О работе психолого-педагогического консилиуса в школе для слабовидящих детей.
статья

 Мусоян Лилит Михайловна

В школе-интернате №2 для детей с нарушением зрения работает психолого-педагогический консилиум. О целях,задачах и этапах работы консилиума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Цель         ППк – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением зрения в соответствии с их возрастными индивидуально-психологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.     Консилиум – важный инструмент, позволяющий составить для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию. Одна из главных задач всех членов ППк – выработка рекомендаций по определению форм получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Задачи:

 -  выявить готовность ребенка к обучению в школе;

 - определить степень сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы и школьной адаптации;

  - выявить резервные возможности развития; определить характер, продолжительность и эффективность коррекционной помощи;

 - проводить работу по профилактике физических, эмоциональных, интеллектуальных перегрузок обучающихся.

     ППк работает по плану, утвержденному на год. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые ППк проводятся не реже 1  раза в 2-3  месяца. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач: диагностика первоклассников и вновь поступающих в школу детей; определение путей психолого-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы. Внеплановые ППк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей ребенка. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.      Задачами

внепланового ППк  являются: решение вопроса о принятии каких-либо  необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.

     Основным механизмом психолого-педагогического сопровождения является междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению. Комиссия нашего консилиума проводит глубокую диагностику психофизического развития ребенка, по итогам которой определяет его реальные возможности для оказания целенаправленной помощи, прослеживает динамику развития ребенка, ведет консультативную работу с родителями и учителями-предметниками, рекомендует родителям ребенка прохождение дополнительной диагностики (в случае ее необходимости), посещение кружков дополнительного образования, ведет контроль результативности обучения и психолого-педагогического сопровождения.  В состав ПМПк входят: председатель консилиума, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог. При необходимости приглашаются  другие специалисты и педагоги школы-интерната и родители.

     Определение индивидуальной образовательной траектории ребенка происходит в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. На начальном этапе мы проводим мониторинг сведений об условиях развития и воспитания ребенка, даем оценку анализу ситуации социального окружения, определяем специфику проявления особенностей развития, выявляем реальные трудности, с которыми сталкивается ребенок в обучении и воспитании с целью выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

Второй этап включает в себя комплексную диагностику. На этом этапе все специалисты сопровождения подбирают необходимый технологический инструментарий с целью выявления особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка.

Третий этап – составление ИОМ развития. При его составлении нами строго учитываются результаты углубленной диагностики ребенка, его образовательные потребности, а также индивидуальные способности и возможности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося составляется и утверждается на очередном плановом заседании психолого-педагогического консилиума. Так как вариативность обучения по ФГОС предполагает и позволяет переход ребенка из одного варианта обучения в другой, консилиум, учитывая результаты углубленной диагностики, рекомендует обучающую программу 4.1 или 4.2. Бывают случаи, когда родителям рекомендуется посетить дополнительных специалистов с целью перехода на другой вариант обучения. Например,4.3. (дети с нарушениями интеллекта).

Четвертый этап – промежуточная диагностика. На этом этапе «команда» нашего школьного консилиума проводит анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий, дает оценку эффективности обучения и выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости в ИОМ вносятся коррективы. Здесь очень важно вовремя увидеть проблемы, или, наоборот, успехи, понаблюдать и сделать определенные выводы.

Пятый этап состоит из коррекционно-развивающей и образовательной работы по реализации индивидуального образовательного маршрута. На этом этапе психолого-педагогического сопровождения учитывается динамика в развитии ребенка, осуществляется мониторинг сильных и слабых сторон развития, дается анализ закреплению приобретенных знаний, умений и навыков.

И заключительный этап – итоговая диагностика. На очередном заседании ППк осуществляем мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, прогнозируем дальнейшее развитие ребёнка с ОВЗ.

    Неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы школьного консилиума является работа с семьей. Родителям даются рекомендации, проводятся консультирования специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, внутришкольный психолого-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия специалистов ( педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей) и родителей, направленные на решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями ППк – постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный, просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в образовательном пространстве, разрабатывающий целостную систему целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для разрешения наиболее трудной проблемной ситуации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические особенности детей начальной школы, имеющих трудности в обучении»

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации, в частности, вхождения в школьную...

Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью

В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения подготовительных к школе групп

Программа психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной к школе группы составлена на основе программа  в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федераль...

ВКР "Психолого-педагогические условия развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом: в настоящее время по данным психологических, педаг...

Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»

В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации  одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...