Система педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении
презентация к уроку
В презентации рассматривается педагогическая поддержка в русле гуманистической парадигмы: сущностные характеристики, цели, задачи, принципы и средства педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_pedagogicheskoy_podderzhki_rebenka_v_ou.pptx | 490.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Г.С. Батищев: « Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется…»
Семья — это место, где начинается формирование человека, забота родителей о нравственности ребенка — их прямая обязанность. Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка.
Необходимо бережно относиться к личности ребенка . Доступность образования для всех, независимо от общественного и имущественного положения — есть залог развития гуманистического общества.
Следует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.
Воспитание — это привнесение в сознание подрастающего поколения идеи возможности существования и развития общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности.
Саморазвитие 1 ) любая активность субъекта, осуществляемая сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящая к прогрессивным изменениям психических, физических функций, социальных способностей; 2 ) осознанная активность субъекта, направленная на развитие «самости», индивидуальности, целостности личности для самореализации
Свободоспособность ребенка - основной результат педагогической поддержки; - способность ребенка самостоятельно, независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.
Сущностные характеристики педагогической поддержки ребенка - оказание внешней помощи в самостоятельных усилиях человека; - проявление заботы о человеке, которая реализуется в практической деятельности и направлена на укрепление его сил в самостоятельном движении к свободному самоосуществлению (М. Хайдеггер).
Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - взгляд на ребенка как субъекта собственного развития;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - ценностно-смысловое равенство участников образовательного процесса, отказ от ролевого подхода «учитель» - «ученик»;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - создание условий для самоопределения, самоидентификации и самореализации участников образовательного процесса;
Педагогическая поддержка ребенка предполагает: - помощь ребенку в решении собственных проблем.
Теоретическое осмысление различных подходов к сущности педагогической поддержки позволяет рассматривать ее как: - особый метод воспитания, направленный на оказание помощи ребенку в решении проблем социализации и индивидуализации, возникающих в процессе школьной жизнедеятельности; - интегральную характеристику всей педагогической деятельности.
Образование - специально организованный процесс, направленный на развитие способности учащихся самостоятельно решать жизненные проблемы на основе социального опыта, частью которого является собственный опыт учащихся (О.Е. Лебедев). Педагогическая поддержка – интегральная характеристика всей педагогической деятельности.
Интерпретационная модель педагогической поддержки ребенка социализация педагогическая поддержка индивидуализация креативный блок прогностический блок нормативный блок корректирующий блок взрослый ребенок опыт решения проблем помощь содействие
Такт и тактика педагога педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ взаимодействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение тактика - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств
Субъекты педагогической поддержки ребенка - ребенок , преобразующий обстоятельства и, тем самым, создающий условия для собственного изменения и развития; - детская общность, которая способствует самоидентификации ребенка; - взрослые , осуществляющие целенаправленную педагогическую деятельность по созданию условий; - детско-взрослая общность, как необходимое условие воспитания подлинно демократических отношений.
Принципы - согласие ребенка на помощь и поддержку; - опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; - вера в эти возможности; - ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; - совместность , сотрудничество, содействие; - конфиденциальность (анонимность); - доброжелательность и безоценочность ; - безопасность , защита здоровья, прав, человеческого достоинства; - реализация принципа «Не навреди»; - рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Поддерживающая позиция - равноправие между взрослым и ребенком; - взрослый использует свою силу исключительно как дополняющую , укрепляющую возможности самого ребенка (через содействие ребенку в развитии этих возможностей);
Поддерживающая позиция - возможности ребенка заключены в его разуме, который потенциально способен постичь любое требование, если оно направлено на его собственное благо; - взрослый способен содействовать ребенку в организации таких отношений, посредством которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права, и в то же время осознать права другого человека и соотнестись с ними;
Поддерживающая позиция - развивая способности ребенка, действовать в ситуации равноправия; воспитатель, тем самым, обращает его к собственной воле и разуму как механизмам саморегуляции в рамках нравственных отношений; - воспитатель прибегает к противодействию лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия, и они грозят нарушить свободу действий других. Таким образом, воспитатель выступает не только как защитник прав другого, но и как необходимый (а потому справедливый) ограничитель того зла, которое ребенок может сам себе причинить, будучи не в силах справиться с ситуацией в рамка равноправия с другим.
Тактики педагогической поддержки Кредо тактики «защиты» : ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств, то есть находится в ситуации, когда его активность или блокирована извне , или заранее кем-то оценивается как неуспешная . Кредо тактики «содействия»: ребенок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора. Педагогическая поддержк а Кредо тактики «помощи» : ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Кредо тактики «взаимодействия» : договор – это испытание свободой и ответственностью.
Договор это всегда выбор как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и ограничении других. Расширению подлежат общие интересы, ограничению — попытки одной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет ограничения прав другой стороны.
Договор на условиях ребенка - педагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив это тем, что ему (ребенку) лучше знать, кто и как должен действовать в его проблеме, чтобы она была действительно разрешена. - педагог может уточнять, проблематизировать условия, выдвинутые ребенком, но он их не должен оспаривать, поскольку педагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.
Договор на условиях педагога - д анный договор выбирается тогда, когда ребенок затрудняется самостоятельно выбрать вариант. - п едагог выступает в роли предлагающего варианты, но не настаивающего на них. Варианты в данном случае являются предметом критического отношения и познания ребенка. Педагог поддерживает критическое отношение ребенка к происходящему .
Договор-компромисс - он появляется, как правило, после предыдущих договоров (заключенных и реализованных на условиях одной стороны, которая как бы лидировала в договоре). - н а этапе согласования средств деятельности и проектирования программы возникают трудности, так как ребенок предлагает варианты деятельности для других, т. е. выступает в роли «заказчика», видя в педагоге «исполнителя». - п едагог проблематизирует такой подход, выбирая для себя только то, что ребенку действительно невозможно или очень трудно сделать без взрослого.
Договор-сотрудничество - ребенок испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет на риск, принимая полную ответственность за ее разрешение и за то, что может последовать; - готов предпринять, а возможно, и предпринимает самостоятельные действия, не согласованные с педагогом. Однако его попытки не приводят к желаемым результатам, потому что ребенок не может проанализировать проблему в целом (видит только ее часть), у него не хватает конкретных знаний и умений, т. е. проблема объективно превышает наличные «могу» ребенка. - п едагог активно включается в проблему, действуя совместно с ребенком как равноправный субъект.
Средства педагогической поддержки
Средства педагогической поддержки
Средства педагогической поддержки
Основные признаки педагогической деятельности по поддержке ребенка: - наличие особой «поддерживающей» позиции субъекта, осуществляющего педагогическую деятельность; - умение определять цели и конструировать содержание педагогической деятельности по поддержке ребенка; - владение педагогическими приемами и средствами, адекватными «поддерживающей» позиции педагога; - владение способами определения результативности педагогической деятельности в аспекте педагогической поддержки ребенка.
Система педагогической поддержки - совокупность компонентов педагогической деятельности по поддержке ребенка, интеграция и взаимодействие которых обуславливает ее результативность (развитие способности ребенка самостоятельно решать проблемы школьной жизнедеятельности ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения
В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и ...
Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.
В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в о...
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.
В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...
Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя образовательного учреждения
Характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителей образовательного учреждения...
Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения
В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...
Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
В соответствии плана реализации приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...
Педагогическая поддержка» - как система средств самореализации обучающихся СПО.
В статье раскрывается роль педагогической поддержки в профессиональном образовании - как определенной ступени для выработки умений распознавать задачу и/или проблему в профессионально...