Методическая разработка по учебной практике, на тему:" Распознавание видов пряностей, приправ и соусов."
методическая разработка на тему
Учебная практика по распознаванию видов пряностей, приправ и соусов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pryanosti_pripravy.docx | 641.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Жуковский индустриально-экономический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
НА ТЕМУ: "РАСПОЗНАВАНИЕ ВИДОВ ПРЯНОСТЕЙ, ПРИПРАВ И СОУСОВ"
Разработчик: мастер п/о Халитова Е. В.
Выполнила: мастер п/о Халитова Е. В.
Жуковский 2015г.
Введение.
Стратегической задачей нашего времени является массовая профессионализация молодежи. Надо говорить конкурентно способных специалистов, которые найдут свое место на рынке труда. Соответственно, выпускник современной общеобразовательной и профессиональной школы должен обладать определенными качествами личности:
- Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем.
- Критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии искать пути рационального решения.
Для реализации этой задачи необходимо применять различные формы и методы обучения.
Обучение – это процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на достижение учебно-воспитательных целей, в котором учитель осуществляет деятельность преподавания, а учащиеся деятельность учения.
Преподавание – деятельность преподавателя (мастера) по организации и управлению учебной деятельностью включает в себя:
- стимулирование учащихся к учению;
- сообщение учебной информации;
- организацию, контроль, оценку и коррекцию учебной деятельности учащихся.
Учение – это учебная деятельность учащихся, по решению задач, в результате которой происходит овладение знаниями, умениями, навыками и способами распознавательной деятельности.
Ведущая роль в подготовке квалификационных специалистов отводится учебной практике. Цель учебной практики: практическая подготовка учащихся к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях рыночной экономии. Сегодня рабочий должен не только владеть своей профессией, но и уметь самостоятельно ориентироваться в научно – технической информации по своему профилю, обладать инициативностью, иметь творческие данные.
Важную роль в формировании квалификационных специалистов играет мастер производственного обучения. Его роль состоит, прежде всего, в том, чтобы передать учащимся те знания, умения и навыки, которыми он сам обладает.
Умение - это готовность (способность) учащихся сознательно и правильно выполнять трудовые действия (или совокупность действий), подбирая и применяя целесообразные в данных условиях способы действия и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде.
Навыки - составная часть умения, характеризующая способность к автоматизированному выполнению отдельных компонентов действия с максимальной точностью, скоростью и целесообразностью, сформированная у учащихся в результате многократных повторений – упражнений.
Учебной практика – важнейшая составная часть, процесса подготовки квалифицированных специалистов на него отводится значительная часть общего учебного времени.
Единство преподавания и учения является объективной характеристикой учебного процесса.
Для учащихся в мастере привлекательны знания и умения по профессии, эрудиция, манера, внутренняя и внешняя культура, убежденность и выдержанность, честность и справедливость.
Через доверие к мастеру учащиеся укрепляют веру в то, чему их учат. Мастер должен хорошо знать и предвидеть новые требования к квалификации и строить процесс обучения так, чтобы уже в стенах училища формировать у своих учащихся все необходимые профессиональные и психологические качества специалиста широкого профиля. Поэтому возникает необходимость периодически повышать свой педагогический уровень в различных формах переподготовки и повышения квалификации.
Методика проведения урока по теме: «Распознавание видов пряностей, приправ и соусов».
Этапы проведения учебного занятия.
Время | Функции занятия | Деятельность мастера | Деятельность учащихся | ||
5 мин. | Организационная часть. Направлен на подготовку группы к активной работе, проводится в форме беседы. Позволяет точно и кратко оговорить условия работы и настроить учащихся на выполнение учебно-производственного задания. | Приветствие, проверка наличия учащихся на занятиях, соответствие их внешнего вида, дневников учета производственных работ. | Приветствуют мастера, называют отсутствующих | ||
45 мин. | Вводный инструктаж. С его помощью организуется и направляется деятельность учащихся по выполнению программы учебной практики. Он способствует сознательному освоению предстоящей работы, последовательному формированию умений и навыков. | Предлагает вспомнить основные понятия, необходимые для изучения материала. | Слушают. | ||
10 мин | Проведение целевой установки. 1.Очень важно раскрыть цель урока, т.е. дать им целевую установку на урок. 2. Мотивация направлена на создание творческой обстановки в группе. | 1.Сообщение темы и целей урока. 2. Мастер убеждает учащихся в важности обработки данной темы. Демонстрирует образцы, планшеты, ассортиментные таблицы и т.д. | Слушают. Изучают данные таблицы и образцы | ||
10 мин | Актуализация опорных знаний. Проводится с целью восстановить в памяти учащихся необходимую информацию для восстановления темы: «Распознавание видов пряностей, приправ и соусов». Актуализацию можно провести с помощью фронтального опроса, целью которого является – выявить, насколько полно усвоена тема занятий. | Предлагает вспомнить основные понятия, необходимые для изучения материала. Задает вопросы продуктивного типа: 1.Назовите виды пряностей, дайте им характеристику, назовите их практическое применение. 2. Приправы и соусы – их характеристика, получение, использование и правила хранения. | Слушают мастера, отвечают на заданные вопросы | ||
20 мин | Создание ориентировочной основы действий. | 1. Показ учащимся имеющихся образцов пряностей, приправ и соусов. 2. Рассказать учащимся о назначении учебных карт и о правилах пользования ими. 3. Показать подготовку пряностей, приправ и соусов к продаже. 4. Обратить внимание учащихся на соблюдение правил охраны труда при выполнении трудового действия. 5. Повторить с учащимися, как пользоваться инструментами и инвентарем, как должно быть организованно рабочее место. | Рассматривают имеющиеся в продажи образцы пряностей, приправ и соусов, изучают учебные карты, вспоминают приемы труда при подготовке данного товара к продаже, повторяют вместе с мастером как пользоваться инструментами и инвентарем. | ||
5 мин | Закрепление и проверка усвоения материала Проводится в форме опроса, который несет практический характер | Провести тестовый опрос. | Учащиеся отвечают на заданный тест. | ||
2 часа | Самостоятельная работа и текущее инструктирование. Самостоятельная работа строится на практическом методе. | -Выдача заданий учащимся и распределение их на рабочие места. -Осуществляет контроль и оценку хода подготовки учащихся к работе. -Наблюдение, контроль и оценку выполнения учебно-производственных операций, соблюдение правил безопасности труда и т.п. -оценку результатов учебно-производственной деятельности учащихся. | Учащиеся самостоятельно под наблюдением мастера отрабатывают навыки, по распознаванию ассортимента соблюдая правила безопасности. | ||
10 мин. | Заключительный инструктаж. Проводится в конце урока. Основная цель на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, что и как делать, чтобы предупредить недостатки и закрепить успехи | -Сообщение о выполнении цели; -подведение итогов и анализа выполнения учебно-производственных заданий; -разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения; -анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда; -объявление и выставить оценки в дневник -сообщение темы на следующий урок. | Подводят итоги, анализируя вместе с мастером типичные ошибки, рассматривают пути их устранения. | ||
Задание на дом. | Сообщение домашнего задания. | Записывают задание на дом |
Методика проведения урока по теме: «Распознавание видов пряностей, приправ и соусов».
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА УРОКА: «Распознавание видов пряностей, приправ и соусов».
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: Сформировать умения и навыки распознавания
видов пряностей, приправ, соусов;
Развивающая: Сформировать умения учащихся самостоятельно
определять виды пряностей, приправ и соусов,
распознавать к каким группам они относятся;
Воспитательная: Воспитывать любовь к избранной профессии,
бережное отношение к материальным ценностям.
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ:
- Составление заявки на товары необходимые для пополнения рабочего запаса;
- Отбор товаров по видам для подачи в торговый зал;
- Организация рабочего места, (рациональное распределение инструментов, инвентаря и товаров на оборудовании).
- Вскрытие тары, упаковки;
- Проверка количества товаров внутри каждой упаковки, сверка с маркировкой;
- Проверка качества товара;
- Выкладка товаров на витрину, оформление ценников;
- Встреча покупателей;
- Консультирование покупателя о потребительских свойствах товара;
- Упаковка товара и вручение покупки покупателю вместе с
выбитым чеком;
11. Поблагодарить за покупку;
Перечень учебно-производственных работ – является основой планирования учебной практики и обязательным для выполнения. Все учебно-производственные работы выполняются в определенной последовательности, так как без выполнения предыдущей нельзя перейти к следующей.
На выполнение всех учебно-производственных работ отводится 5 часов.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- Столы, инвентарь для подготовки товаров к продаже.
- Натуральные образцы с пряностей, приправ и соусов.
- Учебная карта по распознаванию видов пряностей, приправ и соусов.
- Инструкционная карта.
- Тест для контроля успеваемости изучаемого материала учащимися.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Для проведения оргмомента целесообразно применить фронтально-групповую организационную форму проведения занятий, так как необходимо проверить явку учащихся на занятиях, наличие специальной одежды, дневника учета учебно-производственных работ.
Группу к активной работе можно подготовить, используя словесный метод.
ПРОВЕДЕНИЕ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА
Для проведения вводного инструктажа целесообразно применять фронтально-групповую организационную форму проведения занятия, так как на данном этапе учебной практики мастер должен работать с целой группой закрепленных за ним учащихся.
Проведение целевой установки
Тему урока следует записать на доске и устно сообщить учащимся.
Цели занятия можно довести до учащихся, используя рассказ. Продажа товаров является одним из основных этапов доведения товара от изготовителя до потребителя. Встреча покупателя, ненавязчивое выявление спроса, предложения товара, грамотная консультация обеспечивает высокую производительность труда продавцов при обслуживании покупателей, увеличивает пропускную способность магазина, повышают культуру обслуживания покупателей.
В настоящее время, когда открываются все новые и новые магазины, и идет борьба за покупателей, актуальность изучения данной темы очевидна, так как покупатель придет только в тот магазин, где его ждут, где ему рады. Цель знаний сформировать умения и навыки обслуживания покупателей при работе с различными пряностями и приправами. Распознавание видов пряностей и их практическое применение.
МОТИВАЦИЮ данного урока можно провести путем демонстрации учащимся различных видов пряностей, приправ и соусов, правильно подготовленных к продаже. Дать товароведную консультацию демонстрационному образцу и предложить, кому-то из учащихся купить данный образец, что вызовет естественно недоумение, и тогда мастеру производственного обучения следует обратить внимание на допущенную ошибку, то есть на те этапы, которые он пропустил в процессе обслуживания покупателя. Все это настраивает учащихся на продуктивную учебно-производственную деятельность. Здесь же можно рассказать краткую историю возникновения пряностей.
«В начале были пряности.
С тех пор как римляне в своих
путешествиях и войнах впервые
познали прелесть острых и
дурманящих, терпких и пьянящих
восточных приправ, Запад уже не
может и не хочет обходиться
как на кухне, так и в погребе без
пряностей»
/С. Цвейг./
В глубокой древности первобытные люди разыскивали в природе растения, которые бы отбивали специфический запах мяса диких животных, возбуждали аппетит, улучшали бы пищеварение. С течением времени список этих растений стал большим.
Пряные растения – это растения, накапливающие в различных органах (листьях, корнях, плодах, корневищах и др.) ароматические или островкусовые вещества.
С давних пор человек оценил пахучие травы. Их аромат отбивал дурной запах гниющих отбросов, оздоровлял воздух в помещениях. Сначала они использовались в различных ритуалах, а позднее для придания аромата и отдушки – как вкусовые вещества и приправы для пищи, а также для приготовления лекарств.
В настоящее время известно более 200 видов пряных растений. Многие из них представляют собой медленно растущие тропические лианы, кустарники или деревья, такие, как черный перец, корица, гвоздика, перец душистый, ваниль, мускатный орех и мускатный «цвет».
Все народы всех времен стремились иметь у себя пряности, которые ценились у них наравне с золотом, серебром, мехами и шелком. Их высокая ценность заставляла торговцев и купцов совершать рискованные, бесконечно далекие по тем временам путешествия. А на сегодняшний день нам нужно только зайти в магазин и мы увидим широкий ассортимент всевозможнейших пряностей, приправ и специй.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
АКТУАЛИЗАЦИЯ – это опрос учащихся, в результате которого определяется степень готовности их к восприятию нового материала, восстанавливается в памяти учащихся требуемая информация, определяется характер дальнейших действий мастера производственного обучения на уроке.
Актуализация говорит о том, что надо «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Она определяет и психологическую подготовку ученика: возбуждает его интерес к теме, создаёт эмоциональный настрой, характеризует оценку степени готовности отдельных учеников к восприятию нового материала.
Актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия это есть установление внутри предметной связи прежних и новых понятий как условие системности усваиваемых знаний и способов действия. В данном случае необходимо вспомнить, что на уроках товароведения ребята узнали о том, что пряности и приправы представляют собой вкусовые продукты, которые содержат эфирные масла, гликозиды, алкалоиды, имеют сильный пряный аромат и часто резкий жгучий вкус. Значение пряности и приправ заключается в том, что они усиливают выделение пищеварительных соков, способствуют усвоению пищи, улучшают вкусовые свойства пищи.
Для проведения актуализации можно использовать две формы:
устная | письменная | ||
достоинство | недостатки | достоинство | недостатки |
Состоит в том, что можно быстро получить результат, развивается речь учащихся, мастер работает с учащимися в непосредственном контакте. | Недостатком же этой формы является то, что мастер не может охватить всех учащихся группы. | Достоинство письменной формы состоит в том, что работают все учащиеся, то есть полный охват; нагрузка на мастера меньшая. | Состоят в том, что сразу нельзя выявить результат, мастер должен затратить время на проверку письменных ответов, и нет развития устной речи учащихся. |
Для проверки актуализации также можно использовать следующие приемы:
- Фронтальный опрос, когда отвечают несколько учащихся, ответ одного как бы дополняет ответ другого.
- Индивидуальный опрос-каждый учащийся отвечает на свой вопрос, поставленный перед ним мастером.
- Комбинированный опрос (устная + письменная формы).
- Уплотненный опрос (у доски и с места).
- Программированный контроль.
- Тестовый контроль.
Требования, предъявляемые к вопросам для проведения актуализации знаний и умений учащихся:
- Вопрос должен соответствовать целям обучения.
- Вопрос не должен содержать различное толкование.
- Вопрос должен быть кратким.
Цель опроса учащихся при проведении актуализации не только в том, чтобы проверить знания учащихся (хотя это тоже важно), сколько в обеспечении способности применить эти знания на практике. Так, при подготовке товаров к продаже целесообразно поставить перед учащимися, следующие вопросы:
- Каково общее понятие пряностей и их значение.
- Классификация пряностей на группы и их практическое применение.
- плодово-семенные пряности.
- цветочные пряности.
- коровые пряности.
- глистовые пряности
- корневые пряности.
- прочие пряности.
3. Хранение пряностей.
4. Приправы, их получение, использование и правила хранения.
- столовая горчица.
- столовый хрен.
- майонез.
- соусы.
- поваренная соль.
- пищевые кислоты.
СОЗДАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ.
Ориентировочная основа действия учащихся создается мастером производственного обучения во время вводного инструктажа и содержит следующие элементы:
- Создание первоначального образа действия. Мастер показывает и объясняет способы выполнения отдельных приемов и их сочетание в операции.
- Этап выполнения комплексных работ – показ всего действия и объяснение последовательности, и правило сочетания и объединение отдельных операций.
Главная задача мастера на этом этапе – заложить в сознание учащихся прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений или самостоятельной работы.
Мастер всегда должен иметь в виду, что все изучаемые, операции, способы работы, правила организации труда для учащихся – новое, незнакомое, трудное дело.
При создании ориентировочного образа действий используют следующую последовательность:
- Показывает учащимся порядок встречи покупателей, обращая внимание на то, что каждый покупатель это отдельная личность и требует к себе индивидуального подхода, что хорошо для одного совершенно неприемлемо для другого. Показ и объяснение можно провести, используя словесный метод.
- Рассказать о возможных вариантах встречи покупателя: «Здравствуйте»; «Пожалуйста, что Вас интересует?»; «Разрешите помочь Вам в выборе товара?»;
- Выяснить какой из вариантов им больше нравится.
- Объяснить учащимся, что искусство общения – есть важный элемент в профессии продавца.
Культура торговли определяется деловыми качествами работников магазина. Продавец кроме квалифицированной консультации должен правильно предложить, показать и продать товар и для этого обслуживание должно сопровождаться внимательным отношением к покупателю. Не зря говорят: не хлебом единым жив человек. В наши дни забота о хлебе насущном приняла иную форму. В отличие от еще совсем недавних дефицитных времен сейчас можно зайти в магазин и набрать все, что душа желает и кошелек позволят. Проблема сейчас в том чтобы покупатель пришел именно к нам, и покупку приобрел именно у нас, а не где-нибудь еще, поэтому при обслуживании покупателей нужно быть тонким психологом, подбирая к каждому индивидуальный подход, оберегая достоинство и покупателя, и торгового работника.
- Показать оборудование, инвентарь и инструменты, необходимые для продажи различных видов пряностей, приправ и соусов. Здесь следует обратить внимание учащихся на правильность организации рабочего места. Показать учащимся образцы имеющихся в продаже пряностей, приправ, и соусов. Каковы общие правила их продажи. Показ и объяснение можно провести, используя словесный метод и метод демонстрации с использованием натуральных образцов товаров.
При выявление спроса покупателя, следует обратить внимание на то, что делать это нужно как можно быстрее и ненавязчиво, так как одна ошибка может настроить покупателя на негативный лад или даже отказаться от покупки, так и не начав выбор товара. Ученики должны знать, что продавец обязан, не ожидая вопроса покупателя, в вежливой форме спросить, какие продукты он хочет приобрести, чтобы до конца понять покупателя, его желание, мнение, важно чтобы беседа продавца с покупателем была диалогом, а не монологом. Выяснив намерения покупателя, получив первые представления, продавец уже может предлагать, а при отсутствии нужного товара, товар, его заменяющий.
Показ товара – немаловажный элемент процесса продажи. Консультируя о свойствах и качестве товара, продавец должен знать о товаре все – сырье, способ изготовления, назначение, условия хранения.
Во время консультаций покупателя продавец должен быть приветлив и любезен. Мастер должен объяснить, что в процессе продажи товаров продавец должен владеть техникой общения с покупателем, уметь обратится к нему, отказать, выразить согласие, благодарность, извинится.
А как быть, если покупатель не купил товар? Некоторые продавцы провожают такого покупателя, недружелюбным взглядом, а не редко и репликой. Нужно пояснить учащимся, что покупатель не купивший товар сегодня, купит его завтра. Недаром во многих магазинах вывешивают рекламные плакаты:
«Если мы Вас плохо обслужили, скажите нам, а если хорошо - расскажите Вашим друзьям и знакомым».
- Далее показывают специальные операции продажи лицам (покупателям) требующим особого подхода, входящим в особые группы, именно пожилых людей, детей, домохозяек, спешащих и т.п. не помешает еще раз напомнить, что каждый покупатель это личность.
Нужно научиться находить подход к каждому покупателю в зависимости от его пола, возраста, характера, состояния здоровья, образования, профессии.
- Необходимо обратить внимание учащихся на соблюдение правил охраны труда при выполнении трудового действия. Повторить с учащимися, как пользоваться инструментами и инвентарем, как должно быть организованно рабочее место.
РАЗБОР ДОКУМЕНТОВ ПИСЬМЕННОГО ИНСТРУКТИРОВАНИЯ.
Значительно облегчается показ и его усвоение учащимися, если мастер производственного обучения на рабочем месте имеет документы письменного инструктирования, к ним относятся:
- Учебные карты;
- Алгоритм;
- Инструкционные карты;
- Инструкционно - технологические карты.
Мастер вначале зачитывает рекомендации, содержащиеся в учебной карте, а затем показывает соответствующие трудовые действия и приемы.
Эффективность проведения урока с применением учебных карт обуславливается тем, что учащиеся, имея такие карты на своих рабочих местах, в процессе упражнения могут в любой момент обратиться к инструктивным указаниям карты и продолжать правильно выполнять упражнения без помощи мастера.
Применение инструкционных карт при изучении операций в значительной степени облегчает работу мастера производственного обучения, способствует повышению качества обучения учащихся.
Инструкционную карту показа трудового приема мастеру следует составлять для себя при подготовке к уроку учебной практики, она очень помогает в работе.
Карточки-задания применяют для организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося, т.е. для решения определенных задач, выполнения умственных действий.
Для закрепления знаний об ассортименте данной темы можно применить следующую таблицу (которую учащиеся должны оформить самостоятельно):
Карточка-задание
(заполняют учащиеся самостоятельно при работе с наглядным пособием)
По теме: «Распознавание видов пряностей,
приправ и соусов».
Наименование | Группа | Единица измерения | Вкус и аромат | Применение | Условия и сроки хранения |
Алгоритм выполнения действий по теме:
«Распознавание видов пряностей, приправ и соусов»
Алгоритм
Выполнение действий по вскрытию тары.
Вскрытие коробки.
Вскрытие ящика.
|
РАССМОТРЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК.
Процесс вводного инструктажа должен быть построен с предупреждением ошибок и затруднений, которые чаще всего испытывают учащиеся.
В процессе показа обратите внимание учащихся на ошибки, которые чаще всего встречаются.
К типичным ошибкам относятся:
- Не аккуратно подготовленное рабочее место;
- Не тактичная навязчивая встреча покупателя и выявление его потребностей;
- Не точная консультация о потребительских свойствах и качества товара;
- Не доброжелательное вручение покупки.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И ВЫБОР БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА.
При выполнении действий связанных с продажей товаров рабочие места целесообразно организовать за столами-прилавками. Инвентарь и инструменты следует размещать с учетом товаров, представленных на данном рабочем месте.
Требование к рабочему месту учащихся:
- Хорошая освещенность рабочей зоны;
- Обеспечение условий для наименее утомительной, рабочей позы учащихся;
- Свободный доступ к товару.
При продаже товаров учащиеся должны помнить о соблюдении правил охраны труда и пожарной безопасности.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МАТЕРИАЛА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА.
Закрепление и проверка усвоения материалов вводного инструктажа следует осуществлять в форме опроса учащихся. Однако, это уже не тот опрос, который проводился в начале инструктажа. При изучении мастер производственного обучения может предложить учащимся воспроизвести показанные приемы, повторить правила их выполнения. На такую проверку не нужно жалеть времени, особенно при первоначальном изучении новых приемов и операций. В заключительную беседу нужно вовлекать, возможно, большее количество учащихся, особенно «слабых». И только убедившись, что большинство учащихся достаточно успешно начать работу, можно давать разрешение на самостоятельную работу.
Примерные вопросы для закрепления материала:
- Как должен встретить продавец покупателя?
- Что нужно сделать для выявления покупательского спроса?
- О чем может проконсультировать продавец покупателя?
- Как проверить качество товара?
- После чего можно упаковать товар?
- С какими словами нужно вручать покупку покупателю?
Тест:
Контроля знаний учащихся по теме: «Распознавание видов пряностей, приправ и соусов».
- Что представляют собой пряности? а). кондитерские изделия. б). хлебобулочные изделия. в). вкусовые продукты.
- Какие части растений находят практическое применение? а). плоды, б). листья, в). корни.
- Что относится к цветочным пряностям? а). анис, б). гвоздика, в). корица.
- Сколько видов перца бывает? а). два, б). три, в). четыре.
- Где высушивают лавровый лист? а). в тени, б). на открытом солнце, в). в печи.
- При какой влажности следует хранить пряности? а). 65 – 75%, б). 40 – 50%, в). 80 – 90%.
- Что не относится к приправам? а). молоко, б). майонез, в). столовый хрен.
- При какой температуре хранят майонез? а). от -10 до 0 градусов, б). от 0 до + 10 градусов, в). выше 10 градусов.
- На какие сорта делят поваренную соль? а). экстра, высший, первый, второй. б). высший, первый и второй. в). первый и второй.
- Чем разбавляют уксусную эссенцию?
а). спиртом б). водой
в). не разбавляют.
Ответы на тест.
- в). 6. а).
- а), б), в). 7. а).
- б). 8. б).
- в). 9. а).
- а). 10. б).
ВЫДАЧА ЗАДАНИЙ УЧАЩИМСЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ НА РАБОЧИЕ МЕСТА.
Выдача заданий учащимся производится мастером производственного обучения. Задание выдается всей группе в определенной последовательности, где применяется сочетание: инструктирование учащихся и последовательность упражнений по обслуживанию покупателей.
Задание:
- Встретить покупателей;
- Выявить спрос;
- Проконсультировать покупателя;
- Проверить качество товара;
- Упаковать товар;
- Выдать товар покупателю.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В МАСТЕРСКОЙ
Учащиеся, получив задание, приступают к его выполнению. После успешного выполнения одного задания приступают к выполнению следующего.
Первым заданием для всех учащихся является составление заявки на товары необходимые для подачи в торговый зал для пополнения рабочего запаса.
Вторым заданием будет являться организация рабочего места.
Третьим заданием – подготовка товаров к продаже.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся должны не только полностью копировать действия мастера, но и самостоятельно решать задачи, поставленные в упражнениях. Каждое выдаваемое упражнение основывается на предыдущем и закладывает основу для выполнения последующих упражнений, способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущее. В каждом упражнении постепенно соединяются первоначальные умения, для того чтобы довести их до профессиональных. При выполнении упражнений учащиеся овладевают рабочей позой, структурой координации движения, способами контроля для предупреждения возможных ошибок.
Учебная деятельность учащихся.
- Понимание целей и задач урока.
- Подготовка рабочего места.
- Соблюдение правил безопасности труда.
- Правильность выполнения приемов работы.
- Соблюдение технических требований.
- Умение проводить самоконтроль.
- Степень самостоятельности, осознанность действий.
- Типичные ошибки и затруднения.
- Качество выполняемых работ.
ТЕКУЩЕЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ.
Руководство учебно-производственной деятельностью учащихся на уроке учебной практики, формирование у них профессиональных умений и навыков мастер осуществляет путем их текущего инструктирования. Основная цель текущего инструктирования – добиться, чтобы учащиеся выполняли учебно-производственные задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков.
Текущее инструктирование учащихся проводится, как правило, индивидуально. Основной организационной формой индивидуального инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся.
Обычно во время целевых обходов проверяют, все ли учащиеся приступили к выполнению работы, правильно ли применяются приемы и способы работы, каково качество выполнения работы на определенном этапе. Если во время целевого обхода обнаружится, что многие или большинство учащихся делают одинаковые ошибки, целесообразно приостановить работу всех учащихся и повторно показать недостаточно усвоенные приемы.
Контроль деятельности учащихся осуществляется путем проверки хода и результатов выполнения упражнений и путем текущих наблюдений за учащимися в процессе работы. Текущие наблюдения проводятся на протяжении всего урока.
По результатам текущего инструктирования постепенно накапливаются о каждом учащемся данные, характеризующие его достижения и ошибки, достоинства и недостатки.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА
Большое влияние на успешность учебной практики оказывает правильная оценка выполнения учебно-производственных работ. Оценка не только подводит итог учебно-производственного труда учащихся, но и имеет большое воспитательное значение.
Необходимо провести разбор типичных ошибок, которые встречались при выполнении самостоятельной работы учащихся.
Отметка выставляется с учетом критериев. После рассмотрения типичных ошибок и объявления отметок, учащимся выдается домашнее задание.
Домашнее задание содержит в себе пройденное на данном уроке с целью закрепления материала. В него включают теоретические вопросы необходимые для актуализации следующего урока учебной практики, упражнения для устранения ошибок, допущенных на текущем уроке.
Цель домашнего задания:
- Отработка цели данного урока;
- Подготовка к следующему уроку.
7. Заключение.
Формирование профессиональных умений и навыков - ключевая задача учебной практики. Усваивая умения и навыки, необходимые современному квалифицированному специалисту, учащийся выступает как субъект практической деятельности, в материальных результатах которой заинтересовано общественное производство. Молодой рабочий может по-настоящему участвовать в коллективном производительном труде только в том случае, если он овладел всем комплексом профессиональных умений и навыков по определенной профессии. Следовательно, профессионализм, достигнутый в осуществлении производственных функций, выступает необходимой предпосылкой участия человека в деятельности производственного коллектива, условием вхождения в него и усвоения его норм и моральных ценностей.
Социально-экономические условия жизни общества предъявляет жестокие требования к личностным и профессиональным качествам наших выпускников. Соответственно, выпускник современной общеобразовательной и профессиональной школы должен обладать определенными качествами личности:
- Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем.
- Критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии искать пути рационального решения.
Успешное решение задач по повышению качества подготовки квалифицированных профессиональных специалистов во многом зависит от подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей к занятиям, применение ими педагогических технологий.
8. Список литературы.
- Макиенко Н.И. «Педагогический процесс в училищах профессионально технического образования. М.1983г.
- Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Москва. 2000г.
- Дружинина А. «Как не растеряться в магазине». 2005г
1. Пряности представляют собой вкусовые продукты, содержащие ароматические (эфирные масла) или островкусовые (алкалоиды и глюкозиды) вещества. Имеют сильный приятный аромат и часто резкий жгучий вкус. Значение приправ заключается в том, что они усиливают выделение пищеварительных соков, способствуют усвоению пищи, улучшают вкусовые свойства пищи.
Пряности применяют в хлебопечении, в консервировании, колбасном, ликеро-водочном и кондитерском производстве, а в кулинарии придают пище приятный вкус и запах.
2. Пряности – вкусовые продукты растительного происхождения, используют обычно в высушенном виде. В зависимости от того, какая часть растения находит практическое применение, пряности классифицируют на следующие группы: плодово-семенные (горчица, перец, анис, тмин, кориандр, кардамон, ваниль, бадьян, мускатный орех), цветочные (гвоздика, шафран), листовые (лавровый лист), коровые (корица), корневые (имбирь).
а). Плодово-семенные пряности.
Горчица - поступает в продажу в виде сухого порошка. По качеству горчичный порошок делят на первый и второй сорта с содержанием влаги 10%. Горчица первого сорта имеет острый вкус, светло –желтый цвет, и не темнеющий при смешивании с водой. Горчица второго сорта имеет желтый цвет, при смешивании с водой темнеет.
Перец различают четырех видов: черный, белый, душистый и красный.
Черный перец – высушенные недозрелые плоды ползучего тропического растения (родиной является Индия). Зерна доброкачественного перца должны быть шаровидной формы с морщинистой поверхность, цвет черный, с коричневым оттенком. Молотый перец – порошкообразный продукт темно -серого цвета с различными оттенками. Используют перец черный при приготовлении мясных, рыбных, овощных блюд, для ликеро – водочных изделий, консервирования.
Перец белый – плоды шаровидной формы серо-кремового цвета. Аромат более тонкий, чем в черном перце. Вкус средне жгучий. Используют в приготовлении колбас высшего сорта.
Душистый перец – недозрелые высушенные плоды тропического дерева. Плоды имеют шероховатую поверхность, шаровидную форму, цвет коричневый различных оттенков. Вкус остропряный, жгучий, аромат сложный – гвоздики, корицы и мускатного ореха. Красный перец –высушенные целые или измельченные в порошок стручки острого горького перца. Молотый красный перец имеет цвет от оранжевого до светло – коричневого с бурым оттенком, вкус жгучий и слабожгучий.
Анис – зрелые двухсеменные плоды (длина семя 2-5мм) травянистого растения. Плоды имеют желтовато – серый цвет, характерный анисовый запах и сладкий вкус. Используют анис в кулинарии, хлебопечении, ликеро – водочном производстве, парфюмерии и медицине.
Кориандр – высушенные зрелые плоды однолетнего травянистого растения. Плоды шаровидной формы, желтовато – коричневого цвета, вкус пряный, сладковатый, ароматный запах. Используют кориандр для ароматизации хлеба, сыров, колбас, маринадов, мучных кондитерских изделий, ликеро – водочных изделий.
Тмин – плоды однолетнего травянистого растения. Плоды тмина продолговато – овальной формы, цвет коричневый с буровато – зеленоватым оттенком. Они имеют вкус жгучий, горьковато – пряный, своеобразно – пряный запах. Используют тмин при квашении капусты, приготовлении сыров, кондитерских изделий, хлеба.
Ваниль – высушенные недозрелые стручки тропической орхидеи, плоды содержат до 3% ванилина, определяющего сильный аромат. Ваниль одна из самых дорогих пряностей на мировом рынке, ее трудно культивировать. Поэтому, в настоящее время производят искусственный заменитель – ванилин. Синтетический ванилин – это белый кристаллический порошок, обладающий сильным ванильным запахом и жгучим вкусом. Для удобства пользования ванилин выпускают смешанным с сахарной пудрой – ванильный сахар. Используют ванилин при изготовлении мучных, кондитерских изделий, мороженного и др.
Кардамон – это высушенные недозрелые плоды вечно зеленого травянистого растения, произрастающего в тропических странах. Плоды представляют собой трехгнездные овальные коробочки длиной 8 – 20мм, в которых размещаются 9 – 18 мелких красновато – бурых семян, которые обусловливают свойственный кардамону пряный запах и острый вкус. Плоды должны быть овальной формы с ребристой поверхностью от светло – зеленого до бурого или светло – кремового цвета с семенами темно – коричневого цвета. Молотый кардамон вводят в смеси хлебобулочных, мучных кондитерских продуктов, колбас, маринадов и др.
Мускатный орех представляет собой высушенные семена мускатного дерева, произрастающего в тропических странах. Семена имеют овальную или округлую форму, свело – коричневого цвета с извилистыми углубленными бороздками на поверхностях. Мускатный орех имеет пряный, смолистый, слабо жгучий вкус. Применяют его в кулинарии для мясных и сладких блюд, для приготовления колбас, ликеро – водочных изделий.
б). Цветочные пряности.
Гвоздика – это высушенные нераскрывшиеся почки гвоздичного дерева, культивируемого в тропических странах. Цветочные почки должны быть с мелкоморщинистой поверхностью, состоящие из утолщенного вверху стебелька и головки с чашелистиками, цвет коричневый разных оттенков, вкус сильно пряный, жгучий. Гвоздика поступает в продажу молотая и в целом виде. Доброкачественная гвоздика тонет в воде или плавает вертикально, неполноценная – плавает горизонтально, из головки при нажатии выделяется капелька ароматного масла.
Шафран – это высушенные рыльца цветов многолетнего растения. Шафран представляет собой тонкие гибкие нити темно – красного цвета. Запах шафрана своеобразный, сильный, вкус пряный, горьковатый. Употребляют его для окрашивания сыров, масел и других продуктов в желтый цвет.
в). Коровые пряности.
Корица представляет собой высушенную кору коричневых деревьев, произрастающих в тропических странах. Вкус сладковато – пряный, запах пряный, приятный. Лучшая корица (цейлонская) имеет светло – коричневую окраску. В продажу поступает корица в виде трубочек, молотая и молотая с сахаром. Корицу используют для приготовления кондитерских, ликеро – водочных изделий, маринадов, колбас.
г). Листовые пряности.
Лавровый лист – это высушенные листья лавра благородного, произрастающего в Крыму и на Кавказе. Лавровый лист после высушивания в тени должен быть зеленоватого цвета, вкус слегка горьковатый, аромат пряный. Применяют лавровый лист при консервировании, мариновании, солении и в кулинарии.
д). Корневые пряности.
Имбирь представляет собой очищенные и высушенные куски корневищ различной формы тропического растения. Имбирь поступает в продажу виде кусочков корневищ и молотым. Кусочки корневищ светло – серого цвета, а молотый имбирь (порошкообразный) серовато – желтого цвета с пряным имбирным запахом и жгучим вкусом. Его используют для ароматизации мучных кондитерских, ликеро – водочных изделий, колбас, для улучшения вкуса пива (имбирное пиво).
е).Прочие пряности.
К прочим пряностям относятся укропное масло, мяту, чабрец, донник, базилик, любисток и другие.
3). Хранят пряности в чистом, сухом помещении при температуре от 5 до 15 градусов и относительной влажности 65 -75%, в герметической упаковке, чтобы не улетучились ароматические вещества.
При высокой влажности воздуха пряности плесневеют, а при слишком низкой – высыхают.
Пряности легко воспринимают посторонние запахи и передают свои. Поэтому хранить их следует отдельно от других товаров, соблюдая товарное соседство.
4). К приправам относят столовую горчицу, столовый хрен, майонез, соусы, поваренную соль, уксус, пищевые кислоты. Они улучшают вкус и аромат пищи, повышают ее питательную ценность.
а). Столовую горчицу получают растиранием сухого порошка с теплой водой. Для улучшения вкуса и аромата добавляют уксус, соль, сахар, пряности, растительное масло. Доброкачественная горчица должна иметь желтый цвет с коричневым оттенком, однородную мажущуюся консистенцию, вкус остро жгучий. Хранят при температуре не выше 10 градусов в течении 3х месяцев. Готовую горчицу используют как приправу к мясным, жареным блюдам.
б). Столовый хрен изготавливают из натертого корня хрена (многолетнего растения), добавляя соль, сахар, уксус. Хрен улучшает вкус пищи и витаминизирует ее. В продажу поступает хрен Столовый, с майонезом, свеклой, морковью. Ценится хрен как острая приправа к холодным мясным и рыбным блюдам. Хранить его следует при температуре не выше 10 градусов в течении 1 – 1,5 мес.
в). Майонез представляет собой сметанообразный высокопитательный продукт. Майонез готовят из рафинированных растительных масел с добавлением яичных продуктов, соли, сахара, пряностей и других вкусовых добавок. Его используют как приправу к мясным, рыбным, овощным блюдам, для салатов, придавая им своеобразный вкус и аромат, повышая усвояемость. В зависимости от калорийности майонезы подразделяют на следующие виды: высококалорийные – жира более 55%, среднекалорийные – 40 – 55% и низкокалорийные – менее 40%.
Майонез должен иметь однородную сметанообразную консистенцию, вкус и запах в соответствии с техническим описанием для конкретного наименования майонеза, цвет белый или кремовато – желтый с разными оттенками. Майонез хранят при температуре от 0 да +10 градусов. Сроки хранения зависят от вида майонеза и указаны на упаковке.
г). Соусы получают из томатных продуктов или свежих зрелых помидоров, уваривают их с сахаром, солью, уксусом, пряностями. А также бывают деликатесные соусы на соевой основе. Хранят соусы в темном помещении при температуре не выше 10градусов, сроки хранения указаны на упаковке.
д). Пищевая поваренная соль – это кристаллический хлористый натрий NaCl. Поваренную соль используют как приправу к пище, при консервировании рыбы, овощей, сыров, мяса.
По способу получения подразделяют на следующие виды: самосадочная – озерная соль, каменная соль – крупные куски в недрах земли, садочная – бассейная соль, которую получают из морской воды, выварочная соль, полученная выпариванием подземных рассолов.
По способу обработки соль бывает кристаллическая и молотая. Молотая соль в зависимости от размеров кристаллов делится на четыре номера: №0 – величина кристаллов 0,8мм, №1 -1,2мм, №2 – 2,5мм, №3 -4мм. Самой крупной является соль №3, ее используют для посола рыбы, мяса.
Поваренную соль по качеству делят на четыре сорта: экстра, высший, первый и второй. Соль экстра должна иметь белый цвет, во всех остальных сортах допускается сероватый, желтоватый и розоватый оттенок.
Для профилактики заболеваний щитовидной железы выпускают йодированную соль.
е). В продажу поступают пищевые кислоты: лимонная, яблочная, молочная кислоты.
Лимонная кислота – это бесцветные твердые кристаллы сухой сыпучей консистенции. Она легко растворяется в воде, раствор прозрачный, вкус кислый, без запаха. Хранят в сухих помещениях. Используют лимонную кислоту в производстве безалкогольных напитков, кондитерских изделий и др.
Уксусную кислоту получают уксуснокислым брожением вина, пива или сухой перегонки дерева. В зависимости от используемого сырья уксус выпускают яблочный, винный, пивной.
Столовый уксус содержит от3 до 9% уксусной кислоты, и получают его из спиртовых жидкостей. Доброкачественный уксус должен быть прозрачным, бесцветным, без мути и осадка. Вкус его кислый, запах – характерный, без посторонних привкусов и запахов.
Вырабатывают ароматизированный уксус с содержанием 5 – 6% уксусной кислоты, добавляя настои душистых трав, пряностей.
Уксусная эссенция содержит 70 – 80% уксусной кислоты. Перед употреблением ее необходимо развести водой до 5%-ной концентрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока учебной практики
Разработка урока учебной практики по теме «Введение в профессию «Станочник (металлообработка)» с использованием игровых технологий и интерактивных методов обучения поз...
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...
Методическая разработка по учебной практике ПМ.02 Разработка конструкций и шаблонов
Опорный конспект для обучающихся по теме: "Оформление линий борта в изделиях с застёжкой, расположение петель и карманов"...
Методическая разработка по учебной практике ПМ. 02 Разработка конструкций и шаблонов.
Опорный конспект по теме: "Конструктивное моделирование"...
Методическая разработка урока учебной практики по теме «Виды слесарных операций и способы обработки металла» по профессии 23.01.03 Автомеханик
В методической разработке представлен пример урока учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик для обучающихся 1 курса....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики по профессии 15.01.25 «Станочник (металлообработка)» ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (токарных, фрезерных, сверлильных, копировальных, шпоночных, шлифовальных)
laquo;Шлифование плоских поверхностей с ручной подачей. Проверка паралельности и плоскостности»...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Виды слесарных операций и способы обработки металла"
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомоблилей....