Механизмы психологической защиты у сирот в юношеском возрасте.
статья на тему
Проблема психологических защит у сирот в юношеском возрасте на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Защитные процессы у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mpz_dlya_pedagogov.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Механизмы психологической защиты у сирот в юношеском возрасте.
Проблема психологических защит у сирот в юношеском возрасте на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Защитные процессы у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.
До настоящего времени в научной литературе отсутствуют сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме психологической защиты у сирот. В качестве теоретико-методологической основы изучения можно выделить идеи представителей психодинамического направления (З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, В. Райх и т.д.), а также идеи представителей отечественной психологии (Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов, Е.Д. Карвасарский, Е. С. Романова и др.).
Изменения, происходящие в жизни общества, претерпевающего существенные трансформации, безусловно, отражаются на семье и детях. Многочисленные социологические и социально-психологические исследования показывают, что нестабильная социально-экономическая ситуация, приводящая к деградации части населения, распаду семей, появлению социального сиротства, неизбежно поднимает пласт проблем, связанных с юношами, оставшимися без попечения родителей.
В настоящее время активно изучаются особенности психического развития сирот
- в условиях материнской депривации, при помещении в учреждения интернатного типа;
- различные аспекты социального сиротства (;
- практические аспекты социально-трудовой адаптации, жизненного и профессионального самоопределения этой категории детей ;
- их социально-педагогическая адаптация в условиях учреждений профессионального образования;
- многочисленные работы посвящены защите прав детей-сирот.
Значительный интерес представляют работы зарубежных авторов, изучавших
- процессы социальной и психологической адаптации личности,
- механизмы психологической защиты ребенка, оставленного родителями.
Механизмы психологической защиты можно рассматривать как регулятивную систему стабилизации юношей-сирот. В широком психологическом контексте психологическая защита "срабатывает" тем или иным способом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. В большинстве современных психологических концепциях психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного сознания и поддержания стабильной самооценки.
Особое внимание отечественные исследователи уделяют психологическим особенностям воспитанников подросткового и юношеского возрастов. В течение юношеского периода обращенность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, создает дополнительное эмоциональное напряжение. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, которые давали бы возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, девушки и юноши-сироты зачастую не справляются с многочисленными проблемами, возникающими в этот период, не могут использовать эффективные механизмы психологической защиты и прибегают к деструктивным формам защитного поведения.
Цель исследования - определить механизмы психологической защиты у сирот в юношеском возрасте.
Предмет исследования - 1. Выраженность механизмов защиты в юношеском возрасте у сирот и их сверстников из семей. Объект исследования обучающиеся НПО ПУ37: -сироты– 15 человек (возраст 16-18лет). - их сверстники из семей – 15 человек (возраст 16-18лет). Гипотеза: - у сирот преобладают МПЗ : проекция, отрицание, интеллектуализация - а у их сверстников из семей: проекция, отрицание, замещение.
Для этого мы используем методику «Индекс жизненного стиля».
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Наиболее типичными МПЗ в юношеском возрасте, как у сирот так и у их сверстников из семей, являются проекция и отрицание. Задача юности – отрыв от отчего дома и родительских корней. Истончение связующей с ними нити позволяет почувствовать себя самостоятельным. На этом этапе советы сверстников заменяют советы окружающих. Какие бы “прельстительные” предложения ни делали взрослые, все это подвергается отрицанию, будучи отравлено представлением, что это “их” правила и ”их” ценности. А какие могут быть “ценности” у родителей, которые отказались от своего ребенка.
Это объясняется тем, что проецируя, юноши в своих неудачах обвиняют других и, как правило, именно в том, чего они боятся в самом себе. Черты своего характера, мотивы своего поведения, которые мы при осознании их, могли бы стыдиться, с помощью проекции приписываем окружающим. Свои черты, неприятные нам, обнаруживаем у других. «В чужом глазу соломинку видит, в своем бревна не замечает!»
Осуществив проекцию собственной агрессии на мишень, молодой человек получает некоторую разрядку и тем самым снижает свою агрессивность в последующем поведении. Однако в этом случае среда начинает субъективно восприниматься как агрессивная. Поэтому, избегая с помощью проекции осознания собственной агрессивности, юноша вносит в свою жизнь страх. И когда проекцию провоцирует общая юношеская агрессивность необходимо выявлять неблагоприятные последствия такого способа справляться с тревогой и трудностями. Бурное отречение от поражения и неукротимое стремление к немедленному реваншу или переключению, исключающему развитие плодотворной стратегии предотвращения подобных поражений, могут быть несколько умерены привычкой рассматривать конечный результат: что потеряно и можно ли получить удовольствие от предполагаемой награды за успех? Может быть, в этих условиях победить было бы не слишком приятно?
Для юношей и девушек, использующих проекцию, характерны такие особенности защитного поведения, как гордость, эгоизм, обидчивость, заносчивость, подозрительность, ревнивость, упрямство, поиск недостатков, пессимизм, требовательность к себе и к другим.
Проекция в возрасте 16-18лет обнаруживается наиболее отчетливо тогда, когда окружающие взрослые воспитывают на собственном примере и избранных идеалах своего поколения, поколения, выросшего в период отмены и разрушения идеалов и жизненных ценностей (старые растоптали, а новые не создали). Тогда ответственность за ухудшение отношений юноши возлагают исключительно на взрослых, не отдавая себе отчета в собственной агрессивности по отношению к их наставлениям. Они считают, что окружающие их взрослые не понимают и не хотят понимать их. Особенно уместно здесь высказывание Марка Твена - “В семнадцать лет я был убежден, что мой отец круглый дурак. В двадцать один я был поражен тем, сколь многому старик научился за четыре года”.
На втором месте в юношеском возрасте МПЗ - Отрицание. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонение от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая информация ни сразу, ни в последствии не может дойти до сознания человека. Ни сколько не удивительно, что этот МПЗ присутствует у юношей-сирот и юношей, оставшихся без попечения родителей и юношей из семей.
Наиболее примитивные формы отрицания: не-видение, не-слышание – могут реализоваться либо через отвлечение внимания, либо через механизм отрицательных галлюцинаций (такого нарушения зрительного восприятия, когда человек не видит некоторых предметов, находящихся в поле зрения, при нормальном восприятии других). Когда требования, формирующие отношение взрослых к юношам, непонятны последним, это приводит либо к их глобальному отрицанию, либо к формированию двойной морали, что также отрицает ее целостную к себе применимость (“ Это есть, но не для меня!”).
При отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, взрослые могут долго и эмоционально ругать юношу за очередной проступок и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на их нравоучение не реагирует.
Юноша, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенными в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами и при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.
Для юношей и девушек, использующих отрицание, характерны такие особенности защитного поведения, как общительность, стремление быть в центре внимания, умение внушать доверие, жалость к себе, художественные способности, самовнушаемость, переоценка своих возможностей.
2. Сиротам свойственна интеллектуализация, а юношам из семей - замещение. Интеллектуализация у - сирот обусловлена их повышенной чувствительностью к непоследовательности и неупорядоченности мыслей. У сирот в д\д наблюдается жесткая регламентация поведения со стороны взрослых и при переходе в другое учебное заведение появляется сдерживающая эмоциональная реакция на неблагоприятное предвидение: боязнь пережить разочарование в конкуренции со сверстниками. Неудовлетворенность потребности в близком и уважительном общении со сверстниками приводит к различным отклонениям поведения. Одним из таких отклонений выступает злоупотребление компьютерными играми и Интернетом.
Общение через Интернет закрепляет неумение устанавливать доверительные личностные отношения. Реальное общение лицом к лицу требует от юноши-сироты учета своих реальных внешних и интеллектуальных возможностей, тогда как виртуальное снимает множество ограничений, ведь в виртуальном пространстве можно по желанию менять свой пол, возраст, национальность и т.д. В дальнейшем такой человек оказывается способным только к поверхностным отношениям, не приносящим ему глубинного удовлетворения, и, как следствие, обрекает себя на социальную изоляцию и одиночество. В результате подобной деформации личности, став взрослым, для того чтобы воспринимать реальность без опасений, он будет нуждаться в существенном упрощении окружающей среды. В противном случае он не справится со сложностями, у него автоматически включится защита по типу отчуждения, произойдет расщепление личности и одна субличность начнет отторгать и компенсировать недочеты другой.
Как уже отмечалось, побудителем отклонений от нормального поведения выступает ориентация на ближайшее будущее, которое юноша, выросший в приюте, просто не видит. Вследствие несформированности четкой иерархии целей приоритет оставляется за теми, которые в данный момент воздействуют наиболее интенсивно. Именно с бессмысленным времяпровождением связан рост юношеского алкоголизма, преступности и сексуальных извращений. Желание получить все сразу и проглотить не разжевывая подталкивает их к употреблению алкоголя и наркотиков, поскольку в этих случаях эффект воздействия немедленный. В таких ситуациях стремительно возникает желаемое состояние – чувство временной свободы от страха и неуверенности, переживание глубинной близости, причастности и любви к людям, исключающие негативные ощущения одиночества, сопровождающие юношей-сирот с детства.
Для юношей и девушек, использующих интеллектуализацию, характерны такие особенности защитного поведения, как эмоциональная неустойчивость, склонность к необдуманным и иррациональным поступкам, индивидуализм, навязчивость, подмена действия обсуждением.
Замещение – этим термином психология называет бессознательное перенесение (переориентацию) импульса, чувства с одного объекта на другой, более доступный. Неприятности вымещаются чаще на тех, кто не может дать сдачу.
Это объясняется тем, что семья, как социальный институт, претерпел свои изменения. Нарушились связи между поколениями, нет любви и уважения к людям старшего поколения не только у молодежи, но и у их родителей, в семьях процветает грубость, моральное, а иногда и физическое насилие, жестокость.
Вспомним картинки Битструпа. Начальник накричал на подчиненного, тот дал затрещину мальчику-рассыльному, он дал пинка собаке. Когда начальник вышел из конторы, собака вцепилась ему в ногу.
Унижения в детстве будут вымещаться в течение всей жизни разными способами. Идут из школы двое. Один говорит: «Ох, и довел я сегодня математичку…» Страшный результат поведения взрослых по отношению к ученикам – садизм. Когда маленькие вырастают, им доставляет удовольствие вымещать прежние оскорбления на учителях, сверстниках, животных. Неосознанная месть за прошлое. В этом – корень «дедовщины» в армии, как следствие негативного отношения в доме, в детском саду, в школе…
Мы видим на экранах телевизоров молодых людей – нормальных и даже симпатичных. Оторопь берет, когда узнаешь о том, что они совершили. На вопрос: «Почему ты это сделал?» – почти все отвечают: НЕ ЗНАЮ. Да, они не в состоянии объяснить ни себе, ни окружающим, почему это происходит. Ведь психологическая защита действует подсознательно.
Если родители постоянно вызывают у юноши чувство вины перед ними, то естественным ответом будет растущая неприязнь к родным, близким, обществу. Юноше постоянно необходимо утверждать свое «Я». Доказывать, защищаться даже тогда, когда нет ни нападения, ни осуждения. Особенно значимым становится у юношей осуждение ДРУГИХ, обостренное видение чужих просчетов, ошибок. Для них характерны импульсивность, раздражительность, требовательность, склонность к риску, доминирование в сочетании с сентиментальностью, развитие патологической зависимости, риск травматизма.
- Наименее распространенными и применяемыми в юношеском возрасте механизмами защиты у сирот являются замещение и компенсация, а у их сверстников из семей - регрессия и реактивное образование.
На втором месте, у сирот, располагается МПЗ реактивное образование. Сироты для подавления социально неприемлимых желаний, чувства вины, для разрешения внутренних конфликтов используют замену неприемлимых тенденций на прямо противоположные. Примером можно указать случай, когда отвергнутая любовь часто выражается в ненависти к бывшему объекту любви.. Для юношей и девушек-сирот, использующих такой защитный механизм характерны такие особенности защитного поведения, как резкое отрицательное отношение к “неприличным” разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера, избегания общественных бань, подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, озабоченность “приличным” внешним видом, любезность. Проявление такого МПЗ в юношеском возрасте можно связать с закрытостью проживания в интернате, нахождением в одном и том же коллективе, не имением своего личного пространства, а так же возросшим уровнем социализации молодых людей и подчинение своего поведения в большей степени общественным требованиям.
Также в юношеском возрасте выражен у сирот МПЗ – регрессия, т.е. характерно возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения(«тогда у меня была мама, а чужие взрослые лишили меня ее защиты любви»). Для сирот, использующих такой защитный механизм характерны такие особенности поведения, как слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, легкая смен настроения, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц), непереносимость одиночества, повышенный аппетит или сонливость в стрессе, нужда в подбадривании, склонность к мистике и суевериям.
Более равномерно МПЗ компенсация сформирован у сирот, так и их сверстников из семей. Часто обоснованно считают, что "компенсацию" можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у юношей с асоциальным поведением (куда мы можем отнести и сирот), с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов бывает ситуация преодоления обстоятельств, например, физически слабый или робкий сирота или его сверстник из семьи, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Юноши, для которых "компенсация" - наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом), с установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество. А так же компенсация может быть социально неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью: компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью).
Компенсация комплекса неполноценности происходит при помощи профессии и фантазий.
В целом мы отмечаем схожесть МПЗ у воспитанников сиротских учреждений и их сверстников воспитывающихся в семьях. Это происходит потому что в переходный период юноши и девушки не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому вынуждены прибегать к различным способам психологической защиты. Все механизмы пихологической защиты в этом возрасте(16-18лет) вторгаются стремительно, поскольку отсутствует терпение. Поэтому для упреждения их переключающегося эффекта необходимо быстро и отчетливо поощрять успехи как юношей-сирот, так и их сверстников из семей. С этой целью неприятности надо обязательно связывать с хорошим концом, ради которого можно потерпеть. При этом важно, что для юношей значимость будущего еще не велика и возрастает медленно, поэтому если поощрение отложить, то следующая неудача может полностью разрушить, предыдущий, положительный результат.
Педагог психолог Дудина Оксана Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Особенности юношеского возраста"
материал об особенностях юношеского возраста может использоваться на ШПМ, педагогическом Совете...
Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте
Ранняя юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и роле...
Ценностные ориентиры в юношеском возрасте.
Юность - это определенный этап развития человека....
Здоровый человек и его окружение Лекция 13. Период юношеского возраста
Краткая характеристика юношеского возраста Особенности юношеского возраста...
Профилактика ПТСР в юношеском возрасте
Рссматриваются причины появления посттравматического стрессового расстройства; характерные признаки изменений психического состояния; первая доврачебная помощь подростку....
Психологические особенностиподросткового и юношеского возраста
В настоящее время представление о подрастающем поколении разрабатывают главным образом педагоги и психологи, делающие особый упор на психологическое развитие в этом возрасте. Переход от детства к взро...
Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г
Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...