Опыт наставничества как фактор эффективной работы
опыты и эксперименты

Ящук Наталья Юрьевна

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное   взаимно обогащающее   общение,   основанное   на    доверии  и партнерстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт наставничества как фактор эффективной работы

Ящук Наталья Юрьевна

государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение «Обшаровский

государственный техникум

им.В.И.Суркова»

       Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное   взаимно обогащающее   общение,   основанное   на    доверии  и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный  на организацию взаимоотношений  наставника  и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает

новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми  для  стимуляции   и  поддержки  процессов  самореализации и самосовершенствования наставляемого.

В нашем техникуме используются следующие модели наставничества:

Педагог – педагог, педагог – студент, студент – студент, работодатель студент.

     Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

Целевая модель наставничества техникума, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования  (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием программы наставничества в техникуме, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между студентами и педагогами. Рассмотрим каждую форму наставничества.

         Форма  наставничества «Педагог – педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.  Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри техникума, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:

- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

- ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

- прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в техникуме;

- ускорить процесс профессионального становления педагога.

         Форма  наставничества «Педагог – студент». Это  практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная модель наставничества помогает талантливым студентам планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции. Целевая группа: обучающийся, группа обучающихся; Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах Абилимпикс, конкурса Молодые профессионалы);

        Форма наставничества «студент – студент»

Предполагает взаимодействие  студентов одной образовательной организации, при котором один из студентов находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации,    формирование    устойчивого     сообщества     обучающихся  и сообщества благодарных выпускников.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации,  лояльность  учеников  и  будущих  выпускников к школе. Студенты – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому

совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Студенты победители олимпиад, чемпионатов практики наставничества обучающихся.

Среди оцениваемых результатов:

● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и техникума;

● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;

● снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;

● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри группы и техникума.

Форма наставничества «Работодатель - студент»

    Данная форма предполагает создание органичной системы взаимодействия техникума и региональных предприятий с целью получения студентами – актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем.

Результатом работы наставника будет повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность

Среди оцениваемых результатов

● повышение образовательных результатов обучающихся;

● численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

● численный рост количества мероприятий мотивационного и практического характера в техникуме;

● численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);

● численный рост планирующих трудоустройство на предприятиях /организациях выпускников техникума.

Так как все эти формы  наставничества в нашем техникуме применяются более четырех лет

 Можно сделать вывод о том,  что при благоприятной  ситуации положительные результаты, которые получает наставник, помогают ему более глубоко изучать и наблюдать исполнение своей работы в самой организации, повышается его квалификация, происходит расширение навыков. Многие опытные и старшие по должности наставники берут на себя эту ответственность не из-за должностных обязанностей, а ради удовлетворения, которое приносит эта роль. Другими словами, они видят в этом повышение собственной значимости, профессионального уровня и вклад в полезное дело.

В результате эффективного осуществления наставничества студент приобретает способности развивать навыки и умения, что положительно сказывается на повышении его профессионального уровня и способностей и, как следствие, карьерном росте.

Наставничество является важным фактором оптимизации адаптационных процессов, сократилась длительность адаптации к новым условиям, увеличился рост планирующих трудоустройство на предприятиях /организациях выпускников техникума, повысилась  успеваемость и улучшился психоэмоциональный  фон внутри группы и техникума. увеличился численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.

Литература:

1.  Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 5. С. 92–112.

2. Положение о наставничестве в ГБПОУ «Обшаровский государственный техникум им.В.И.Суркова».

3.Андреева Я.Н. Принципы хорошего наставничества . 2018 Выпуск №1 (17),  С.1-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческая команда как фактор эффективного развития образовательных организаций.

Актуальность исследования обусловливается необходимостью созданияэффективной профессиональной управленческой команды образовательногоучреждения, отвечающей социально-педагогическим требованиям к его р...

Статья "Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективности личного и профессионального становления"

В статье отражается важность здоровьясбережения как важного фактора для выполнения профессиональных задач...

Опыт наставничества по модели «студент-студент»

Целевая модель наставничества обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования в Борзинском филиале ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж», вкл...

Опыт наставничества по модели «студент-студент»

Наставничество - «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. АСИ, Всероссийский форум «Наставни...