Выпускная квалификационная работа на тему: «Социальная работа с детьми сиротами в условиях специального учреждения»
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет психолого-социальной работы
Кафедра теории и технологии социальной работы
Выпускная квалификационная работа
на тему: «Социальная работа с детьми сиротами в условиях специального учреждения»
(на примере СП «Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий)»
Выполнила: студентка
3 г.о заочной формы обучения
Прауст Евгения Сергеевна
Подпись____________________
Научный руководитель :профессор
Иваненков Сергей Петрович
Подпись___________________
Допущена к защите Выпускная квалификационная работа защищена
Зав.кафедрой «______» ______________________
Профессор Оценка________________
Председатель ГАК____________________
Подпись_______________ __________________________________ _
Дата__________________ Подпись____________________________
Санкт-Петербург 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы социальной работы с детьми с сиротами………………..6
- Сиротство как социальный феномен и социально- психологическая проблема……………………………………………………………………..6
- Социально-психологические проблемы детей сирот…………………….11
- Особенности социальной деятельности в домах-интернатах……………23
Глава 2 Опыт социальной работы с детьми сиротами в СП « Детский дом» ЛСИТ……………………………………………………………………………..31
2.1 Программа социальной адаптации в условиях сиротского учреждения ГБПОУ Лицеем Сервиса Индустриальных Технологий « Шаг за шагом……31
2.2 Организация и анализ исследования……………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………59
Приложение………………………………………………………………………62
Введение
Актуальность Около 700 тыс. официально признанных по статистике детей-сирот и около трех млн. беспризорных детей (по экспертным оценкам) поставили проблему социализации этой категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем [104]. Фактически общество переживает состояние растерянности по поводу возможности разрешить тот комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства. Оно ставит перед психологией, педагогикой и медициной как социально ориентированными системными науками острые социальные запросы. Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла. Согласно данным исследований, дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального развития. Лишенные опыта семейной жизни и семейной поддержки, они испытывают огромные трудности при последующей адаптации к широкому социуму, что ведет к повышенному уровню безработицы и большому числу самоубийств среди выпускников интернатов. Более половины выпускников детских домов и интернатов ведут асоциальный образ жизни или попадают в криминальную среду. К сожалению, создается впечатление, что огромные материальные средства, которые вкладывает государство в воспитание детей-сирот , идут на подготовку «контингента» для криминальных структур и исправительных учреждений. Детей, уже ставших сиротами, как правило, помещают в детские дома. Институт усыновления в России практически не работает, а вероятность усыновления резко снижается по мере взросления ребенка. Институт же замещающей семьи в нашей стране только зарождается, поэтому подавляющее большинство детей-сирот обречено воспитываться в детских домах или заниматься «самовоспитанием» на улице. Детский дом, давая приют ребенку-сироте, создает проблему социальной адаптации к жизни за рамками детского дома. Поэтому проблемной группой являются не только воспитанники, но и выпускники детских домов и интернатов. Проблемы адаптации проявляются также и в том, что, не имея опыта жизни в родительской семье, они испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска. Дети образуют две большие группы: это группа риска по социальному сиротству и группа детей, уже имеющих статус сирот. В свою очередь, первая группа также делится на две подгруппы: дети из неблагополучных семей (родители употребляют алкоголь, наркотики, не работают, совершают противоправные действия, жестоко обращаются со своими детьми, не заботятся о детях и пр.), дети с особенностями развития и инвалидностью (с нарушениями интеллектуального и физического развития, имеющие хронические тяжелые заболевания, инвалиды). В неблагополучных семья риск связан с отказом от ребенка (нередко уже в момент рождения), уходом ребенка из семьи, лишением родительских прав, помещением родителей в места лишения свободы. В семьях, где имеются дети с особенностями развития и инвалидностью, риск связан с отказом от ребенка, помещением детей в интернатные учреждения в соответствии со спецификой заболевания, что ведет к ослаблению связей с семьей, фактическому сиротству.
Цель работы: изучить опыт социальной работы с сиротами
Задачи работы:
- Анализ научной литературы по вопросам социальной работы с детьми сиротами.
- Изучить проблемы сирот
- Провести исследования организации социальной работы и социально- психологических особенностей детей сирот в условиях ГБПОУ Лицей Сервиса Индустриальных Технологий.
Объект исследования: Дети-сироты оставшиеся без попечения родителей
Предмет исследования социальная работа с детьми сиротами
База исследования ГБПОУ Лицей Сервиса Индустриальных Технологий.
Методы исследования: анализ документов, анкетирование, тестирование.
Глава 1. Проблемы социальной работы с детьми с сиротами
- Сиротство как социальный феномен и социально- психологическая проблема
Поскольку деятельность социального педагога и всей социальной работы с детьми-сиротами в целом напрямую связаны с таким социальным явлением как сиротство, целесообразно рассмотреть его сущность.
Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей и выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки, во-вторых, выявить факторы, определяющие эффективность социальной работы с детьми-сиротами в условиях учреждений интернатного типа.
Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-психологические работы с детьми-сиротами, целесообразным представляется рассмотрение сиротства в двух основных аспектах: как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема.
Подходя к изучению сиротства как социального феномена, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях.
Сиро тство – со циально е явление, о бусло вленно е наличием в о бществе детей, ро дители ко то рых умерли, а также детей, о ставшихся без по печения ро дителей вследствие лишения ро дительских прав, признание в устано вленно м по рядке ро дителей недееспо со бными, безвестно о тсутствующими и т.д. Сюда также о тно сят детей, ро дители ко то рых не лишены ро дительских прав, но фактически не о существляют како й-либо забо ты о сво их детях [ 2, 5] .
Сиро тство , как со циально е явление существует сто лько же, ско лько существует чело вечество , и является нео тъемлемым элементо м цивилизации.
Про блема сиро тства в Ро ссии имеет давние ко рни, и практически всегда была актуальная для Руси. Связано это было в первую о чередь с неско нчаемыми во йнами и массо выми бо лезнями, ко сившими ино гда го ро да и губернии. Но то гдашнее о бщество старало сь само о казать по мо щь о ставшимся без ро дительско й о пеки детям, распределяя детей в со бственные ро дственные семьи.
Если никто не мо г принять в семью ребенка, то гда его о тдавали в мо настырь, на по печении мо нашеско й братии. По зже, начиная с ко нца 17 века, в Ро ссии начали по являться, так называемые сиро то питательные приюты.
По сле о ктябрьско й рево люции и гражданско й во йны на улицах страны бро дяжничали и скитались миллио ны детей. Были со зданы тысячи сиро тских учреждений по всей стране. В связи с тем, что но во й во спитательно й системы не было , это были места массо во го со держания детей с жестко й и неблаго приятно й для во спитаннико в дисциплино й, по ско льку педаго гическо го со става не было , а рабо тниками в о сно вно м были женщины «с улицы».
В связи с тем, что наро ждавшаяся Со ветская власть искала спо со бы и мето ды во спитания сиро т, о дним из передо вых о пыто в «усмирения» детей, стал мето д «ко ло нийно го во спитания» известно го о течественно го но вато ра в о бласти педаго гики – Макаренко Анто на Семено вича. Изучив его мето дику рабо ты с детьми, мо жно по нять, что во змо жно , о на была передо во й и по лно стью вписывалась в идео ло гию ко ммунистическо го го сударства. Главно й идеей его педаго гики была ко ллективная управляемо сть, ко гда как лично сть не считалась главно й ценно стью [ 6, 16] .
Сего дня детские до ма делают мно го е для детишек, но в связи с недо стато чным финансиро ванием нереализо ванными о стаются бо льшо е ко личество про екто в. А неко то рые про граммы, например, по адаптации сиро т в рамках учреждения, про сто нево змо жны, так как нет системы и со про во дительных институто в детей-сиро т, по сле выхо да из стен детско го до ма.
Что бы ребено к, о ставшийся без ро дителей, ко мфо ртно себя чувство вал в эмо цио нально м плане, нео бхо димы со циальные усло вия, ко то рые о пределяют его быт, его физическо е здо ро вье, характер его о бщения с о кружающими людьми, его личные успехи. К со жалению, по чти во всех учреждениях, где во спитываются дети-сиро ты, среда о битания, как правило , сиро тская, приютская. Ко нечно , известен о пыт лучших детских до мо в и интернато в, где детям хо ро шо , выпускники ко то рых сравнительно успешно вступают во взро слую жизнь.
Наибо лее гро зным явлением в по следние го ды стало значительно е увеличение размеро в «со циально го » сиро тства, по явление его но вых характеристик. Обнаруживается так называемо е «скрыто е» со циально е сиро тство , ко то ро е связано с ухудшением усло вий жизни семьи, падением ее нравственных усто ев и изменения о тно шения к детям, впло ть до их по лно го вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризо рно сть о гро мно го ко личества детей и по дро стко в. Со циально е сиро тство – явление устранения или неучастия бо льшо го круга лиц в выпо лнении ими ро дительских о бязанно стей ( искажение ро дительско го по ведения) .
В силу несо вершенства системы учета, высо ко й динамики ро ста численно сти детей, утративших по печение ро дителей, то чно ко личество детей-сиро т и детей, о ставшихся без по печения ро дителей, в нашей стране вряд ли во змо жно . По неко то рым по дсчетам, о но со ставляет о т 500 до 700 тысяч.
Осно вными причинами, спо со бствующими широ ко му распро странению со циально го сиро тства, являются дезо рганизация семьи, материальные и жилищные трудно сти ро дителей, нездо ро вые о тно шения в семье, алко го лизм ро дителей.
Исследо вания, про веденные во мно гих странах мира, свидетельствуют о то м, что вне семьи развитие ребенка идет по о со бо му пути и у него фо рмируется специфические черты характера, по ведения, лично сти, про ко то рые часто нельзя сказать, хо ро шие о ни или пло хие, о ни про сто другие.
Причины, о пределяющие неблаго приятные в психо ло гическо м развитии детей, во спитывающихся в закрытых детских учреждениях мо жно о характеризо вать как:
- неправильная о рганизация о бщения взро слых с детьми, несо сто ятельно сть тех его фо рм, ко то рые до минируют в детских учреждениях, о со бенно в до мах ребенка и до шко льных детских до мах;
- непо сто янство , частая сменяемо сть взро слых, во спитывающих детей;
- недо стато чная рабо та по фо рмиро ванию игры, о со бенно в до шко льных детских до мах;
- бедно сть ко нкретно -чувственно го о пыта детей, про истекающая из чрезвычайно й сужено сти о кружающей среды;
- недо стато чная по дго то вленно сть во спитателей детских до мо в, как педаго гическая, так и психо ло гическая, их безучастно е о тно шение к детям;
- недо статки про грамм во спитания и о бучения;
- недифференциро ванный по дхо д к детям в про цессе их во спитания и о бучения [21, с. 113-118].
Таким о бразо м, про блема психо ло гическо й по мо щи детям-сиро там и детям, о ставшимся без ро дителей, требует о бъединения усилий со циальных рабо тнико в, психо ло го в и педаго го в в разрабо тке индивидуальных мето дик рабо ты с каждым ребенко м, о казавшимся в детско м до ме, приюте, со циально й го стинице, интернате и т.д.
Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации.
Одним из главных институто в со циализации детей-сиро т является интернат, в ко то ро м про хо дит не то лько их детство , но и о бразо вание. С о дно й сто ро ны, со держание и фо рма о бразо вания о тражает со сто яние и о сно вные тенденции развития о бщества, с друго й – о бщество о казывает влияние на о бразо вание, предъявляя к о бразо вательным учреждениям о пределенный со циальный заказ на по дго то вку выпускника о пределенно го типа. В усло виях интенсивно го со циально го о бно вления результативно сть деятельно сти о бразо вательных учреждений, в то м числе и интернато в, о пределяется по дго то вленно стью выпускнико в к со знательно й активно сти и само сто ятельно й деятельно сти в различных сферах жизни, по зво ляющей им ставить и решать задачи, не имеющие анало го в в о пыте про шлых по ко лений [ 19] .
Го во ря о сиро тстве как о психо ло гической про блеме нео бхо димо также о тметить, что темп психическо го развития таких детей замедлен и сильно о тличается о т тех же по казателей у детей, во спитывающихся в семье. Их развитие и здо ро вье имеют ро д качественных негативных о со бенно стей, ко то рые о тличаются на всех ступенях детства – о т младенчества до по дро стко во го во зраста и дальше. Осо бенно сти по -разно му и в нео динако во й ступени о бнаруживают себя на каждо м во зрастно м этапе. Но все о ни чреваты серьезными по следствиями для фо рмиро вания лично сти по драстающего чело века.
Исследо вания по казывают, что лишение детей материнско й забо ты с по следующей психическо й депривацией в сиро тских учреждениях, катастро фически сказываются на их со циально м, психическо м и физическо м здо ро вье.
- Социально-психологические проблемы детей сирот.
Проблема социализации воспитанников детских домов – одна из важнейших проблем современного сиротства. Наиболее острой она является относительно детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, которых ограничен социально-адаптивный потенциал.
Ученый-психолог Черняк Е.М отмечает, что важнейшими оставляющими реабилитации детей-сирот специальных (коррекционных) учреждений являются:
- Ранняя социальная адаптация;
- Развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;
- Развитие личности ребенка путем формирования навыков общения;
- Интеграция в общество на правах полноценных членов;
- Коррекция интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных процессов. Проблема, которая рассматривается, приобретает наибольшую актуальность сегодня, когда количество детей, которые подпадают под категорию "социальных" сирот, постоянно увеличивается. Анализ около 300 личных и медицинских дел умственно отсталых детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа для сирот (дом ребенка, детский дом, школа-интернат), показал, что подавляющее большинство (95%) являются сиротами при живых родителях. Дети родителей алкоголиков и лиц, ведущих аморальный образ жизни, находятся уже от рождения в неполноценной социальной ситуации развития и под влиянием неблагоприятных биологических и социальных факторов. Как показывает анализ анамнестических данных, практически все дети, которые стали сиротами при живых родителях, были нежелательными: беременность, как правило, была для матери неожиданной, имя отца вообще не называлось; течение беременности сопровождалось различными видами патологий, на всех ее стадиях не исключалось влияние алкоголя, наркотиков, а в ряде случаев – использование фармакологических и других средств для ее прерывания. В анамнезе большинства обследуемых детей выявлялись такие социальные и биологические факторы, как антиобщественный образ жизни родителей, их систематическое пьянство, психопатологические осложнения (76,4%), несоблюдение гигиенических требований во время беременности, что в значительной мере определяло характер развития ребенка (физического и нервно -психического). В случае сочетания нескольких негативных факторов риска, появление у детей отклонений в психическом развитии намного возрастает.[38]
Особенности детей-сирот возраста младенцев, имеющих отклонения в психофизическом развитии, даже на фоне незначительной органической симптоматики (нарушение нервно-рефлекторной деятельности, замедление темпа развития сенсорных и двигательных функций, навыков самообслуживания, речи и т.д.), дают основания для установления первичного диагноза задержки психического развития (ЗПР). Такой диагноз не является безусловным и окончательным, но дает возможность определить направления медико-психолого-педагогической и социальной коррекции развития личности ребенка, который остался без родителей.
Проблема обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, тесно связана с вопросами расширения круга их общения, формирования правильных взаимоотношений с окружающими, повышения их функциональных и социально-адаптивных возможностей, обеспечения надлежащего уровня жизненной компетентности.
Исследование особенностей социально-адаптивных реакций умственно отсталых детей, которые попадают в специальные дошкольные учреждения, свидетельствуют, что негативное течение адаптации в детских домах характерно для 70% детей, а в детских садах – для 10%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в значительных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно-психических расстройств, росте негативных эмоций, сужении функциональных возможностей, перенапряжении регуляторных механизмов. При разработке новых подходов и принципов социальной адаптации умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, следует рассматривать личность ребенка как субъект и объект, как цель воспитания и его результат. Такой подход позволяет говорить о процессе управления развитием личности и рассматривать умственно отсталого ребенка как активно действующую личность.
Для решения этой проблемы важнейшими следует считать такие задачи.
- Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, которые обеспечивают эффективное психосоциальное развитие личности;
- Нравственное воспитание ребенка – как основу формирования личности и подготовки к будущей самостоятельной жизни;
- Индивидуальное общение – как основу всей коррекционно-педагогической работы.
В работе детского дома необходимо руководствоваться следующими принципами, как:
- Ориентация на потенциальные возможности ребенка;
- Коррекционная направленность воспитательного процесса;
- Открытость системы, которая дает возможность не закрывать ребенка в кругу себе подобных, а расширять его социальные связи и социальный опыт;
- Интеграция ребенка с проблемами развития в общество нормально развитых людей.
Развитие и коррекция личности умственно отсталого ребенка-сироты требуют организации и совершенствования образовательной системы, создания новых моделей обучения и воспитания, которые включают в себя аспекты формирования многовариативной образовательной системы, что дает возможность для выбора образовательной программы в соответствии с развитием ребенка, а также создание системы диагностики личности.
Важным элементом коррекционно-педагогической работы в учреждениях для сирот является формирование у детей навыков общения. Общение во всех аспектах необходимо для взаимопонимания, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, различных асоциальных явлений. Особое значение приобретает развитие у умственно отсталых детей-сирот эмоционально-мотивационных установок относительно себя, окружающих, сверстников и взрослых людей
Главной задачей дефектолога становится формирование у умственно отсталого ребенка-сироты потребности в общении. Необходимо не только научить ребенка идти на контакт, но и научить его вежливости, доброжелательности, эмоциональной поддержки, умению соглашаться, обмениваться опытом, знаниями с целью установления нормальных взаимоотношений в коллективе. Собственно через общение умственно отсталые дети-сироты получают первый социальный опыт коммуникативной деятельности.
Социальная адаптация в обществе невозможна без овладения человеком общепринятых коммуникативных навыков. Не умея общаться с окружающими и сверстниками, не имея постоянного образца для общения разных людей между собой (кроме педагогов и обслуживающего персонала), дети не могут полноценно разворачивать сюжетную игру, испытывают трудности при решении специально созданных ситуаций. Ограничения в социальном опыте обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию речевых и неречевых средств общения, начиная с первых месяцев пребывания детей в учреждении.
Психолого-педагогическое обследование воспитанников, которые только прибыли в специальные детские дома, доказывает, что они отличаются рядом психических и личностных особенностей, своеобразием поведения.
Настороженность, недоверие к взрослым, стремление защититься от него характеризуют поведение детей-новичков. Сравнивая поведение детей-новичков в детском доме и детском саду, можно сделать вывод, что первым труднее адаптироваться к новой жизни, они проявляют полную неготовность к установлению психосоциальных контактов с новыми людьми. Довольно продолжительное время (в течение года) педагоги детских домов налаживают с детьми дружеское общение, формируют у них положительное отношение к взрослым. Дети не только отстают в умении вести себя на занятиях, они тревожны, многократно плачут, требуют к себе повышенного внимания. Они почти не умеют играть, рисовать, не владеют элементарными математическими представлениями, плохо ориентируются в пространстве комнаты. Наблюдается значительное отставание в сенсорном развитии: дети плохо различают цвета, форму, размеры предметов, имеют значительные трудности в речевом развитии.
Таким образом, дети, прежде всего воспитанники специального детского дома, нуждаются в среде, которая стимулировала бы их психосоциальное развитие и создавала бы благоприятные условия для становления их личности.
Длительное неудовлетворение как основных (физиологических) так и высших (эстетических, познавательных) потребностей ребёнка, подростка в семье, в школе, в ближайшем социальном окружении, негативно влияет на его индивидуальный психологический и социальный статус. ЗПР наблюдается примерно у 40% детей, являющихся воспитанниками разнообразных социальных центров [14, с. 43]. ЗПР у рассматриваемого контингента детей особенно характеризуют следующие симптомы: снижение познавательной активности, неумение выделять существенные признаки, «детская» конкретность мышления, недостаточная способность к обобщению, неразвитость абстрактно-логического мышления, ограниченность круга интересов повседневной жизнью, скудный запас знаний, слабость произвольной регуляции деятельности.
Таким образом, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место крайне тяжёлое психосоциальное состояние и положение, вызванное как их врождёнными свойствами нервной системы и особенностями личности, осложнёнными неврологическими явлениями, так и их негативным жизненным опытом, психологической и социальной запущенностью. Социально-психологическое направление в работе учреждений интернатного типа, вызвано тем, как показали научные исследования и практика, дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психологическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятельности педагога-психолога в детском доме относят: психологическая диагностика, включающая углубленное психолого- педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в учреждениях интернатного типа, определение индивидуальных особенностей воспитанников. Психологическая диагностика проводиться специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников; психологическая профилактика, направленная на предупреждение проявлений дезадаптации воспитанников, разработку конкретных рекомендаций воспитателям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; психологическая коррекция, предусматривающая активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности; психологическое просвещение воспитанников, их педагогов, руководителей образовательного учреждения создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; консультативная деятельности направленная на оказание помощи детям, педагогическим работника посредством психологического консультирования.
Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. Одной из главных задач, стоящих перед государством в отношении выпускников, является обеспечение их социальной защищенности как результата реализации социальной защиты, возможности полноценной жизни. Проблема чрезвычайно сложная, так как в отличие от ребенка из семьи выпускник, оставшийся без попечения родителей, должен быть гораздо раньше готовым к самостоятельной жизни, и остается он в ней без поддержки, "тыла" со стороны родственников. важным фактором минимизации эффективности действия законов являются особенности социально–психологического статуса выпускников, для которого характерны неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, сниженный уровень собственной активности, повышенная внушаемость, готовность принимать асоциальные формы поведения, завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки, повышенный уровень виктимности, рецептивные ориентации в поведении, и т.п. Условия жизнедеятельности и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, формируют у воспитанников особую внутреннюю позицию так называемого психологического капсулирования, которое состоит в отчужденном отношении к другим, социальному миру. Психологическое капсулирование усугубляется при столкновении ребенка с реальной жизнью. Состояние психологического капсулирования приводит к стремлению субъекта находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности в условиях ограниченного социального пространства, которое определяет развитие субъекта, прежде всего, как социальной единицы, нацеленной на реализацию простейших социальных ожиданий. Для преодоления состояния психологического капсулирования необходимы условия, выводящие ребенка за пределы ограниченного социального пространства, что, как показывает практика, крайне сложно в условиях детского дома.
На выборе жизненного пути воспитанников во многом сказывается недостаточная профессиональная подготовка, которая не ориентирует воспитанников на достижение более высоких профессиональных перспектив, на получение конкурентной профессии, на выбор профессиональной деятельности, отвечающей возможностям выпускника. Сегодня свыше 80% детей-сирот детских домов и школ-интернатов и 95% выпускников коррекционных учреждений направляются в ПТУ и на работу, остальные продолжают образование в 10-11 классах; единицы попадают в высшие учебные заведения.
При устройстве на работу выпускники попадают часто на низкооплачиваемую, неинтересную, неквалифицированную работу, отсутствуют перспективы развития и роста. Часто это сопровождается нежеланием самого выпускника трудиться, ответственно относиться к работе. Администрации учреждений, предприятий стараются не брать выпускников из числа детей-сирот к себе на работу, так как социальные гарантии ложатся на непростой социальный фонд, сопровождаются низким вкладом такого работника в доходы предприятия. Возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.
Выпускники являются группой риска по попаданию в криминогенную среду и принятию асоциального поведения. За мелкие нарушения (иногда не осознаваемые ими как противоправные действия) они попадают в спецучреждения, часто переходя потом в колонию, после которой практически нет шансов на нормальную жизнь. В этих учреждениях никто не несет ответственности за подготовку к жизни на свободе; социальные работники постинтернатных центров с трудом попадают к своим подопечным в колонии, а иногда их следы вообще теряются для специалистов при переводе в другую колонию.
Здоровье многих выпускников не позволяет им быть призванными на военную службу, а те, кто подлежит призыву, еще на два года оттягивают наступление самостоятельной жизни, забывая многое из того, чему их учили. Для этой категории выпускников желательна альтернативная служба.
Органы местного самоуправления, на которые законодательно возложена обязанность защищать права и интересы выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23-х лет (п. 3 ст. 147 Семейного кодекса РФ), выполняют эти функции не в полной мере. Государственный опекун обязан:
• обеспечить выпускника всеми видами выходного пособия;
• предоставить выпускнику возможность получения профессионального образования в соответствии с его желаниями и возможностями
• оказывать содействие в трудоустройстве;
• принять меры по обеспечению выпускника жилой площадью.
Даже один перечень функций службы демонстрирует невозможность самостоятельно справиться со всеми задачами при существующем положении дел. Ряд регионов принимает областные законы об органах опеки и попечительства, разрабатывает новый перечень функций, но его реализация невозможна без организации соответствующей службы, специалистов.
На сегодняшний день можно выделить учреждения и формы организации работы, которые после выхода ребенка из учреждения интернатного типа в самостоятельную жизнь могут играть роль посредника в адаптации, своеобразного "буфера", обеспечивая его социальную защищенность:
1. Создание центров постинтернатной адаптации, в основные направления деятельности которых обычно входит содействие в получении жилья, содействие в трудоустройстве, в налаживании контактов на работе, помощь молодым матерям, создание среды общения, работа с правонарушителями в ВТК, ИТК, помощь им в адаптации после освобождения, проведение методической работы, и т.п.
2. Разработка межведомственных программ по социальному обеспечению постинтернатной адаптации на региональном уровне. Примером может служить принятое Правительством Москвы постановление № 797 от 31.08.1999 и "Программа мер по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов - и мероприятий по их социальной адаптации в обществе на период до 2000 г.".
3. Создание адаптационного пространства города, района, предполагающего четкое распределение обязанностей между всеми учреждениями, занимающимися судьбой выпускника, принятие местных законов. Обычно центром работы, координатором остается детский дом.
4. Создание института кураторов-наставников, закрепляемых на первое время в период постинтернатной адаптации за каждым выпускником. К сожалению, после выпуска под влиянием обстоятельств выпускник может быстро откатиться назад, поэтому необходимо своевременно поддержать его, сформировать ощущение "тыла".
5. Создание постинтернатовских блоков, общежитий, социальных гостиниц при больших детских домах или школах-интернатах или в специально выделяемых для этих целей помещениях (эта практика широко распространена в развитых странах) для временного проживания выпускников при условии полного самообслуживания.
6. Использование патронатных семей в целях подготовки и адаптации к самостоятельной жизни. Особенно эффективной такая форма может оказаться для сельской местности, в фермерских хозяйствах.
7. Создание центров для способных, одаренных выпускников с целью помочь получить высшее образование.
8. Привлечение общественных, негосударственных, благотворительных организаций для оказания помощи выпускникам.
9. Создание общественных приемных и "телефонов доверия" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их использование может оказаться эффективным средством обратной связи для выпускников, позволяющим оказывать помощь, корректировать работу специалистов и анализировать проблемы выпускников для принятия решений на административном уровне с целью создания адаптационной среды.
Анализ обращений выпускников за помощью позволяет определить круг проблем и задач, которые должны быть решены для обеспечения социальной и психологической защищенности выпускника.
1. Определить учреждение (орган), которое будет заниматься социальной защитой выпускника в постинтернатный период. Поэтому необходима разработка вариативных моделей деятельности органов опеки и попечительства. Для этого следует определить более четко статус органов опеки и попечительства (возможно, они должны быть в структуре органов административной власти), увеличить число специалистов по охране детства, определить их функции по работе с выпускником. Второй путь - делегировать права и полномочия заниматься социальной защитой и помощью выпускникам межведомственным или вневедомственным организациям: Советам по защите прав детей, центрам постинтернатной адаптации и др.
Поэтому необходимо, чтобы учреждениям ведомственной принадлежности соответствующими министерствами было рекомендовано участвовать в работе таких советов. Для функционирования подобных учреждений необходима разработка примерных Положений о деятельности и технологии организации работы.
2. Необходимо привести в соответствие нормативно-правовую базу по обеспечению социальной защищенности выпускника, разработать механизмы ее реализации и обеспечить ресурсное подкрепление.
3. Следует обеспечить специалистов, работающих с воспитанниками, технологиями работы по формированию социально-психологической защищенности.
Это можно сделать, например, через составление протокола совместных действий. Инспектор по охране прав детства (специалист по охране прав детей органа местного самоуправления) координирует всю работу по подготовке к выпуску воспитанников детских домов, школ-интернатов. За год до выпуска детей он проводит на базе интернатного учреждения совещание с участием всех заинтересованных органов и организаций (социальной защиты, труда и занятости, образования, медицины и т.д.) с обязательным составлением протокола (плана) о дальнейших совместных действиях по социализации выпускников данного образовательного учреждения.
- Особенности социальной деятельности в домах-интернатах
Исследо ватели и практикующие специалисты в о бласти педаго гики всегда уделяли само е серьезно е внимание про блемам семейно го во спитания, рассматривая его как наибо лее естественную о сно ву фо рмиро вания психическо го и нравственно го склада лично сти, развития тво рческих спо со бно стей чело века на всех во зрастных этапах жизни.
Но в по следние сто лет нарастающий темп о бщественных прео бразо ваний захватил и сферу семейных о тно шений, традицио нные фо рмы ко то рых стали меняться: о гро мные патриархальные семьи распадаются, ко личество детей в семье неукло нно со кращается, тесные связи между ее членами стано вятся ло мкими и непро чными. В нашем веке семья, по мимо всего про чего еще и перестала быть то й единственно й средо й, где во спитывается и развивается ребено к.
Во зникли разно о бразные типы детских учреждений – о т про гуло чных групп до детских до мо в. Одни учреждения дети по сещают то лько днем, в других о ни живут пять дней в неделю, во звращаясь к ро дителям на суббо ту и во скресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают по сто янно , лишь к неко то рым из них изредка и ненадо лго прихо дят ро дственники. Эти учреждения называются закрытыми.
По явление детских учреждений ( институто в) вызвало весьма нео дно значно е о тно шение и стремление разо браться в то м, как о ни влияют на психическо е развитие детей, а также по ро дило про блему «институализации», т. е. во про с о б о со бенно стях фо рмиро вания лично сти и по ведения ребенка, по сещающего о бщественные детские учреждения. За рубежо м до лго е время широ ко быто вало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно о тстает. Мно гие ученые по дчеркивали губительно е и нео братимо е негативно е действие «институто в» на психику детей. Осо бенно е беспо ко йство вызывали усло вия во спитания детей, лишенных семьи и ро дительско го по печительства [ 18] .
Го сударственные фо рмы устро йства детей, о ставшихся без по печения ро дителей наибо лее развитые и наибо лее широ ко испо льзуемые в нашей стране.
Выделим о сно вные о со бенно сти учреждений данно й фо рмы устро йства детей [ 18, 22] .
До м ребенка – учреждение здраво о хранения, предназначенно е для во спитания и о казания медицинско й по мо щи детям сиро там, по дкинутым детям, детям ро дителей, не имеющих во змо жно сти во спитывать сво их детей, и детям с дефектами физическо го и психическо го развития. В до ме ребенка во спитываются дети о т ро ждения до 3 лет, дети с дефектами физическо го и психическо го развития до 4 лет. Дети по падают в до м ребенка из ро ддо мо в ( о тказные дети) , из бо льниц и из семей. Осно вная деятельно сть до ма ребенка – во спитательная и лечебно -о здо ро вительная. Дети, нахо дящиеся в до ме ребенка о беспечиваются питанием, о деждо й, о бувью, инвентарем и игрушками в со о тветствии с утвержденными но рмативами. Выписка детей из до ма ребенка про изво дится при во звращении их в семью, перево де в детский до м системы о бразо вания, до м-интернат системы со циально го о беспечения или передаче их на усыно вление, о пеку.
Приют – го сударственно е специализиро ванно е учреждение системы со циально й защиты населения, но вая фо рма по мо щи детям-сиро там и детям, о казавшимся в трудно й ситуации. Приюты со здаются также о бщественными о рганизациями.
Приют – учреждение временно го пребывания ребенка. Главными задачами со труднико в приюта являются: о казание детям психо ло го -педаго гическо й по ддержки, их со циализация, а также – о пределение дальнейшей судьбы ребенка.
Центры временно го со держания – фо рма временно го устро йства ребенка, о рганизуемая с целью о казания ему экстренно й специализиро ванно й по мо щи. Такая по мо щь бывает, нео бхо дима, ко гда ребенка в сро чно м по рядке изымают из семьи, ко гда во зникает по требно сть в о рганизации сро чно й психо ло го -педаго гическо й или со циально й по ддержки. Важным направлением рабо ты центро в является о рганизация ко ррекцио нно -реабилитацио нных меро приятий. Чаще всего по до бные центры со здаются о рганами со циально й защиты населения, а также о бщественными о рганизациями.
Шко ла-интернат – го сударственно е учреждение, ко то ро е о беспечивает со держание, о бучение, развитие и во спитание детей-сиро т шко льно го во зраста, а также детей из семей, имеющих про блемы в развитии или о бучении.
Различают неско лько типо в интернато в:
- интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.
В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.
Рассматривая особенности деятельности государственных учреждений, которые оказывают помощь детям-сиротам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию следует остановиться на правовой основе такой помощи.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:
- При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.
- В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.
- При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
- В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.
Необходимо отметить, что Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.
Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.
Со временно е по нимание о сно в со циально го развития исхо дит из то го , что со циальная по литика го сударства до лжна быть направлена на со здание усло вий, о беспечивающих до сто йную жизнь и сво бо дно е развитие чело века.
В Ро ссии в усло виях со временно й эко но мики, на фо не резко го изменения характера и фо рм со циальных о тно шений, ло мки привычных стерео типо в жизненно го о пыта, утраты мно гими людьми со циально го статуса и перспектив развития как для о бщества в цело м, так и для себя лично , во зникли серьезные трудно сти, с ко то рыми нево змо жно справиться само сто ятельно . Во зро сла со циальная напряженно сть. Все это по вышает значимо сть развертывания со циально й рабо ты как специализиро ванно го вида деятельно сти, а также нео бхо димо сть по дго то вки со циальных рабо тнико в разных специализаций, для различных катего рий клиенто в.
Выводы.
Невозможно перечислить все проблемы, существующие в сфере сиротства. Однако понятно, что необходимо менять стратегию и тактику работы. Существующую социально-педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах-интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерными чертами данной стратегии являются следующие: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы. Стратегическая цель в данном случае заключается в том, чтобы по возможности заменить родителей. Однако, как показала, практика, эта стратегия оказалась неэффективной. Стратегия, ориентированная на "государственное попечительство", в условиях преобладания в составе воспитанников социальных сирот (например, детей с "улицы" в 12-13 лет, которые не хотят учиться, соблюдать дисциплину, иметь обязанности, быстро превращаются в откровенных нахлебников) нередко дает результаты, противоположные ожидаемым.. Сложность не только в том, что трудно заменить родительское тепло, - многие из социальных сирот только в условиях детского дома и начинают ощущать какое-то тепло, заботу, ласку. Проблема в другом: отношения в "нормальной" семье всегда строятся на взаимной ответственности родителей и детей. При нормальной социализации ответственность детей перед родителями возрастает по мере взросления детей. В условиях детского дома его воспитанники и выпускники не несут никакой ответственности перед этим учреждением (его сотрудниками). Они могут выполнять какие-то обязанности, но не могут нести ответственность за благополучие учреждения. Указанная ситуация порождает риск социального иждивенчества, социальной безответственности. Таким образом, учреждения по социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе обеспечивают минимально необходимый уровень социальной реабилитации и социального обслуживания всем детям, которые попали в сферу их «учётной» деятельности. Однако, вне зависимости от уровня и качества работы данных учреждений, они не в состоянии заменить ребёнку утрату настоящей, «истинной» семьи. Именно поэтому, в нашем российском обществе на сегодняшний день вновь остро стоит проблема социального «семейного» устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Опыт социальной работы с детьми сиротами в СП « Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий (ЛСИТ).
Программа исследования социальной работы с детьми сиротами в СП «Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий....
Методические рекомендации выполнения выпускной квалификационной работы для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
В данном учебном пособии содежатся :требования к структуре выпускной квалификационной работы,требования к оформлению выпускной квалификационной работы.рекомендации для защиты выпускной квалифика...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...
Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Медицинский колледж» для студентов выпускного курса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусн
учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, вызванную РаСПРОСТРанеНиеМ новоЙ коронавирусноЙ инфекции, и отсутствие возможности выполнения практической части выпускной квалификационной работы (да...
Выпускная квалификационная работа Овладение детьми младшего дошкольного возраста основными движениями на физкультурных занятиях
Выпускная квалификационная работа Овладение детьми младшего дошкольного возраста основными движениями на физкультурных занятиях...
Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 4 группы".
Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутиз...