные экономические проблемы нашего района» (защита проектов учащихся). | 2 | Круглый стол | Малая Родина. |
34 | Повторение и подведение итогов обучения | 1 | Анкетирование |
Примерная тематика творческих работ (в виде рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т. д.
- Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия.
- Роль и сущность экономики.
- Эволюция развития экономической науки.
- Понятие и сущность конкуренции и монополии.
- Модели современного рынка.
- спроса и предложения.
- Инфляция: типы и виды, причины возникновения и последствия.
- Роль малого бизнеса в экономике страны.
- Понятие дохода, прибыли и принципы их формирования.
- Современное состояние и перспективы развития предприятий в России.
- Роль и организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
- Механизмы ценообразования на продукцию и услуги предприятий.
- Механизм формирования заработной платы на предприятии.
- Формы оплаты труда на предприятии.
- Методы управления на предприятии.
- Коммуникация, ее виды.
- Деловое общение. Правила ведения деловых бесед и совещаний.
- Процесс управления. Цикл менеджмента.
- Особенности менеджмента на предприятии.
- Понятие и сущность маркетинга.
- Продвижение товаров.
- Стимулирование сбыта.
- Формы адаптации производства к рыночной продукции.
- Функции маркетинга и его связь с менеджментом.
- Формы адаптации сбыта к рыночной продукции.
- Мотивация, потребности и делегирование.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Контроль и его виды.
- Стратегическое маркетинговое планирование и контроль.
- Маркетинговые исследования рынка.
- Составление бизнес-плана.
Требования к умениям и навыкам обучающихся.
В результате посещения кружковых занятий «Экономика сегодня» обучающиеся должны знать:
- что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;
- основные понятия и термины: валовый национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент;
- природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений. возникающих в ходе этих процессов.
В результате посещения кружковых занятий «Экономика сегодня» обучающиеся должны уметь:
- применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;
- воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;
- формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;
- составлять бизнес-план;
- вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.
Список литературы
рекомендованной для проведения кружка «Экономика сегодня»:
- Барышев, А. Ф. Маркетинг: учебник/ А.Ф. Барышев. – М.: Академия, 2002.
- Драчева, Е. Л. Менеджмент: учебник/ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов - М.: Академия, 2002.
- Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник/Л. Н. Череданова. - М.: Академия, 2002.
- Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение». 2014г.
- Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. учебник
- Акимов Д.В., Дичева О.В. Задания по экономике, пособие Москва «Вита» 2008г.
- Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике, пособие Москва «Вита» 1997г.
- Экономика. Я познаю мир. Энциклопедия Москва «Олимп» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализованного концерта "Во дворце сегодня бал", посвященного 50-летию ДШИ
Сценарий театрализованного концерта"Во дворце сегодня бал",посвященного 50-летию ДШИ. ...
Статья "Сегодня - концерт"
Общие рекомедации при подготовке к выступлению на сцене...
Презентация "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"
Презентация учащейся 9 класса Васильевой Маши на тему "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Что значит быть патриотом сегодня?"
Сегодня время трудное, но интересное. У молодых людей, больше возможностей для самореализации и карьерного роста, чем еще пятнадцать - двадцать лет наза...
Внеклассное мероприятие или классный час. "Час кроссворда" Спорт вчера, сегодня, завтра"
Игровая форма усвоения знаний для 8-11 классов.Тема физической культуры и спорта актуальна для любого современного человека.Мероприятие поможет вспомнить или узнать спорт. термины, события...
Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»
Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...
Классный час для учащихся среднего звена "Будущее начинается сегодня"
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов...