«Москва полиграфическая»
методическая разработка на тему

В последнее десятилетие интерес студентов к общекультурным темам и вопросам значительно снизился. Даже обучающиеся по таким специальностям, как «Дизайн», «Издательское дело», «Редактор» обладают недопустимо узким кругозором и бедными социокультурными знаниями. Работа над проектом, а также применение продукта проектной деятельности в ходе общеколледжских культурно-просветительных и рекламных мероприятий будет способствовать преодолению этого недостатка, грозящего в дальнейшем полным прерыванием культурной традиции, поможет приобщить студентов к сложившимся в отрасли профессиональным и нравственным ценностям с одновременной проекцией производственной темы на историю родного города. В этом заключена актуальность проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moskva_poligraficheskaya_1.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт исследовательского проекта

«Москва полиграфическая»

(Моя профессия в истории московских улиц)

1. Автор проекта: Оксана Алексеевна Деева – методист.

При участии Натальи Геннадьевны Бачой – руководителя структурного подразделения по воспитательной работе; Лоры Аветисовой, Марии Деевой – студенток II курса, обучающихся по специальность «Дизайн».

2. Актуальность проекта: В последнее десятилетие интерес студентов к общекультурным темам и вопросам значительно снизился. Даже обучающиеся по таким специальностям, как «Дизайн», «Издательское дело», «Редактор» обладают недопустимо узким кругозором и бедными социокультурными знаниями. Работа над проектом, а также применение продукта проектной деятельности в ходе общеколледжских культурно-просветительных и рекламных мероприятий будет способствовать преодолению этого недостатка, грозящего в дальнейшем полным прерыванием культурной традиции, поможет приобщить студентов к сложившимся в отрасли профессиональным и нравственным ценностям с одновременной проекцией производственной темы на историю родного города. В этом заключена актуальность проекта.

 3.Цель: Раскрыть влияние книгопечатания на общественно-политическое развитие государства и динамику культурно-исторического облика города.

Используя современные мультимедийные технологии, познакомить студентов с историей становления и развития издательского дела в Москве и продемонстрировать вклад, внесенный полиграфической промышленностью в культурно-исторический облик города.

4. Задачи:

  1. познакомить студентов с историей становления издательского дела и полиграфической отрасли в Москве;
  2. раскрыть социально-культурный потенциал их будущей профессии, формировать навыки иллюстрирования звучащего текста;
  3. продемонстрировав тесную связь между развитием издательского дела и изменением облика города;
  4. формировать чувство стиля, расширить знания учащихся о художественных и архитектурных стилях;
  5. формировать навыки подбора музыкального сопровождения видеоряда;
  6. воспитывать у студентов чувство патриотизма и гордости за выбранную профессию;
  7. учить студентов работе в программах Pinnacle Studio Plus v11.0; Ulead VideoStudio v.11.0 Plus.

5. Гипотеза: Возникновение книгопечатания оказало значительное влияние на развитие российской государственности и статус Москвы; дальнейшее развитие издательского дела и полиграфической промышленности обеспечило распространение просвещения, повышение общего уровня культуры и способствовало изменению архитектурного облика города.

6. Методы исследования: анализ источников, исторических документов, видеофрагментов; работа с репродукциями и картинами, фрагментами музыкальных произведений; посещение музеев (Исторический музей, Музей современной истории России, Музей Сытина), экскурсия по городу. (Никольская улица, Печатников переулок, Газетный переулок, Тверская улица, ул. Маросейка, ул. Правды).

7. Время работы над проектом: май – сентябрь 2010 года

8. Мотивация к работе: - желание изучить историю становления и развития выбранной профессии; применить знания, полученные на уроках дизайна, освоить новые компьютерные программы, познакомиться с интересными моменты из истории города, мотивировать абитуриентов выбрать одну из полиграфических профессий.

9. Режим работы: на занятиях факультатива, в рамках посещения музеев , самостоятельно во внеурочное время.

10. Материально-техническое оснащение: компьютер, DVD-диски с записями фильмов, сканер, видеокамера.


Аннотация.

Основной целью проекта «Москва полиграфическая» является раскрытие связи между развитием печатного дела в Москве и изменением архитектурного облика города.

В работе рассмотрены основные этапы становления печатного дела в Москве: история печатного двора на Никольской; история Печатникова переулка; история Газетного переулка; - история развития полиграфической империи И.Д.Сытина. Каждый раздел работы содержит исторический комментарий и богатый иллюстративный материал.

Результатом исследования стало создание учебного фильма «Москва полиграфическая» (видеоэкскурсия), который исполуется на уроках истории, введения в специальность, при проведения дней открытых дверей и культурно-просветительных и праздничных мероприятиях.


Сценарий видеоэкскурсии «Москва полиграфическая».

Введение.

Полиграфия… Давным-давно в 15 веке, когда Гуттенберг изобрел печатный станок, человек, создающий печатное произведение, был в глазах окружающих колдуном или… революционером.

Москва - некогда средневековый, наполовину азиатский, консервативный город весьма недоверчиво - скептически - воспринял революционную европейскую инновацию. Но вопреки сопротивлению она вошла в его жизнь, меняла исподволь его облик и медленно, подобно тому, как море шлифует камни, делала Москву просвещенной, цивилизованной, качественно иной.

Участники тех славных событий – проводники культуры на родной земле – давно покинули нас. Но они продолжают жить - в своих великих делах, в документах, порой скупых и отрывочных, в учебниках, порой поверхностных и необъективных. А еще о них помнят московские улицы и переулки, дома, палаты, дворцы – немые и красноречивые свидетели прошлого.


Никольская — улица Просвещения

Наш маршрут берет свое начало на старейшей улице Москвы - Никольской. Она возникла в древности как дорога, ведущая из Кремля на восток, во Владимиро-Суздальское княжество. В наше время вместе с Варваркой и Ильинкой Никольская является одной из главных магистралей Китай-города. Это шумная торговая улица, со множеством гостей и достопримечательностей: на Никольской расположена аптека Ферейна, ресторан «Славянский базар», Российский государственный гуманитарный университет.

А в XIX - начале ХХ века москвичи нередко именовали Никольскую улицу улицей Просвещения. И это неслучайно. Ведь именно здесь, на Никольской, в XVI века появился первый в России Печатный двор и была напечатана первая книга.

 Печатный двор был построен на Никольской столетием раньше. В середине XVI в. основные великорусские территории были объединены в единое государство. Под властью Московского царя оказались огромные просторы, населенные неправославными народами. Чтобы укрепить централизованную власть во всех отдаленных уголках необходимы были преобразования всех сфер общественной жизни: законодательства, идеологии, церкви.

В 1551 г Стоглавый собор принял Стоглав – документ, отражающий постановления собора в вопросах государственной и церковной жизни. Строго запрещалась продажа рукописных неисправленных книг. Печатание книг было требованием времени и отвечало насущным нужда Российского госудраства.

Появление в Москве Печатного двора связано с именами царя Ивана IV - одного из образованнейших людей и начитаннейших людей эпохи, прекрасного оратора и и билиофила. Библиотека Ивана Грозного являлась самым обширным частным собранием Европы того времени.

Типографию строили 10 лет. Приступила она к работе только в 1563 г., это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На Никольскую улицу выходили большие деревянные ворота.

С "Деяний и Посланий Апостолов " (или "Апостола"), увидевших свет 1 марта 1564 г., началась вполне достоверная книгоиздательская деятельность русского государства.

Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Нужно было отлить шрифты, подготовить оборудование, выбрать образцы украшений и тексты. Получился фолиант объемом 267 больших листов. Напечатано было около 2000 экземпляров.

Оттиски Апостола сделаны на плотной голландской бумаге. Тексты набраны полууставом московских рукописных традиций с фигурными вензелевыми заставками. Все оглавления и заглавные буквы напечатаны киноварью. Украшения гравированы на дереве. В начале книги приложен эстамп, представляющий евангелиста Луку. Для нескольких поколений русских печатников книга сделалась эталоном.

В 1568 г. Печатный двор выпустил Псалтырь. Это издание готовили Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев. Невежа Тимофеев впоследствии стал основателем целой династии печатных мастеров.

 В целях лучшей защиты города от набегов неприятеля и от пожаров при царе Федоре Иоанновиче знаменитым зодчим XVII века Федором Савельичем Конем была построена массивная крепостная стена с десятью воротами и многими башнями. За этой стеной, так называемой стеной Белого города, жила московская знать: князья и бояре. Вне стены располагался Деревянный город или Скородом. Постройки здесь были деревянными, строились наскоро, часто горели и подвергались вражеским набегам.

Скородом стал местом обитания московских ремесленников и мелких торговцев. 

Печатники, поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей, во Рву, под стенами Белого города. Вообще вся местность долгое время сохраняла торгово-ремесленный характер пригорода, определивший и будущую планировку Сретенки – чрезвычайную изрезанность переулками, типичную для слобод 16-17 веков, и мелкие домовладения.

Печатники были люди уважаемые, ведь многие специальности требовали подлинного мастерства и редкой по тем временам грамотности. Случайные «пришлые» люди прибывших в Москву на заработки, зачастую не справлялись с работой. Из Переписной книги 1638 года и из документов Печатного приказа выясняется, что в слободе на 1638 год значилось 27 дворов печатных мастеров и три церковных двора. А переписная книга 1665 – 76 гг сообщает, что из числа жителей слобожан были избраны «объезжие головы», следившие за бережением огня и за воровством: тередорщик (печатник) Симонка Степанов, батыйщик (батырщик - набойщик или накладчик краски на литеры) Юрька Алексеев, наборщик Сенка Гаврилов. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.

Мощный пожар 1634 уничтожил все здания Печатного двора. Новые каменные палаты строились в 1642—43 под руководством подмастерья Каменного приказа Т. Шатурина с подмастерьем И.Неверовым и «немчином Христофором». Как писал современник, новое здание было "готической архитектуры смешанной с итальянским и арабским стилями". Ворота Печатного двора были украшены символами единодержавной власти - фигурами льва и единорога. В новом здании разместился также Приказ книгопечатания (приказные люди во главе с дьяком).

 Теперь типография выпускала не только церковные, но и учебные издания. Азбуку Бурцева 1634, изданную в количестве 2400 экземпляров, раскупили из типографской лавки всего за один день. Кроме того на Никольской печатаются философские полемические сочинения, переводы, учебники такие, как «Грамматика» М. Смотрицкого, 1648; «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, 1703, и др. Вполне закономерно, что именно на печатном дворе в 1681 была устроена первая в России греческая школа.

С 1653 г. Печатный двор царским указом был передан в полное распоряжение патриарха. Деятельный и бескомпромиссный патриарх Никон снаряжает на Восток экспедицию. Посланцы патриарха доставляют с Афона в Москву 500 греческих рукописей. Бесценные манускрипты стали началом библиотеки Печатного двора. Помимо книг, доставленных экспедицией, в Типографскую библиотеку войдут эталонные издания с поправками и заметками справщиков для будущих тиражей.

В XVII веке в период церковного раскола вопрос о тщательной вычитке текста, его редактировании и корректуре, или, как выражались тогда, «книжной справе», становился особенно актуальным.

В к.17-н.18 вв. библиотека регулярно пополнялась книгами, специально закупленными Печатным приказом. Книжные пожертвования делали иностранцы, нередко книги жертвовали просвещенные люди из своих домашних библиотек. Постепенно библиотека так разрослась, что на печатном дворе была введена особая должность книгохранителя, а к началу XVIII в. хранилище стало настолько обширным и разнообразным, что его пользователями были уже не только справщики, но и учителя Славяно-Греко-Латинской Академии, находившейся совсем неподалеку.

В1679для правильной и книгохранительной палат московские зодчие Степан Дмитриев и Иван Артемьев «со товарищи» построили вдоль Китайгородской стены специальные здания. Чуть позже придворный иконописец Иванов расписал палаты в Строгановском стиле.

Последним звездным событием в судьбе Московского печатного двора стало издание в 1703г. первой российской газеты «Ведомости». Газета выходила нерегулярно, и каждый номер разным тиражом, в зависимости от предполагаемого спроса: обычно тираж был несколько десятков экземпляров, не более сотни, а номера, представляющие для читателей большой интерес, печатались большим тиражом: например, номер с реляцией о Полтавской победе был выпущен в количестве 2500 экземпляров.

Но вскоре по воле первого российского императора Петра Москва уступит пальму первенства новой столице – Петербургу. Москва осталась без газеты на 36 лет. Московскую типографию в скором времени передали святейшему Синоду. С 1721г. она именуется Синодальной.Во время пожара 1812г. здание МПД серьезно пострадало. Его здание пришлось разобрать и выстроить заново. Реставраторы изо всех сил старались передать дух старой Москвы. Руководил строительством директор Чертежной Дворцовой московской конторы И. П. Мироновский. В стены нового здания были встроены белокаменные резные колонны сломанных палат. Солнечные часы и изображение льва и единорога также напоминали о старом фасаде.

В 70-е г.г. XIX века архитектором Н. А. Артлебеном вдоль стены Китай-города были восстановлены старые палаты Печатного двора. Книги в типографии издавали до 1918 года, позже она переехала в Троице-Сергиеву лавру. С 1930 года по настоящее время в здании размещается Российский государственный гуманитарный университет.


Памятник Ивану Федорову на Лубянке.

Высшее учебное заведение на месте Государева печатного двора… Что это случайное совпадение или историческая предначертанность, предопределенность?.. Тема просвещения и сегодня продолжает оставаться одной из главных в облике Никольской улицы. И конечно, не случаен тот факт, что памятник первопечатнику благодарные москвичи воздвигли в двух шагах от Никольской на Лубянской площади. Памятник создавался на народные деньги – в течение тридцати лет необходимая сумма была собирана по подписке.

Русское археологическое общество объявило конкурс на лучший проект, в котором принимали участие не только видные российские скульпторы, но и ваятели из Австро-Венгрии, Франции, Сербии, Болгарии. Победил проект С. М. Волнухина и И. П. Машкова.

Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение: он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Ни одного прижизненного изображения Ивана Фёдорова не сохранилось; это открывало возможности свободной художественной трактовки образа. Левой рукой Федоров придерживает печатную наборную доску. Несмотря на дьяконский сан, первопечатник представлен в мирской одежде; более того, скульптор изобразил его с ремешком, перехватившим волосы — деталь, характеризующая принадлежность к ремесленникам. В XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься каким-либо ремеслом, чтобы не впасть в нищету

Торжественное открытие памятника состоялось 12 октября 1909 года. На следующий день у памятника появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати», намекавший на подвижничество первопечатника и ситуацию в современной России, где нарождающиеся демократические издания терпели притеснения от консервативно настроенной власти.

Внимательно посмотрим на пьедестал. В центре а на отлитой из бронзы. На доске изображён печатный знак Ивана Фёдорова: щит с буквами «И» «Ф»; между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти знаки как изгиб реки (ибо «книги — суть реки, наполняющие вселенную») и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. С обратной стороны пьедестала помещена цитата из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: Ради братии моих и ближних моих.


Газетный переулок.

Итак, стараниями первых полиграфистов книжная премудрость разлилась по московским улицам. Вслед за первой школой в Москве появилась Славяно-греко-латинская академия, а позже и университет. И все же Петр I сокрушался, что в Москве немного было «охочих грамотеев», и его детище – газета «Ведомости» не имела большого распространения, хотя царь и завел для этого, по образцу иностранному, австерии, т. е. ресторации, куда заманивал читать даровым угощением. «Наш народ, – говорил царь, – яко дети, не учения ради, но которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены будут, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят».

В 1755 году открылся университет, и ему было поручено издание газеты для Москвы. С 26 апреля 1756 года начали выходить «Московские ведомости». Название Газетный переулок возникло в конце 18 века и дано переулку по находившемся в нем университетской типографии и лавке, в которой продавалась газета «Московские ведомости». В то время не существовало доставки газет подписчикам на дом, они «брали» газету в газетной лавке при университетской типографии. Типография и лавка находились на участке, который сейчас занят зданием Центрального телеграфа. Одним фасадом типография выходила на Тверскую, другим – в переулок.

Редактируемая профессорами университета газета была для них не профессиональной работой, а так сказать, общественной нагрузкой, что отражалось на качестве газеты. Новая эпоха для «Московских ведомостей» наступила с того времени, как в 1779 году арендатором типографии Московского университета стал известный издатель и просветитель Н.И. Новиков и издание газеты перешло к нему.

 «Прежде расходилось московских газет не более 600 экземпляров, – рассказывает современник и свидетель этих событий Н. М. Карамзин, – г. Новиков сделал их гораздо богатее содержанием, прибавил к политическим разные другие статьи и, наконец, выдавал при «Ведомостях» безденежно «Детское чтение», которое новостию своего предмета и разнообразием материи, несмотря на ученический перевод многих пиес, нравилось публике. Число пренумерантов ежегодно умножалось и лет через десять дошло до 4000... Правда, еще многие дворяне, и даже в хорошем состоянии, не берут газет; но зато купцы, мещане любят уже читать их. Самые бедные люди подписываются; и самые безграмотные желают знать, что пишут из чужих земель. Одному моему знакомцу случилось видеть несколько пирожников, которые, окружив чтеца, с великим вниманием слушали описание сражения между австрийцами и французами. Он спросил и узнал, что пятеро из них складываются и берут «Московские ведомости», хотя четверо не знают грамоте; но пятый разбирает буквы, а другие слушают». В 80-е годы 18 века из-за того, что большое количество москвичей посещало газетную лавку, переулок стал очень популярным в Москве, его стали называть Газетным. Название переулка Газетный – памятник любознательности москвичей и их страсти к чтению газет, а также память о благородной и, как говорил Карамзин, «полезной» издательской деятельности Н. И. Новикова.


Сытинские места Москвы

Можно много и красноречиво говорить о коммерческой, благотворительной, культурно-просветительной деятельности Сытина, но в соответствие с темой видеоэкскурсии мы искали ответ на вопрос о том, как история успеха российского самородка отразилась в облике нашего города.

Издательству Сытина перед революцией 1917 года принадлежал в Москве ряд огромных владений - типографский комплекс на Пятницкой (после 1917 года всем известный как Первая образцовая типография), типографско-издательский комплекс между Тверской и Путинковским переулком (там сейчас комбинат "Известий") и гигантское офисное здание на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулка.

А началось с малого. В 16 лет костромской крестьянский парень Ваня Сытин приезжает в Москву на заработки. Он поступает на службу к купцу, торговавшему лубочными картинками. Картинки эти были весьма популярны - их вешали на стены в небогатых домах мещан и крестьян. с тех времен Сытин запомнил совет работавшего с ним старика-типографа: грязной работы не стыдись, себе цены не устанавливай, базар цену скажет.

За десять лет Сытин освоил все стороны издательского дела: сам стоял за ксилографическим станком, вручную печатая тысячи листов картинок, потом отвозил эти листы на раскраску крестьянским артелям, встречал оптовиков из провинции, всех поил чаем и обеспечивал товаром, а то и сам объезжал ближние города с возом печатной продукции.

В 25 лет Сытин купил французский литографский станок - давший начало первой образцовой типографии. Вскоре началась русско-турецкая война. Сытин нанял рисовальщиков и начал делать дешевые военные картины. Они расходились моментально, ведь многие не умели читать, но зрительные образы воспринимали «на ура». Два года работы принесли неплохой доход, и после окончания войны Сытин покупает землю в конце Пятницкой улицы, где и устраивает типографию. В течение последующих 20 лет здесь издаются СС Пушкина, Гоголя, более 10 периодических изданий - газета Русское слово, календари, журналы...

Кипучая деятельность Сытина приносят ему миллионное состояние. В его типографии трудятся уже 2500 рабочих. Однако во время революции 1905 года в типографии случился пожар - почти все сгорело дотла. Но Сытин не пал духом и меньше чем через год он восстанавливает сгоревшие постройки.

По проекту архитектора Эрихсона и инженера Шухова строится грандиозный полиграфический комплекс - 11 6-этажных корпусов, под ними котельные, склады, тоннели, по которым транспортировалась бумага и готовые издания. Эти здания на углу Пятнинцкой и Садового и поныне украшают наш город. В советскую эпоху Первая Образцовая типография была передовым предприятием отрасли.

Строительство еще одной архитектурной достопримечательности Москвы - здания редакции газеты "Русское слово", началось в том же неспокойном 1905г. Проект вновь был заказан Эрихсону. каждый проект этого архитектора становился событием в скупльтурной жизни Москвы: телефонная станция в Милютинском , рестораны Яр и Прага, деловые здания на кузнецком и в Столешниках, шикарные доходные дома. Возведенный по его проекту комплекс сразу стал украшением Тверской. При строительстве Эрихсон использовал железобетонные конструкции - новейшие по тем временам технологии. Надежные перекрытия позволили перейти от анфиладной структуры внутренних помещений к просторным, полным света залам. Первый этаж был отдан под магазин книжной торговли "Товарищества Сытина". Сердцем дома стал второй этаж, где разместилась редакция газеты "Русское слово".

Идею издания этой народной газеты , многотиражной и задорной, подал Сытину Чехов. Вначале она была убыточной, но к 1917г. имела миллионные тиражи. Таким головокружительным успехом газета обязана редакторской деятельности Власа Дорошевича - лучшего российского публициста. Газета имела представительства во всех городах России. Оперативность работы, широта охвата действительности, определенность социальной позиции делали газету привлекательной для самых широких слоев населения.

С 1918 г. в здании на Тверской расположились крупнейшие советские газеты - известия и правда. В 1979 при расширении Пушкинской площади дом передвинули на 34 метра в сторону маяковки и адрес его стал Тверская,18.

Вскоре Сытин создает третий форпост своего издательского бастиона - деловой здание Маросейка, 7. Проект вновь был заказан Эрихсону. Строительство дома в стиле неоклассики завершилось к лету 1913 г. Эффектны были огромные оконные проемы первых двух этажей, которые сменялись на высоких этажах ритмическими рядами окон. Весь облик здания демонстрировал мощь и непотопляемость флагмана российской полиграфии. В здании разместился оперативный штаб по управлению всей системой книгораспространения. Сытиным выпускалась тогда треть всех книг, печатаемых в России. В подвале и 5 этаже размещались кнжные склады, на первом - фирменный магазин, на втором - выставка продукции и собственное почтовое отделение, на третьем этаже располагалось правление, на четвертом - подписной отдел и чайная для сотрудников и посетителей.

И в наши дни сытинская недвижимость не просто памятник истории, а здания престижные, функциональные, радующие глаз.


Советская эпоха.

С первых дней советской власти, изменившей политический статус нашего города, в Москве открывались новые издательства, строились типографии. Крупнейшая из них – издательско-полиграфический комплекс «Правда» - дала название 2-ой улице Ямского поля. "Комбинат газеты "Правда" - одно из старейших издательств Москвы Здание было построено в 30-е гг. по проекту архитектора Голосова в стиле конструктивизм.

В разное время здесь издавалось более 20 газет и журналов, среди которых «Комсомольская правда», «Огонёк», «Пионер», «Здоровье», «Наука и жизнь». Во время Великой Отечественной войны работа издательства и типографий в Москве и других городах не прерывалась ни на один день. В те годы здесь печатались не только газеты, листовки, плакаты, но и книги «фронтовой библиотеки»: стихи Твардовского и Суркова, рассказы Симонова, статьи Шолохова, Эренбурга, многих других авторов.

Масштабному производству требовались квалифицированные кадры. Для их подготовки неподалеку на Полтавской улице было открыто полиграфическое училище № 25.

В 2005 году училище стало одним из структурных подразделений вновь созданного Московского Полиграфического колледжа №56. Его возглавил Анатолий Николаевич Севальнев, выпускник 25 полиграфического училища, прошедший путь от печатника-линотиписта, мастера производственного обучения, до директора средне-специального учебного заведения, в структуру которого в настоящее время интегрированы 4 подразделения, расположенные в разных районах города. В колледже можно получить любую полиграфическую специальность – менеджера, издателя, дизайнера, переплетчика, наборщика на НКТ.


Выводы.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

  1. Развитие книгопечатания в Московском государстве способствовало упрочению государственности, росту авторитета православия как основной государственной идеологии.
  2. Издание на московском дворе Печатном дворе учебников способствовало развитию грамотности среди широких слоев населения и стало одним из факторов, обеспечивших появление в Москве первой школы, а затем и высшего учебного заведения.
  3. Появление газет повлияло на развитие кругозора, культуры поведения москвичей.
  4. В XIX веке полиграфия, продолжая оставаться основным проводником просвещения и культуры, превратилась в мощную отрасль промышленности, приносящую серьезные доходы, позволившие преобразить архитектурный облик московских улиц.
  5. В XX веке полиграфия была и остается одной из важнейших, технологичных отраслей экономики; полиграфические профессии являются креативными, интересными, востребованными на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оргтехника. Виды оргтехники. Полиграфические оборудования

Характеристика методической разработки Цель методической разработки:- представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Оргтехника. Виды оргтехники. Полиграфические оборудов...

Рабочая программа МДК 01.02 Технико-экономический анализ полиграфических технологий

Программа МДК разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобрнауки России от 15.05.2014 №536) программы подготовки специалиста среднего звена ...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час «Москва — город, удобный для жизни» 2014 год

Москва – сердце России, ее срединный город. История Москвы неотделима от судеб России. Здесь, в междуречье Волги и Оки, Москва возглавила процесс складывания русской государственности, что сопро...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час: Битва под Москвой 2014 год

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный во...

Презентация к практическому уроку "Допечатная подготовка полиграфической продукции"

Правила допечатной подготовки необходимо знать любому графическому дизайнеру, верстальщику и даже менеджеру. В работе рассматриваются только основные правила, которых подходят для цифровой и офсетной ...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП.07 Полиграфическое оборудование образовательной программы по профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (код и наименование профессии)

Комплект Контрольно – измерительных материаловпо учебной дисциплинеОП.07 Полиграфическое оборудование (код и наименование дисциплины)образовательной программы по профессии: 09.01.03 Ма...