«Знаешь ли ты право»
статья
Значение правовой грамотности и описание конкурса для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaesh_li_ty_pravo_-_statya.docx | 746.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знаешь ли ты право?»
Знают ли «Право» наши студенты? Важно это для них? На эти вопросы мы должны ответить честно в первую очередь себе. И, как правило, на первый вопрос ответ — НЕТ, а на второй, однозначно — ДА.
Основная часть населения России не задумывается о своих правах и свободах, не знает, как вести себя в той или иной ситуации, в каких документах прописаны их обязанности и какое вообще значение имеют законы. Юридическая — правовая грамотность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Если человек не знает о своих правах, можно с уверенностью говорить, что у него их нет. В случае необходимости он не сможет применить свое право просто потому, что не знает о его существовании. Именно поэтому вопросы повышения юридической и экономической грамотности обучающихся актуальны как никогда.
Становление правовой культуры, где главной ценностью являются законы, должно протекать параллельно с научно-техническим, социальным развитием современного общества. На основании законов издаются нормативно-правовые акты, появляются новые, ранее не известные правовые институты, что свидетельствует об укреплении правосознания. Законы позволяют устанавливать модель образцового поведения в обществе, правоотношений, соответствующих стандартам международного права, формируются органы государственной власти, несущие правовую культуру в массы.
В современных реалиях повышение уровня правовой грамотности должно стать основным фактором становления личности, формирования устойчивых позиций общества и демократической современной России. Граждане РФ должны жить в комфортных социально-правовых условиях друг с другом и поддерживать стремление государства к сокращению уровня правовой безграмотности, оказывать содействие органам государственной власти в решении важнейших задач, пропагандировать и разъяснять необходимость соблюдения обязанностей и правил общежития на территории России.
Уважение прав и законных интересов других лиц, вне зависимости от расы, религиозной и национальной принадлежности, пола, языка и политических взглядов – один из главных принципов в реализации мер по ликвидации юридической безграмотности.
В своей статье, хочу представить конкурс «Знаешь ли ты право?». Проведение данного конкурса помогает и оценить обучающихся, и замотивировать их на повышение уровня собственной правовой грамотности.
Участвует вся команда. Ведущий задаёт вопросы командам поочерёдно. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы:
- Кто изображён на плакате? Объясните смысл изображённого.
(Фемида – правосудие. Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает).
- Кто одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности?
(Сократ (около 469-399 гг. до н.э.) считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ребенку стать достойным человеком)
- Как называется документ международного уровня, защищающий права ребёнка? Когда принят?
(«Конвенция о правах ребёнка» принята 20 ноября 1989г., вступила в силу
02 сентября 1990г.)
- Каким правовым документом регулируются отношения людей в нашей стране?
(«Конституция РФ»)
- Какими правами, гарантированными «Конвенцией», пользуются дети?
(право на образование; право и на охрану здоровья; право на законный отдых; право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни; право свободно выражать свое мнение; право на свободу ассоциаций и собраний; право на защиту от всех форм физического или психического насилия)
- Согласно «Конвенции», до какого возраста человек считается ребёнком?
(до 18 лет)
- Какая инстанция выносит окончательное решение по любому случаю нарушения закона?
(суд)
- Можно ли изменить имя, отчество, фамилию? В каком возрасте?
(право на имя считается личным правом каждого гражданина. После 18 лет можно изменить имя, отчество, фамилию)
- Кто такой истец, ответчик, адвокат?
(истец – лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенного права;
ответчик – лицо, которому предъявлен судебный иск;
адвокат – юрист, которому поручается защита чьих-либо интересов в суде)
- Какие спецсредства может применить сотрудник милиции во время задержания преступника?
(дубинка, газ, наручники, пистолет)
Правовой тир «Если можешь, объясни»
В этом конкурсе используется мишень с дротиками. Ведущий приглашает от каждой команды по очереди двух стрелков. Необходимо удачно попасть в мишень и правильно ответить на вопрос. Ответ дать подробный. Если стрелок, удачно попадая в мишень, набирает 10 очков, но не даёт полного ответа на вопрос, то жюри по своему усмотрению снижает количество баллов.
Вопросы:
- Что такое детектор лжи?
(Этот прибор в России называется полиграф. Он регистрирует самые разнообразные явления, происходящие в организме человека, которого подвергают неприятным расспросам. Самые заковыристые вопросы вызывают у преступника, как бы он ни хотел скрыть, учащённое дыхание, повышение давления)
- Для чего служат отпечатки пальцев?
(Во всём мире нет двух людей с одинаковыми узорами на коже. Рисунок кожи, особенно на ладонях, ступнях, кончиках пальцев представляет собой прекрасное средство для идентификации человека.)
- Существовали ли в Древнем Риме правила дорожного движения?
(Да. Ещё Юлий Цезарь ввёл в употребление древнеримские правила дорожного движения. Например, уже тогда на некоторых улицах вводилось одностороннее движение. Была создана специальная служба, вроде ГИБДД)
- Вы нашли клад. Что вы должны сделать?
(Найденный клад необходимо сдать государству. Обнаруживший клад вправе получить вознаграждение в размере 25% стоимости сданных ценностей. Присвоение клада считается уголовным преступлением и карается законом.)
Практикум «Следствие ведут знатоки»
Ведущий приглашает от каждой команды по одному участнику. Они будут следователями. За каждое правильно выполненное задание следователь получает 5 баллов.
Задание № 1.
На столе лежит несколько предметов, они накрыты листом ватмана. Ведущий на 5 секунд открывает эти предметы, убрав лист бумаги.
Следователям необходимо по памяти составить список предметов, указав их последовательность.
Задание № 2.
Ведущий предлагает следователям внимательно оглядеть помещение, после этого просит их выйти. Затем вносит некоторые изменения в расположение предметов: переставляет стулья, цветы, сдвигает шторы и т.д. Вернувшись в помещение, следователи должны указать, какие произошли изменения.
Примени свои знания «Не попади в беду»
Участвует вся команда. Ведущий предлагает обсудить ситуацию и дать оценку по таким критериям: какой кодекс;
есть ли состав преступления;
с какого возраста привлекается к ответственности.
Полный правильный ответ – 5 баллов.
Ситуация № 1 (первой команде).
Из озорства вы толкали в коридоре школы одноклассников. Один из ребят упал, получив при этом серьёзную травму головы. Вас привлекли к ответственности. На основании какого законодательного акта? С какого возраста? Если вы не достигли 16 лет?
(Уголовный кодекс. Неумышленные телесные повреждения. С 16 лет. Если нет 16 лет, отвечают родители: за их счёт лечение пострадавшего, денежное возмещение морального ущерба)
Ситуация № 2 (второй команде).
На подоконнике в вестибюле школы лежит чужой пакет с вещами. Видя, что нет хозяина, вы берёте пакет и уносите домой. Находящиеся в нём куртку и сотовый телефон продаёте, учебники выбрасываете. Вас привлекают к ответственности. На основании чего? Какой кодекс?
(Уголовный кодекс. Кража. С 14 лет). Как правильно поступить в данной ситуации?
Ситуация № 3 (первой команде).
Вы решили заняться бизнесом, перепродавая диски прямо в школе. Вас задержали, конфисковали товар и наложили штраф. Почему вас привлекли к ответственности? Какой кодекс действует?
(Административный кодекс. С 16 лет. Торговля разрешена в определённых местах, нужно иметь сертификат качества, уплатить госпошлину в налоговую инспекцию. Если нет 16 лет, штраф платят родители).
Ситуация № 4 (второй команде).
Вы спускаетесь по лестнице из квартиры со своей собакой. Неожиданно собака бросается на человека, идущего вам навстречу, кусает его. Вас привлекают к ответственности. На основании чего? Какой кодекс?
(Административный кодекс: собак выгуливать необходимо в наморднике. За данное деяние привлекают с 16 лет).
Словесный портрет (домашнее задание)
Команды представляют друг другу словесный портрет человека (одноклассника, учителя, т.е. человека, известного в школе). Самый точный словесный портрет – 5 баллов
Проект «Правовая Россия будущего» (см. приложение)
Ведущий предлагает командам разработать проект «Правовая Россия будущего», защитить его. Для этого необходимы ватман, фломастеры, иллюстрации, афоризмы, записанные на плакатах. Высшая оценка – 10 баллов. Время на выполнение задания 30 минут.
Игра с болельщиками.
IX. Криминальное чтиво «Школа юных сыщиков»
Ведущий задаёт вопрос болельщикам: угадай сказку, назови автора. Кто первый поднимает руку, тот отвечает. За правильный ответ 3 балла той команде, за которую болеет ответивший.
- Голова, отделённая от туловища, сама называет своего убийцу. Кто это?
(Черномор. Пушкин «Руслан и Людмила»)
- Некая высокопоставленная особа выслеживает свою родственницу. Найдя её, отравляет. Умершую помещают в гроб, но она оживает. Как звали жениха девушки?
(Елисей. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
- Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина не могут урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Какое это оружие?
(Коса. «Заюшкина избушка»)
- Два брата из ревности убивают друг друга. Их престарелый отец хочет жениться на красавице, ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство был наказан мстителем, прилетевшим с неба. Кто это был?
(Петушок. Пушкин «Петушок – золотой гребешок»)
- Несчастная, «отсидевшая по вине деда».
(Репка: «Посадил дед репку...»)
Покажи свои знания (см. приложение)
Ведущий показывает иллюстрацию и задаёт вопросы болельщикам: угадай сказку, назови автора. Кто первый поднимает руку, тот отвечает. За правильный ответ 3 балла той команде, за которую болеет ответивший.
- За какое вознаграждение и на какой сорок поп нанял работника?
Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи? Какое право нарушено?
(Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Нет, это право нарушено)
- Каковы отношения между обитателями двора? Какие права нарушены?
(Андерсен «Гадкий утёнок». Все пользуются равными правами независимо от своего происхождения)
- Оцените действия жабы. Какие противоправные действия она совершила?
(Андерсен «Дюймовочка». Право на неприкосновенность жилища, похищение)
- Кто герои этой сказки? Кто и какие права нарушает?
(Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Лиса посягает на жизнь Серой шейки)
- Кто герои этой сказки? Каково отношение мачехи к падчерице? Какие права нарушены?
(Маршак «Двенадцать месяцев». Жестокое обращение с несовершеннолетней, выполнение непосильного труда в тяжёлых условиях)
Разгадай кроссворд (см. приложение)
Болельщики разгадывают кроссворд, баллы засчитываются команде, за которую болеют. (5 баллов, смотри приложение)
XII. Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что ты знаешь о СПИДе?»
Сценарий классного часа на тему «Что ты знаешь о СПИДе?»...
Melting pot , викторина" Знаешь ли ты Америку"
Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие , в котором участникам предлагается ответить на ряд интересных вопросов по истории, культуре, геграфии Америки...
Интеллектуально-правовая игра. "Знаешь ли ты право"?
Данная разработка , интелликтуально-правовая игра "Знаешь ли ты право " предусматривает воспитание законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся; развить умение работать в гру...
Олимпиада " Знаешь ли ты Англию?
Викторина призванная обобщить знания по теме, обобщает знания по истории, географии, литературе, кулинарии, традиций страны, изучаемого языка....
«Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?»
Викторина ко Дню Победы...
Викторина "Хорошо ли ты знаешь Великобританию"
Викторина "Хорошо ли ты знаешь Великобританию"...
Игра Брейн-ринг. Знаешь ли ты свои права?
Внеурочное мероприятие «Знаете ли вы свои права?» для 1, 2, 3 курсов специальности «Право и организация социального обеспечения...