Урок мужества "Мы этой памяти верны"
классный час на тему

Логинова Татьяна Федоровна

Урок Мужества проводится накануне празднования 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Он нацелен на воспитание патриотизма.

Растить патриотов в наше время непросто. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать представление о долге, чести и ответственности, понимание того, что без патриотизма невозможно возродить Россию.

На данном Уроке Мужества ребята закрепляют знания из уроков истории, основные  битвы Великой Отечественной войны. В ходе изучения данных битв просматриваются   иллюстрации, слушаются песни военных лет, дети читают стихи, поют песню хором и показывают инсценировку.

Учащиеся узнают, каким городам было присвоено звание «Город-герой», сколько дней и ночей длилась война, и сколько жизней она унесла.

Данное мероприятие представлено в форме нестандартного занятия – Урока Мужества, основанного на нетрадиционной организации учебного материала. 

 На занятии  применяется метод эмоционально-нравственного стимулирования и метод создания ситуации новизны. Для создания наглядности используется компьютерная презентация.

Результатами урока должны быть исторические знания прошлого нашей страны (1941 – 1945г.г.): названия основных битв Великой Отечественной войны и их даты, основные цифры и факты военного времени, знания стихотворений и песен военных лет.

Форма проведения: литературно – музыкальной композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок мужества25.65 КБ

Предварительный просмотр:

В – ль: Логинова Т.Ф.

 Тема: «Мы этой памяти верны».

Урок мужества  «Мы этой памяти верны»

                                        Пояснительная записка

Урок Мужества проводится накануне празднования 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Он нацелен на воспитание патриотизма.

Растить патриотов в наше время непросто. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать представление о долге, чести и ответственности, понимание того, что без патриотизма невозможно возродить Россию.

На данном Уроке Мужества ребята закрепляют знания из уроков истории, основные  битвы Великой Отечественной войны. В ходе изучения данных битв просматриваются   иллюстрации, слушаются песни военных лет, дети читают стихи, поют песню хором и показывают инсценировку.

Учащиеся узнают, каким городам было присвоено звание «Город-герой», сколько дней и ночей длилась война, и сколько жизней она унесла.

Данное мероприятие представлено в форме нестандартного занятия – Урока Мужества, основанного на нетрадиционной организации учебного материала.  

 На занятии  применяется метод эмоционально-нравственного стимулирования и метод создания ситуации новизны. Для создания наглядности используется компьютерная презентация.

Результатами урока должны быть исторические знания прошлого нашей страны (1941 – 1945г.г.): названия основных битв Великой Отечественной войны и их даты, основные цифры и факты военного времени, знания стихотворений и песен военных лет.

Форма проведения: литературно – музыкальной композиции.

Возраст учащихся: 9 класс.

Место проведения мероприятия: классная комната.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Музыкальное сопровождение:

песня «В землянке» слова А. Суркова,

песня «Журавли», слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля,

песня «И всё о той весне» Е.Плотниковой,

песня «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова,

фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»,

фонограмма «Сообщение Левитана о победе».

Необходимый реквизит:

для инсценировки песни «В землянке»,

плакаты «Великая Отечественная война - 1941-1945», «Никто не забыт, ничто не забыто», «1418 дней»,

выставка ученических рисунков «Нет войне».

Подготовка мероприятия:

Определение темы внеклассного мероприятия.

Определение цели и задач внеклассного мероприятия.

Подбор материалов по выбранной теме.

Составление сценария проведения внеклассного мероприятия.

Подготовка  презентации для визуальной поддержки.

Разучивание с детьми стихов о войне.

Определить время и место проведения внеклассного мероприятия.

Подготовить оформление классной комнаты.

Цели:

воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств на примере мужества и героизма, проявленных русским народом в Великой Отечественной войне;

воспитание патриотического отношения к России, чувства гордости за  свой родной край;

воспитание чувства долга,  уважения к своей истории,  к людям старшего поколения.

Задачи:

вовлечь всех учащихся класса в  данное внеклассное мероприятие;

показать мужество, стойкость нашего народа;

убедить в необходимости помнить те трагические и героические годы, чтобы не повторить подобной трагедии;

воспитать патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу;

формировать представления о воинском долге и верности Отечеству.

Ход занятия:

Воспитатель: - Встали, ребята! Поприветствовали наших гостей. Посмотрели на них. Всех вы их знаете. Это наши уважаемые педагоги. Улыбнитесь им доброй улыбкой.

Упражнение «Доброе сердце».

Цель: укрепить чувство принадлежности к группе, развивать умение синхронизировать свои действия с действиями других.

Положите  руку на сердце и послушайте, как  оно бьётся ровно и спокойно.

Представьте себе, что мы вместе – это одно большое доброе сердце.

Стук – шаг вперёд.

Стук – шаг назад.

Стук –стук, стук – стук( дети выполняют синхронно  шаги ).

Вот как спокойно, уверенно и ровно бьётся наше большое доброе сердце.

- А сейчас присаживайтесь на места.

Упражнение – массаж для рук «Замочек».

Цель: ослабление напряжения.

- сцепите руки в «замок» и  помассируйте ими.( дети выполняют массаж).

- Приготовились работать.

Воспитатель: Сегодня мы проводим Урок мужества  «Мы этой памяти верны».

Мы перелистаем страницы тех событий Великой Отечественной войны, которые остались в памяти нашего народа. Мы в долгу перед теми, кто не дожил до наших дней. Не увидел мирного солнца над головой.

В память о героях Великой Отечественной войны мы зажигаем свечи (слайд 1), в знак того, что мы вместе скорбим о погибших участниках  войны и помним о Великой Победе.

Уж скоро 71 год отделяет нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны, и, кажется, всё позабылось, раны должны зарасти. Но чем дальше уходят  времена, тем ярче высвечиваются подвиги советских солдат.                                                                            

/Фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»./-(слайд 2).

Воспитатель:(слайд 3).  22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления воины германские войска вероломно напали на нашу страну. Прервалась мирная жизнь людей.   Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной воины.

Женя:   Тот самый длинный  день в году (слайд 3а)

                С его безоблачной погодой

                Нам выдал общую беду

                На всех, на все четыре года.

                Она такой вдавила след

                И стольких наземь положила,

               Что двадцать лет и тридцать лет

               Живым не верится, что живы.

(Звучит песня «Священная война»).(клип 4).

(слайд 4а)-4 года войны,

(слайд 4б) -1418 дней беспрерывного народного подвига.                                                                

1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Остановимся на основных сражениях ВОВ.

                                             Брестская крепость  /Слайд 5/.

Вася:  Первый страшный удар фашистских войск приняли на себя наши пограничники. Ночью 22 июня в 3.15 по Брестской крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. Около месяца мужественно сражались герои Брестской крепости. Падали, захлебываясь кровью, молодые  парни в зеленых фуражках, но вновь, израненные, вставали к пулеметам, бросались в яростные штыковые атаки.(слайд 6). Но силы были, слишком, неравные…

Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать вглубь Советского Союза. Они захватили Белоруссию, Литву Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим крупным городам…

Воспитатель:/слайд7/  30 сентября 1941года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву.  

                         Московская битва (30.09.1941—20.04.1942) .                      

Виталий:   Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице нашей Родины. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву и наш народ будет покорен. На Москву  наступали  более миллиона солдат, 1700 танков, 14000 орудий, тысяча самолетов. Весь октябрь шли ожесточённые бои на всех направлениях, ведущих к Москве. Это были грозные дни …

Авиация произвела 134 налета на Москву, но пробиться к ней смогли немногие. Советские летчики 24 раза применяли воздушный таран.

16 октября 1941 года через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Навстречу мотопехоты врага устремился отряд танков БТ – 7. Они промчались по улице Горького, выехали на Ленинградское шоссе и у Химкинского моста столкнулись с противником. В 15 км от Кремля все захватчики были уничтожены.

Воспитатель:  Первое наступление врага на Москву было остановлено./слайд 8/. И в эти грозные для столицы дни, на глазах у врага на Красной площади 7 ноября 1941 года прошёл парад наших войск.  

Виталий:  С 15ноября гитлеровцы начали второе наступление на Москву. Угроза городу нарастала с каждым днём, но наши войска дрались с небывалым героизмом.                                                                                                               /слайд 9/«Велика Россия, а отступать некуда – позади МОСКВА!» - эти слова были сказаны героем-панфиловцем Василием  Клочковым. Тяжелораненый солдат, с гранатой в руках, бросился под танк и взорвал его вместе с собой. Героев-панфиловцев было 28 человек. Ценой своей жизни они остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев были сотни тысяч

Таня:   /слайд 10/     В дыму пожаров тонет даль седая    

Широк великой битвы разворот

Колонны танков с флангов наседая

Неудержимо движутся вперёд

И пехотинцы в грохоте орудий

Идут, не наклоняя головы

Запомните их лица! Эти люди

Фашистов отогнали от Москвы.        

Воспитатель: /слайд11/ Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам прорваться к Волге и захватить Сталинград./слайд 12/ Летом 17 июля 1942 года началась Сталинградская битва.

                          Сталинградская битва  (17.07.1942 — 02.02.1943)  /Слайд13/                                                                          

Ира Д.:  В конце августа фашисты прорвались к Волге. Начались бои в самом городе Сталинграде. Линия фронта проходила по улицам города, этажам домов, цехам предприятий.  Город   превратился в военный лагерь. Было сделано всё, чтобы вывести из него как можно больше женщин, детей, стариков. Ежедневно 180 тысяч сталинградцев выходили строить оборонительные рубежи на дальних и ближних подступах к городу. Пятьдесят тысяч жителей Сталинграда  взяли в руки винтовки.

          Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений советских войск во время Великой Отечественной войны. /слайд14/ Продолжалась она шесть с половиной месяцев - 200 дней.  Победа над Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны.

Воспитатель:   Если битва под Москвой в 1941 году показала, что мы можем сражаться на равных, то Сталинград доказал, что мы их можем побеждать и обязательно победим

  В 1943 году развиваются военные события в районе Курска.

                        Курская битва (5.07.1943 – 23.08. 1943)   /Слайд 15/    

Настя:  Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны. Она продолжалась 50 дней и ночей. /слайд16/ По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Это крупнейшее танковое сражение  Второй мировой войны. В Курской битве с обеих сторон участвовали более 4 млн. человек.  В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться. /слайд17/

Воспитатель:  На войне люди не только воевали, на воине они продолжали жить. Они вспоминали дом, мать, любимую, мирную жизнь. /Слайд18/

Вася: /слайд19/    Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть/слайд20/

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,/слайд21/

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера./слайд22/

(песня «В землянке» инсценировка- 23+ слайд24 Вася и ИраЩ.)

(слайд25)Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

                        Воспитатель: - Блокада  Ленинграда  (8.09.1941 - 27.01.1944)  /Слайд26 /                                      

  Стоит над Невой город большой и красивый – город-Герой, город-Солдат, город-Труженик. Ныне Санкт-Петербург. Во времена войны – Ленинград. Враги окружили его плотным кольцом. Линия фронта проходила недалеко от города. Враг отрезал Ленинград от всей страны. Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда.  

Стас: /слайд27/   900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от Страны. /слайд28/ Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – легендарная «Дорога жизни». От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. Гитлер хотел стереть его с лица Земли. В городе заканчивались продукты, медикаменты и топливо. Не было воды, электричества. Голод косил людей. Люди погибали, но не сдавались. /слайд29/ Они гибли он бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.

Максим:  (слайд30)       «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги».    

Воспитатель: /слайд31/ Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». (слайд32) Хлеб войны. Каким он был?    /Слайд33/

125-грамм хлеба:

Пищевая целлюлоза – 10%

Хлопковый жмых – 10%

Обойная пыль – 10%

Вытряски из мешков – 2%

Кукурузная мука – 3%

Ржаная мука – 65 %.

Стас: В осажденном городе работали 30 школ. (слайд34) Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. /слайд35/ В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. (слайд36) У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. (слайд37)Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ира Щ.:  (слайд38)     

  Девочка руки протянула

Уснула,

А оказалось - умерла..

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.      

Стас:(слайд39) Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. /слайд40,40а/Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов,  10 миллионов снарядов и мин.

Воспитатель:(слайд 41) 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано.

Лиза: /слайд42/       Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало, (слайд43)

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…          

Воспитатель:  К апрелю 1944 года немецкие захватчики были разгромлены на всей территории Украины, а советские войска вышли к Государственной границе.

                               Берлинская операция  (16.04-8.05.1945 г.)

                                             /Слайд44/

Ира Д.:  В феврале 1945года советские войска подошли к Берлину. Но битва за Берлин началась лишь 16 апреля, после разгрома всех крупных сил противника. 30 апреля 1945года над зданием правительства Германии – рейхстагом взметнулось наше Красное знамя. Но фашисты продолжали сопротивление.

/слайд45/И наконец, 9 мая 1945 года. День Победы. День всемирного ликования, радости, но радости со слезами на глазах.

/Звучит фонограмма «Сообщение Левитана о победе» - 46+слайд47и48/

Воспитатель: - Во имя всех тех кто жив,

                             И тех, кого уже нет,

                             И тех, кто будет потом.

-Встали (дети встают для хорового исполнения песни «И всё о той весне»).

(49 песня – клип «И всё о той весне»- хоровое исполнение).

Воспитатель:  Свыше 11000 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город – герой» отмечены города: (50)Москва, (51)Ленинград,(52) Киев, (53)Волгоград (Сталинград),(54) Минск, (55)Керчь, (56)Одесса,(57) Севастополь,(58) Новороссийск,(59) Брест, (60)Смоленск,(61) Мурманск.(62) Брестской крепости присвоено звание «Крепость – герой».

 (62а) Давайте вспомним о людях, которые воевали в той войне, были ранены, получили награды, погибли, трудились в тылу, гнали врага до его логова.

Настя:        Вспомним всех поименно,

                   горем

                            вспомним

                                             своим...

                   Это нужно —

                   не мертвым!

                   Это надо —

                   живым!

                   Вспомним

                            гордо и прямо

                   погибших в борьбе...

Таня:        Имена ваши мы нанесем на гранитные плиты,

На бетон и на мрамор,

И вплавим в металл.

Повторим нашу клятву:

Никто не забыт и ничто не забыто,

И добавим: без вести никто не пропал!

Воспитатель: Вдумайтесь в эти цифры:     /Слайд63,64/

27 миллионов жизней …  Это миллионы несбывшихся надежд, неосуществленных планов и открытий. Непосаженые сады…  Не рожденные  дети…                                                      

 Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! /метроном- 65+66/

Виталий:

  Помните! Через века, через года,

- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти Павших будьте достойны!

                          Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем

будьте   достойны!            

 /Звучит песня «Журавли» - 67+все слайды/

Воспитатель:(70) Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир.

Давайте не забывать героического прошлого, и гордость за свою Родину понесём дальше будущим поколениям!

Вот и подошло к концу наше занятие. Мне понравились выступления…(имена детей). Это было выразительно и красиво. Это звучало убедительно.

А что понравилось вам?(ответы детей).

 Что запомнилось?(ответы детей).

 Может кому – ни будь, что- то осталось непонятным или не понравилось?(ответы детей).

Большое всем спасибо за активное участие.  Молодцы, ребята!

Наше занятие закончено.

Спасибо за внимание. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "По праву памяти"

Конспект открытого урока к 9 мая...

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Сценарий урока мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда...

Беседа. Урок мужества. "День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества".

Углубление знаний о боевых подвигов своих соотечественников  во имя свободы и  независимости  Родины....

Беседа. Урок мужества." День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества".

Углубление знаний о боевых подвигах своих соотечественников  во  имя свободы и  независимости  Родины....

ВЕЧЕР ПАМЯТИ Верный сын России (посвящённый 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза А.Г. Рыбина)

ВЕЧЕР ПАМЯТИВерный сын России(посвящённый 100-летиюсо дня рождения Героя Советского СоюзаА.Г. Рыбина)...