"Предупреждение наркогенной зависимости участников образовательного процесса"
учебно-методический материал по теме
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. По последним данным она просто катастрофическая. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно места массового развлечения молодежи являются сегодня основными местами распространения наркотиков.Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у обучающихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции обучающихся невозможно. Поэтому я считаю, что проводить эту работу необходимо регулярно и в различных формах общения. В данном классном часе обучающимся предлагалось участие в инсценировке сказки «Об Иване и змеином логове »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
классного часа по теме:
« Предупреждение наркогенной зависимости участников образовательного процесса»
Социального педагога
ГБПОУ СО «СПЛ»
Советского района
Саратовской области
Петровой А.С..
2014-2015 уч. год.
Пояснительная записка
Тема: «Предупреждение наркогенной зависимости участников образовательного процесса?» относится к разделу тем о здоровом образе жизни.
Форма проведения занятия: тематический классный час – диспут, инсценировка (игровая форма)
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, токсикомании, росту самосознания и самооценки подростков, ознакомление на метафорическом уровне с последствиями употребления одурманивающих веществ, воздействие на эмоциональную сферу подростков.
Задачи:
- Провести предварительное анкетирование 1-3 курсов с целью выявления их потребностей в новых ощущениях;
- Познакомить обучающихся с признаками и последствиями употребления одурманивающих веществ;
- Привить навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Привлечь внимание обучающихся к определенному моменту сказки, который привел к негативному финалу; умение предвидеть развитие той или иной ситуации и умение делать правильный выбор.
- Заложить основу для роста самосознания и самооценки обучающихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.
Актуальность:
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. По последним данным она просто катастрофическая. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно места массового развлечения молодежи являются сегодня основными местами распространения наркотиков.Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у обучающихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции обучающихся невозможно. Поэтому я считаю, что проводить эту работу необходимо регулярно и в различных формах общения. В данном классном часе обучающимся предлагалось участие в инсценировке сказки «Об Иване и змеином логове »
Этапы проведения классного часа:
- Вступительное слово социального педагога (1-2 мин).
- Чтение сказки «Об Иване и змеином логове » с негативном финалом (15 мин).
- Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов (5 мин).
- Выступление и дискуссия среди обучающихся, рисунок по сказке (7 мин).
- Закрепление позитивного варианта развития событий, их инсценировка (10 мин)
- Cлайдовая презентация “Я выбираю жизнь” (5 мин).
- Подведение итогов (2 мин).
Оборудование: ноутбук; мультимедийный проектор; экран.
При составлении данного классного часа для обучающихся 1 курса мною учитывались основные особенности этого возраста, среди которых следует выделить синкретичноcть восприятия (т.е. нерасчлененность отдельных впечатлений и эмоций); наглядность, образность и конкретность мышления; зависимость восприятия и мышления от эмоциональной насыщенности образов. В этом возрасте учащиеся ГБПОУ СО «СПЛ» «находятся на высшей стадии развития чувственной стороны душевной жизни, он вбирает в себя мир всеми своими органами чувств, во всей его жизненной красочности. Впечатления из различных областей чувств сохраняются в памяти и составляют основной фонд, из которого в дальнейшем данная личность черпает запас впечатлений, в особенности в том случае, когда эти впечатления сопровождаются эмоциями радости».
Я не случайно выбрала именно сказку. Сказка - универсальное средство формирования глубинных структур психической реальности , психического бессознательного, в недрах которого зреют основы мотивации поведения человека. Данный опыт наиболее активно используется в процессе социализации личности. На основе предлагаемых в сказке моделей поведения и взаимодействия героев формируются устойчивые социальные ожидания и нормативы. Переданные через сказки модели поведения выступают как основа согласованных поведенческих реакций в ситуации личностного, особенно жизненно важного выбора. Стереотипы поведения, заложенные в сказке, отличаются очевидностью, отчетливостью, а также устойчивостью, ригидностью по отношению к новой информации.
Сказка является уникальным средством благополучного развития личности. Любой сказочный сюжет:
- представляет ребенку мотив развития, обозначая в метафорической форме конфликт главного героя;
- создает в образной форме обучающие ситуации, выигрышные сценарии, которые переживаются обучающимися и навсегда входят в структуру характера личности;
- представляет кризис метафорически с обязательным его разрешением , когда преодолевает все препятствия и побеждает, а также дает ребенку возможность осознать героя (а значит, и себя) в новом качестве в результате одержимых побед;
- дает обучающимся так называемое «социальное чувство», т.е. ощущение себя членом общества;
- при гармоничном прохождении обучающимися основных маршрутов «сказочной страны» у них вырабатываются устойчивые механизмы психологической защиты.
Cказка «Об Иване и змеином логове» моделирует различные жизненные ситуации, связанные с риском приобщения к наркотическим веществам в метафорической, сказочной форме. Мы используем возникающую эмоциональную реакцию, связанную с чувством вины, страхом за собственную жизнь и потерей целостности своего Я, для программирования нормативного поведения в ситуации выбора.
Ход проведения классного часа:
Вступительное слово
Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы становимся на путь творения здоровья. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым! Последнее время очень много говорят о наркомании и её последствиях. Эта беда стала всемирной и найти пути её решения достаточно сложно.
Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И ей цена – достоинство и честь,
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь
И сохранить достоинство, чтоб жить.
Чтение сказки «Об Иване и змеином логове» с негативным финалом:
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был у них сынок единственный, ненаглядный Иван-царевич. Рос не по дням, а по часам, на радость отцу и матерью, людям на загляденье. Какое им было житье! Какое приволье! Всего много, все есть, чего душа хочет.
Вдруг приключилась беда немалая: повадился в то царство Змей проклятый: людей пожирать, дома разорять… Что ни день, то деревни нет, то города. Пригорюнились все, опечалились. И не слышно стало теперь смеха детского, песен веселых, только стон да плач.
Стал царь думу думать: как от этой беды избавиться. И вспомнил он, что живет в его царстве-государстве Дед-сто-Лет. И слух про него идет – мол, все знает, все ведает. И верно: подсказал Дед-сто-Лет, как одолеть змея проклятого. Победить его сможет лишь Иван-царевич. А для этого он должен отправиться в самое змеиное логово. Путь туда неблизкий, дорога окольная, непроезжая. Много опасностей ждет его в пути…
Заплакали царь с царицею, да делать нечего: снарядили Ивана-царевича в дорогу. Дал отец ему коня лучшего, а матушка сказала: «Вся надежда на тебя сынок, возвращайся скорее, а иначе через три года исчезнет царство с лица земли. Всех сожрет проклятый Змей».
Отправился Иван-царевич в путь-дорогу дальнюю, а дорога-то окольная, вокруг болота непроходимые. Скоро ехать – может год понадобиться, а пешком идти – и пяти мало. И день и ночь скачет иван-царевич, торопится, помнит матушкины слова! Долго ли, коротко ли ехал он, вдруг заржал конь, встал как вкопанный. Оглядел Иван-царевич, видит, птица в силках бьется. Подошел Царевич, наклонился и распутал сети. Вспорхнула птичка на плечо Ивану и молвит человечьим голосом:
- Спасибо тебе, добрый молодец, спас ты меня от смерти неминучей. Отплачу тебе добром. Ты идешь дорогой страшною. К самому логову змеиному. Многие молодцы шли по этой дороге, да никто не возвращался. А все потому, что Змей-то заколдованный: где ступит – там след остается, и на следах этих дурман-трава вырастает. А ближе к логову змеиному следов этих видимо-невидимо – целые поля травы ядовитой, змеиной. Кто травы той коснется, вдохнет колдовской ее запах, то, считай, - пропал молодец: забудет обо всем на свете, о местах родимых, о друзьях любимых, потеряет облик человеческий. Только одно спасение – прямо идти, с дороги никуда не сворачивать.
Поблагодарил Иван-царевич птичку-невеличку за совет добрый и дальше поехал. Долго ехал Царевич, счет дням потерял, с дороги не сворачивает. Видит он следы змеиные с дурман-травою то с одной стороны, то с другой стороны. Но помнит он об опасности, нигде не останавливается, с коня не сходит, к траве близко не подходит. А следов-то змеиных все больше и больше, видать, близко уже поганое логово. Да чувствует Иван-царевич, что устал он за долгий путь. Захотелось ему прилечь, отдохнуть. И видит он вокруг поля зеленые, цветет дурман-трава. Сошел с коня Иван и думает: «Что со мной станет? Что уж так птичку-то слушаться? Чай, не пичужка я мелкая, а добрый молодец. Нет такой силы, чтоб меня сразила! Что ж я, мимо проеду, да так и не узнаю, что это за травка такая волшебная? Отдохну-ка я на этом поле, приклоню головушку на траву шелковую, а потом поеду дальше».
Не успел вдохнуть он запаха дурманного, свалился как подкошенный и уснул заколдованным сном. И снится ему, что гуляет он по этому полю и вдыхает запах травяной. Дышит, не надышится, ни о чем не думает. Идет день за днем, а Иван-царевич спит, не просыпается. Держат его колдовские чары. Так год проспал.
А тем временем мать с отцом сына ждут, все глаза проглядели, уж полцарства Змей сожрал.
Но вот очнулся он, огляделся вокруг. Кто он? Куда идет? Ничего не помнит. Помнит только, что был у него конь, да потерялся где-то. Встал он и побрел, куда глаза глядят. Идет, не разбирая дороги – полем, лесом, оврагами, сам не знает куда.
Вдруг слышит Иван-царевич голоса веселые, смех звонкий. Осмотрелся, видит, впереди поле с цветами яркими, зазывными. А было то поле тоже змеиное. Подошел он ближе, видит – цветы красивые, да с колючками. Гуляют по полю люди странные, руки-ноги все ободраны, но не сторонятся они шипов острых, от уколов больных не плачут – смеются.
Хотел было уж уйти Иван-царевич подальше от этого поля, да заметили его люди, стали звать к себе. И подумал Иван-царевич: «Что толку одному бродить, вместе-то веселее». И остался с ними!
Стал Иван-царевич по полю со всеми гулять, хорошо ему, беспричинно весело, рук и ног своих израненных не чувствует. Дни, недели бегут незаметно. За весельем своим непонятным не заметил Иван, как остался один. Огляделся вокруг – куда сгинули все друзья-приятели?
И стоит Иван один-одинешенек на дороге, ведущей к логову. Вспомнил вдруг, что ему к змею надобно. А зачем идет – не помнит. Проскакал мимо конь отцовский не узнал его. Пролетала птичка, окликала Ивана – не услышал он ее голоса.
Вот бредет Иван по дороге, еле ноги передвигает, как путами связанный. Глянул на руки, глянул на ноги, а вместо рук и ног его – лапы змеиные, чешуей покрытые. Потому и не мог идти он быстро.
Опустился на землю и пополз. Ползет и одна только мысль у него – как до следующего поля с дурман-травой доползти, подышать ее сладким запахом, сном колдовским забыться.
Дополз он до змеиного поля желанного, вдохнул яду сладкого – и не стало Ивана. Потерял он облик человеческий, в Змея поганого превратился. Расправил он крылья и полетел в логово змеиное.
А Змей-то его на пороге встречает: «Здравствуй, братец мой! Давно тебя жду! Знал я, что ко мне пожалуешь! Видно, проголодался ты с дороги. Ждет тебя пир великий, угощение знатное».
А родители Ивана и знать не знают, и ведать не ведают, что с сыном сталось. Три года уж минуло, а о сыне ни слуха ни духу. Все царство-государство сожрал поганый Змей, остались только отец с матерью Ивановы. Поднялись они на самую высокую башню. Смотрят вдаль, все надеются, что спасет их Иван-царевич.
Показалась вдруг туча огромная. Почернело все вокруг. Застонала мать сыра-земля. Летит Змей молодой. Поняли царь с царицей, что пришел их смертный час. И тут дрогнуло сердце материнское, заглянула она в глаза змеевы, узнала она Змее сына своего единственного. Не успели они и слова вымолвить, как сожрал их Змей проклятый.
Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов: Что произошло с героями сказки? Понравилось ли вам, как закончилась сказка? Почему так все случилось? Где ошибся Иван? Когда Иван поступил опрометчиво? А какой бы вы хотели конец сказки? А как прийти к этому?
Выступление и дискуссия среди обучающихся. Обсуждение сказки. С помощью наводящих вопросов привести обучающихся к пониманию момента нарушения Иваном запрета сходить с дороги как поворотного в ходе сказки, заострить внимание на любопытстве и легкомыслии Ивана, неверии в то, что беда может случиться и сним. Подтвердить эти мысли цитатами из текста.
Рисунок по сказке. Давайте так продолжим эту сказку, чтобы она закончилась хорошо. Пусть каждый сам придумает новое продолжение сказки с хорошим окончанием и нарисует это продолжение. Рисунок по сказке делается в целях актуализации личностно значимых переживаний, сформировавшихся в связи с восприятием сказки. С тем чтобы опыт, сложившийся в зависимости от личностных особенностей, проработать, переструктурировать, обучающиеся сочиняют другое окончание сказки.
Закрепление позитивного варианта развития событий, их инсценировка. Распределение ролей (игровая форма) Выбранный вместе с обучающимися вариант позитивной, программирующей сказки проигрывается по ролям. В условиях драматической импровизации дети получают возможность улучшить свой опыт. В процессе драматизации происходит инсценировка собственной жизни, появляется возможность пережить в игровой форме различные варианты жизненного пути в зависимости от сделанного выбора.
Cлайдовая презентация “Я выбираю жизнь”. Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов
Давайте сейчас просмотрим слайдшоу «Я выбираю жизнь» и по группам ответим на вопросы, попробуем перечислить причины и последствия употребления наркотиков.
- Какие причины могут подтолкнуть ребят попробовать наркотики?
- Вам предлагают попробовать наркотики. Назовите 4 – 5 приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.
- Твой друг принимает наркотики. Как тебе вести себя с ним: а) бороться с его привычкой; б) продолжить общаться с таким, какой он есть; в) прекратить общение с ним?
- Нужно ли проблемами наркомании заниматься на государственном уровне или это проблема самого человека и его близких?
Подведение итогов: Хочется, чтобы, уйдя с этого мероприятия, вы всегда выбирали жизнь. И смогли бы сказать любому человеку, который может предложить вам наркотики слово НЕТ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса
В статье представлена сущность понятия «конкуренция». Дана классификация конкуренции в системе образования. Особое внимание уделено понятию «недобросовестная конкуренция». На примере работ авторов по ...
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».
Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...
Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"
Представлен педагогический совет по организации деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса. Дан п...
Об особенностях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний ...
Трудный подросток и особенности работы с ним: рекомендации участникам образовательного процесса
Мы, родители, педагоги, несущие ответственность за подростков, хотим видеть, что молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако некоторые из них оказываются жертвами вредных прив...
Участие в краевом проекте по теме "Развитие конфликтной компетентности участников образовательного процесса"
Детско-взрослая группа в составе: педагога-психолога, социального педагога школы и детей 9-10-х классов разработала и приняла участие в комплексе мероприятий по стратегии и алгоритму рапуска школьной ...
доклад на тему "Современный урок". Его роль в развитии базовых компетентностей участников образовательного процесса
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо учебных заведений, являлась...