Психология способностей одаренных детей.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1. Понятия одаренности, таланта и гениальности 2. История исследования одаренности 3. Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка 4. Особенности познавательных психических процессов 5. Взаимоотношения с окружающими 6. Литература.
Понятия одаренности, таланта и гениальности В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Одаренность (англ. general aptitude, gift) уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Талант (англ. talent) - высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности. Талант - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гениальность (от лат. genius- дух) - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р.С. Элберт, 1975).
История исследования одаренности Группа молодых ученых – Дж. Гилфорд, П. Торренс , Ф .Баррон , К. Тейлор и др. - осуществила ряд крупных исследований , которые очертили новые границы в психологии творческой одаренности и способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения . В конце 70-х – начале 80-х развивается уже совсем новая , прикладная область психологии – психология талантливых , но не успевающих в учебе детей , в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи .
К концу 70-х не только частные, но и государственные школы начали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения .В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков . Когнитивные методики диагностики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экспериментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране . В.Штерн дал следующее определение одаренности : “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования , есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”
Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей , что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М.Теплова “Способности и одаренность” .Он указывает : “При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность . Три признака как , мне кажется , всегда заключаются в понятии способность …
Во-первых , под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности , отличающие одного человека от другого… Во-вторых , способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности , а лишь такие , которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности… В-третьих , понятие способность не сводится к тем знаниям , навыкам или умениям , которые уже выработаны у данного человека.” Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения .
Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка Психоэмоциональная сфера - это область наших эмоций и чувств. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу
Одаренным детям свойственно чувство неудовлетворенности, которое возникает тогда, когда полученные результаты оказываются хуже запланированных. Они стараются довести до совершенства начатое дело. Высокая критичность у одаренного ребенка может иметь место только в отношении предмета своих увлечений.
Дети творят мир вокруг, постоянно открывая для себя что-то новое в окружающем и в себе. Их жизнь переполнена «открытиями» и, по сути, почти всегда состоит из творческого поиска. Новое, неизведанное словно магнит притягивает одаренных детей. Удивление от встречи с ним сменяется сильным стремлением к познанию, а потом радостью «экспериментирования»: дети с удовольствием придумывают и опробывают разные способы действий с обнаруженным новым
Особенности познавательных психических процессов У одаренных же детей наблюдается определенная диспропорция потребностей. Одна потребность - умственная - вырастает чрезмерно, подавляя все остальное. Многие одаренные дети отстают в физическом развитии. Они с трудом овладевают физическими навыками - в основном потому, что не чувствуют к этому большой склонности.
Любопытство одаренных детей зачастую подогревается желанием соответствовать лучшим стандартам. Дети, проявляющие упорность в занятии своим любимым делом, просиживают за ним часами, нередко относятся с тем же рвением к каждому занятию. Видя перед собой цель, они стремятся ее достичь, и не важно сколь широка и недостижима она для ребенка.
Одной из важнейших черт одаренных детей является их творческий подход к делу. Их отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Задаются вопросом: «Что будет, если изменить условия?»
Неизвестное не пугает их, а и зачастую лишь стимулирует их творческую активность. Талант состоит и в том, чтобы посмотреть с разных перспектив не только на неведомое, но и на уже узнанное и прочное
Одаренные дети обычно спят немного и рано отказываются от дневного сна. Высокий энергетический уровень сопровождается не только повышенной познавательной активностью, но и интеллектуальной инициативой, склонностью ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.
У интеллектуально одаренных детей умственное развитие опережает коммуникативное и физическое, обычно соответствующее возрастной норме, хотя среди интеллектуалов встречаются и больные, и здоровые дети.
Еще одна особенность интеллектуально одаренных - большой когнитивный ресурс: они могут одновременно следить за несколькими рядами событий (хорошее распределение внимания); как правило, у них отличная память; они имеют большой словарный запас, отличаются неуемной страстью к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно и отвергают навязанный ответ, причем часто погружаются в процесс решения настолько, что не замечают окружающих
Взаимоотношения с окружающими Одаренные дети с гармоничным типом развития характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальными и бытовым навыками, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.
Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности. Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами). Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения.
У детей с высоким уровнем интеллекта, с незаурядными способностями могут обнаруживаться черты характера, затрудняющие общение с ними, а то и резкие психопатические проявления. Их повышенные умственные возможности могут как бы отходить на второй план, а на первый план выступают тяжелые конфликты с окружающими. Странности и недостатки их характера приводят к тому, что окружающие сосредоточивают внимание, прежде всего на том, чем плохи эти дети. Для некоторых их воспитателей и многих соучеников заметны только шипы, а сами розы оказываются от них скрытыми.
Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.
дети в возрасте 3-6 лет часто убеждены в том, что их взгляд на мир такой же, как и у всех людей, одаренным детям очень трудно общаться со сверстниками: их интеллект очень гибок и подвижен, они не понимают, что другие думают медленнее, любят прерывать собеседника, поправлять и критиковать взрослых, считают себя всегда правыми.
Поэтому они предпочитают общаться со взрослыми, у которых находят интеллектуальное понимание, а не со сверстниками. От конфликтов с ровесниками их спасает развитое чувство справедливости и не по-детски широкие взгляды на жизнь, а также чувство юмора. Пожалуй, развитое чувство юмора и перфекционизм (стремление к совершенству) являются самыми главными личностными чертами - спутниками ранней интеллектуальной одаренности
Литература 1. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс, 1996 2. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982 3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9. 4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002. 5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3. 7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 . 8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991. 9. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. 10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: «Владос» – 1996. 11. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998. 12. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Одаренные дети"
программа по работе с одаренными детьми в БОУ НПО ПУ №65...
Критерия и методы отслеживания одаренных детей
Я хочу рассказать об оперативном и поисковой диагностировании детей, по выявлению самых способных и одаренных к танцу....
Реализация модели тьюторского сопровождения при организации летней школы для одаренных детей
В статье описан опыт работы с одеренными детьми в летней школе с тьюторской позиции....
Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.
Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»...
Одаренные дети
Одаренные дети, выступление к семинару...
Приемы и методы развития творческих способностей у музыкально-одаренных детей
В этой презентации тезисно представлены некоторые приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках сольфеджио. Материал подготовлен совместно с Н.В.Дыгодюк...
Программа «Одаренные дети» по выявлению интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях специальных дисциплин.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат. ...