Конфликт в группе
методическая разработка

Соловьева Ирина Ефимовна

Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой, делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения, жизнь в учебном заведении. На семинаре исследовали проблему конфликта в различных аспктах,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koflikt_v_gruppe.doc538 КБ
Office presentation icon konflikt_i_vzaimodeystvie.ppt336 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москва

«Медицинский колледж №6»  СП №3

Учебно-методическая разработка

Программа

по профилактике конфликтов среди подростков

«Создадим гармонию»

2019

Программа

по профилактике конфликтов среди подростков

«Создадим гармонию»

Актуальность программы.

Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится неуверенность в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность и склонность к депрессиям.

Все это может поставить детей и подростков в кризисные, нередко трудно решаемые жизненные ситуации.

Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В подростковом возрасте часто возникают: ссоры, конфликты с друзьями и родителями, споры и разногласия с сокурсниками, неприятности во взаимоотношениях с преподавателями.

Целями программы являются: профилактика и предупреждение межличностных конфликтов в  коллективах групп; формирование у обучающихся интереса к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса.

Задачи программы:

- снижение тревожности;

- снижение агрессии;

- коррекция личностных социальных установок:

- повышение самооценки (отношение к себе)

- снижение конфликтности (отношение к окружающим)

- развитие качеств и способностей подростков:

а) коммуникативности;

б) креативности;

в) эмпатии

г) рефлексии.

Принципы построения программы:

  1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  2. Принцип целостности развития усиливает значение прошлого опыта жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания, активизацию творческих возможностей, способностей к самопознанию и саморазвитию;
  3. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
  4. Принцип духовности ( установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).

Программа рассчитана на подростков 15 – 17 лет. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:

- проявляющих повышенную агрессивность;

- имеющих трудности в общении;

- с крайне ограниченными духовными интересами;

- из многодетных семей;

- малообеспеченных семей;

- опекаемых семей и других.

Специфика участников группы такова, что многие не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков. Занятия проводятся как с коллективом группы, так и отдельной группой подростков. Число участников группы с двумя ведущими не должно превышать - 25 человек (как правило, это обучающиеся одного группы).

Занятия можно проводить в классной аудитории, а для тренингов необходимо просторное помещение (можно использовать рекреацию после окончания занятий). Для проведения мероприятий необходимы двое ведущих – педагог - психолог и социальный педагог. В роли помощника может выступать социальный педагог или классный руководитель. При выборе помощника нужно помнить о доверительной атмосфере занятий, подростки должны чувствовать себя комфортно, чтобы максимально раскрыться.

В программе используются основные методы психологии: наблюдение, беседа; виды психологической помощи: психодиагностика (для выявления проблем и определения показателей), психологическое просвещение; а также способы и приемы оказания психологической помощи: информирование, установление логических взаимосвязей, позитивный настрой, социальные пробы и релаксация.

Программа состоит из 5-х классных часов (для диагностических исследований)  2-х тренингови классного часа, и рассчитана на 6 часов.

 Ожидаемые результаты:

- снижение уровня тревожности у подростков;

- развитие эмоционально-волевой сферы подростков;

- расширение форм общения подростков.

Тематический план

  1. Психолого-педагогическая диагностика (классный час) Социометрия  ДЖ. Морено.
  2. Психолого-педагогическая диагностика (классный час)- Тест Басса-Дарки

Выявление особенностей межличностных отношений в классном коллективе.

          Диагностика показателей и форм агрессии.

  1. Психолого-педагогическая диагностика –методика -тест «Восприятие индивидом группы».
  2. Психолого-педагогическая диагностика – методика- тест «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»
  3. Классный час  «Создадим гармонию»

Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния.

Проблема : Обучающиеся не могут разобраться в природе конфликтов, определить их положительные и отрицательные стороны, предупредить конфликты.

Основная цель классного часа: Формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Основные задачи реализации программы:

  1. диагностирование межличностных отношений в группе студентов
  2. определение основных стилей поведения участников конфликта при возникновении конфликтных ситуаций

       3. обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

      4.  коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;

      5.  развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

      6.  научить обучающегося понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;

      7. развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

Предполагаемый положительный результат:

- снижение уровня тревожности у студентов;

- развитие эмоционально-волевой сферы студентов;

- расширение форм общения студентов;

- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;

- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

-Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Форма работы: групповая

Основные методы: имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации.

Продолжительность занятия: 35- 45 минут.

Возраст участников: 15-17 лет

Количество человек: от 20 до 25

Ход работы: ритуал приветствия; упражнения; итоги занятий; ритуал прощания.

Этапы

Деятельность студентов

Деятельность педагогов

подготовительный

1

2

3

Определяют ведущих для реализации программы

Ведущие изучают и подбирают материал , создают презентацию

Готовят и оформляют памятки «Как вести себя в конфликтной ситуации?»

Определяют дату проведения итогового кл. часа

Консультируют, оказывают помощь в оформлении презентации, разрабатывают сценарий проведения классного часа

Составляет памятки и анкету для участников мероприятия

формирующий

1

Выступают в роли ведущих и отвечают на вопросы

Руководит деятельностью студентов, эмоционально поддерживают участников

заключительный.

Подведение итогов

1

Рефлексия Обмениваются впечатлениями, предлагают темы и формы проведения следующих классных часов

Предлагает поделиться впечатлениями о проведенном мероприятии, анализирует, делает выводы

 

Тема классного часа: «Создадим гармонию» (конфликты в нашей жизни и пути их решения).

Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Основная цель классного часа: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Основные задачи реализации программы:

1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

2. Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;

3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

4. Научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;

5. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты

Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу" (В. Домиль), "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение", мультимедийный комплекс, мультфильм «Конфликт».

Вступительное слово педагога –психолога:

Здравствуйте  дорогие  друзья!  Сегодня  мы  собрались  с  вами,  чтобы

обсудить очень важную, жизненную тему «Профилактика (предупреждение)

конфликтов в группе студентов среднего специального учебного заведения».  

Мы с вами живем в обществе, для которого конфликты - повседневная

реальность. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что

нельзя  избавиться  от  конфликтов  вообще,  что  бесконфликтное  состояние

невозможно.  Поэтому  каждому  современному  молодому  человеку

необходимо  научиться  разбираться  в  природе  конфликтов,  определять  их

положительные  и  отрицательные  стороны,  а  главное  –  научиться

предупреждать конфликты.  

Сегодня  мы  рассмотрим  понятия  конфликт,  конфликтогены,  стили

поведения в конфликтной ситуации, стратегии выхода из конфликта, а

так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

2. Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, формирует умение анализировать.)

Здравствуйте!  По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).

Тема нашего классного часа: «Создадим гармонию». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.

3. Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

4. Беседа по теме.

- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут о своих конфликтах). На экране изображено солнце.

Педагог-психолог: У нас сейчас солнечно, ясное. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь – мультимедийные эффекты). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.

Педагог-психолог: А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят? (Дети: о ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться).

Педагог-психолог: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Обучающиеся:

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Социальный педагог: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Социальный педагог: А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах. Для этого разделимся на группы по принципу мне нравится… (ВОРОБЕЙ, СТРАУС, ЯСТРЕБ, ГОЛУБЬ).

Воробей - боится потерять отношения, уступает молча.

Страус – прячет голову в песок, ухо -дит от конфликта.

Ястреб – сам разжи -гает конфликты и ре -шает в свою пользу.

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

5. Теория и практика.

I группа:

Социальный педагог:  Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Социальный педагог : В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа.

II группа: 

Нам бы хотелось добавить, что существуют 4 типа конфликтов: внутриличностный, межличностный и групповой, межгрупповой, межличностный.

В чём же вред таких конфликтов?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Социальный педагог:  Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

III группа

Социальный педагог: Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

Ситуация 2. Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора. — Ой, привет, ты где это так подстриглась? — А что, тебе не нравится? — Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка. — Ты на себя в зеркало посмотри!..

Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора. — Тебе просто не идет эта стрижка. — Ты на самом деле так считаешь? — Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? — А что мне делать? — Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. — Пойдем.

Педагог-психолог: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Педагог-психолог: Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

IV группа

 У нас для Вас Копилка добрых советов. Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

2. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.

3. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

4. Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

5. Отходя ко сну, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»

Педагог- психолог:  Я бы хотела еще добавить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.

    К – критику по возможности устранить!

Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К – конструктивное решение искать сообща!

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

6. Игра практикум (для всех групп). Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

Ситуация 1. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ситуация 2. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Ситуация 3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.

Ситуация 4. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.

Видеоролик – мультфильм Индийская сказка. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

     Давным  -  давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 - Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

 - Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

 - Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

Социальный педагог: Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

7. Упражнение «От сердца к сердцу».

Педагог-психолог:  А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.

8. Упражнение «Подарок». Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

20 Сохраняй спокойствие и самоконтроль, когда сердишься.

21  Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

22. Будь доброжелательным, уважительно относись к собеседнику.

23.  Имей терпение выслушать собеседника.

24. Спокойно объясни свою точку зрения.

25 Подумай, из-за чего возник спор.

26.  Попытайся мысленно  встать на  место  собеседника и  понять, какие события

привели его в такое состояние.

27. Имей терпимость к слабостям собеседника.

28. Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в том состоянии?».

29.  Разреши конфликт мирным путем.

30. Помни, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.

9. Заключительное слово. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим».

Студентка:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

11. Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Примерные ответы детей:

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.

- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.

- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.

- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.

- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.

Приложение 1

Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»

Любое взаимодействие, любой диалог  

        партнеров предполагает  

                нахождение «общего языка»,  

                                                   который является  результатом  достижения понимания.

                                                                                 Ю. Хабермас

                                           

  Сохраняй спокойствие и самоконтроль, когда сердишься.

  Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

  Будь доброжелательным, уважительно относись к собеседнику.

  Имей терпение выслушать собеседника.

  Спокойно объясни свою точку зрения.

  Подумай, из-за чего возник спор.

  Попытайся мысленно  встать на  место  собеседника и  понять, какие события

привели его в такое состояние.

  Имей терпимость к слабостям собеседника.

  Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в том состоянии?».

  Разреши конфликт мирным путем.

  Помни, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.

Зная, как выйти  из конфликтной ситуации, человек не будет теряться

при  ее  возникновении.  Помните,  что  для  эффективного  разрешения  любого

конфликта  необходимо  выяснить  и  проанализировать  все  его  стороны,  а

также попытаться устранить разногласия с пользой для всех.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНФЛИКТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Слайд 2

ПЛАН 1. Понятие конфликта. 2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов. 3. Особенности педагогических конфликтов. 4. Причины конфликтов. 5. Стиль поведения в конфликтной ситуации. 6. Психологический анализ конфликтов.

Слайд 3

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест студента против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Слайд 4

В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Слайд 5

. Виды педагогических ситуаций и конфликтов 1) типичная - это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины. Например: опоздание и пропуски занятий студентами, невыполнение домашних заданий и т. д.

Слайд 6

Виды педагогических ситуаций и конфликтов 2) Нетипичная - ситуация, нехарактерная для данного студента или группы. Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе, уход студента из училища.

Слайд 7

Конфликтогенные ситуации ситуации (или конфликты) деятельности , возникающие по поводу выполнения студентом учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности; ситуации (конфликты) поведения , возникающие по поводу нарушения студентом правил поведения; ситуации (конфликты) отношений , возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений студентов и преподавателей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Слайд 8

3. Особенности педагогических конфликтов Профессиональная ответственность педагога за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где студентыусваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (преподаватель-студент), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний студента, а студенту - справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

Слайд 9

3. Особенности педагогических конфликтов Присутствие других студентов при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить педагогу. Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы студента как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие студенты. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Слайд 10

Стиль конкуренции и соперничества исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее; чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага. Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.

Слайд 11

Стиль сотрудничества необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Слайд 12

Стиль компромисса обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение; вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.

Слайд 13

Стиль уклонения источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы; знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу; у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом; хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Слайд 14

Стиль приспособления важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; осознаете, что правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Слайд 15

Психологический анализ Ситуация 1. «На уроке математики преподаватель несколько раз делала замечание студенту, который не занимался. На замечания преподавателя он не реагировал, продолжая мешать другим. Преподаватель прекратила урок. Группа зашумела, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Преподаватель села за стол и стала писать в журнале. Студенты занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, преподаватель встала и сказала, что вся группа остается после занятий. Все зашумели».

Слайд 16

Вопросы и задания для анализа ситуации : 1. Что предшествовало возникновению ситуации? 2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание. 3. Личностная позиция преподавателя в возникшей ситуации (отношения его к студенту), реальные цели преподавателя во взаимодействии со студентом (чего он хочет: избавиться от студента, помочь ему или же он безразличен к студенту). 4. Определите в ситуации момент, когда преподаватель мог бы предупредить ее переход в конфликт. 5. Что помешало преподавателю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...)? 6. Какие приемы воздействия мог бы использовать преподаватель в ситуации и как он их использовал? 7. Смысл конфликта для каждого из его участников. 8. Варианты отношений с преподавателем после конфликта.

Слайд 17

Ситуация 2. Преподаватель начала занятие с проверки выполнения письменного домашнего задания. У учащейся О. не оказалось домашнего задания и тетради по предмету. Преподаватель, не выявив причины невыполнения задания, начала отчитывать учащуюся, заявив, что она бездельница. В ответ О. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить тетрадь поэтому предмету. Тогда преподаватель велела О. выйти из кабинета, на что учащаяся ответила: «И не подумаю». «Раз так, я сама уйду», сказала преподаватель и ушла.

Слайд 18

В возбужденном состоянии преподаватель пришла к директору училища, все рассказала и заявила, что пока студентка не выйдет из кабинета, она не будет проводить занятие. Директор поступила в данной ситуации следующим образом: нашла свободный кабинет и попросила всех студентов перейти в него для продолжения занятия, а О. попросила остаться на месте. Во время занятия, которое проводилось без О., директор училища беседовала с ней и выяснила, что тетрадь у студентки есть и домашнее задание она выполнила, но забыла тетрадь дома, а нагрубила она преподавателю из-за того, что та, не узнав причину отсутствия тетради, сразу начала ее оскорблять. Директору удалось убедить О. в том, что она была неправа, что должна принести и показать тетрадь преподавателю, извиниться перед ей и попросить разрешения присутствовать на занятиях.

Слайд 19

После занятия преподаватель зашла к директору, и они вместе пришли к выводу, что преподаватель сама вызвала учащуюся на грубость. 1. Какие непозволительные ошибки допустила преподаватель? 2. О чем свидетельствует поведение директора?

Слайд 20

Вопросы к анализу Варианты ответов 1 2 Какие непозволительные ошибки допустила преподаватель ? Не выяснив причины отсутствия тетради у учащейся, оскорбила ее, ушла из кабинета, обратилась за помощью к директору. Все эти поступки характеризуют преподавателя как педагогически и психологически неграмотного человека О чем свидетельствует поведение директора ? О профессиональной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию, находить оптимальный путь разрешения конфликтов

Слайд 21

Ситуация 3 Во время самостоятельной работы два студента стали переговариваться между собой. Предложите свой вариант поведения в этой ситуации .

Слайд 22

Возможные варианты поведения преподавателя : 1. – сделать студентам замечание, приостановить занятие; 2. – преподаватель подходит к столу разговаривающих студентов и молча останавливается. Какой способ действия преподавателя предпочтителен?

Слайд 23

Желаем успехов в работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к теме "Конфликт и правила поведения в конфликте".

Презентация к разделу "Конфликтология" может использоваться на уроке или для самостоятельной работы студентов по дисциплинам "Психология", "Педагогика", "Социология", "Этика и психология професси...

Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».

Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...

Понятие конфликта в сфере управления, методы по упреждению и разрешению управленческих конфликтов

Раскрытие понятия "конфликт", типология и виды конфликтов, способы прогнозирования и разрешения управленческих конфликтов....

Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта

Презентация к теме "Основные типы конфликтов. Этапы и последствия конфликта".  Дисциплина  "Основы управления персоналом производственного подразделения"...

Методическая разработка классного часа «Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе студентов ДПИ 161 (Художественная керамика) и ДПИ 161 (Роспись) Ставропольского краевого училища дизайна (СКУД)

Конфликтные ситуации мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности образовательного учреждения. Конф...

Конспект ситуативного занятия с учащимися «группы риска» на тему: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения....

Методическая разработка Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе""

Методическая разработка. Профилактика (предупреждение) конфликтов в группе....