Проектная деятельность. Россия в эпоху глобальных проблем.
методическая разработка на тему
В методическом пособии для преподавателя рассматривается сущность и виды проектной деятельности обучающихся. На конкретной теме Россия в эпоху глобальных проблем показывается работа обучающихся над данной темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektn._deyat.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Проектная деятельность обучающихся при изучении учебной дисциплины «Основы философии»
Разработана: преподавателем Михайлиной Ниной Викторовной
Рассмотрено на заседание цикловой комиссии
Протокол № ___ от «___»___________20__ г.
Председатель комиссии __________________
Зав. методическим отделением_____________
Тула, 2016 г.
1. Понятие проектной деятельности и ее значение для формирования личности студента
Современные социально-экономические условия и ФГОС СПО предъявляют к выпускникам требования иметь умения самостоятельно добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на становление личности обучающегося через активные способы действия. Содержание учебных программ должно быть направлено на обучение методике добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Одним из методов включения студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования является проектная деятельность.
Проект является большой самостоятельной частью подготовки конкурентоспособного специалиста и имеет своей целью - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой
Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов, помогает определить степень подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности.
Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем). Студенты учатся выдвигать гипотезы, владеть компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации, учатся работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой. Студенты интегрируют ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
В процессе работы преподаватель не преподносит готовое знание, которое передается студентам, не объясняет и не демонстрирует студентам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Преподаватель не показывает наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов, к которым студенты могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно добывать собственными силами - именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Студенты должны учиться использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет. Лучший способ такого учения - заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы.
Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию. Известно, что самообразование является важнейшим средством формирования качеств человека. Для самообразования характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, побуждение личности к их удовлетворению, проявление высокой степени сознательности и организованности. Выполнение проектов - процесс творческий, самообразование в значительной степени приближает учащихся к творчеству, т.е. проектная деятельность стимулирует процесс самообразования, самообразование стимулирует творчество.
Выполнение в процессе обучения творческих проектов, наряду с формированием у студентов знаний, умений и навыков, можно рассматривать как один из важнейших методов воспитания, то есть процесса формирования общественно значимых моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Проект пробуждает студентов проявить: интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.
Под проектом подразумевают - план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.)
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции обучающихся:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
- применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
2.Основные требования к учебному проекту
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
Исследовательская работа студентов - обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы - поиск информации.
Результатом работы над проектом является продукт.
Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.
Таким образом, проект - это “5 П” - проблема - планирование (проектирование)- поиск - продукт - презентация.
Шестое «П» - портфолио, в котором собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.)
Структура учебного проекта:
Этапы | Задачи | Деятельность студентов | Деятельность педагога |
1. Начальный | Определение темы, уточнение целей, исходного положения, выбор рабочей группы | Уточняют информацию, обсуждают задание | Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе) Наблюдает. |
3.Исследование | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (“мозговой штурм”). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. | Наблюдает, консультирует. |
4. Выполнение | Выполнение проекта. | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает. Советует (по просьбе). |
5.Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. | Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Проекты очень разнообразны:
По характеру доминирующей деятельности (практико-ориентированный проект; информационный; творческий проект; ролевой проект).
По комплектности (монопроекты; межпредметные).
По продолжительности исполнения.
По количеству участников.
Формы реализации проекта также различны: это может быть макет, статья, доклад на конференцию, стенгазета, презентация, творческий отчет и т.д.
Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Четкость организации проектирования определяется конкретностью постановки проблемы, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Эффективность проектной деятельности студентов напрямую зависит от того, насколько детально продуманы этапы проекта. Преподаватель на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается как на содержание учения, так и на процесс применения имеющихся знаний.
Меняется и роль студентов в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения.
У студентов вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Студенты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Значительная часть проектной деятельности – сбор материалов и применение их на практике. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы студенты в достижении намеченной цели.
Правила успешной проектной деятельности (для обучающихся)
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
План действий обучающихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель (Для чего я делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий, время выполнения каждого шага)
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты (Если что не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты (сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действия в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Итогом проектной работы может быть аукцион, выступление на конференции, семинаре и т.д.
Завершающим этапом проектной деятельности является этап рефлексии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось) и оценивание результатов работы через рейтинговую оценку, которая представляет собой средний балл из суммы оценок: самооценки, оценки других групп, оценки специально созданной группы экспертов и оценки преподавателя. Рейтинговые оценки показали, что наравне с желанием, объективно оцениваются работы свои и работы других участников проекта.
Полученные в ходе проектной деятельности знания, умения и навыки, выводят их на уровень компетентностных практических ценностей, столь необходимых современной успешной личности.
Критерии оценки проектных работ
- самостоятельность работы над проектом;
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- презентация содержания проекта;
- использование средств наглядности, технических средств;
- ответы на вопросы.
3. Методические рекомендации для студентов
Тема проекта: Россия в эпоху глобализации. Глобальные проблемы сов-
ременности
Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах – политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить суть и понятие свободы и ответственности. Исходя, из важности этих задач и была выбрана тема проектной деятельности студентов. Для выполнения проекта вам понадобятся знания многих учебных дисциплин и широкий кругозор. В ходе работы вам предстоит:
- познакомиться с литературой по теме и проанализировать различные мнения и позиции;
- выработать собственный взгляд на российскую действительность;
- изучить своеобразие общественной жизни России в сравнительном анализе с другими странами мира;
- раскрыть свои творческие способности, навыки аналитического мышления;
- создать атмосферу диалога и сотрудничества в ходе совместной работы над проектом;
- овладеть навыками общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе.
Итогом проектной деятельности явится письменная работа с презентацией. Свое мнение каждая группа студентов выскажет за «круглым столом».
Для работы над проектом можно использовать следующий план:
План
1.Глобальная экономика и глобальный мир.
2.Угрозы и вызовы для России в ХХ1 веке.
А) Факторы, влияющие на будущее России.
Б) Демографический вызов.
В) Массовая миграция.
Г) Экологический вызов.
3.Экономические, социальные, военные риски для России.
А) Рыночная трансформация российской экономики. Сырьевые секторы экономики.
Б) Проблема бедности и несправедливого распределения общественного богатства.
В) Военный и террористический вызовы.
4.Решение национальных задач на основе эффективной демократии.
А) Укрепление институтов гражданского общества.
Б) Программа «сбережения народа».
В) Приоритетные национальные проекты России.
5.Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХ1 веке.
А) Сохранение суверенитета и национальной независимости.
Б) Завоевание комфортного места в международном разделении труда.
В) Сохранение, распространение и развитие русской культуры.
Г) Культура толерантности.
Д) Сохранение уникального природного многообразия России.
Для изучения теоретических вопросов можно использовать следующую литературу:
Учебные пособия:
1. Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: РИОР:ИНФРА-М:РАП, 2013. – 411с.
2. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. сред. проф.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с
хрестоматией).
3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-
М, 2012. - 288 с. (Профессиональное образование)
4. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.заведений. - М.: Университетская книга; Логос, 2012. – 286 с.
5. Кохановский В.П. Основы философии: учебник/ В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров; под ред. В.П. Кохановского. – М.: КНОРУС, 2012. – 240 с.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие / А.А. Сычев. - М.: АЛЬФА – М: ИНФРА – М, 2010. – 368 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
Литература, использованная для написания методической разработки:
- Бренчугина-Романова А.Н. Использование метода проектов. Бренчугина-Романова А.Н. // Образование в современной школе, 2006, №5, с.15
- Бурков В.Н., Новиков В.Н. Как управлять проектами. М.: Синтег –ГЕО, 1997
- Васильева Ф.И., Лихошерст Н.В. Учебно-методическое пособие «Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам?» Чебоксары, 2007
- Евстифеева О., Кучменко Н. Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. Евсифеева О., Кучменко Н. // Директор школы, 2003, №3, с.53
- Жуковский И. проект – гарант совместных действий. Жуковский И.// Учитель, 2003, №3, с.60
- Новиков А.М. Образовательный проект (методология образов деятельности), М., 2004
- Осмоловская И. Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира. Осмоловская И.//Директор школы, 2003, №10, с.15
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003, с. 14
- Сиденко А. Педсовет – семинар: метод проектов от истоков до модернизации образования. Сиденко А. // Народное образование. 2006, №2, с. 78
- Филатова Т.А. Философия и развитие образования. Хабаровск, 2006
- Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. Чечель И.Д. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ, 1998, №3
- Цветкова Г.В. Русский язык 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....
конспект урока по истории по теме:Россия в эпоху Великих реформ Александра II.
Разработка урока по истории для 1-х курсов...
Разработка практического занятия с элементами проектной деятельности по дисциплине «Глобальные вычислительные сети» «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ WWW»
Разработка практического занятия «Работа с информационно-поисковыми системами www» является необычной, т.к. в ней использованы элементы проектной деятельности.Первая часть занятия – защита проектной р...
Социально-политическое и экономическое развитие России в эпоху «дворцовых переворотов» и правление Екатерины II
Социально-политическое и экономическое развитие России в эпоху «дворцовых переворотов» и правление Екатерины II...
Практическое занятие по истории «Россия в эпоху петровских преобразований».
Задания к практическому занятию по истории по теме "Россия в эпоху петровских преобразований "....
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.1 Россия в эпоху петровских преобразований
Презентация по истории. Раздел 7. к лекции 7.1 Россия в эпоху петровских преобразований...
Технологическая карта учебного занятия "Россия в эпоху петровских преобразований" с применением интерактивных технологий
Технологическая карта учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований", поможет полноценно провести урок в соответствии с ФГОС. Особенностью данного урока являетя при...