Профилактика ПАВ (презентация)
презентация к уроку на тему

Свинарева Ирина Ивановна

В презентации указаны различные формы и методы профилактической работы с учащимися разных возрастных категорий и родителями по противодействию распространения наркомании

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prof-ka_pav.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть. Ч. Айтматов

Слайд 3

Притча: "Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги… - "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели. Третий путник им ответил: - "Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".

Слайд 4

Вопрос: Я могу повлиять на решение проблемы наркомании в своем образовательном учреждении? Оранжевый цвет карточки – «Мне нужна помощь, я не знаю что делать». Голубой цвет карточки – «Я четко знаю, что делать в этой ситуации».

Слайд 5

Сосуд Губка Рыба на суше Игра в мяч Кормление кашей Упряжка лошадей Погода Шар на наклонной плоскости забор Роза Червь Сорняк Вхождение в холодную воду Оса Сообщающиеся сосуды

Слайд 6

- Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Эффективность воздействия составляет-60-70%. - Вторичная профилактика направлена на предотвращение формирования зависимости от ПАВ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков. Эффективность воздействия- 30-40%. - Третичная профилактика(или реабилитация наркозависимых)проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. Эффективность воздействия-3-5 %.

Слайд 7

цель профилактических мероприятий – устранение негативных факторов, способствующих наркомании. Факторы: 1. Индивидуально-психологический фактор: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, педагогическая запущенность, задержка психического развития. 2. Индивидуально-соматический фактор : наличие соматических наследственных заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии. .

Слайд 8

3.Социальный внешкольный фактор : нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, вовлечение в противоправные действия. 4.Социальный школьный фактор : низкий социальный статус группы, негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы.

Слайд 9

Создание форм активной социально-педагогической помощи для конкретного ребёнка. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической или коррекционной работы. Вовлечение подростка в социально-полезную деятельность, формирование разносторонних увлечений. Воспитание активной жизненной позиции, привитие качеств гражданина, семьянина и положительной самооценки. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ правовой культуры. Формирование навыков выживания в условиях общества.

Слайд 10

комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на: предотвращение распространения ПАВ Предотвращение употребления ПАВ Предупреждение развития и ликвидация негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний (СПИД)

Слайд 12

подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами; в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Слайд 13

1) определяется специфика наркомании как особого социально-психологического феномена; 2) выявляется социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде; 3) обосновывается система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании; 4) разрабатывается система педагогических средств, направленная на предупреждение наркомании; 5) определяется круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Слайд 14

Комплексность или согласованное взаимодействие. Кого? органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании; · специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.); · органов управления образования ( региональном, муниципальном уровне).

Слайд 15

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом: · возраста детей; · степени вовлеченности в наркогенную ситуацию. А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Слайд 16

М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы: социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ); психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой); образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Слайд 17

Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Слайд 18

П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта: согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями; анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Слайд 19

Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования .

Слайд 20

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике ведётся систематически, а для этого все принимаемые меры сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

Слайд 21

1 ) Работа с детьми: общая воспитательная педагогическая работа с детьми; работа с детьми «группы риска»; работа с детьми, употребляющими наркотические вещества; работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

Слайд 22

2) Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактической работы; организационно-методическая антинаркотическая работа.

Слайд 23

3) Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»); психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества; поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

Слайд 24

4 ) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях).

Слайд 25

– обучение навыкам противостояния жизненным проблемам, трудностям и конфликтным ситуациям; – формирование положительной “Я” концепции; – формирование убеждения о вреде ПАВ и ценности здорового образа жизни ; – обучение умению организации досуга без употребления ПАВ; – формирование убеждений об употреблении ПАВ как негативном социальном явлении.

Слайд 26

1) информационный; 2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций); 3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Слайд 27

1) лекция; 2) беседа; 3) семинар; 4) конференция; 5) мини-спектакль; 6) психотерапевтические занятия; 7) тренинг; 8) ролевая и деловая игра; 9) мозговой штурм; 10) круглый стол; 11) дискуссия; 12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка); 13) социологический опрос; 14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Слайд 28

– анализ природы аддиктивного поведения и причин возникновения аддикции; – помощь в осознании причин и последствий вредных привычек (курение, употребление алкоголя, ПАВ); – формирование устойчивого мнения о вреде ПАВ; – развитие ценностного отношения к здоровью; – информирование о методах избавления от вредных привычек; – формирование навыков выхода из трудных ситуаций и конструктивного поведения в конфликтах; – осознание роли лидера и формирование навыков ответственного лидерства; – формирование представления об уникальности каждого человека и активной социальной позиции в отношении к здоровому образу жизни.

Слайд 29

– вовлечение учащихся в различного рода активный досуг без употребления ПАВ; – развитие позитивных личностных качеств и социальных навыков учащихся; – вовлечение учащихся в профилактическую деятельность (волонтерское движение); – обучение проведению и участию в различных видах мероприятий; – вовлечение учащихся в проектную деятельность; – снижение уровня социальной и психологической напряженности в ОУ, создание комфортной образовательной среды; –

Слайд 30

представление возможности для самореализации учащихся в различных видах досуговой и творческой деятельности; – создание условий и информационного обеспечения для занятости свободного времени учащихся в различных видах деятельности как в самом образовательном учреждении, так и вне его; – вовлечение в альтернативную активность всех участников образовательного процесса, субъектов профилактики, спонсоров, СМИ, т. е. различных групп сообщества; – привлечение внимания общественности к необходимости формирования здорового образа жизни.

Слайд 31

умение выявлять особенности различных групп учащихся, относящихся к “группе риска”; умение определять и выявлять кризисные ситуации, их источники и факторы в различных возрастных периодах детей и подростков; знание психологических, социальных причин употребления ПАВ.

Слайд 32

информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; · работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»); · психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества; · поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации). 4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях).

Слайд 33

Первый этап: диагностирующий. Время проведения: сентябрь (начало месяца). Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ. Задачи: определить степень информированности детей и подростков по проблеме; выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков; сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Слайд 34

Методы: 1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом; 2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Слайд 35

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы: · подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; · подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; · подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Слайд 36

Второй этап: организационно-практический. Время проведения: сентябрь – май. Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении. Задачи: 1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; 2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией; 3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

Слайд 37

4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; 5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями. Методы работы: 1) информационный; 2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций); 3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Слайд 38

1) лекция; 2) беседа; 3) семинар; 4) конференция; 5) мини-спектакль; 6) психотерапевтические занятия; 7) тренинг; 8) ролевая и деловая игра; 9) мозговой штурм; 10) круглый стол; 11) дискуссия; 12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка); 13) социологический опрос; 14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Слайд 39

Значение этапа: 1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям; 2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Слайд 40

Третий этап: заключительный. Время проведения: май (конец месяца). Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании. Задачи: 1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе; 2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании; 3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Слайд 41

Методы: 1) анализ отчетной документации; 2) опрос, беседа; 3) анонимное анкетирование. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность: 1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ; 2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам; 3) определить динамику целевых групп.

Слайд 42

Значение этапа: 1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы; 2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики; 3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика ПАВ. Живи своим умом (презентация)

Тема урока: "Живи своим умом"Цель: Сформировать негативное отношение к наркотикам и показать последствия употребления наркотиков. научить способам отказа от употребления наркотика....

Презентация к уроку по теме: "Вредные привычки. Профилактика профессиональных заболеваний и вредных привычек".

Обсудим вредные привычки и их влияние на организм человека. Разберем как можно предотвратить профессиональные заболевания у парикмахеров....

Презентация студенческого доклада на тему "Профилактика рака шейки матки"

Студенты  нашего колледжа   26 января принимали участие  ао Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Профилактика онкологических заболеваний». Я бы хотела представить...

Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.

АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ...

Презентация на тему: Организация системы работы в ОУ по профилактике суицидального поведения

Презентация на тему: "Организация системы работы в образовательном учреждении по профилактики суицидального поведения....

презентация Профилактика кетозов у коров

характеристика и методы профилактики кетозов у коров...

Презентация:« Профилактика пролежней»

Презентация:« Профилактика пролежней»...