Дополнительная общеразвивающая программа «Круг заботы»
рабочая программа
Уход за инвалидами (пусть даже в различной степени) необходим.
На родственников человека, получившего инвалидность, возлагается нелегкое бремя - уход за ним.
Что же остается делать им? В полной мере исполнить долг перед родным человеком, чьи физиологические возможности оказались сильно ограничены недугом.
Но при уходе за людьми с инвалидностью важны не только специаль-ные медицинские знания, особый психологический настрой, терпение и выдержка, а также знания этики общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья, знания по восстановлению бытовых навыков и интеллектуальных способностей. Как видим, зона ответственности ухаживающего достаточно широкая, а оказываемая помощь должна быть профессиональной и современной. Поэтому возникла необходимость создания программы «Круг заботы», направленной на поддержку людей, ухаживающих за инвалидом, позволяющей обменяться опытом, а также приобрести навыки правильного ухода в домашних условиях.
Направленность программы:
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Круг заботы» имеет социально-гуманитарную направленность/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug_zaboty.docx | 72.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Заместитель директора ГКУ СО КК | Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» | |
«Крыловский КЦРИ» | ||
______________С.А. Дубинец | _____________С.Н. Затонская | |
«_____» ____________ 2022 г. | «____» ______________2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Круг заботы»
Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет
Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)
Автор-составитель:
Филиппова Н.П. социальный педагог
отделения социальной реабилитации
ст-ца Крыловская
2022
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………… 5
1.3. Содержание программы ……………………………………………. 5
1.4. Планируемые результаты …………………………………………… 7
2. Комплекс организационно-педагогических условий …………… 7
2.1. Календарно - учебный график ……………………………………… 7
2.2. Условия реализации программы……………………………………. 8
2.3. Методическое обеспечение ………………………………………. 8
2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы …………………………………………. 9
Используемая литература ………………….……………………………10
Приложение ……………………………………….................................. 11
- Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Уход за инвалидами (пусть даже в различной степени) необходим.
На родственников человека, получившего инвалидность, возлагается нелегкое бремя - уход за ним.
Что же остается делать им? В полной мере исполнить долг перед родным человеком, чьи физиологические возможности оказались сильно ограничены недугом.
Но при уходе за людьми с инвалидностью важны не только специаль-ные медицинские знания, особый психологический настрой, терпение и выдержка, а также знания этики общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья, знания по восстановлению бытовых навыков и интеллектуальных способностей. Как видим, зона ответственности ухаживающего достаточно широкая, а оказываемая помощь должна быть профессиональной и современной. Поэтому возникла необходимость создания программы «Круг заботы», направленной на поддержку людей, ухаживающих за инвалидом, позволяющей обменяться опытом, а также приобрести навыки правильного ухода в домашних условиях.
Направленность программы:
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Круг заботы» имеет социально-гуманитарную направленность. Для разра-ботки дополнительной общеразвивающей программы использовались сле-дующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
No1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразо-вательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проекти-рованию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно-уровневые программы)».
- Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработан-ные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
- Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).
Новизна данной программы заключается в создании новой методической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми осуществляющими уход за инвалидами, а также с учётом особен-ностей направления работы реабилитационного учреждения.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Круг заботы» обусловлена основной задачей, стоящей перед государством и обществом, в целом, в отношении инвалидов – создание надлежащих усло-вий и оказание помощи в социальной адаптации, подготовке к полноценной жизни. Для осуществления этого программой предусмотрено обучение родственников и лиц ухаживающих за инвалидами реабилитационным меро-приятиям.
Педагогическая целесообразность заключается в индивидуальном подходе к реализации гарантированного права каждого человека с инва-лидностью на получение комплекса реабилитационных услуг через обу-ченных этому родственников или лиц, ухаживающих за ними.
Отличительная особенность программы:
Программа «Круг заботы» – это новая форма работы, направленная на формирование оптимальной реабилитационной среды для людей с инва-лидностью.
Адресат программы:
- родственники или лица, осуществляющие уход за инвалидами на дому, полностью или частично утративших способность к самообслужи-ванию и передвижению, потерявших слух, зрение, речь или с другими отклонениями в здоровье в связи с болезнью.
Уровень программы: ознакомительный
Объём программы: Программа включает 2 раздела: социально-быто-вые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала. Общий объём содержания программы - 15 часов.
Срок реализации: 18 дней (курс реабилитации)
Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая
Режим занятий: каждому получателю социальных услуг устанав-ливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.
Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин.
- Цель и задачи программы
Цель программы: формирование оптимальной реабилитационной среды для людей с инвалидностью.
Задачи:
Обучающие:
- обучать родственников и лиц, осуществляющих уход за инвалидами на дому, навыкам общего ухода; профилактике здоровья инвалида; методам самообслуживания и самоконтроля, использованию технических средств реабилитации (далее - ТСР);
Коррекционно-развивающие:
- выработка практических навыков обращения с предметами, используемыми в быту, на основе полученных знаний;
- совершенствование практических умений, связанных с самообслуживани-ем.
Воспитательные:
- через родственников и лиц, осуществляющих уход за инвалидами на дому, способствовать достижению оптимального уровня жизни и социальной адаптации людей с инвалидностью в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи;
- через родственников и лиц, осуществляющих уход за инвалидами на дому, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся внешним условиям и мотивировать к активной жизни в социуме.
1.3. Содержание программы:
Учебный план
Раздел | Название разделов | Количество часов | ||
всего | теорети ческие занятия | практи ческие занятия | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Социально-бытовые услуги | 8 | 5 | 3 |
2 | Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала | 7 | 4 | 3 |
Всего | 15 | 9 | 6 |
Содержание учебного плана
- Социально-бытовые услуги
1.1.Вводное занятие. Этика общения с инвалидами.
Знакомство с программой. Знакомство с оборудованием кабинета. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Общие правила этикета при общении с инвалидами: признать его равным, использовать его возможности, стараться не показывать жалость, слова обращения.
- Помощь в приёме пищи
Пища – источник энергии. Подходы к организации питания. Процесс кормления. Приспособления для приёма пищи. Правила в отношении ухаживающего.
- Смена нательного и постельного белья
Смена постельного белья: продольный способ и поперечный способ. Смена нательного белья: снимание и надевание нательного белья.
- -1.6 Гигиенические процедуры и ежедневный уход. Помощь при пользовании туалетом
Гигиена. Мероприятия гигиены. Опорожнение: дефекация и мочеиспускание. Предметы и приспособления для выполнения процедур.
1.7-1.8. Перемещение и позиционирование
Позиционирование. Назначение положений тела в постели. Уход за инвалидом и его перемещение. Техники передвижения. Стартовые позиции. Параллельные и спиральные движения. Действия "тянуть" и "толкать". Малые средства реабилитации для перемещения.
- Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала
2.1. Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.
Консультирование по оборудованию отдельных жилых помещений специальными приспособлениями под нужды инвалида с учётом ограничения его жизнедеятельности.
2.2. Обучение навыкам самообслуживания с помощью ТСР.
Малые средства реабилитации для самообслуживания. Приспособления для одевания одежды, обувания. Активные захваты и держатели. Приспособления для гигиены.
2.3-2.4. Личная гигиена. Обучение инвалида навыкам личной гигиены.
Проведение мероприятий направленных на адаптацию и активное функционирование инвалида в быту, на обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в т.ч. с помощью ТСР.
2.5. Обучение жизненным навыкам, персональная сохранность.
Навыки коммуникативной культуры. Навыки персональной сохранности (пользование электроприборами, газом, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, дорожными знаками и др.)
2.6 -2.7. Особенности подбора ТСР для передвижения. Обучение передвижению с помощью ТСР.
Трость. Ходунки. Костыли. Инвалидная коляска. Особенности подбора. Обучение передвижению.
1.4. Планируемые результаты реализации программы:
Родственникам и лицам, осуществляющим уход за инвалидами на дому:
- овладеть навыками общего ухода;
- знать общие правила этикета для общения с инвалидами;
- уметь пользоваться ТСР для самообслуживания и передвижения инвалида;
- знать, как правильно обустроить жилое помещение под нужды инвалида.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п раздел/тема | Дата проведения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теорети- ческие занятия | практи ческие занятия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Социально-бытовые услуги | 8 | 5 | 3 | |
1.1 | Вводное занятие. Этика общения с инва-лидами | 1 | 1 | - | |
1.2 | Помощь в приёме пищи | 1 | 1 | - | |
1.3 | Смена нательного и постельного белья | 1 | 1 | - | |
1.4-1.6 | Гигиенические процедуры и ежедневный уход. Помощь при пользовании туалетом | 3 | 1 | 2 | |
1.7-1.8 | Перемещение и позиционирование | 2 | 1 | 1 | |
2 | Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала | 7 | 4 | 3 | |
2.1 | Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности | 1 | 1 | - | |
2.2 | Обучение навыкам самообслуживания с помощью ТСР | 1 | - | 1 | |
2.3-2.4 | Личная гигиена. Обучение инвалида навыкам личной гигиены | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Обучение жизненным навыкам, персональная сохранность | 1 | 1 | - | |
2.6 -2.7 | Особенности подбора ТСР для передвиже-ния. Обучение передвижению с помощью ТСР | 2 | 1 | 1 | |
Всего | 15 | 9 | 6 |
2.2. Условия реализации программы:
Программа может реализовываться полностью в течение 18 дней, а также по одному или нескольким разделам в зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг.
2.3. Методическое обеспечение
Реализация программы «Круг заботы» основывается на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности предполагает построение
учебного процесса от простого к сложному;
-принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;
- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;
Методы работы:
1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);
2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
3. наглядный (демонстрация образцов).
Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет
- Столы
- Стулья
- Воспроизводящее устройство (ПК).
- Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
- ТСР (технические средства реабилитации)
- Бытовая техника
2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы
Результаты реализации программы оцениваются с помощью методов: опроса и педагогического наблюдения. Данные диагностики заносятся в карту мониторинга полученных знаний по дополнительной общеразвиваю-щей программе (приложение 1).
Алгоритм занятий:
Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:
- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);
- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);
- практический этап (отработка формируемых навыков на практике через мастер-классы, экскурсии, работе на участке с травами и др.);
- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).
Обобщенная структура занятия:
- постановка цели занятия;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- выполнение проверочных заданий;
- ознакомление с новыми заданиями;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепления;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- итог занятия;
- задание на дом.
Используемая литература
1. Дёмина Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Методическое пособие.// Дёмина Э.Н.- Санкт- Петербург.-2007.
2. Методические рекомендации по технологии социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на модели жилого помещения.// Министерство труда и социального развития РФ.- Москва.-2000.
3.Научно-практический опыт реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Приволжском федеральном округе (сборник статей)// Под редакцией В.А. Бронникова.- Ресурсная сеть реабилитации инвалидов Приволжского федерального округа.- г. Нижний Новгород.- 2007.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СПб: Питер, 2017.- 713с.
5.Технология социальной работы.: Учебник для бакалавров/ Под. Ред. Е.И.Холостовой, Л.И.Кононовой. -М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2014.-478 с.
6.Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации.//Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов министерства труда и социального развития РФ.- Москва. - 2000.
Интернет-источники
1. coast.ru›referats/librery1/method/perm/disab.htm wyksa-r.ru›…
2. nko-zdrav.ru›?action=show&id=248
3. coast.ru›referats/librery1/method/perm/disab.htm wyksa-r.ru›…
Приложение №1
Мониторинг полученных знаний по дополнительной общеразвивающей программе
«Круг заботы»
Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.
Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.
Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками.
Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки.
Дата заполнения: ______________
Соц. педагог __________________ Н.П.Филиппова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в обществе детей особой заботы
выступление на МО воспитателей...
Алмаева Р. Я. дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Природе нашу заботу»
Переход начальной школы на федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная ...
Подпрограмма социально-патриотического воспитания школьников «Забота»
подпрограмма рассчитана на учащихся в возрасте 7-17 лет, срок реализации подпрограммы составляет пять лет...
Конспект занятия во второй младшей группе. Тема: "Научим Мишутку заботиться о своём здоровье
Конспект занятия во второй младшей группе.Тема: "Научим Мишутку заботиться о своём здоровье...
Программа волонтерского движения МКОУ Заводская СОШ "Забота"
Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.На самом деле детская социальная инициатива-это всегда инициатива взрослых, поддер...
"Безопасность на дороге "С заботой о пожилых людях"
Презентация для внеклассного мероприятия по воспитанию у детей ответственности за обеспечение безопасности пожилых людей, проявлению внимания к пожилым людям в различных ситуациях на дороге и в ...
Защита детей – моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, мое призвание. Ш.А. Амонашвили
В третьем тысячелетии особую актуальность приобретает социально-педагогическая работа с детьми и семьями. В образовательном учреждении специалистом по социально-педагогической работе с детьми и семьям...