сценарий интеллектуальной игры для студентов 1-2 курсов "Лингвистический кросс"
методическая разработка

Горбачева Наталья Викторовна

методичесая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_avtosohranennyy.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»

Лингвистический кросс

2019

                                                                    Язык есть исповедь народа.

                                                                        В нем слышится его природа,

                                                              Его душа и быт родной.

                                                                                           (П. Вяземский)

Цели:

  1. Проверка знаний и умений студентов в условиях более сложных по сравнению с этапом обучения.
  2. Создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера.
  3. Развитие сообразительности, чувства слова.
  4. Формирование умения творческого применения знаний.
  5. Воспитание интереса к теории и практике языка, культуры речи.

Ход игры:

   

ЧТЕЦ 1

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!) 
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

ЧТЕЦ 2

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

ЧТЕЦ 3

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик. 
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

ПЕСНЯ

           Преподаватель: Друзья! Я знаю. Что многие из вас любят спорт, ибо спорт – это задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на игре викторине, где будут свои старты и финиши, победы и возможно неудачи. Но всех нас объединяет общее желание много знать и уметь. А это главное на пути к знаниям.

                               

         

В игре принимают участие две команды:

«Грамотеи»  и  «Знатоки»

  1. Приветствия команд.

« Грамотеи»

Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет

 Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

     

«Знатоки»

Русский язык для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прятки.

Мы правила знаем

И их выполняем!

СТАРТ 1.

Ведущий: Приготовиться для кросса,

                  Заточить карандаши!

                  Предлагает знак вопроса

                  Ряд задач! Вникай! Реши!

Разминка

1команда.

  1. Какие два личные местоимения мешают движению на дорогах? (Я-МЫ).
  2. Первый слог слова – личное местоимение 1 лица, второй слог этого слова – название детской болезни. Вместе обозначает предмет, который удерживает судно. (Я-КОРЬ).
  3. Первый слог слова – личное местоимение 1 лица, второй и третий синоним слова «горе». Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-БЕДА)
  4. В каком местоимении два звука и одна буква. (Я)
  5. Часть речи, обозначающая предметы, состояния, явления природы, отвечает на вопросы Кто? Что? (существительное)
  6. Слова, противоположные по значению. (Антонимы)
  7. Часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? (глагол)
  8. Два слова, соединенные по смыслу, грамматически и одно из них главное. (словосочетание)
  9. Значимая, изменяемая часть слова. (окончание)

    10.Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные)

    11. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. (суффикс)

     12. После приставки, оканчивающейся на согласный и перед корнем, начинающимся с гласных е,ё,ю,я пишется….(разделительный Ъ)

    13.Самая живая часть речи. (глагол)

    14.Какого рада существительные, к которым можно поставить слова «он мой»? (мужского)

    15. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог -  это… (части речи)

     16. Общая часть родственных слов, в которых заключено их лексическое значение. (корень)

     17. Слова, близкие по значению. (синонимы)

     18. Подлежащее и сказуемое – это…..(грамматическая основа предложения, главные члены)

     19. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки. (фонетика)

2 команда.

  1. Сколько личных местоимений в  слове семья? (СЕМЬ-Я)
  2. Первый слог – личное местоимение 2 лица, второй – звук, который издает лягушка. Вместе- название овоща. (ТЫ-КВА)
  3. Первый слог – личное местоимение 1 лица, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначает вместилище для чего-нибудь. (Я-ЩИК)
  4. За какое местоимение нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов? (ЗА-Я-Ц)
  5. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? (прилагательное)
  6. Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы…(кем? чем?)
  7. Указывает на предмет, но не называет его. (местоимение)
  8. Предложение, состоящее только из грамматической основы. (нераспространенное)
  9. Буквы, расположенные в определенном порядке. (алфавит)

   10.Бывает ли слово без корня? (НЕТ)

   11. Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (собственные)

   12. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (приставка)

   13. Перед какой частью речи не бывает предлогов? (глагол)

   14. Как узнать род существительного во множественном числе? (поставить его в единственное)

   15. Бывает ли слово без суффикса? (да)

   16. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)

   17. Значение суффикса –ик-. (уменьшительное)

   18. Предложение, состоящее из главных и второстепенных членов. (распространенное)

   19. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы…         (кого? Чего?)

СТАРТ 2

 Ведущий:  Лидер кросса – Знак Вопроса:

                     И уже не в первый раз

                     Он к победе дерзко рвется!

                     Но готовы с ним сразиться

                     Шутка, ум и острый глаз!

1 команда. Поставить, где надо Ь. Объяснить его написание.

 

Полноч…, глуш…, рощ…,камыш…, тысяч…,сжеч…, знаеш…, испеч…ся, горяч…, товарищ…

2 команда. Вставить Ъ или Ь.

В…ют, в…юга, бар…ер, ад…ютант, двух…ярусный, необ…ятный, сер…езный, пред…юбилейный, п…еса, с…естное.

1 команда. –ек- или –ик-

  Гвозд…к, горош…к, грош…к, калач…к, бараш…к, листоч…к, ореш…к, чайнич…к, столб…к, лист…к.

2 команда. Чередующиеся гласные в корне слова.

Заг…р, з…рька, к…снулся, скл…нился, кл…няется, выр…щивать, предл…гать, заг…рали, к…саться, покл…няться, выск…чил, выб…рать.

1 команда. «Обращение». Найдите обращения, расставьте знаки препинания.

  1. Едем мы бабушка на реку Смородину на Калинов мост.
  2. Не спится что-то мне отец.
  3. Что ты конь мой спотыкнулся?

Отчего ты черный ворон встрепенулся?

     2 команда.  «Прямая речь»

  1. Кай что ты делаешь вскрикнула девочка.
  2. Вот впереди обоза кто-то крикнул Кирюха трогай.
  3.  Герасим был здесь воскликнул вдруг Степан.

СТАРТ 3

Ведущий: Интереснейший  из кроссов

                   Наш веселый «кросс-вопрос»

                   Отвечайте на вопросы,

                   Приглашаем всех на кросс.

 «Иносказание»

                      1 команда.                                                       2 команда.

                       Холодный                                                         Алый

       Водящие заходят, игроки произносят предложения, в которых вместо этого слова употребляют синонимы.

«Пантомима»

1 команда.  

Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

Молчание – знак согласия.

2 команда.

Кончил дело – гуляй смело.

Кто старое помянет, тому глаз вон.

 Лексика «Словарный футбол». (Вопросы задаются поочерёдно каждой команде).


ВЕДУЩИЙ: Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала XXIвека. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.


- 1.Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора.(Фрилансер).
-2. Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий. 
(Блоггер).
- 3.Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов. 
(Шоппинг).
- 4.Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру. 
(Селфи).

- 5.Мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера. (Смартфон)

-6. Криптовалюта, цифровая валюта, электронная валюта, виртуальная валюта. (Биткоин)

- 7.Ажиотаж, шумиха в медиа, в СМИ, в Интернете или где-то еще вокруг какого-либо события или какой-либо личности, гаджета, игры…(Хайп)

- 8.Информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ. (Фейк)


«ФРАЗЕОЛОГИЯ»

По баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов –3
Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским.


Английский: это еще все в воздухе, французский: это еще не в кармане, немецкий: это пока написано на звездах – 
(вилами на воде писано).


Английский: похожи как две горошины в стручке, немецкий: похожи как одно яйцо на другое – 
(похожи как две капли воды). 


Французский: жить как петух в тесте, английский: жить в клевере, немецкий: жить как червячок в сале – 
(как сыр в масле кататься).

6. Закончить пословицу или поговорку.

Горек обед без (хлеба).

Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).

Умный любит учиться, а (дурак – учить).

Новых друзей наживай, (а старых не теряй).

Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).

Дружба дружбой – (а служба службой).

Без терпенья – (нет ученья).

Доброе слово (лучше мягкого пирога).

Чтение – лучшее (учение).

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Чистота и четкость артикуляции

 Рапортовал, да недорапортовал,
Дорапортовал, да зарапортовался

Говорил командир про полковника и про полковницу,

про подполковника и про подполковницу,

про поручика и про поручицу,

про подпоручика и про подпорутчицу,

про прапорщика и про прапорщицу,

про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

1. Что такое ахиллесова пята?

а) пятка с мозолью  б) слабое место   в) сильный удар    г) крепкий нажим

2.Что означает оседлать своего (любимого)  конька?

а) отдыхать на диване  б)распространяться на излюбленную тему    в)гонять

на мотоцикле

г) навалиться на мороженое

3. Что значит кануть в Лету?

а ) уехать в командировку   б)быть забытым    в)погрузиться в мечты    

г)зависнуть в Интернете

4. Какое блюдо бывает у некоторых людей в голове?

а) солянка сборная   б) винегрет   в) каша    г) сосиски с капустой

5. Что советуют троечнику?

а) почивать на лаврах   б)держать хвост трубой   в)браться за ум    г)валять

дурака (ваньку)

6.Назовите слова, в которых пишутся три буквы е? (змееед, длинношеее)

7. За  каким  гласным  звуком  спрятано  просторное  помещение?   (ЗАЛ)

 

8. Какую  букву  надо  вписать  в  имя  мальчика,  чтобы  оно  превратилось  

в  название  деревянных  шестов  с  заострёнными  концами?     (КОЛЯ –

КОЛЬЯ)

9.  Какой    болезнью    на    земле    никто    не    болеет?      (МОРСКОЙ  

БОЛЕЗНЬЮ)

10.  Какие    слова    состоят    из    ста    согласных?      (СТОН,    СТОГ,    СТОЛ,  

СТОЙ)

11.  Подберите    слово,    прочтение    которого    слева    направо    давало    бы  

название  рыбы,   а   справа  налево  – название  известного   европейского  

города.   ( НАЛИМ)

12.  Как    большой    дом    превратить    в    маленький?        (ПРИ      ПОИОЩИ  

СУФФИКСА  - ИК  ДОМИК)

13.  Название  какой  национальности  является  прилагательным,  которое

употребляется в роли существительного? (русский)

14. О  чём  ведётся  разговор?  

- Это  чёрная?                                        (Разговор  о  красной  смородине,  

- Нет,  это  красная?                             которая еще не созрела.)

- А  почему  она  белая?

- Потому  что  зелёная.

15. Какая  столица  одного  зарубежного  государства  стоит  на  скошенной  

траве? ( Париж  на  Сене.) 

СТАРТ 4

Ведущий:  Рамки вовсе не простые –

                    Лабиринты на пути.

                    Попытайтесь их ребята

                    Беспрепятственно пройти.

1.. Конкурс «Музыкальные слова»

Придумать такие слова, чтобы в каждом из них было название нот.

(Домино, фасоль, домик, помидор, сирень, чередование, фамилия,

сирена)

1 команда. «Метаграммы»

  1. Его легко в полях отыщешь.

Он под землею стоит дом.

Но «и» на место «о» напишешь -

     И в краску превратится он.

                          (сурок, сурик)

  1. С буквой «н» он там , где строят

Эстакаду или дом.

С «б» - животное морское,

С «й» - крупнее, чем район.

                      (Кран, краб, край)

  1. С «с» на дереве расту,

С «ж» по дереву ползу.

                       (сук, жук)

Анаграммы

  1. Читаем мы направо смело -
    Геометрическое тело.
    Прочтем же справа мы налево -
    Увидим разновидность древа. (Куб – бук)


5.  Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы...
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине! (Карета – ракета)

 

      2 команда. «Шарады»

  1. К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг          (Ура-л)

    2.Корень мой находится в «цене»

       В «очерке» Найди приставку мне.

      Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

      Вся же в дневнике или в журнале.

                                                (о-цен-к-а)

   3.В «списке» вы мой обнаружите корень
     Суффикс в «собрании» встретите вскоре,

      В слове «рассказ» вы приставку найдете,

      В целом по мне на уроки идете.

                                               (рас-пис-ани-е)

                                            СТАРТ 5

Ведущий: Лидер кросса – Знак вопроса –

                  Быстроног, неутомим,

                  Но смекалка и упорство

                  Не спасуют перед ним!

                  Мы посмотрим, чья возьмет?!

                  К ленте финиша – вперед!

БЛИЦ -ТУРНИР

Вариант 1.

«Знаете ли вы?»

1.Самый веселый человек, который живет на крыше. (Карлсон)

2.Волшебник, колдун, маг… (Чародей)

3.Автор стихов «Дядя Степа». (Сергей Михалков)

4.деревянный мальчик, герой сказки. (Буратино)

5.Известный русский баснописец. (Иван Крылов)

6.Имя мальчика-луковки. (Чиполлино)

7.Автор «Мойдодыра» (К.Чуковский)

8.Великий русский писатель, автор стихотворения «Парус» (М.Лермонтов)

  9.Имя колдуньи из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила». (Наина)

   10.Название корабля, на котором отправились на поиски капитана Гранта герои романа Ж.Верна. («Дункан»)

Вариант 2.

«Назови одним словом».

  1. Остановка в пути во время похода. (Привал)
  2. Первые буквы имени и отчества. (Инициалы)
  3. Группа артистов, выступающих, как единый коллектив. (Ансамбль)
  4. Территория, на которой запрещена охота, ловля рыбы, рубка леса. (Заповедник).
  5. Искажение черт лица. (Гримасса)
  6. Круглая площадка посреди цирка. (Арена)
  7. Движение руки, сопровождающее речь. (Жест)
  8. Круглое окно в борту корабля. (Иллюминатор)
  9. Сочный корм для сельскохозяйственных животных. (Силос)

       10.Задняя часть судна. (Корма)

       11.Бег по пересеченной местности. (Кросс)

       12.Лыжная гонка со стрельбой. (Биатлон)

       13.Начало реки. (Исток)

Вариант 3.

«Кто это?»

  1. Тот, кто любит свой народ, свою Родину. (Патриот)
  2. Тот, кто несет знамя. (Знаменосец)
  3. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
  4. Тот, кто работает с кем-нибудь. (Сотрудник)
  5. Лицо, управляющее оркестром. (Дирижер)
  6. Писатель, создавший произведение для театра. (Драматург)
  7. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Спутник, попутчик)
  8. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем-нибудь. (Единомышленник)
  9. Человек, обладающий  способностями к организационной работе. (Организатор)
  10. Шахматист высокого класса. (Гроссмейстер)
  11. Тот, кто поступает в ВУЗ. (Абитуриент)
  12. Тот, кто занимается бизнесом. (Бизнесмен)
  13. Наездник на скачках (Жокей)

ФИНИШ

Подведение итогов.

Награждение победителей.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их

В гостях хорошо, …(а дома лучше)

Один- за всех …(все- за одного)

Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

Терпение и труд …(все перетрут)

Семь раз отмерь …(один отрежь)

Любишь кататься …….(люби и саночки возить)

Век живи ……(век учись)

Язык мой – (враг мой)

Делу время - ……(потехе час)

Поспешишь - …..(людей насмешишь)

От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Продолжите, вставив названия животных.

Голоден как… (волк)

Хитер как... (лиса)

Труслив как… (заяц)

Здоров как… (бык)

Надут как… (индюк)

Нем как… (рыба)

Грязен как… (свинья)

Упрям как… (осел)

Как мы назовём жителей этих городов?

Москва (москвичи), Таганрог (таганрожцы), Омск (омичи), Смоленск (смоляне), Пермь (пермяки), Анапа (анапчане), Геленджик (геленджичане) Великий Новгород (новгородцы), Вологда (вологжане), Донецк, столица ДНР (дончане), Грозный (грозненцы), Иркутск (иркутяне), Архангельск (архангелогородцы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры «Последний герой»

Интеллектуальная игра «Самый умный» создана в игровой форме. Она объединяет в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: играя, обучаем. Игровая форма раскрепощает обучающихся, даёт им п...

Методическое пособие для проведения Интеллектуальной игры "Знаю ли я бухгалтерский учет?" среди студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Интеллектуальная деловая игра "Знаю ли я бухгалтерский учет?" проводится среди студентов, обучающихся по специальности 080114 "Экономика и бухгал...

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «САМЫЙ УМНЫЙ ПЕРВОКУРСНИК» (С.У.П.)

Цель: расширить интеллектуальные способности студентов, формировать и укреплять внимание, память, развить логическое мышление.Команды участников формируются из студентов групп первого курса в количест...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ «КВИЗ»

Пояснительная записка Описание работы: Данная игра представляет собой некий конструктор, состоящий из заданий, разделенных по раундам. Предложенная форма удобна для использования тем, что м...

Классный час. Интеллектуальная игра для студентов «Аукцион знаний»

Цели и задачи:познавательная: создать условия для расширения кругозора студентов, прививать интерес к изучению научно-познавательной литературы; поддерживать эмоциональный настрой и положительную...

Сценарий интеллектуальной игры: «Что? Где? Когда?» по теме: «Туберкулез»

Цель: Повысить уровень информированности обучающихся о вреде курения и его последствий приводящих к возникновению туберкулеза, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью....