Опыт наставничества как фактор эффективной работы
опыты и эксперименты
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимно обогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yashchuk_opyt_nastavnichestva_kak_faktor_effektivnoy_raboty_.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт наставничества как фактор эффективной работы
Ящук Наталья Юрьевна
государственное бюджетное
профессиональное образовательное
учреждение «Обшаровский
государственный техникум
им.В.И.Суркова»
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимно обогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
В нашем техникуме используются следующие модели наставничества:
Педагог – педагог, педагог – студент, студент – студент, работодатель студент.
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
Целевая модель наставничества техникума, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием программы наставничества в техникуме, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между студентами и педагогами. Рассмотрим каждую форму наставничества.
Форма наставничества «Педагог – педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри техникума, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в техникуме;
- ускорить процесс профессионального становления педагога.
Форма наставничества «Педагог – студент». Это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная модель наставничества помогает талантливым студентам планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции. Целевая группа: обучающийся, группа обучающихся; Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах Абилимпикс, конкурса Молодые профессионалы);
Форма наставничества «студент – студент»
Предполагает взаимодействие студентов одной образовательной организации, при котором один из студентов находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Студенты – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому
совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Студенты победители олимпиад, чемпионатов практики наставничества обучающихся.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и техникума;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;
● снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри группы и техникума.
Форма наставничества «Работодатель - студент»
Данная форма предполагает создание органичной системы взаимодействия техникума и региональных предприятий с целью получения студентами – актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем.
Результатом работы наставника будет повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность
Среди оцениваемых результатов
● повышение образовательных результатов обучающихся;
● численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;
● численный рост количества мероприятий мотивационного и практического характера в техникуме;
● численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);
● численный рост планирующих трудоустройство на предприятиях /организациях выпускников техникума.
Так как все эти формы наставничества в нашем техникуме применяются более четырех лет
Можно сделать вывод о том, что при благоприятной ситуации положительные результаты, которые получает наставник, помогают ему более глубоко изучать и наблюдать исполнение своей работы в самой организации, повышается его квалификация, происходит расширение навыков. Многие опытные и старшие по должности наставники берут на себя эту ответственность не из-за должностных обязанностей, а ради удовлетворения, которое приносит эта роль. Другими словами, они видят в этом повышение собственной значимости, профессионального уровня и вклад в полезное дело.
В результате эффективного осуществления наставничества студент приобретает способности развивать навыки и умения, что положительно сказывается на повышении его профессионального уровня и способностей и, как следствие, карьерном росте.
Наставничество является важным фактором оптимизации адаптационных процессов, сократилась длительность адаптации к новым условиям, увеличился рост планирующих трудоустройство на предприятиях /организациях выпускников техникума, повысилась успеваемость и улучшился психоэмоциональный фон внутри группы и техникума. увеличился численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
Литература:
1. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 5. С. 92–112.
2. Положение о наставничестве в ГБПОУ «Обшаровский государственный техникум им.В.И.Суркова».
3.Андреева Я.Н. Принципы хорошего наставничества . 2018 Выпуск №1 (17), С.1-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические цели профессиональной деятельности, связанные с эффективностью работы колледжа
цели работы...
Опыт применения индивидуального подхода в работе классного руководителя с «нестандартными» студентами образовательного учреждения СПО.
показан опат работы классного руководителя....
Классный час на тему: «Вредные и опасные факторы при работе с компьютером»
В последние годы большое внимание уделяется улучшению условий труда пользователей электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) и видеодисплейных терминалов (ВДТ), несмотря на то, что качество и безопасность...
Управленческая команда как фактор эффективного развития образовательных организаций.
Актуальность исследования обусловливается необходимостью созданияэффективной профессиональной управленческой команды образовательногоучреждения, отвечающей социально-педагогическим требованиям к его р...
Статья "Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективности личного и профессионального становления"
В статье отражается важность здоровьясбережения как важного фактора для выполнения профессиональных задач...
Опыт наставничества по модели «студент-студент»
Целевая модель наставничества обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования в Борзинском филиале ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж», вкл...
Опыт наставничества по модели «студент-студент»
Наставничество - «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. АСИ, Всероссийский форум «Наставни...