Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Делопроизводство на производственном участке" для специальности 160108 Производство летательных аппаратов. Самолетостроение
учебно-методический материал на тему

Ильина Елена Александровна

Самостоятельные работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformleniya_samostoyatelnyh_rabot_po_deloproizvodstvu.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

        «Утверждаю»

Директор МГКБИТ

--------------------------

Мотин Г.С.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ«ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» (МДК 03.03)

для специальности: 160108 Производство летательных аппаратов. Самолетостроение.

Рассмотрены на заседании

Предметной(цикловой)комиссии

________________________________

________________________________

Протокол № ___от «___ »__________ 2015 г.

Москва 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина "Делопроизводство" является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и профессиональных модулей. Изучение студентами дисциплины «Делопроизводство» помогает будущим специалистам в работе с документами на производственном участке.

Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов и тем в результате самостоятельной внеаудиторной работы студентов, которые должны способствовать формированию у обучающегося соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ПК 1.8. Использовать знания по ведению и оформлению документов практической деятельности.

В методических рекомендациях приведены требования к формируемым умениям и полученным знаниям.

В приложении приведен перечень заданий и статистические данные для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы.

Приступая к выполнению заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, следует внимательно изучить материал, выполнить задание и ответить на вопросы самоконтроля.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

• уровень освоения студентов учебного материала;

• умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

• умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

• обоснованность и четкость изложения ответа;

• оформление материала в соответствии с требованиями;

• умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

• умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

• умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

• умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Общее время на самостоятельную внеаудиторную работу – 26 часов.

Методические рекомендации

по написанию сообщения

1. Общие положения 

1.1. Сообщение, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить. 
1.2. При написании сообщения по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники. 
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения. 

2. Выбор темы сообщения

2.1. Тематика сообщения обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. 
2.2. Прежде чем выбрать тему сообщения, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. 

3. Этапы работы над сообщением 

3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. 
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников). 
3.3. Составление списка использованных источников. 
3.4. Обработка и систематизация информации. 
3.5. Разработка плана сообщения. 
3.6. Написание сообщения. 
3.7. Публичное выступление с результатами исследования. 

4. Структура сообщения: 

- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов сообщения, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); 
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы); 
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); 

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); 
- список использованных источников. 

5. Структура и содержание сообщения

5.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание сообщения. 
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. 
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. 
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. 
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 
5.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. 
5.5. Приложение к сообщению оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1». 

6. Требования к оформлению сообщения

6.1. Объем сообщения может колебаться в пределах 3-5 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. 
6.2. Сообщение должно быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. 
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. 
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. 

7. Критерии оценки сообщения

- актуальность темы исследования; 
- соответствие содержания теме; 
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; 
- соответствие оформления сообщения стандартам. 
По усмотрению преподавателя сообщения могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Методические рекомендации по работе с текстом учебника

1.Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите карты, схемы, чертежи, таблицы и другие иллюстрации.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты, хронологию.

3.Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.

4.Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.

5.Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.

6. В случае необходимости обратитесь к тематическим словарям, предметным и географическим указателям,  энциклопедиям.  Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.

7.Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите  его, пользуясь планом, затем без него.

8.Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.

9.Выполните задания, предложенные преподавателем.

Методические рекомендации по составлению плана

1.Внимательно прочитайте текст.

2. Разделите текст на логически законченные части, выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части.

4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих  главную мысль.

Методические рекомендации по написанию конспекта

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Типы конспектов

  1. Плановый.
  2. Текстуальный.
  3. Свободный.
  4. Тематический.
  5. Конспект-схема.
  6. Опорный конспект.

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

5. Конспект-схема. Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного.

Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок".

В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.

Как составить конспект

  •  прочитайте текст учебника;
  •  определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
  •  выделите взаимосвязи;
  •  основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
  •  прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
  •  сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
  •  каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ.
  •  внимательно прочитайте материал;
  •  определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
  •  определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;
  • Определите цель составления конспекта.
  • Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  • Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
  • Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
  • В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  • Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
  • Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  • Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
  • Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования.

  1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
  2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  3. Составить план - основу конспекта.
  4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
  5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
  6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
  7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
  8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
  9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение.
  10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Критерии оценки конспекта:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения.

Методические рекомендации по  решению ситуационных задач

Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Студент должен опираться на уже имеющуюся базу знаний. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. Преподаватель определить тему, либо раздел, рекомендует литературу, консультирует студента при возникновении затруднений.

Студенту необходимо изучить предложенную преподавателем литературу и характеристику условий задачи, выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения, оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

• решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

• продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности.

Методические рекомендации

по написанию доклада

1. Общие положения 

1.1. Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить. 
1.2. При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники. 
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения. 
1.4. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. 

2. Выбор темы доклада 

2.1. Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. 
2.2. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. 

3. Этапы работы над докладом 

3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. 
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников). 
3.3. Составление списка использованных источников. 
3.4. Обработка и систематизация информации. 
3.5. Разработка плана доклада. 
3.6. Написание доклада. 
3.7. Публичное выступление с результатами исследования. 

4. Структура доклада: 

- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); 
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы); 
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); 

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); 
- список использованных источников. 

5. Структура и содержание доклада 

5.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. 
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. 
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. 
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. 
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 
5.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. 
5.5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1». 

6. Требования к оформлению доклада 

6.1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. 
6.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. 
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. 
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. 

7. Критерии оценки доклада 

- актуальность темы исследования; 
- соответствие содержания теме; 
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; 
- соответствие оформления доклада стандартам. 
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.


ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ:

Название темы

Тема самостоятельной работы

Вид работы

Форма контроля

Тема: «Делопроизводство, как одна из функций управления»

История становления делопроизводства в России. Истоки делопроизводства

Написание докладов

Проверка докладов

Тема: «Составление и оформление служебных документов»

Примеры видов служебных документов

Подготовка сообщений

Проверка сообщений

Тема: «Справочно-аналитическая, распорядительная и плановая документация»

Примеры видов распорядительных и плановых документов.

Подготовка сообщений

Проверка сообщений

Тема: «Отчетная документация»

Примеры видов отчетной документации

Подготовка сообщений

Проверка сообщений

Тема: «Оформление кадровой документации»

Примеры видов кадровой документации

Подготовка сообщений

Проверка сообщений




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 04.01 Основы управления производством изделий из кожи

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по  МДК 04.01  Основы управления производством изделий из кожи...

Методические рекомендации к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм

Цель данного пособия – помочь студентам при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы выработать глубокие и систематизированные научные знания по правовым вопросам в сфере предпринимательс...