«Научное и ненаучное познание»
методическая разработка
Не редко из уст школьников, которые стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни можно услышать следующие фразы: «зачем мне ваши физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант…». Можно ли считать подобные взгляды обоснованными? Что такое «научное познание?» Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республика Северная Осетия-Алания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на проведение открытого урока по обществознанию на тему:
«Научное и ненаучное познание»
Автор: Болотаева М.О.
преподаватель истории
г. Владикавказ
2021г.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- непримиримое отношение ко всякому насилию над людьми;
- толерантность, как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, традициям, ценностям.
Предметные :
- формирование умений объяснять значение понятий и терминов: « научная теория» , «эмпирический закон», « гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция»;
- ознакомление с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания;
- развитие у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск , систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать , анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Метапредметные :
- умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия;
- способствовать самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать и удерживать учебную задачу;
- владение умениями работать с учебной информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы;
- готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
- воспитание активной гражданской позиции обучающихся.
Ход урока
- Организационный момент.
Не редко из уст школьников, которые стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни можно услышать следующие фразы: «зачем мне ваши физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант…». Можно ли считать подобные взгляды обоснованными? Что такое «научное познание?» Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей.
Задумаемся над этими вопросами. В первой части урока мы рассмотрим следующие вопросы:
- Изучение новой темы
План урока :
- Особенности научного познания
- Два уровня научного познания
- Методы научного познания
- Научное мышление и современный человек
Во второй части урока нам предстоит узнать многообразие путей познания мира. Для этого рассмотрим следующие вопросы:
- Миф и познание мира
- Народная мудрость и здравый смысл
- Познание средствами искусства
- Новый материал
Почему у некоторых людей сложилось негативное отношение к научному познанию, почему увеличивается число шарлатанов и обманщиков? Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощью анализа материалов параграфа 10. Для этого разобьемся на группы. (преподаватель заранее разбивает обучающихся на группы учитывая их индивидуальные способности) Обучающимся раздаются карточки –задания , используя которые они готовят текст ответа на поставленные вопросы , знакомясь с содержанием пунктов параграфа.
Группа 1 работает над пунктом «Особенности научного познания »
Вопросы и задания к группе 1
- На что прежде всего нацелена науки?
- К чему она стремиться?
- Как мы обычно проверяем правильность своих представлений в повседневной жизни?
- Каким образом в науки подтверждается истинность получаемых знаний?
- Назовите принципы научного исследования
- В чем состоит особенность научного языка
Группа 2 работает над пунктом «Два уровня научного познания»
Вопросы и задания к группе 2
1.Что составляет основу науки?
2. Что такое «эмпирические законы»?
3. Какой уровень научно знания они формулируют. Приведите примеры.
4. Что подразумевают ученые под теоретическим уровнем научного знания?
5. Какое познавательное значение имеют теории. Приведите пример.
Группа 3 работает над пунктом «Методы научного познания»
Вопросы и задания к группе 3
- Каким образом добываются эмпирические научные знания
- Дайте характеристику научному наблюдению
- В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений
- Приведите пример их тесной взаимосвязи
- Какую роль играет гипотеза в ходе научного познания ? Приведите пример
- Какое значение имеет метод моделирования
Группа 4 работает над пунктом научное мышление и современный человек.
Вопросы и задания к группе 4
- Насколько связаны человек и наука в наши дни ? Приведите примеры.
- Проследите исторический процесс постепенного роста научного мышления человека
- Какие тенденции стали наблюдаться в последние десятилетие в ряде стран по отношению к научным знаниям ?
- Укажите причины возрастания альтернативных научным взглядов и установок
- А как считаете вы?
Подведем итоги первой части нашего урока и проанализируем проблему при помощи схемы №1 ( инструкционная карта )
Уровни научного познания |
Эмпирический | Теоретический | |
Выявление объективных фактов как правило, со стороны их очевидных связей | Выявление фундаментальных закономерностей , обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений |
Формы научного познания |
Научный факт | Проблема | |
Эмпирический закон | ||
Теория | ||
Методы научного познания |
Наблюдение, Эксперимент, Измерение, Классификация, Систематизация, Описание, Сравнение | Универсальные Анализ и синтез , дедукция и индукция , аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация | Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и обратно, формализация, математизация |
Используя инструкционную карту, обучающиеся делают записи в тетрадях об уровнях научного познания.
Теперь приступаем ко второй части нашего урока.
Группы 5,6 и 7 получили опережающие задания найти мифы о познании мира, русские народные сказки и пословицы, репродукцию картины С.В. Иванова «В приказе московских времен».
Каждая группа получает задания и работает над их выполнением.
Материал для группы №5.
Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов, долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой созданной невежественными людьми. Что же такое миф и как он появился? Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответе на вопросы к нему.
Инструктивная карта №2
Группа 6 работает над пунктом «Народная мудрость и здравый смысл»
Материал для группы №6
Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально бытовые темы. Познакомившись с ними постарайтесь доказать правомерность высказывания Н.А. Некрасова : «Русские народные предания, пословицы … наконец , русские народные сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской истории ».
Инструктивная карта №3
Группа №7 работает над пунктом «Познание средствами искусства»
Материал для группы 7
- Подберите отрывок из литературного произведения в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода «музы говорят ложь которая похожа на правду»?
- Перед вами картина С.В. Иванова «В приказе московских времен» Какие знания
вы можете почерпнуть о политической системе XVII века глядя на нее?
III . Итог урока
На уроке мы познакомились с основными направлениями научного и ненаучного познания. Все группы поработали активно и добыли нужную информацию.
Домашнее задание : параграф 10 , 11, вопросы и задания.
Используемая литература: «Человек и общество» для 10 класса под редакцией
Л.Н. Боголюбова, издательство «Просвещение» Москва2015г., «Обществознание» глобальный мир в XXI веке под редакцией Л.В. Полякова издательство «Просвещение» Москва2015г., «Обществознание в схемах и таблицах» под редакцией А.В. Махоткина,
Н.В. Махоткиной издательство «Эксмо», Москва 2015г., «Обществознание» ( полный справочник для подготовки к ЕГЭ под редакцией П.А. Баранова, издательство «Астрель», Москва 2015г. «Обществознание» (новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ) под редакцией П.А.Баранова издательство «Астрель» Москва 2015г.
Технологическая карта урока
№п/п | Содержание | Время в минутах | Применение инновационных технологий |
I II. II.1 II.2 III. IV. | Тема: «Научное и ненаучное познание». Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений Ход урока Организационный момент. Изучение новой темы. Выполнение заданий обучающимися по группам. Обсуждение вопросов темы по плану:
Итог урока. Домашнее задание. | 3 15 3 5 3 4 3 3 2 2 2 | Проблемное обучение; Развивающее обучение; Личностно-ориентированное обучение; Информационно – коммуникационные технологии; Обучение в сотрудничестве ; Разноуровневое обучение; Здоровьесберегающие технологии; |
Схема анализа урока по ФГОС профессия закройщик
Дата | Группа / № | ФИО преподавателя | ФИО посетившего |
20.09.2018 | 9 | Браткова Нина Владимировна | Цамалаидзе Ирина Викторовна |
Цель посещения: Изучение , обобщение и распространение опыта работы.
Аттестация преподавателя.
Тема урока: «Научное и ненаучное познание».
Цели урока:
Личностные:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- непримиримое отношение ко всякому насилию над людьми;
- толерантность, как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, традициям, ценностям.
Предметные :
- формирование умений объяснять значение понятий и терминов: « научная теория» , «эмпирический закон», « гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция»;
- ознакомление с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания;
- развитие у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск , систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать , анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Метапредметные :
- умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия;
- способствовать самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать и удерживать учебную задачу;
- владение умениями работать с учебной информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы;
- готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
- воспитание активной гражданской позиции обучающихся.
№п/п | Параметры | Критерии | Уровень |
1. | Мотивация | На уроке создана хорошая рабочая атмосфера. Преподаватель грамотно подвел обучающихся к определению целей урока и методов их достижения. | |
2. | Целеполагание | Обучающиеся под руководством педагога определяют цели урока, делают выводы о важности изучаемой темы для развития интеллектуальных способностей обучающихся. | |
3. | Характер учебных заданий | Методические приемы и задания используемые педагогом позволили сделать урок интересным, способствовали формированию творчески развитой личности, которая способна самостоятельно ориентироваться в образовательном пространстве под руководством преподавателя. | |
4. | Формы освоения урока | Основная форма работы- самостоятельное изучение материала. Обучающиеся работают в малых группах. Под руководством педагога добывают необходимую информацию. В результате развивается комплексное мышление, умение анализировать , устанавливать связи , видеть целостную картину мира. | |
5. | Управление познавательной деятельностью обучающихся и характеристика их деятельности на уроке | Обучающееся самостоятельно сформулировали проблему, поставили цели, определили задачи и способы ее достижения, показали умение самостоятельно работать с информацией, нестандартно мыслить, соотносить запланированный и полученный результат | |
6. | Методы используемые на уроке | Методы работы с обучающимися соответствуют содержанию материала, целям и возрастным особенностям обучающихся, способствуют развитию наблюдательности и логического мышления, учат самостоятельно работать с книгой и другими учебными материалами. | |
7. | Применение инновационных технологий(эффективность применения). | Применение технологий ИКТ в целях привития интереса к изучаемому предмету и взаимосвязанного решения учебных задач. | |
8. | Коммуникация обучающихся | Успешно используется устная и письменная коммуникация. Ведется диалог и делаются записи необходимые для обобщения и осмысления учебного материала. | |
9. | Формирование УУД | Обучающиеся умеют оценивать результаты своей деятельности, находить рациональные способы решения поставленных задач. | |
10. | Организация обратной связи на уроке | Прослеживается взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности, идет формирование самоконтроля и взаимоконтроля. Создание нестандартных ситуаций педагога стимулирует обучающихся к осуществлению взаимодействия между собой и между обучающимися и преподавателем, совместно моделируются ситуации и решаются проблемно- познавательные задачи. | |
11. | Система оценивания достижения обучающихся | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей способностей, достоинств и ограничений. У обучающихся выстраивается своя траектория обучения на уроке. | |
12. | Рефлексия | Обучающиеся активно анализируют результаты урока и определяют свою роль в совместной деятельности с преподавателем. | |
13. | Результативность урока | Результаты урока совпадают с субъективными целями обучающихся. Каждый член группы выполнял свое задание, анализировал его с помощью преподавателя. Работа в группе повышает ответственность не только за свои успехи но и за результаты коллективного труда | |
14. | Домашнее задание | Задания дифференцированного характера, требующие привлечения дополнительных источников для их выполнения |
Выводы и рекомендации : урок цели достиг и соответствует целям анализа, преподаватель в совершенстве владеет материалом успешно использует технологии развивающего и проблемного обучения, разнообразные методы и формы работы с обучающимися, урок оснащен наглядными и иллюстративными материалами, тестовыми заданиями . обучающиеся усвоили основные понятия и содержание учебного материала. Рекомендую добиваться более четких и полных ответов обучающихся, уделять больше внимания рефлексии обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физика и методы научного познания мира.
Данная презентация по физике включает классификацию методов познания мира, а также приведены открытия лауреатов нобелевской премии по предшевствующим годам....
Научные методы познания мира.
статья о проблеме научного познания мира...
Методическая разработка по проведению урока по теме:"Методы научного познания"
методическая разработка по научному познанию мира...
Обучение методам научного познания
Методика обучения методам научного познания на уроках алгебры и геометрии в 7-9 классах...
Структура научного познания, его уровни, методы и формы
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.В данном мате...
Научное познание
Презентация по теме "Научное познание"...