советы преподавателям, родителям, классным руководителям
методическая разработка на тему
методические материалы по решению проблем социальной жизни обучающихся и снятию конфликтов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – основной институт социализации, формирования и развития человека, его культуры, она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, больных.
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Семья – микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка, в ней происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Семья помогает стать ребенку социально компетентным человеком; обеспечивает защитную функцию; создает уникальную интимную атмосферу близости, любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуального отношения, тем самым, обеспечивая важнейшее условие гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности; через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Чтобы успешно выполнить указанные воспитательные функции, семья должна обладать определенным воспитательным потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:
- материально-бытовых средств и условий воспитания;
- эмоционально-нравственного климата;
- семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих статус «дома» детства;
- педагогической культуры родителей.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Помощь родителей заключается, прежде всего, в воспитании у подростков уважения к преподавателю, ответственного отношения к учебе, в создании благоприятных условий для продуктивного учебного процесса. Формирование педагогически верной воспитательной позиции родителей возможно в том случае, если просьбы и советы преподавателей будут восприняты ими как вытекающие из нужд и интересов детей, становления их личности, характера, развития способностей.
Обращение к чувству родительской любви и уважение её – первый принцип в работе социально-психологической службы техникума.
Рекомендации родителям подростка.
1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
4. Признание и одобрение со стороны родителей.
5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
9. Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).
10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Семья является «главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе» (Галагузова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Приказ Об утверждении Положения о Совете классных руководителей.
Приказ № 90 от 19.10.2011 г. Об утверждении Положения о Совете классных руководителей и состава Совета классных руководителей ФГОУ СПО МТК. В настоящее время - Совет классн...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
советы преподавателям, родителям, классным руководителям
методические материалы по решению проблем социальной жизни обучающихся и снятию конфликтов...
советы преподавателям, родителям, классным руководителям
методические материалы по решению проблем социальной жизни обучающихся и снятию конфликтов...
Музыкальная гостиная, советы для родителей от музыкального руководителя
laquo;Значение музыки для укрепления здоровья будущего школьника в семье» для родителей групп детей 6-7 лет. Советы музыкального руководителя, для знакомства родителей с одним из нетр...