Классный час на тему: «НАЧАЛО ЗАРОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ».
классный час на тему

Olyamore The Best

Ключевые слова:

Христианство , Андрей Первозванный,

князь Аскольд, князь Дир, князь Владимир,

 княгиня Ольга.

«Спасение  неразрывно связано с процессом духовного обновления»

Священное Писание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_zarozhdenie_hristianstva_-2_stsenariy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«НАЧАЛО ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ».

Святая равноапостольная  Великая княгиня Ольга.

Святой равноапостольный Великий князь Владимир.

Ключевые слова:

Христианство , Андрей Первозванный,

князь Аскольд, князь Дир, князь Владимир,

 княгиня Ольга.

«Спасение  неразрывно связано с процессом духовного обновления»

Священное Писание.

Ведущий 1:

 Великий князь киевский Владимир крестил Русь в 988году, то есть христианским наше государство стало с конца 10века.  Но путь к этому событию был долгий и непростой.

Летописец:

 Лучи божественного света христианского воссияли на Руси из стен Византии, а в Византию учение Христа принес апостол Андрей Первозванный и случилось это в 1в.н.э., когда Византия  была частью Римской империи. Проповедуя в этих землях,  Андрей пришел в Синоп, оттуда в Корсунь (теперь город Херсонес, на юге Крымского полуострова, недалеко от Севастополя). Узнал, что недалеко от Корсуни находится устье Днепра.  Проплыл в устье Днепровское и оттуда вверх по Днепру.

«И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу.  И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев».

Так рассказывает преподобный Нестор, монах Печерского монастыря в своей «Повести временных лет», откуда пошла Русская земля.

  Ведущий 2:

  Какое предвидение! В 1в.н.э., когда место это было дремучим и в окрестностях обитали дикие племена наших предков, апостол Андрей Первозванный открыл людям своим, что здесь будет через 900лет.

   Летописец:

  Прошли эти 900 лет. К этому времени Русь стала великой и могучей. Киевская Русь соединяла воедино более 200 племен. Во главе древнерусского государства стоял «великий князь русский», титул которого был равен императорскому, а племенные союзы возглавляли  «светлые князья». Но Русь все еще была языческим государством.  Она  торговала с Византией. Благодаря торговым связям с христианской Византией уже в 9 веке, 840 – е годы  произошли первые знакомства русских людей с христианством. Многие русские купцы, приезжавшие в то время на восток,  считали себя христианами.

   Ведущий 1:

   Из летописи византийской известно,  что в 860-м году приняли святое крещение киевские князья  Аскольд и Дир. Они собрали  войско, вооружили  200судов и вознамерились  завоевать Константинополь.  По Днепру они вошли в черное море, в Босфорский пролив, опустошили огнем и мечом  берега его. Осадили  столицу Византии. Царь Византии,  Михаил 3, отсутствовал, воюя с агарянами(мусульманскими племенами). Его известили о новом неприятеле, но он не решился отразить их силою, а тайком пробрался в столицу и ожидал спасения только от чуда.  

  Летописец:

  Византийский патриарх Фотий обратился с молитвами к Богу. Было совершено  всенощное пение в храме Влахернском.  Сам царь Михаил молился, стоя на коленях, вместе с народом. В этом храме хранилась святыня христианская – риза Пресвятой Богородицы, к которой прибегал народ в случае бедствий.  После молитв, патриарх Фотий, вынес ее из храма и погрузил в волны тихого и спокойного в эти минуты  залива, и внезапно закипевшее бурею,  море  разбило суда руссов. Немногие из них вернулись в Киев.

Ведущий 2:

 Объятые ужасом,   Аскольд и  Дир,  уверовали в карающего их Бога. Они немедленно отправили послов в Царьград и требовали святого крещения. Их крестили, и на родину они отбыли с епископом и священником.

Летописец:

  Окружная  грамота, которую отправил патриарх Фотий в 866г. восточным епископам, служит достоверным подтверждением этому. В документе читаем:  «Россы, славные жесткостью, победили народов, соседственных и в гордости своей дерзнувшие воевать с империю Римскою, уже оставили суеверие, исповедают Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами.  Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к богослужению христианскому».

Ведущий 1:

  Когда епископ прибыл в Киев, государь собрал  вече, и народ слушал архипастыря  о Спасителе, о его чудесах и о чудесах, совершенных Богом в ветхом завете, в том числе историю о трех юношах, не захотевших поклониться золотому истукану, исповедавших истинного Бога и за это брошенных в огонь, но не сгоревших. Люди,  внимательно выслушав проповедника, заявили: «Если мы не увидим чего- нибудь  чудесного,  мы не хотим верить».  Служитель Божий не поколебался, он смело отвечал им: «Мы ничтожны перед Богом,  но скажите, чего хотите вы?», -  они  просили, чтобы брошено было в огонь Евангелие, которое епископ держал в руках, и обещали обратиться в христианство, если книга останется невредимою.  Тогда епископ воззвал: «Господи! Прослави имя    Твое  пред сим народом!»- и положил Евангелие в огонь. Огонь истребил материал, а книга осталась целой.  Сохранились даже ленты, которым оно было связано.

Видя это, грубые люди, пораженные чудом, начали креститься.

  Цари греческие не упускали случая обращать руссов к своей вере, чтобы смягчить жестокость нравов.

  Византийский император Леон послам русского князя показывал не одни  сокровища,  но и красоту церковную, и святые мощи, и драгоценные иконы, внушая  им  истинную веру.

Ведущий 2:

  Подобные внушения подействовали на мудрейшую из жен славянских, вдовствующую княгиню Ольгу, которая правила землей Русской с 945 по 957годы.

Летописец:

  При княгине  Ольге еще ярче воссиял свет Евангелия в России.  Одаренная проницательным умом, Ольга видела непорочную жизнь христиан и понимала, что язычество не воспитывает таких людей. Беседы с христианскими учителями открывали ей небесную чистоту и высоту учения Христова.  И сердце ее пленилось евангельской истиной.

 Когда сын ее Святослав стал править, она отошла от дел.  Она достигла уже тех лет, когда человек смертный, удовлетворившись земной деятельностью, видит близкий конец жизни и чувствует суетность земного величия. Истинная вера служит ему тогда опорой и утешением в печальных размышлениях о тленности человека.

   Ведущий 1:

  Плененная лучом евангельского света, Ольга захотела быть христианкой  и в 957году отправилась в Царьград со свитою и большой дружиною.  У нее было желание познать истинного Бога. Там она приняла крещение от руки патриарха Полиэвкта.

   Летописец:

 Крестным ее был император Константин Багрянородный.  « …Смиренная Ольга , во святом крещении Елена, стояла с поникшей головой, принимая  учение святителя о церковном уставе, о посте и молитве, милостыне и воздержании, которые свято соблюдала она по возвращению на родину».     Нестор.

 Ведущий 2:

   Сын ее,  Святослав не принял христианство.  Но из любви к матери не только не гнал ее единоверцев, но и оставлял им полную свободу исповедовать христианство под покровительством княгини.  Княгиня имела при себе священника из Царьграда, который и похоронил ее по христианскому обычаю в 969году. Народ,  прозвавший ее мудрою при жизни, назвал святой по кончине.

Церковь Русская Православная канонизировала Ольгу, назвав ее святой равноапостольной великой княгиней.

 Летописец:

  Для нашей страны Ольга была «звездою утреннею, предваряющею солнце, зарею утра, предвещающею свет дневной; она сияла, как полная луна в ночи, блистала между неверными, как жемчужина» Нестор.

После ее смерти некому было радеть о распространении христианского учения.

Ведущий 1:

О князе Владимире.

  В 972году погиб князь Святослав. Разгорелась междоусобица. Править стал князь Владимир – ярый язычник. Кровавые войны доставляли ему радость. Сластолюбие его не знало  меры. Провел языческую реформу, перед теремом на холме  установил деревянных идолов: Стрибога, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Мокоши, Перуна.

  Перунов день праздновался 2 августа, и  был он самым мрачным в году: в этот день грозному божеству приносили человеческие жертвы.  Сердце каждого русича сжималось в страхе в этот день, так как жертва для Перуна  определялась  путем жребия.

 В этот раз жребий пал на христианского юношу – варяга Ивана, прекрасного лицом и душою, отец которого Федор тоже был  христианином из  княжеской дружины. Когда княжеские люди пришли к отцу требовать обреченного на смерть сына,    услышали неслыханно дерзкий ответ: «Ваши боги – дерево! Сегодня стоят, а завтра сгниют».  И  ещё он сказал, что гром, молния, ветер, светила, которых язычники почитают как богов,  сами Богом созданы, сами  лишь творения Творца Всемогущего.  И что язычники за творением не видят Творца…».  Страшны и непонятны были язычникам слова христианина. Рассвирепевшая толпа убила и отца, и сына. Они стали первыми и последними мучениками христианства в  языческом Киеве. Церковь наша чтит их под именами Феодора  и  Иоанна.

    Ведущий 2:

 Это заставило задуматься Владимира.  Он чувствует тревогу и сомнения в душе.  И раньше он размышлял о языческих богах. Бабку свою – христианку Ольгу не раз вспоминал.  Летопись рассказывает как к нему, решившему переменить веру, стали пребывать  посольства от волжских мусульман, от католиков Рима, иудеев из Хазарии и христиан – греков из Византии. Все они пытались склонить князя к принятию своей веры.

  Ведущий 1:

По свидетельству летописца, Владимиру более всех понравилась вера греческая. Греческий проповедник рассказал киевскому князю, что Бог один, а не множество, как считают язычники. Один, но три лика имеет, три разные и нераздельные ипостаси: Бог отец, Бог сын, и Бог Дух Святой. Поведал проповедник князю, как Бог сотворил мир и человека,  и запечатлел в его душе свой образ. О том как Спаситель мира,  Иисус Христос  пришел на помощь падшему во грехе человеку, призвал любить даже врагов.  Он своими страданиями на кресте и мучительной смертью искупил людскую греховность перед Богом и даровал рождение жизни,  через святое крещение получает каждый, уверовавший во Христа.

    Летописец:

 Владимиру открылось в этой беседе, что христианство представляет в едином Боге создателя и правителя Вселенной, нежного отца людей.

Грек показал князю икону с изображением Страшного суда. «На этом суде все дела, мысли и чувства каждого раскроются, - говорил проповедник, -тогда станет очевидным, кто праведник, а кто грешник». Пораженный этим  Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» «крестись, - отвечал грек,- и будешь в раю с первыми!»

    Ведущий 2:

Великий князь размышлял, что принятие христианства даст возможность Руси приобщиться к высокой культуре Византии и Рима,  приобщиться к письменности и литературе, она представляла тогда большую политическую силу.

  Летописец:

  Время шло, а киевский князь все не решался на последний шаг. Совет княжеский присудил послать 10 лучших смышленых мужей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется своему божеству.

Послы увидели у болгар – магометанские храмы скудные, лица печальные. У католиков - богослужение без всякого величия. В Константинополе в Софийском соборе ,  где сам патриарх, облаченный в праздничные ризы, совершил литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, сладостное пение клироса, безмолвие народа изумили россиян. Им казалось, что сам Всевышний обитает в этом храме и непосредственно с людьми соединяется.  Убежденные в истине православной веры, они возвратились в Отечество уже христианами в душе своей и сказали князю: «Стоя в храме, мы не знали, где обретаемся, ибо  нет на земле ничего подобного; там поистине пребывает Бог с человеками, и мы не можем забыть виденной нами красоты». И бояре сказали: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков».

Ведущий 1:

Великий князь решил стать христианином. Но задумал завоевать веру и принять ее святыню рукою победителя. В 988году он вторгается в Крым, осаждает Корсунь (Херсонес). Завоевав его,  князь еще больше возгордился и через послов объявил императорам, Василию и Константину, что желает быть супругом их сестры Анны, а в случае отказа завоюет Константинополь. Но ему ответили, что для этого он должен креститься. Владимир изъявил согласие креститься, но в залог доверия прислать Анну. Анна ужаснулась, но только вера могла побудить царевну жертвовать собой ради спасения Отечества. Она отправилась в Херсонес.

Летописец:

 В летописи рассказывается, что неожиданно в это время  Владимир разболелся глазами, ослеп. Анна убедила его немедленно креститься.  Он прозрел чудесным образом во время обряда крещения в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку. Владимир до глубины души  был потрясен этим.  «Теперь увидел я Бога истинного!» - воскликнул он.  Он получил имя Василий. Вместе с ним крестились дружинники и бояре. Князь взял с собой епископа Михаила, Анастаса, священников и отправился на родину.  Отказавшись от многоженства, он объявил своих жен свободными. Это была гуманность, т.к. в те времена нелюбимых жен убивали. По возвращению в Киев Великий князь первым делом крестил 12 своих сыновей и других родственников, и истребил идолы.

  На следующий день Владимир разослал по городу глашатаев с призывом ко всем киевлянам идти к Днепру для крещения.  

Ведущий 2:

  На утро все люди русские – вельможи и рабы, бедные и богатые – устремились толпами на берег Днепра. Явился Владимир в сопровождении собора греческих священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вошло в реку. Взрослые – по грудь и шею, а младшие стояли у берега. Младенцев держали на руках. Священники читали с берега молитвы и пели славу Вседержителю.

Ведущий 1:

  Когда торжественный обряд совершился, киевляне были наречены христианами. Владимир  в радости и восторге сердца, устремив взор на небо, громко произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад, дай им познать Тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую.  Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя Твое!».

Летописец:

  В летописи записано, что «в сей великий день земля и небо ликовали». Так просветилась земля Русская. Событие это произошло в 988году.

  Вскоре князь соорудил в Киеве деревянную церковь на том месте, где раньше стоял Перун. Церковь была названа в честь небесного покровителя – святого Василия Великого. Из Царьграда  были приглашены мастера для строительства храма каменного во имя Богоматери и поставили его там, где в 983году пострадал за веру благочестивый варяг Федор и его сын Иван. На его содержание князь пожертвовал 1\10часть, отчего церковь называется десятинной.  В него Владимир перенес  нетленное тело своей бабки, равноапостольной великой княгини Ольги.

Ведущий 2:

После крещения киевлян Владимир ревностно распространяет христианство на Руси.  Закладывает новые города и строит в них церкви. Для искоренения языческих заблуждений князь старался просветить россиян.  Он открыл училища для юношей, куда собирал детей боярских.

 Христианство пришло на Русь, как религия, тесно связанная с книгой, что  позволило бурному распространению грамотности и просвещения народа.

Митрополит Леонтий образовал на Руси 5 первых епархий: в Новгороде, Ростове, Чернигове, во Владимире- Волынском и в Белгороде.

Ведущий 1:

  Приняв веру христианскую,  Владимир осветился ею в сердце своем и стал иным человеком.  Боялся проливать кровь злодеев и врагов Отечества.

Церковь русская православная причислила его к лику святых и назвала равноапостольным великим князем.

Жердевский колледж сахарной промышленности.

Тамбовская область

г. Жердевка.

Морякина О.А. – преподаватель Жердевского колледжа сахарной промышленности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ"

Презентация повествует о принятии христианства на Руси в историческом аспекте....

Принятие христианства на Руси

На уроке совершается путешествие в историю...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История прически и костюма» на тему: «Одежда Киевской и Московской Руси»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. по дисциплине "История прически и костюма" на тему: "Одежда Киевской и Московской Руси" может использоваться в колледжах на занятиях художест...

Методическая разработка классного часа "Семья всему начало"

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей,   работающих над проблемой нравственного воспитания студентов. Семья – самое г...

Презентация к классному часу "Семья всему начало"

Презентация на тему "Семья всему начало" используется в ходе классного часа по одноимённой теме. Эта тема является актуальной для преподавателей,   работающих над проблемой нравств...

Классный час на тему: «80 лет с начала ВОВ. Как это было»

Для всех нас, Великая Отечественная война – это история нашей Родины, наших родных и близких и ее должен знать каждый уважающий себя человек....