Структура научного познания, его уровни, методы и формы
презентация к уроку

Луханина Юлия Владимировна

Научное познание  – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

В данном материале к занятию подробно расскапзывается о структуре научного познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_nauchnogo_poznaniya.pptx125.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура научного познания, его уровни, методы и формы

Слайд 2

1. Научное познание. Особенности научного познания

Слайд 3

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе . Особенности научного познания: стремление к получению достоверных знаний; строгая доказанность научных фактов; рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах; отражение существенных свойства и объективных законов; формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов; использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Слайд 4

2. Уровни и формы научного познания

Слайд 6

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей). Формы научного познания: Научный факт; Эмпирический закон. Научный факт (от лат. – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Слайд 7

Формы научного познания: проблема; гипотеза; теория. Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические). Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения. Гипотеза – это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира. В ходе проверки гипотезы: превращаются в теории; уточняются и конкретизируются; отбрасываются как заблуждения.

Слайд 8

Теория – это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком. Структура теории: исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п. идеализированный объект данной теории. логика и методология, применяемые для построения теории. совокупность законов и утверждений, выведенных из теории. ключевой элемент любой теории – закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Слайд 9

3. Методы научного познания

Слайд 10

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение. Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация. Метод (от гр. – путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Характеристики научного метода: строгость и объективность. Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Слайд 11

Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы. Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.

Слайд 12

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Измерение – это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

Слайд 13

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза – органическая, внутренне необходимая.

Слайд 14

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции , которые обусловливают друг друга в процессе познания. Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение. Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Слайд 15

Универсальным методом научного познания является аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании. Абстракция (от лат. – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории. К универсальным методам познания также относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

Слайд 16

Домашнее задание Раскрыть понятия исторического и логического метода, формализация и математизация .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика и методы научного познания мира.

Данная презентация по физике включает классификацию методов познания мира, а также приведены  открытия лауреатов нобелевской премии по предшевствующим  годам....

Тема 3.3 Структура научно-исследовательской работы

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРадел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.3 Структура научно-исследовательской работыПлан:1.  Структура исследовательск...

Научная Публикация ГОРОДСКОГО УРОВНЯ. Пособие для логопедов.

Основная цель - помочь распределить дидактический материал на одном из сложных этапов речевого развития ребёнка дифференциации звуков....

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...

Обучение методам научного познания

Методика обучения методам научного познания на уроках алгебры и геометрии в 7-9 классах...

Научное познание

Презентация по теме "Научное познание"...