Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя.
план-конспект занятия

Буданова Марина Александровна

Занятие помогает определить степень значимости курса для подростков, выяснить про­блемные вопросы темы, сформировать желание активно участвовать в изучении курса.

 

Познакомить подростков с понятием «самопознание», развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое самопознание?

Нужно ли человеку учиться познавать себя.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

Рене Декарт

Подготовительная работа к занятию:

  1. Предварительное анкетирование подростков. Необходимо определить интерес и ожидания подростков от предлагаемого курса.
  2. Подросткам предлагается заранее составить словарь темы вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
  3. Доска, мел, листы - высказывания интересных и знаменитых людей эпиграфа.

Структура занятия:

I. Начало занятия.

Слово «самопознание» записано на листе. Ребята по цепочке объяснение слова «самопознание». На другом листе записываются самые неожиданные и интересные объяснения.

Затем воспитатель предлагает подросткам выбрать слова которые можно отнести к понятию «самопознание».

К примеру, узнавание, прогнозирование, намерение и другие слова

Подросткам предлагается подчеркнуть слова и прокомментировать их.

П. Аукцион вопросов темы.

Игра «оптимисты» и «пессимисты».

Подросткам предлагается продолжить фразы, записанные на листах высказать свое мнение:

Мне необходимо познавать себя для того, чтобы...

Я не хочу познавать себя, потому что...

Ребятам предлагается составить ключевые вопросы к теме, выполняется в течение 2-3 мин.

Примерные вопросы:

  1. Я живу, чтобы есть или ем, чтобы жить?
  2. Жизнь - штука трудная или не очень?
  3. Цель жизни - это важно или нет?
  4. Что значит «хороший человек»
  5. Много друзей - это хорошо или плохо?
  1. Хорошо выглядеть и быть хорошим - одно и то же?
  2. Свобода и ответственность - слова одного корня?
  3. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?
  4. Чтобы я хотел узнать о себе и в себе?

10.Какие дороги ведут человека к познанию себя?

В течение 5-10 минут ребята дают ответ на поставленные вопросы. ; Вопросы, которые вызвали наибольший разброс мнений, записывается на листе . До следующего занятия предлагается подготовить свое мнение по записанным вопросам.

III.        Информационный блок.

Слово Воспитателя.

Ориентация подростков на участие в занятиях курса, объяснение структуры работы по курсу, анализ перспектив участия в изучении курса.

IV.        Деловая игра «Пресс-конференция».

Воспитанники делятся на группы и готовят в течение 2-3 минут вопросы воспитателю по учебному курсу. Необходимо, чтобы из числа подростков в каждой группе были выбраны ребята, играющие роль «журналистов» и «экспертов». «Журналисты» задают членам группы вопросы по теме разговора «эксперты» анализируют результаты разговора в группе, фиксируя  их на листах ватмана или листе. Затем все листы вывешиваются для всеобщего обозрения и обсуждения.

V.        Блок самоанализа и самооценки.

Ребятам предлагается придумать свой девиз изучения курса и изобразить его на листе. Затем ребята выполняют анкетирование по теме занятия.

Вариант анкеты:

1. Считаете ли вы актуальным изучаемый курс?

А. Да.        Б. Нет.        В. Не знаю.

2. Из каких источников вам известны слова «самопознание», «саморазвитие», «самовоспитание»?
 

  А. Книг.        Б. Друзей.        В. Родителей.  Г. Учителя.        Д. Радио, телевидение.

3. Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?
 

  А. Да.        Б. Нет.        В. Иногда, но безуспешно.

4. Надо ли человеку совершенствовать себя?
 

  А. Да.        Б. Нет.        В. Не знаю.

5. Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняетесь.

А. Да.        Б. Нет.        В. Затрудняюсь ответить.

6. Кто этот человек?

А. Мои родные.     Б. Мой педагог.     В. Мой друг (подруга).

Г. Герой кино, литературного произведения.    Д. Нет такого человека.

 7. Можете ли вы назвать людей, ставших известными, благодаря работе над собой?

А. Да.        Б. Нет.

Рефлексия занятия.

У подростков на столах лежат вырезанные из картона градусники! Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением занятия.

Шкала оценки следующая:

36, 6 - нужно, полезно, интересно, необходимо;

38 - страшно, сложно, неинтересно, обременительно;

34 - бесполезно, бесперспективно, безразлично.

Творческое домашнее задание: 

Воспитанники  рассказывают или пишут сочинение-размышление «Мне обо мне. Взгляд на  себя со стороны».


 женщин в Америке и проч. Смирно отвечал умно, охотно и с восторгом. Но каково, согласитесь, было его удивление, когда господин в синем костюме, взяв его на одной станции за руку, ехидно улыбнулся и сказал:

-        Следуйте за мной.

Смирнов последовал и исчез неизвестно куда. Через два года он встретился Крюгеру бледный, исхудалый, тощий, как рыбий скелет.

-        Где ты пропадал до сих пор?! - удивился Крюгер.

Смирнов горько улыбнулся и описал ему все пережитые им страдания.

-        А ты не будь глуп, не болтай лишнего! - сказал Крюгер. - Держи
язык за зубами - вот что!

Предложение

(Рассказ для девиц)

Валентин Петрович Персдеркин, молодой человек приятной наружности, одел фрачную пару и лакированные ботинки с острыми, колючими носками, вооружился шапокляком и, едва сдерживая волнение, поехал к княжне Вере Запискиной...

Ах, как жаль, что вы не знаете княжны Веры! Это милое, восхитительное создание с кроткими глазами небесно-голубого цвета и с шелковыми волнистыми кудрями.

Волны морские разбиваются об утес, но о волны ее кудрей, наоборот, разобьется и разлетится в прах любой камень... Нужно быть бесчувственным балбесом, чтобы устоять против ее улыбки, против пеги, которою так и дышит ее миниатюрный, словно выточенный бюстик. Ах, какою над быть деревянной скотиной, чтобы не чувствовать себя на верху блаженства, когда она говорит, смеется, показывает свои ослепительно белые зубки!

Передеркина приняли...

Он сел против княжны и, изнемогая от волнения, начал:

  • Княжна, можете ли вы выслушать меня?
  •  Ода!
  • Княжна... простите, я не знаю, с чего начать...
  • Для вас это так неожиданно... Экспромтно... Вы рассердитесь... Пока он полез в карман и доставал оттуда платок, чтобы отереть пот, княжна мило улыбалась и вопросительно глядела на него.

-        Княжна! - продолжал он. - С тех пор, как я увидел вас, в мою душу...
запало непреодолимое желание. Это желание не дает мне покоя ни днем,
ни ночью, и... и, если оно не осуществится, я... я буду несчастлив.

Княжна задумчиво опустила глаза. Передеркин помолчал жил:

-        Вы, конечно, удивитесь... вы выше всего земного, но... для меня вы самая подходящая...

Наступило молчание.

  • Тем более, - вздохнул Передеркин, - что мое имение граничит с  вашим., я богат...
  • Но... в чем дело? - тихо спросила княжна.
  • В чем дело? Княжна! - заговорил горячо Передеркин, поднимаясь. Умоляю вас, не откажите... не расстройте вашим отказом моих планов. Дорогая моя, позвольте сделать вам предложение!

Валентин Петрович быстро сел, нагнулся к княжне и зашептал:

-        Предложение в высшей степени выгодное!.. Мы в один год продадим миллион пудов сала! Давайте построим в наших смежных имениях салотопенный завод на паях!

Княжна подумала и сказала:,        - С удовольствием...

(А читательница, ожидавшая мелодраматического конца, может успокоиться)

На листе - вопросы для подростков:


1. Почему данные рассказы можно изучать в теме «самопознание»

2. Чем интересны эти рассказы?

3.Актуальны ли рассказы, написанные А. П.Чеховым достаточно давно, сегодня?

  1. Дайте характеристику персонажей рассказов.
  2. Можно ли считать произведения А. П. Чехова школой ж мудрости.
  3. Почему эти рассказы были запрещены?

III.        Рефлексия занятия.

Ребята дают оценку самому интересному фрагменту занятия начинают это фразой:

Мне было интересно, когда...

IV.        Творческое домашнее задание. «Подражание Ч. Чаплину»

Воспитанники составляют советы для подростков( по выбору).

Для этого они выбирают себе одногрупника и пишут ему советы (распределить это задание так, чтобы советы были даны каждому). Советы можно зачитывать только с разрешения тому кому  они  адресованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сколько друзей нужно человеку?

Немного о насущном....

Жил на Кубани такой человек (в память о художнике и просто замечательном человеке - Давыдове В.С.)

Исследования жизненного и творческого пути замечательного и талантливого человека, земляка,  жителя  Гулькевичского  района, Краснодарского края  – Давыдова  Владимира Сергеев...

Уметь слушать тишину природы - это тоже искусство. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребенка новый мир звуков. Учимся слушать.

Учимся слушать.В лесу, на лугу, у реки обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребенка, особенно городского. Конечно, если во время ...

Педагогическое исследование: «Духовно – нравственное и физическое воспитание человека - это возможность познать себя и помочь Отечеству»

Уважаемый читатель, эта работа  рекомендована  всем, тем, кто хочет жить полноценной жизнью, радоваться жизни, а это значит думать о завтрашнем дне. Потому, что победив лень сегодня, станешь...

Студенческая конференция по философии "Что такое человек?"

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не ...

Памятка для родителей "Как нужно вести себя с ребенком, при первом посещении детского сада"

Памятка для родителей "Как нужно вести себя с ребенком, при первом посещении детского сада"...

Проект: "Есть такая профессия-детей учить"

Учебный процесс в школе невозможен без учителя. По данным НИИ медицины труда известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директор...