План-конспект учебного занятия "Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей"
план-конспект занятия
Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей
Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: статистический показатель и его классификация; абсолютные показатели (величины); относительные показатели (величины): планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности;
Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;
Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_absolyutnyh_i_otnositelnyh_velichin._vidy_statisticheskih_pokazateley.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОП.11 Статистика
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся группа курс 2
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(углубленная подготовка)
форма проведения дистанционно
преподаватель Ю.В. Древаль
фио преподавателя
Тема 2.4 Абсолютные и относительные величины.
Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей
Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: статистический показатель и его классификация; абсолютные показатели (величины); относительные показатели (величины): планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности;
Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;
Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
Основная литература:
Глава 5. Абсолютные и относительные величины. (76-89) Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Дополнительная литература:
Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2011
Интернет-ресурсы:
- Информационно-издательский центр «Статистика России» http://www.statbook.ru
- Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru
- Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Междисциплинарные связи: Право социальное обеспечение
Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных
1. Актуализация знаний по ранее пройденному материалу учебного курса
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 1.
Вопрос (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
2. Изучаемые вопросы занятия
1. Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей |
Вопрос 1. Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей
В результате статистического наблюдения, сводок и группировок собранного статистического материала мы получаем разностороннюю информацию об изучаемых явлениях и процессах. Итоговые данные по изучаемой совокупности в целом, по её отдельным группам и подгруппам являются обобщающими показателями. Эти показатели могут быть абсолютными и относительными. Они, с одной стороны, неотъемлемы от методов сводки группировки, с другой -- их обобщающее значение представляется началом следующей группы методов -- статистического анализа, в котором абсолютные и относительные величины изначально играют определяющую роль. Абсолютные показатели являются суммарными величинами подсчитанными или взятыми из сводных статистических отчетов без всяких преобразований. Их можно получить в результате сложения значений признаков различных юридических значимых явлений в результате их сводки и группировки. Абсолютные, показатели являются именованными числами и выражают размеры качественно определенных социально-правовых явлений. Относительные величины в статистике -- это важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При вычислении относительных величин обычно сравниваются две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и относительные величины, получая новые относительные показатели. Главное, чтобы эти величины были сопоставимыми по взаимосвязям, единицам измерения, временному периоду, территории и другим параметрам.
Абсолютные показатели - величины суммарные, подсчитанные или взятые из сводных статистических отчетов без всяких преобразований. Они получаются в итоге сложения значений признаков различных юридически значимых явлений в результате их сводки и группировки. Абсолютные показатели - это именованные числа. Они выражают размеры качественно определенных социально-правовых или криминологических явлений (гражданских исков, браков, разводов, преступлений, заключенных, причин, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.) в присущих им единицах измерения. Эти единицы могут быть натуральными (численность обвиняемых, вес изъятых наркотиков) и денежными (ущерб или вред, рассчитанный в рублях или иной валюте). Абсолютные показатели являются базовыми.
Относительные величины в статистике представляют собой важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При исчислении относительных величин наиболее часто сравнивают две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и относительные величины, получая новые относительные показатели. Абсолютная величина, с которой сравниваются другие величины, называется основанием или базой сравнения, а сравниваемый показатель - величиной сравнения.
В юридической статистике применяются следующие виды относительных величин:
1) Относительные величины распределения.
2) Относительные величины интенсивности.
3) Относительные величины динамики.
4) Относительные величины, характеризующие выполнение плана.
5) Относительные величины степени и сравнения.
К относительным величинам примыкают индексы.
Относительные величины распределения (структуры). Отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения, - это распространенная относительная величина, выражаемая в процентах отдельных частей совокупности изученных явлений (преступлений, преступников, гражданских дел, исков, причин, мер предупреждения и т.д.) к их общему итогу, принимаемому за 100 %. Структура преступности (преступников) раскрывает соотношение групп или видов преступлений обшей совокупности учтенной преступности, либо соотношение различных категорий лиц, совершивших преступления, в общей структуре выявленных правонарушителей. Учтенная преступность или выявленные правонарушители берутся за определенный период времени (год, квартал, месяц) на определенной территории (страна, регион, город). Структура преступности измеряется в абсолютных (именованных числах) и относительных (процентах, долях, коэффициентах) показателях, которые характеризуют преступность не только с количественной, но и с качественной стороны.
Для оценки некоторых структурных показателей криминологии иногда используют вспомогательный коэффициент поражаемости преступностью различных групп и слоев населения. Данный показатель представляет собой отношение удельных весов преступников из определенной категории граждан ко всем гражданам данной категории в структуре населения.
Относительные величины интенсивности
Отношение части к целому, или отношение интенсивности, представляет собой обобщающую относительную величину, которая позволяет выявить распространенность определенного признака в наблюдаемой совокупности. Интенсивность преступности представляет собой сложный качественно-количественный параметр криминологической обстановки в стране, регионе, районе или населенном пункте, указывающий на уровень преступных проявлений, темпы их роста или степень общественной опасности (тяжести).
Интенсивность преступности характеризуется коэффициентом преступности, т.е. числом преступлений на 100 или 10 тыс. жителей. Оба показателя берутся в одном и том же территориальном и временном объеме. Число преступлений обычно рассчитывается на 100 тыс. населения. Но при малых числах преступлений и населения (в городе, районе, на предприятии) КП может рассчитываться на 10 тыс. или на 1 тыс. жителей.
Относительные величины динамики
Отношения, характеризующие динамику, представляют собой обобщающие относительные величины, показывающие изменение во времени тех или иных показателей юридической статистики: числа браков, разводов, предъявленных исков, рассмотренных гражданских дел, штатной численности судей, прокуроров, следователей, учтенных преступлений, выявленных правонарушителей, осужденных и оправданных лиц, лиц, арестованных в порядке избрания меры пресечения, заключенных и т.д.
За временной интервал обычно принимается год. Но изменение преступности и других юридически значимых явлений может отслеживаться по пятилетиям, что сглаживает их динамику, по кварталам, месяцам и даже дням, что дает возможность выявить все имеющиеся колебания. Выбор интервала зависит от цели и характера изучения юридически значимых явлений. За основание (базу), равное 1, или 100 %, принимаются сведения об изучаемом признаке определенного года, который был чем-то характерен для изучаемого явления.
Данные базового года выполняют роль неподвижной базы, к которой процентируются показатели последующих лет. Задачи статистического анализа часто требуют ежегодных (или по иным периодам) сопоставлений, когда за базу принимаются данные каждого предыдущего года (месяца или другого периода). Такие относительные показатели называются величинами, вычисляемыми цепным способом (данные каждого последующего года сопоставляются с данными предыдущего и показатели динамики образуют как бы непрерывную цепь). Подобная база называется подвижной. Отношение, характеризующее динамику преступности, - один из ее комплексных качественно-количественных показателей. Оно отражает изменение во времени как состояния (уровня) преступности (количественный показатель), так и ее структуры (качественный показатель). К динамике преступности относятся территориальные изменения преступных проявлений: в одних субъектах федерации преступность интенсивно растет, в других - сокращается, в-третьих имеется относительная стабильность, в четвертых регистрируется ее качественное изменение и т.д. Особое место в динамике занимают изменения в уровне латентной преступности. Рост удельного веса латентной преступности (скрытой) - серьезный симптом ухудшения криминологической обстановки в стране или регионе. Латентная преступность не имеет официального учета. Но социологические и статистические методы ее установления в количественных величинах дают возможность более или менее адекватно отслеживать ее в целом и по отдельным видам преступлений. Динамика уровня и структуры преступности, имеющая относительно устойчивый и продолжительный характер, свидетельствует не только о негативных или позитивных изменениях, но и о важных тенденциях и даже закономерностях изменения преступности, на основе которых можно прогнозировать ее развитие на ближайшее будущее. Тенденции раскрывают основную направленность развития явления и его отдельных видов в прошлом, настоящем и как прогноз в возможном будущем. Тенденции преступности раскрываются на основе динамики уровня преступности в целом, а также ее отдельных групп и видов на основе динамики структурных сдвигов внутри самой преступности.
Относительные величины, характеризующие выполнение плана. Планы строятся на прогнозах и предположениях. Они не являются догмой в условиях меняющейся ситуации. Тем не менее, их выполнение требует постоянного анализа. В противном случае они утрачивают свою организующую функцию. Особое общегосударственное значение приобрел анализ выполнения плана в правоохранительной деятельности в последние годы, когда ее стратегия и даже тактика предопределяются федеральными программами борьбы с преступностью. Техника вычисления относительных величин выполнения планов проста - план принимается за базу (100 %), а фактическое его выполнение процентируется к плану.
Относительные величины степени и сравнения позволяют сопоставлять различные показатели в целях выявления, какая величина и насколько больше другой, в какой мере одно явление отличается от другого или схоже с ним, что имеется общего и отличительного в наблюдаемых статистических процессах и т.д. Сравнительный анализ количественных показателей - один из важных приемов в юридической практике статистических обобщений. Показатели распределения или структуры совокупности обычно измеряются в процентах удельных весов и открывают большие возможности для сопоставлений. Показатели отношения части к целому, или отношения интенсивности, чаще всего измеряются в коэффициентах (в числе преступлений, осужденных, дел, исков и т.д.) на 100 тыс. населения. Этот относительный показатель был разработан не только для более объективной оценки массовых явлений, но и для сравнения несопоставимых абсолютных величин. Несопоставимые сведения о деятельности юридических учреждений, гражданском и уголовном судопроизводстве, судимости, преступности, правонарушаемости, зафиксированные в разных странах, регионах, районах и населенных пунктах, после пересчета население становятся более или менее сопоставимыми и сравнимыми.
Индексы. В широком понимании слово «индекс» означает любой обобщающий показатель, характеризующий изучаемое явление. В статистике индекс понимается как обобщающий показатель двух и более совокупностей, состоящих из элементов, которые не поддаются суммированию. Это необходимо как для оценки положения дел, так и для сравнительного изучения. В таких или аналогичных случаях рассчитываются специально разработанные показатели - индексы. Индексы делятся на индивидуальные, групповые, агрегатные (совокупные) и исчисляются в долях, процентах, разах, коэффициентах.
Индивидуальным индексом при оценке преступности или результативности деятельности какого-либо юридического учреждения может быть отношение уровня наблюдаемого явления текущего периода к уровню того же явления сравниваемого (базового) периода. При расчете агрегированного индекса судимости берутся числа осужденных, в отношении которых обвинительные приговоры вступили в законную силу, но также - по составам преступлений, им вменяемых.
Научная ценность относительных величин высока, но их нельзя рассматривать в отрыве от абсолютных показателей, соотношения которых они выражают, иначе точно характеризовать изучаемые явления будет невозможно. Пользуясь относительными величинами, необходимо показать, какие абсолютные величины за ними скрываются. В противном случае можно прийти к неправильным выводам, и лишь комплексное их применение выступает важным средством информации и анализа самых различных явлений государственно-правового аппарата.
Практическое задание. Вычислите ошибку репрезентативности по следующим данным: 15%-ная выборка уголовных дел показала, что по мотивам корысти совершенно 40% убийств, в то время как на основе сплошного обследования корысть составила 37%.
Решение
Разность между данными генеральной и выборочной совокупностей называют ошибкой репрезентативности, или ошибкой выборки.
Вычислить ошибку репрезентативности можно по следующей формуле: W=n-k,
где W - ошибка репрезентативности, n - выборочная совокупность, k- генеральная совокупность.
Таким образом, W=40-37, т. е. 3%
Ответ: 3%
Источники информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | Глава 5. Абсолютные и относительные величины. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО | стр. 76-89 |
Интернет ресурсы |
| |
| ||
|
Контрольное задание по Вопросу 1
- Записать в тетрадь конспект (3-4 стр.)
3. Подведение итогов учебного занятия
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 2.
Наименование изученного вопроса учебного занятия | Контрольное задание по изученному вопросу | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей |
| ||
Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей |
| ||
Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей |
| ||
Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей |
| ||
Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей |
|
- Домашнее задание на следующее занятие
- Выучить основные понятия. Глава 5. Абсолютные и относительные величины. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО (стр. 76-89)
- Выполнить задание 5.11. в тетради (стр. 93) учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Преподаватель Ю.В. Древаль
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ЦК дисциплин профессионального цикла специальности «Право и организация социального обеспечения» ГБПОУ Юридический колледж от ____________ 20 г. № ___ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока учебной практики по профессии "Сварщик"
План-конспект урока учебной практики по профессии "Сварщик" Цель урока:обучающая: закрепить знания по междисциплинарному курсу, сформировать профессиональные компетенции при рабо...
План-конспект урока учебной практики на тему: "Филигрань"
План-конспект урока учебной практики на тему "Филигрань"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Криминология и предупреждение преступлений" по теме: «Причины и условия групповой и организованной преступности»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства о правовых основах профилактики преступлений.Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися те...