НЕКОНТРОЛИРУЮЩАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА - ИНСТРУМЕНТ ЛИКВИДАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗНАНИЯ
статья на тему
Доклад на педагогическую конференцию "Ярмарка педагогических идей". Неконтролирующая контрольная работа – это одно из средств, позволяющее настроить процесс обучения на уровень развития обучающегося, предоставить ему право выбора, а преподавателю не контролировать, а сопровождать обучающегося по индивидуальному учебному маршруту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekontroliruyushchaya_kontrolnaya_rabota_po_deloproizvodstvu.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕКОНТРОЛИРУЮЩАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА - ИНСТРУМЕНТ ЛИКВИДАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗНАНИЯ
Г.В. Маркевич
КГАПОУ «Емельяновский дорожно-строительный техникум», р.п. Емельяново
Успешность и успех.… Казалось бы два близких по значению понятия. Но так ли это на самом деле? Успех – это общественное признание чего-либо или кого-либо. Успешность – это качество, обладая которым, человек способен добиваться успеха снова и снова, генерировать и преумножать его. В процессе обучения успешность, прежде всего, - это качественная оценка результатов деятельности, а именно, объективная результативность и субъективное отношение к личным результатам самого обучающегося. Поэтому далеко не каждый отличник является успешным студентом, а в будущем первоклассным специалистом.
Для достижения высшей степени успешности студентом в освоении будущей профессии, ему недостаточно получить «хорошо» или «отлично». Преподаватель должен побудить обучающегося проанализировать результаты деятельности, помочь ему обнаружить дефицит знаний, принять и скорректировать личный результат освоения того или иного вида профессиональной деятельности.
Достоверную диагностику дефицитов знаний у каждого отдельного обучающегося можно получить с помощью применения формирующего оценивания -целенаправленного непрерывного процесса наблюдения за учением обучающегося. Целью данного оценивания является улучшения качества обучения, а не обеспечение основания для выставления отметок. Результаты оценки в данном методе используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей каждого обучающегося.
Одним из средств формирующего оценивания является вертикальная неконтролирующая контрольная работа (НКР) [1]. НКР - это средство, с помощью которого организуется деятельность обучающегося, направленная на выявление его индивидуального дефицита знания, ликвидацию этого дефицита и подтверждение результата обучения.
Проводить «вертикальную» тематическую неконтролирующую контрольную работу необходимо в системе, в четыре этапа:
- Проведение НКР перед объяснением нового материала;
- Ликвидация индивидуальных дефицитов (выстраивание индивидуального учебного маршрута);
- Проведение НКР после объяснения нового материала;
- Ликвидация индивидуальных дефицитов.
Неконтролирующая контрольная работа перед объяснением нового материала (Приложение 1) предназначена для актуализации знаний и умений, необходимых для успешного освоения нового материала. Преподаватель выделяет и фиксирует все факты, которые необходимы для успешного освоения новой темы и с которыми обучающийся уже встречался на других учебных дисциплинах или при изучении других тем. На основании выделенных ключевых вопросов составляется первая часть НКР (Таблица 1)
Таблица 1. НКР перед объяснением нового материала (фрагмент )
№ задания | Курс, название дисциплины, на которой изучалось требуемое знание | Название темы в соответствующей дисциплине | Теоретическое задание | Практическое задание | Ответ |
Самостоятельно проверив данную часть НКР, у каждого обучающегося формируется свой банк дефицита знания, для ликвидации которого преподаватель разрабатывает набор индивидуальных заданий. Обучающийся сам составляет план своей работы, используя табло учета успешности и карточку неконтролирующей контрольной работы (Приложение 2). Преподаватель вписывает задания, выполнение которых дадут возможность видеть реализацию этого плана и обучающемуся и преподавателю. (Таблица 2)
Таблица 2. Индивидуальный учебный маршрут
Заполняет обучающийся | Заполняет преподаватель | Ответ | ||
Курс, дисциплина, на которой изучалось «дефицитное» знание | Название темы, в которой изучалось «дефицитное» знание | Теоретическое задание | Практическое задание | |
Выполнив задания своего индивидуального учебного маршрута и тем самым устранив дефицит знаний, обучающийся готов к выполнению завершающей части НКР – неконтролирующей контрольной работы после изучения новой темы (Приложение 3). Назначение данного этапа - вписать вновь изученный материал в логику всей темы. В заданиях должна быть показана логика усложнения темы.
По результатам выполнения НКР для каждого обучающегося, следуя аналогии, опять составляется индивидуальный учебный маршрут, что позволяет обеспечить каждому обучающемуся освоение нормативного уровня профессиональной образовательной программы.
Неконтролирующая контрольная работа используется при проведении учебных занятий междисциплинарного курса МДК 01.01. документационное обеспечение деятельности организации. (Профессия 46.01.03. Делопроизводитель). Образец (фрагмент) НКР по теме: «Деловое письмо» представлен в приложении.
Опираясь на опыт использования данного средства формирующего оценивания, можно выделить следующие его преимущества:
- организация индивидуального подхода к обучению;
- создание атмосферы комфорта и успеха для каждого обучающегося на занятии;
- формирование у обучающихся таких регулятивных универсальных учебных действий, как целеполагание и планирование, прогнозирование и коррекция, оценка и саморегуляция;
- у обучающихся формируется осознание важности выполнить контрольную работу самостоятельно, а значит четко выделить личный дефицит знаний;
- отсутствие оценки за неконтролирующую контрольную работу способствует тому, что обучающийся не скрывает своего незнания или непонимания какого-либо задания из НКР, что позволяет заполнить пробел знаний или скорректировать их.
Неконтролирующая контрольная работа – это одно из средств, позволяющее настроить процесс обучения на уровень развития обучающегося, предоставить ему право выбора, а преподавателю не контролировать, а сопровождать обучающегося по индивидуальному учебному маршруту.
Список литературы
- Захарова Т.М. Неконтролирующая контрольная работа Научно- методический журнал. Коллективный способ обучения. 2016. № 16
- Минова М.В Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях: методическое пособие Красноярск, 2008.
- Материалы курсов повышения квалификации
Приложение 1
НКР (фрагмент) Тема: «Деловое письмо» НКР
Дисциплина МДК 01.01 Документационное обеспечение деятельности организации
Неконтролирующая контрольная работа перед изучением новой темы
№п\п | Курс, дисциплина, на которой изучалось требуемое знание | Название темы в соответствующей дисциплине, курсе | Теоретическое задание | Практическое задание | Ответ |
1 | 1курс Дисциплина Основы редактирования документа | Требования к тексту служебного документа | Прочитай текст служебного письма. Ответь на вопросы: 1 Сколько содержательных частей в тексте письма? 2 Как называются части текста письма? 3 Каково назначение основных частей? | Составьте текст письма ос от имени библиотеки техникума на фирму оптовой продажи учебной литературы с целью приобретения учебников по деловому общению, используя приведенные ниже языковые формулы: Просим выслать нам предложение на поставку… Мы были бы рады, если Вы сообщите нам, можете ли Вы поставить … Обращаемся к Вам с просьбой выслать нам предложение на … Мы заинтересованы в срочной поставке… Желательно, чтобы поставка была произведена в течение… | |
2 | 1курс Дисциплина Деловая культура | Этикет деловой переписки |
В каком случае при обращении мы должны указывать должность человека, а когда можем обратиться по Имени Отчеству
| 1 Деловые письма обычно заканчивают фразами: A) в соответствии с Вашей просьбой … B) с уважением … C) нами рассмотрены Ваши предложения … D) в связи … 2. Письмо после обращения чаще всего продолжается словами A) мы рассчитываем на Ваше сотрудничество… B) в связи с … C) нами рассмотрены Ваши предложения … D) с уважением … | |
3 | 1 курс МДК 01.01 | Бланки документов |
| 1. Дата документа оформляется следующим образом: A) 1 февраля 1997 B) 1 февраля 97 г. C) 01.02.97 г. D) 01.02.97 2. Автором документа является: А) организация, на бланке которой оформлен документ Б) секретарь, который составлял документ В) руководитель организации, который подписал документ |
Приложение 2
Табло учета успешности
№ задания ФИО | 1 | 2 | 3 |
1 обучающийся | + | - | + |
….. | |||
…. |
Составление индивидуального учебного маршрута для 1 обучающегося
Заполняет ученик | Заполняет учитель | Ответ | ||
Класс, в котором изучалось «дефицитное» знание | Название темы, в которой изучалось «дефицитное» знание | Теоретическое задание | Практическое задание | |
1 курс | Дисциплина Деловая культура Этикет деловой переписки | Повтори тему и ответь на вопросы после параграфа. Учебник с 103. | Составь разные варианты обращений и формул прощания в деловом письме |
Приложение 3
НКР после изучения нового материала
(должна быть показана логика усложнения темы)
№ задания | Класс, в котором изучалось требуемое знание | Название темы в соответствующем классе | Теоретическое задание | Практическое задание | Ответ |
1 | 1курс Дисциплина Основы редактирования документа | Требования к тексту служебного документа | Прочитайте текст служебного письма. Ответьте на вопросы: 1 Сколько основных частей в тексте письма. 2 Как называются части текста письма 3. Каково назначение основных частей. ……. | Составьте текст письма ос от имени библиотеки техникума на фирму оптовой продажи учебной литературы с целью приобретения учебников по деловому общению, используя приведенные ниже языковые формулы: Просим выслать нам предложение на поставку… Мы были бы рады, если Вы сообщите нам, можете ли Вы поставить … Обращаемся к Вам с просьбой выслать нам предложение на … Мы заинтересованы в срочной поставке… Желательно, чтобы поставка была произведена в течение… | 1 |
2 | 1курс Дисциплина Деловая культура | Этикет деловой переписки | Повторите тему Деловой этикет: Обращение. Ответьте на вопрос: 1.В каком случае при обращении мы должны указывать должность человека, а когда можем обратиться по Имени Отчеству ….. | 1 Деловые письма обычно заканчивают фразами: A) в соответствии с Вашей просьбой … B) с уважением … C) нами рассмотрены Ваши предложения … D) в связи … 2. Письмо после обращения чаще всего продолжается словами A) мы рассчитываем на Ваше сотрудничество… B) в связи с … C) нами рассмотрены Ваши предложения … D) с уважением … | 2 |
3 | 1 курс МДК 01.01 Документационное обеспечение деятельности организации | Бланки документов | 1.Назовите все реквизиты бланка письма 2. Сколько разновидностей бланка письма бывает. Назовите их | 1. Дата документа оформляется следующим образом: A) 1 февраля 1997 B) 1 февраля 97 г. C) 01.02.97 г. D) 01.02.97 2. Автором документа является: А) организация, на бланке которой оформлен документ Б) секретарь, который составлял документ В) руководитель организации, который подписал документ | 3 |
3 | 2 курс МДК 01.01 Документационное обеспечение деятельности организации | Виды писем |
В каких видах делового письма может отсутствовать обращение Назови основные реквизиты бланка письма В каких видах писем может не указываться реквизит 18 …. |
Вы секретарь крупной фирмы и Вам необходимо составить письмо-отказ благотворительной организации. Оформите данный вид письма недостающие реквизиты выберите самостоятельно |
[1] Автор неконтролирующей контрольной работы - Захарова Татьяна Михайловна, сотрудник Красноярского института повышения квалификации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по ...
Контрольная работа по теме "Диагностика знаний"
Диагностика знаний...
Итоговая контрольная работа по выявлению остаточных знаний
контрольная работа...
Итоговая контрольная работа для 1 курса СПО Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса. . Цель контрольной работы: систематизировать и закрепить знания студентов по изученным темам
19.06.2019г. Итоговая контрольная работа 1 курса СПО. Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса .Цель контрольной работы: систематиз...