Рабочая программа по дисциплине ОП. 09 Речевая коммуникация
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине ОП.09 Речевая коммуникация предназначена для преподавателей колледжей, работающих на отделениях "Реклама", "Социально-правовое обеспечение", "Управление многоквартирным домом" и пр. Она может быть полезна для специалистов, реализующих курсы "Риторика", "Основы эффективной комммуникации", "PR-" , а также в системе дополнительного образования.
Соответствует всем современным требованиям и рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op.09_rechevaya_kommunikatsiya_189.docx | 53.03 КБ |
rp_op.09.docx | 83.89 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № _______________ От «______»____________2018 г | УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа ___________В.Е.Андреев «____»_____________2018 г Приказ № ______ от ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
2018
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 519 и учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», по специальности, входящей в состав укрупненной группы профессий 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Специальность/профессия ППССЗ | 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
Уровень подготовки | Базовый |
Квалификация | ОКПР 21299 Делопроизводитель ОКПР 17544 Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцев |
На базе | основного общего образования |
Учебная дисциплина | ОП.09 Речевая коммуникация |
Объем курса | 77 часов |
Разработчик | преподаватель Снегирева Т.В. |
ученая степень, звание, должность, Ф.И.О. |
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № ___
Председатель ЦМК ______________/_____________
«__» ________________ 201____ г.
Согласовано
Зам. директора по УМР _________________________________
« ____» ____________________201___ г.
Специальность СПО Уровень подготовки | 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
базовый | |
Квалификация | техник ОКПР 21299 Делопроизводитель ОКПР 17544 Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцев |
На базе | основного общего образования |
Учебная дисциплина | Речевая коммуникация |
Объем курса | 77 часов. |
Разработчик | преподаватель Снегирева Т.В. |
ученая степень, звание, должность, Ф.И.О. |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 25
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 «Речевая коммуникация»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО технического профиля.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у студентов одной из ключевых учебных компетенций – коммуникативной компетенции.
Актуальность программы
В настоящее время в силу разного рода причин приходится констатировать крайне низкий уровень речевой подготовки студентов 1-2 курсов. Их неумение оперировать имеющейся информацией, слабый уровень монологической речи, необоснованность в выборе приемов коммуникативно-мотивированного высказывания и пр. ограничивает возможности успешного общения и самореализации.
Программа «Речевая коммуникация» имеет прикладной характер и призвана способствовать совершенствованию речевого поведения и культуры речи студентов, обучающейся в системе СПО.
Педагогическая целесообразность
В основе всякого обучения лежит общение, поэтому программа «Речевая коммуникация» как инновационный, практико-ориентированный курс будет способствовать решению задачи формирования универсальных действий на метапредметном уровне. Умение студентов эффективно и целенаправленно пользоваться речью в различных коммуникативно-речевых ситуациях имеет большое значение во всей системе обучения современного молодого человека.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель курса: развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием различных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи:
- Способствовать совершенствованию навыков всех видов речевой деятельности студента (говорение, слушание, письмо, чтение);
- Формировать основные коммуникативные умения вести монологическую речь;
- Способствовать совершенствованию речевого поведения и культуры речи;
- Развивать умение анализировать чужую и собственную речь, выявлять типичные недостатки общения и находить способы их преодоления;
- Формировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнерами по общению;
- Развивать стремление поиска личного стиля и приемов общения, выработать собственную систему речевого самосовершенствования;
- Формировать знание психологических механизмов взаимодействия людей;
- Способствовать формированию открытой для общения коммуникабельной личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- ОК-5: владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- ОК-6: умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- ОК-7: способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения;
- ОК-8: готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
- ОК-20: способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- Ориентироваться в различных речевых ситуациях;
- Анализировать особенности речевой коммуникации в современном обществе;
- Адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
- Ориентироваться в речевых тактиках и стратегиях;
- Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с коммуникативной задачей;
- Организовать профессиональный диалог и управлять им;
- Общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности;
- Конспектировать устную и письменную речь, готовить рефераты, доклады, создавать тексты некоторых профессионально значимых жанров;
- Подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности;
- Строить выступление на профессиональную тему;
- Владеть терминологическим словарем данной специальности;
- Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- Соблюдать правила речевого этикета и культуры речи.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- Сущность речевой коммуникации, ее цели, типы;
- Модели речевой коммуникации и задачи общения;
- Речевое воздействие, его цели, способы, типы;
- Речевые стратегии и тактики;
- Основы коммуникативной грамотности;
- Особенности ораторской речи;
- Основы речевого этикета;
- Связь языка, речи и мышления как основных компонентов речевой деятельности;
- Основы психологии речевой деятельности
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 77 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 51 часов (лекций – 11, практических занятий – 40);
самостоятельной работы студента 26 часов.
Учебная дисциплина реализуется за счет вариативной части учебных циклов ППСЗ (в количестве – 51ч. обязательной аудиторной учебной нагрузки студента).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 77 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
В том числе: | |
лекции | 11 |
Практические занятия | 40 |
Контрольные работы – не предусмотрено | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 26 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Речевая коммуникация.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Речевая коммуникация | |||
Раздел 1 Основные понятия речевой коммуникации | 7() | ||
Содержание учебного материала | |||
Вводный урок. Речевая коммуникация как процесс и структура. Структура коммуникативного акта. | 2 | ||
Практическая работа № 1. Язык и речь. Язык как знаковая система | 1 | ||
Практическая работа № 2. Основные функции языка. Речь как форма реализации языка. | 1 | ||
Практическая работа № 3. Коммуниканты. (адресант и адресат). Мотив и цель общения. | 1 | ||
Практическая работа № 4. Социальные и речевые роли общающихся. | 1 | ||
Практическая работа № 5. Основные понятия речевой коммуникации. | 1 | ||
Самостоятельная работа №1 Презентация или сообщение по искусственным и естественным языкам. | |||
Раздел 2 Речевое воздействие | |||
Тема 2.1. Речевое воздействие в сфере коммуникации | |||
Содержание учебного материала | |||
Речевое воздействие в сфере коммуникации. Цели речевого воздействия. Способы речевого воздействия. Коммуникативная позиция. Способы речевого воздействия на личность. | 1 | ||
Практическая работа № 6. Способы речевого воздействия. Речевые тактики. Практическая работа № 7. Коммуникативная позиция. | 2 | ||
Самостоятельная работа Рецензия на видеоролик. Речевые стратегии в СМИ. | 1 | ||
Тема 2.2. Речевое воздействие и манипулирование | 15() | ||
Содержание учебного материала | |||
Речевое воздействие и манипулирование. Понятие эффективной коммуникации. Невербальное речевое воздействие. | 3 | ||
Практическая работа № 6. Способы речевого воздействия. Речевые тактики. | 1 | ||
Практическая работа № 7. Коммуникативная позиция. | 1 | ||
Практическая работа № 8. Способы речевого воздействия на личность. | 1 | ||
Практическая работа № 9. Способы противостоять манипуляциям в общении | 1 | ||
Практическая работа № 10. Коммуникативное равновесие. | 1 | ||
Практическая работа № 11. Позитивная самопрезентация | 1 | ||
Практическая работа № 12. Коммуникативные барьеры. Причины появления барьеров. | 1 | ||
Практическая работа № 13. Коммуникативные неудачи. | 1 | ||
Практическая работа № 14. Коммуникативное самоубийство. | 1 | ||
Практическая работа № 15. Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | ||
Практическая работа № 16. Жестовая культура разных стран. | 1 | ||
Практическая работа № 17. Организация пространственной среды в деловой коммуникации. | 1 | ||
Самостоятельная работа Подбор роликов манипуляции. | |||
Раздел 3 Модель речевой коммуникации и задачи общения | 6() | ||
Содержание учебного материала_ | |||
Модель речевой коммуникации и задачи общения. Совершенствование навыков слушания | 2 | ||
Практическая работа № 18. Речевая деятельность и организация работы с информацией. | 1 | ||
Практическая работа № 19. Совершенствование основных видов речевой деятельности: устной речи, чтения, письма. | 1 | ||
Практическая работа № 20. Совершенствование основных видов речевой деятельности: устной речи, чтения, письма. | 1 | ||
Практическая работа № 21. Тестовая работа по теме: «Модель речевой коммуникации». | 1 | ||
Самостоятельная работа | |||
Раздел 4 Основы ораторской речи | 10 () | ||
Содержание учебного материала_ | |||
Основы мастерства публичной речи. Риторика и речевое поведение человека. | 1 | ||
Практическая работа № 22. Основные требования к публичному выступлению. | 1 | ||
Практическая работа № 23. Основы мастерства публичной речи | 1 | ||
Практическая работа № 24. Принципы выбора и расположения материала. | 1 | ||
Практическая работа № 25. Работа над речевой формой выступления, работа с аргументами. | 1 | ||
Практическая работа № 26. Приемы импровизации. | 1 | ||
Практическая работа № 27. Эффективность публичного выступления. Невербальные средства в публичной речи. | 1 | ||
Практическая работа № 28. Особенности предварительной подготовки публичного выступления. Начало выступления. | 1 | ||
Практическая работа № 29. Поведение оратора в аудитории. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. | 1 | ||
Практическая работа № 30. Завершение публичного выступления. Языковый паспорт оратора. | 1 | ||
Самостоятельная работа | |||
Раздел 5 Этика речевой коммуникации | 3 | ||
Содержание учебного материала | |||
Этика и психология речевого общения. | 1 | ||
Практическая работа № 31. Речевой этикет. Предмет и функции речевого этикета и его национальный характер. | 1 | ||
Практическая работа № 32. Специфика русского речевого этикета. Речевой этикет как регулятор деловых отношений. | 1 | ||
Самостоятельная работа | |||
Раздел 6 Психология речевой деятельности |
| 6() | |
Содержание учебного материала | |||
Психология речевой деятельности. Стратегия общения и речевые тактики. | 1 | ||
Практическая работа № 33. Основные типы коммуникабельности людей. | 1 | ||
Практическая работа № 34. Общение, темперамент и характер собеседника | 1 | ||
Практическая работа № 35. Основные типы коммуникабельности людей. | 1 | ||
Практическая работа № 36. Стратегии общения. Индивидуальный стиль общения. | 1 | ||
Практическая работа № 37. Стратегии общения и речевые тактики в речевой коммуникации. | 1 | ||
Самостоятельная работа | |||
Раздел 7 Формы деловой коммуникации. | 4() | ||
Содержание учебного материала | |||
Формы деловой коммуникации. Деловые переговоры. | 1 | ||
Практическая работа № 38. Деловая беседа по телефону. | 1 | ||
Практическая работа № 39. Дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. | 1 | ||
Практическая работа № 40. Зачет | 1 | ||
Самостоятельная работа | |||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач 2.2
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или пособие; учебный материал, содержащий текстовые материалы, разработанные к ним задания; онлайн-тестовые материалы; таблицы; портреты ученых; аудио- и видеоматериалы по речевой коммуникации; словари всех типов, рекламные ролики, учебные фильмы, справочники.
Технические средства обучения:
- аудио- и видеомагнитофон,
- телевизор и DVD-проигрыватель,
- видеопроектор (бимер),
- экран,
- персональный компьютер (ноутбук)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Учебники и учебные пособия
О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. Речевая коммуникация, М, 2019г;
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие.- Мн.: ООО «Новое знание», 2015г. – 328 с.;
Введенская Л.А..Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика.- Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”.2015г г. – 576 с.
Винокур В.А. Уловки в споре.- СПБ.: Речь, 2014. 142 с.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 2012г. – 416 с.
Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПБ.: Лань, 2012г. -160 с.
Савкова З.В. Искусство оратора Учебное пособие -2-е изддоп-СПБ Знание, 2013- 246с.
Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Отв. Ред. Е. Н. Ширяев. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2012г.- 320 с. – (Учебники «Феникса»).
Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. Пособие. – СПБ.: «Паритет», 2015.- 192
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методический комплекс
№ № | Компоненты учебно-методического комплекса | Для преподавателя | Для студентов |
1. Учебные и методические пособия | |||
1 | Информационные, справочные материалы | 1. Инструкции
2. Справочные материалы.
5. Рекламные ролики. | |
2 | Научная, специальная, методическая литература | О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. Речевая коммуникация, М, 2017; Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие.- Мн.: ООО «Новое знание», 2015г. – 328 с.; Введенская Л.А..Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика.- Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”.2015г г. – 576 с. Винокур В.А. Уловки в споре.- СПБ.: Речь, 2014. 142 с. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 2014г. – 416 с. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПБ.: Лань, 2014г. -160 с. Савкова З.В. Искусство оратора Учебное пособие -2-е изддоп-СПБ Знание, 2014- 246с. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Отв. Ред. Е. Н. Ширяев. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2015г.- 320 с. – (Учебники «Феникса»). Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. Пособие. – СПБ.: «Паритет», 2015.- 192 | Абрамов, Н. Дар слова / Н. Абрамов // Русская речь. – 2015. – № 4. Григорьева, М. Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить? / М. Ю. Григорьева // Русская речь. – 2016. – № 3. Горелов, И. П. Умеете ли вы общаться? / И. П. Горелов [и др.]. – М., 2015. Клубков, П. А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. – СПб., 2014. Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. – М., 2015. Михальская, А. К. Основы риторики: мысль и слово / А. К. Михальская. – М., 2014. Новичихина, М. Е. Ведение спора / М. Е. Новичихина. – Воронеж, 2015. Пиз, Л. Язык разговора / Л. Пиз. – М., 2015. |
3 | Тематические подборки | Русская риторика. Журнал-хрестоматия. М, Издательство «Прогресс». | |
4 | Задачи и задания |
| |
5 | Дидактические игры |
| |
6 | Таблицы |
| |
7 | Схемы |
| |
8 | Плакаты |
| |
9 | Фотографии Работы студентов |
| |
2. Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся | |||
Методики психолого-педагогической диагностики личности: | |||
1 | анкеты |
| |
2 | диагностические карты |
| |
3 | методики |
| |
4 | Рекламные ролики | Методы манипулирования сознанием | |
3. Материалы по работе с коллективом обучающихся | |||
Методики педагогической диагностики коллектива: | |||
1 | анкеты | Анкета «Что важнее?» (на определение ценностно-ориентационного единства коллектива) | |
2 | Психологические тесты | Уровень коммуникабельности. Умение слушать. Определение типа личности. | |
3 | игры | Подборка игр на: 1. Знакомство и приветствие: «Портрет», «Приветствие», «Давай поздороваемся», «Узнай по голосам», «Имя», «Фраза по кругу», «Зеркало». 2. Формирование коллектива: «Ураган», «Общий рассказ», «Печатная машинка», «Три цвета». | |
4. Материалы из опыта работы педагога | |||
1 | Методические разработки | Авторская программа для СПО «Речевая коммуникация» с внешней рецензией. | |
2 | Конспекты лекций | Конспекты всех лекций | |
3 | Презентации | Презентации к 2/3 лекций |
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать сущность речевой коммуникации, ее цели, типы; | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Знать основные модели речевой коммуникации и задачи общения; | Письменное тестирование и устный опрос |
Знать основы речевого воздействия, его цели, способы, типы; | Практическое занятие и письменное тестирование |
Знать основные речевые стратегии и тактики | Устный опрос |
Знать основы коммуникативной грамотности; | Устный опрос, работа с периодической литературой |
Знать основные принципы ораторской речи; | Устный опрос, дискуссия |
Знать основы речевого этикета | Устный опрос и письменное тестирование |
Знать основы психологии речевой деятельности | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Уметь анализировать профессиональную информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Уметь структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро | Работа с учебной литературой, составление конспектов, наблюдение во время занятия |
Уметь дать краткую характеристику основных типов коммуникабельности людей | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Уметь участвовать в дискуссиях по предложенным проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации необходимые сведения | Беседа, обсуждение, выполнение практических заданий, работа с периодической литературой |
Уметь представлять результаты изучения учебного материала в формах конспекта, реферата, рецензии | Устный опрос, беседа, семинары, конференции |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № _______________ От «______»____________201____ г | УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа ___________В.Е.Андреев «____»_____________201___ г Приказ № ______ от ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
2019
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 519 и учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», по специальности, входящей в состав укрупненной группы профессий 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Специальность/профессия ППССЗ | 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
Уровень подготовки | Базовый |
Квалификация | ОКПР 21299 Делопроизводитель ОКПР 17544 Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцев |
На базе | основного общего образования |
Учебная дисциплина | ОП.09 Речевая коммуникация |
Объем курса | 77 часов |
Разработчик | преподаватель Снегирева Т.В. |
ученая степень, звание, должность, Ф.И.О. |
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № ___
Председатель ЦМК ______________/_____________
«__» ________________ 201____ г.
Согласовано
Зам. директора по УМР _________________________________
« ____» ____________________201___ г.
Специальность СПО Уровень подготовки | 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
базовый | |
Квалификация | техник ОКПР 21299 Делопроизводитель ОКПР 17544 Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 3 года 10 месяцев |
На базе | основного общего образования |
Учебная дисциплина | Речевая коммуникация |
Объем курса | 77 часов. |
Разработчик | преподаватель Снегирева Т.В. |
ученая степень, звание, должность, Ф.И.О. |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 25
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Речевая коммуникация»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО технического профиля.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у студентов одной из ключевых учебных компетенций – коммуникативной компетенции.
Актуальность программы
В настоящее время в силу разного рода причин приходится констатировать крайне низкий уровень речевой подготовки студентов 1-2 курсов. Их неумение оперировать имеющейся информацией, слабый уровень монологической речи, необоснованность в выборе приемов коммуникативно-мотивированного высказывания и пр. ограничивает возможности успешного общения и самореализации.
Программа «Речевая коммуникация» имеет прикладной характер и призвана способствовать совершенствованию речевого поведения и культуры речи студентов, обучающейся в системе СПО.
Педагогическая целесообразность
В основе всякого обучения лежит общение, поэтому программа «Речевая коммуникация» как инновационный, практико-ориентированный курс будет способствовать решению задачи формирования универсальных действий на метапредметном уровне. Умение студентов эффективно и целенаправленно пользоваться речью в различных коммуникативно-речевых ситуациях имеет большое значение во всей системе обучения современного молодого человека.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель курса: развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием различных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи:
- Способствовать совершенствованию навыков всех видов речевой деятельности студента (говорение, слушание, письмо, чтение);
- Формировать основные коммуникативные умения вести монологическую речь;
- Способствовать совершенствованию речевого поведения и культуры речи;
- Развивать умение анализировать чужую и собственную речь, выявлять типичные недостатки общения и находить способы их преодоления;
- Формировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнерами по общению;
- Развивать стремление поиска личного стиля и приемов общения, выработать собственную систему речевого самосовершенствования;
- Формировать знание психологических механизмов взаимодействия людей;
- Способствовать формированию открытой для общения коммуникабельной личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- ОК-5: владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- ОК-6: умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- ОК-7: способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения;
- ОК-8: готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
- ОК-20: способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- Ориентироваться в различных речевых ситуациях;
- Анализировать особенности речевой коммуникации в современном обществе;
- Адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
- Ориентироваться в речевых тактиках и стратегиях;
- Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с коммуникативной задачей;
- Организовать профессиональный диалог и управлять им;
- Общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности;
- Конспектировать устную и письменную речь, готовить рефераты, доклады, создавать тексты некоторых профессионально значимых жанров;
- Подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности;
- Строить выступление на профессиональную тему;
- Владеть терминологическим словарем данной специальности;
- Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- Соблюдать правила речевого этикета и культуры речи.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- Сущность речевой коммуникации, ее цели, типы;
- Модели речевой коммуникации и задачи общения;
- Речевое воздействие, его цели, способы, типы;
- Речевые стратегии и тактики;
- Основы коммуникативной грамотности;
- Особенности ораторской речи;
- Основы речевого этикета;
- Связь языка, речи и мышления как основных компонентов речевой деятельности;
- Основы психологии речевой деятельности
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 77 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 51 часов (лекций – 11, практических занятий – 40);
самостоятельной работы студента 26 часов.
Учебная дисциплина реализуется за счет вариативной части учебных циклов ППСЗ (в количестве – 51ч. обязательной аудиторной учебной нагрузки студента).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 77 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
В том числе: | |
лекции | 11 |
Практические занятия | 40 |
Контрольные работы – не предусмотрено | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 26 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Речевая коммуникация | ||||
Раздел 1 Основные понятия речевой коммуникации | Содержание учебного материала. Раздел 1_
Коммуникация. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. Классификация целевых установок речевой коммуникации. Модель речевой коммуникации. Особенности речевой коммуникации в современном обществе. Вопросы совершенствования речевой коммуникации. Проблемы культуры коммуникации: ассиметрия между культурой речи и культурой общения. | |||
Тема 1.1. Речевая коммуникация как процесс и структура | Содержание учебного материала_ Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Общение как социально-психологический механизм. | 1 | ||
Самостоятельная работа Презентация или сообщение по искусственным и естественным языкам. | 1 | |||
Тема 1.2. Язык и речь | Содержание учебного материала_ Язык и речь. Язык как знаковая система. Функции языка. Соотношение понятий язык и речь: взаимообусловленность и взаимовлияние. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Языковые единицы и уровни языковой системы. Основные функции языка. Речь как форма реализации языка. | 1 | ||
Практическая работа № 1. Язык и речь. Язык как знаковая система. Практическая работа № 2. Основные функции языка. Речь как форма реализации языка. | 2 | |||
Самостоятельная работа Проблемы культуры коммуникации: ассиметрия между культурой речи и культурой общения. | 1 | |||
Тема 1.3. Структура коммуникативного акта
| Содержание учебного материала Структура (компоненты) коммуникативного акта. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. | 1 | ||
Практическая работа № 3. Коммуниканты. (адресант и адресат). Мотив и цель общения. Практическая работа № 4. Социальные и речевые роли общающихся. | 2 | |||
Самостоятельная работа Опорный конспект по теме: «Социальные и речевые роли общающихся». Сообщение или презентация «Мотив и цель общения» | 2 | |||
Тема 1.4. Эффективность речевой коммуникации | Содержание учебного материала_ Эффективность речевой коммуникации (создание коммуникантов) и языкового общения (коммуникации). Проблемы культуры коммуникации: асимметрия между культурой общения и культурой речи. | 1 | ||
Практическая работа № 5. Основные понятия речевой коммуникации. | 1 | |||
Самостоятельная работа Примеры из художественных произведений «Мотивы общения» | 1 | |||
Раздел 2 Речевое воздействие | Тема 2.1. Речевое воздействие в сфере коммуникации | Содержание учебного материала_ Речевое воздействие в сфере коммуникации. Цели речевого воздействия. Способы речевого воздействия. Коммуникативная позиция. Способы речевого воздействия на личность.
| 1 | |
Практическая работа № 6. Способы речевого воздействия. Речевые тактики. Практическая работа № 7. Коммуникативная позиция. | 2 | |||
Самостоятельная работа Рецензия на видеоролик. Речевые стратегии в СМИ. | 1 | |||
Тема 2.2. Речевое воздействие и манипулирование | Содержание учебного материала_ Манипулирование общественным сознанием и пути манипуляций. Речевые стратегии в СМИ. Практическая работа с рекламными роликами. Механизмы манипуляции. Виды манипуляторов и манипулятивных стратегий. Структура акта манипуляции. Этическая составляющая манипулятивной коммуникации. Способы противостоять манипуляциям в общении. |
1 | ||
Практическая работа № 8. Способы речевого воздействия на личность. Практическая работа № 9. Способы противостоять манипуляциям в общении. | 1 | |||
Самостоятельная работа Подбор роликов манипуляции. | 2 | |||
Тема 2.3. Понятие эффективной коммуникации | Содержание учебного материала Понятие эффективной коммуникации. Эффективность и затратность общения. Вербальное речевое воздействие. Коммуникативное равновесие. Позитивная самопрезентация. | 1 | ||
Практическая работа № 10. Коммуникативное равновесие. Практическая работа № 11. Позитивная самопрезентация. | 1 | |||
Самостоятельная работа Подбор материалов СМИ по теме. | 1 | |||
Тема 2.4. Коммуникативные барьеры | Содержание учебного материала Коммуникативные неудачи. Коммуникативное самоубийство. Коммуникативные барьеры. Сигналы появления барьеров. Причины появления барьеров. Барьеры взаимодействия (мотивационный барьер, этический барьер, стилей общения, неумение слушать); барьеры восприятия и понимания (эстетический барьер, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника, барьер характера); коммуникативные барьеры (фонетический, семантический, барьер некомпетентности, логический, стилистический, невежливость). Преодоление барьеров в общении. | |||
Практическая работа № 12. Коммуникативные барьеры. Причины появления барьеров. Практическая работа № 13. Коммуникативные неудачи. Практическая работа № 14. Коммуникативное самоубийство. Практическая работа № 15. Обобщение и систематизация изученного материала. | 4 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 2.5. Невербальное речевое воздействие | Содержание учебного материала_ Невербальное речевое воздействие. Жестовая культура разных стран. Знаковые системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая, паралингвистическая, пространственно-временная (организация пространственной среды), тактильно-перцептивная (жесты и телодвижения). Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе коммуникации. Организация пространственной среды в деловой коммуникации. | 1 | ||
Практическая работа № 16. Жестовая культура разных стран. Практическая работа № 17. Организация пространственной среды в деловой коммуникации. | 2 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Раздел 3 Модель речевой коммуникации и задачи общения | Тема 3.1. Речевая деятельность и организация работы с информацией | Содержание учебного материала_ Речевая деятельность и организация работы с информацией. Эффективная передача информации. Активное получение информации. | 1 | |
Практическая работа № 18. Речевая деятельность и организация работы с информацией. Практическая работа № 19. Совершенствование основных видов речевой деятельности: устной речи, чтения, письма. | 2 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 3.2. Совершенствование навыков чтения | Содержание учебного материала_ Формы речи: специфика устной и письменной речи, классификационные признаки, характерные черты, языковые особенности. Совершенствование основных видов речевой деятельности: слушания и устной речи, чтения, письма. |
| ||
Практическая работа № 20. Совершенствование основных видов речевой деятельности: устной речи, чтения, письма. | 1 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 3.3. Совершенствование навыков слушания | Содержание учебного материала_ Совершенствование основных видов речевой деятельности: слушания и устной речи, чтения, письма. | 1 | ||
Практическая работа № 21. Тестовая работа по теме: «Модель речевой коммуникации». | 1 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Раздел 4 Основы ораторской речи | Тема 4.1. Риторика и речевое поведение человека. | Содержание учебного материала_ Риторика и речевое поведение человека. Ораторская речь: виды, жанры, своеобразие. Основные требования к публичному выступлению. | 1 | |
Практическая работа № 22. Основные требования к публичному выступлению | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 4.2. Основы мастерства публичной речи | Содержание учебного материала_ Основы мастерства публичной речи: принципы выбора и расположения материала, работа над речевой формой выступления, работа с аргументами, приемы импровизации. | |||
Практическая работа № 23. Основы мастерства публичной речи Практическая работа № 24. Принципы выбора и расположения материала. | 1 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 4.3. Эффективность публичного выступления. | Содержание учебного материала_ Особенности предварительной подготовки публичного выступления. Начало выступления. Поведение оратора в аудитории. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Завершение публичного выступления. Эффективность публичного выступления. | |||
Практическая работа № 25. Работа над речевой формой выступления, работа с аргументами. Практическая работа № 26. Приемы импровизации. | 2 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 4.4. Невербальные средства в публичной речи | Содержание учебного материала_ Невербальные средства в публичной речи. Организация пространственной среды в деловой коммуникации. | |||
Практическая работа № 27. Эффективность публичного выступления. Невербальные средства в публичной речи. Практическая работа № 28. Особенности предварительной подготовки публичного выступления. Начало выступления. | 2 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 4.5. Языковой паспорт оратора | Содержание учебного материала_ Основные требования к языковому паспорту оратора; говорящего человека. Основные правила культуры речи. Точность как коммуникативное качество речи. Краткость. Уместность. | |||
Практическая работа № 29. Поведение оратора в аудитории. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Практическая работа № 30. Завершение публичного выступления. Языковой паспорт оратора. | 2 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Раздел 5 Этика речевой коммуникации | Тема 5.1. Этика и психология речевого общения. | Содержание учебного материала_ Речевой этикет. Предмет и функции речевого этикета и его национальный характер. Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, толерантность, участие. | 1 | |
Практическая работа № 31. Речевой этикет. Предмет и функции речевого этикета и его национальный характер. | 1 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 5.2. Речевой этикет как регулятор деловых отношений. | Содержание учебного материала_ Этика и психология речевого общения. Этические рекомендации для повышения эффективности речевой коммуникации. Техника реализации этикетных форм: приветствие (обращение), завязка, развитие, кульминация, развязка. Обстановка общения и этикетные формулы. Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. | |||
Практическая работа № 32. Специфика русского речевого этикета. Речевой этикет как регулятор деловых отношений. | 1 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Раздел 6 Психология речевой деятельности | Тема 6.1. Основные типы коммуникабельности людей | Содержание учебного материала_ Основные классификации типов коммуникантов. Общение и темперамент и характер собеседника. Основные типы коммуникабельности людей: доминантный и недоминантный собеседник, мобильный и ригидный собеседник, экстраверт и интраверт. | 1 | 1 |
Практическая работа № 33. Основные типы коммуникабельности людей. Практическая работа № 34. Общение, темперамент и характер собеседника. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа | 1 | 3 | ||
Тема 6.2. Понятие социальной перцепции. | Содержание учебного материала_ Понятие социальной перцепции. Основные механизмы восприятия другого человека (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция). Эффекты восприятия (первичности и новизны, эффект ореола, стереотипизации, установки). | |||
Практическая работа № 35. Основные типы коммуникабельности людей. | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 6.3. Стратегии общения и речевые тактики в речевой коммуникации. | Содержание учебного материала_ Психология речевой деятельности Стратегии общения. Индивидуальный стиль общения. Стратегии общения и речевые тактики в речевой коммуникации. Взаимодействие тактик. Логика и психология в выборе тактик. Перехват инициативы в деловом общении. | 1 | ||
Практическая работа № 36. Стратегии общения. Индивидуальный стиль общения. Практическая работа № 37. Стратегии общения и речевые тактики в речевой коммуникации. | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Раздел 7 Формы деловой коммуникации. | Тема 7.1. Деловая беседа по телефону. | Содержание учебного материала_ Деловая беседа по телефону.
| 1 | |
Практическая работа № 38. Деловая беседа по телефону. | 1 | |||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 7.2. Дискуссия как разновидность полемического общения | Содержание учебного материала_ Дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения. Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки. Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Речевое поведение ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели. | |||
Практическая работа № 39. Дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. | ||||
Самостоятельная работа | 1 | |||
Тема 7.3. Деловые переговоры. | Содержание учебного материала_ Приемы и уловки, используемые в споре. Основы ведения деловых переговоров. Деловые переговоры. Стратегии взаимодействия. Типы вопросов для успешных переговоров | 1 | ||
Самостоятельная работа | ||||
Итоговое занятие | Практическая работа № 40 Зачет | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач 2.2
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или пособие; учебный материал, содержащий текстовые материалы, разработанные к ним задания; онлайн-тестовые материалы; таблицы; портреты ученых; аудио- и видеоматериалы по речевой коммуникации; словари всех типов, рекламные ролики, учебные фильмы, справочники.
Технические средства обучения:
- аудио- и видеомагнитофон,
- телевизор и DVD-проигрыватель,
- видеопроектор (бимер),
- экран,
- персональный компьютер (ноутбук)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Учебники и учебные пособия
О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. Речевая коммуникация, М, 2019г;
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие.- Мн.: ООО «Новое знание», 2015г. – 328 с.;
Введенская Л.А..Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика.- Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”.2015г г. – 576 с.
Винокур В.А. Уловки в споре.- СПБ.: Речь, 2014. 142 с.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 2012г. – 416 с.
Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПБ.: Лань, 2012г. -160 с.
Савкова З.В. Искусство оратора Учебное пособие -2-е изддоп-СПБ Знание, 2013- 246с.
Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Отв. Ред. Е. Н. Ширяев. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2012г.- 320 с. – (Учебники «Феникса»).
Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. Пособие. – СПБ.: «Паритет», 2015.- 192
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методический комплекс
№ № | Компоненты учебно-методического комплекса | Для преподавателя | Для студентов |
1. Учебные и методические пособия | |||
1 | Информационные, справочные материалы | 1. Инструкции
2. Справочные материалы.
5. Рекламные ролики. | |
2 | Научная, специальная, методическая литература | О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. Речевая коммуникация, М, 2017; Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие.- Мн.: ООО «Новое знание», 2015г. – 328 с.; Введенская Л.А..Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика.- Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”.2015г г. – 576 с. Винокур В.А. Уловки в споре.- СПБ.: Речь, 2014. 142 с. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 2014г. – 416 с. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПБ.: Лань, 2014г. -160 с. Савкова З.В. Искусство оратора Учебное пособие -2-е изддоп-СПБ Знание, 2014- 246с. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Отв. Ред. Е. Н. Ширяев. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2015г.- 320 с. – (Учебники «Феникса»). Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. Пособие. – СПБ.: «Паритет», 2015.- 192 | Абрамов, Н. Дар слова / Н. Абрамов // Русская речь. – 2015. – № 4. Григорьева, М. Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить? / М. Ю. Григорьева // Русская речь. – 2016. – № 3. Горелов, И. П. Умеете ли вы общаться? / И. П. Горелов [и др.]. – М., 2015. Клубков, П. А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. – СПб., 2014. Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. – М., 2015. Михальская, А. К. Основы риторики: мысль и слово / А. К. Михальская. – М., 2014. Новичихина, М. Е. Ведение спора / М. Е. Новичихина. – Воронеж, 2015. Пиз, Л. Язык разговора / Л. Пиз. – М., 2015. |
3 | Тематические подборки | Русская риторика. Журнал-хрестоматия. М, Издательство «Прогресс». | |
4 | Задачи и задания |
| |
5 | Дидактические игры |
| |
6 | Таблицы |
| |
7 | Схемы |
| |
8 | Плакаты |
| |
9 | Фотографии Работы студентов |
| |
2. Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся | |||
Методики психолого-педагогической диагностики личности: | |||
1 | анкеты |
| |
2 | диагностические карты |
| |
3 | методики |
| |
4 | Рекламные ролики | Методы манипулирования сознанием | |
3. Материалы по работе с коллективом обучающихся | |||
Методики педагогической диагностики коллектива: | |||
1 | анкеты | Анкета «Что важнее?» (на определение ценностно-ориентационного единства коллектива) | |
2 | Психологические тесты | Уровень коммуникабельности. Умение слушать. Определение типа личности. | |
3 | игры | Подборка игр на: 1. Знакомство и приветствие: «Портрет», «Приветствие», «Давай поздороваемся», «Узнай по голосам», «Имя», «Фраза по кругу», «Зеркало». 2. Формирование коллектива: «Ураган», «Общий рассказ», «Печатная машинка», «Три цвета». | |
4. Материалы из опыта работы педагога | |||
1 | Методические разработки | Авторская программа для СПО «Речевая коммуникация» с внешней рецензией. | |
2 | Конспекты лекций | Конспекты всех лекций | |
3 | Презентации | Презентации к 2/3 лекций |
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать сущность речевой коммуникации, ее цели, типы; | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Знать основные модели речевой коммуникации и задачи общения; | Письменное тестирование и устный опрос |
Знать основы речевого воздействия, его цели, способы, типы; | Практическое занятие и письменное тестирование |
Знать основные речевые стратегии и тактики | Устный опрос |
Знать основы коммуникативной грамотности; | Устный опрос, работа с периодической литературой |
Знать основные принципы ораторской речи; | Устный опрос, дискуссия |
Знать основы речевого этикета | Устный опрос и письменное тестирование |
Знать основы психологии речевой деятельности | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Уметь анализировать профессиональную информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Уметь структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро | Работа с учебной литературой, составление конспектов, наблюдение во время занятия |
Уметь дать краткую характеристику основных типов коммуникабельности людей | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
Уметь участвовать в дискуссиях по предложенным проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации необходимые сведения | Беседа, обсуждение, выполнение практических заданий, работа с периодической литературой |
Уметь представлять результаты изучения учебного материала в формах конспекта, реферата, рецензии | Устный опрос, беседа, семинары, конференции |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Выполнение проблемно- ориентированной задачи и представление результатов работы в виде устной презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Иносттранный язык в сфере профессиональной коммуникации
рП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Массовые коммуникации и медиапланирование
Рабочая программа учебной дисциплины разработана из часов вариативной части и является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 42.02.01 Рекла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ...
Рабочая программа и КОСЫ Современная речевая культура
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Современная речевая культураРабочая программа содержит:- общую характеристику учебной дисциплины;- структуру и содержание учебной дисциплины;- условия реал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И КОММУНИКАЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И КОММУНИКАЦИИ»...