ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
методическая разработка на тему
Программа профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 380205 Товароведение и экспертиза потребительских товаров (базовая подготовка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pm_02_tovaroved_380205.doc | 397 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УСПО «ЯКУТСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
По специальности СПО
380205 Товароведение и экспертиза потребительских товаров (базовая подготовка).
Якутск, 2014
Программа профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 380205 Товароведение и экспертиза потребительских товаров (базовая подготовка). утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22.06.2010 № 679.
Разработчики:
Прокопьева М.Ю., преподаватель товароведения.
Охлопкова А.П., преподаватель товароведения
Рецензент:
Капузе С.Г. – начальник торгового отдела СПО «Холбос» РС (Я)
Программа профессионального модуля 02. «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров» для специальности 380205 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров рекомендована кафедрой товароведения и технологии
Рассмотрена и рекомендована кафедрой товароведения и технологии
Протокол № 10 от « 14 » марта 2014 г.
Зав.кафедрой Ю.В.Чиркова
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 16 |
| 19 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 380205 Товароведение и экспертиза потребительских товаров (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение экспертизы и оценки качества товаров.
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности..
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- идентификации товаров однородных групп определенного класса;
- оценки качества товаров; диагностирования дефектов;
- участия в экспертизе товаров;
уметь:
- расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки;
- выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;
- определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям; отбирать пробы и выборки из товарных партий:
- проводить оценку качества различными методами (органолептически и инструментально); определять градации качества: оценивать качество тары и упаковки;
- диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;
- определять причины возникновения дефектов:
знать:
- виды, формы и средства информации о товарах; правила маркировки товаров;
- правила отбора проб и выборок из товарных партий:
- факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;
- требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;
- органолептические и инструментальные методы оценки качества;
- градации качества;
- требования к таре и упаковке:
- виды дефектов: причины их возникновения
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 706 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –634 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 434 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 200 часов;
учебной практики – 72 час.
- 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Проведение экспертизы и оценки качества товаров», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности |
ПК 2.2. | Организовывать и проводить оценку качества товаров |
ПК 2.3. | Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно - коммуникационных технологий |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа, часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1. – 2.3 | Раздел 1. Оценка качества и основы экспертизы (продовольственные товары) | 510 | 340 | 150 | 10 | 170 | 72 | ||
ПК 2.1. – 2.3 | Раздел 2. Оценка качества и основы экспертизы (непродовольственные товары) | 124 | 94 | 62 | 30 | ||||
Всего: | 634 | 434 | 212 | 10 | 200 | - | 72 | - |
- 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров | ||||
МДК.02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы (продовольственные товары) | 618 | |||
Раздел 1. Основы товароведения продовольственных товаров | Содержание | 14 | ||
Классификация продовольственных товаров | 2 | 2 | ||
Химический состав продовольственных товаров | 4 | 2 | ||
Пищевая ценность продовольственных товаров | 2 | 2 | ||
Оценка качества продовольственных товаров | 2 | 2 | ||
Хранение продовольственных товаров | 2 | 2 | ||
Консервирование продовольственных товаров | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 6 | |||
Расчет энергетической ценности продовольственных товаров | ||||
Оценка качества продовольственных товаров | ||||
Товарные потери | ||||
Самостоятельная работа | 6 | |||
Раздел 2. Зерномучные товары | Содержание | 14 | ||
Состояние и перспективы развития рынка зерномучных товаров. Классификация. Пищевая ценность и состав зерномучных товаров | 2 | 2 | ||
Строение зерна. Характеристика зерновых культур | 2 | 2 | ||
Крупа | 2 | 2 | ||
Мука | 2 | 2 | ||
Хлебобулочные изделия | 2 | 2 | ||
Макаронные изделия | 2 | 2 | ||
Оценка качества, упаковка, маркировка и хранение зерномучных товаров | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 12 | |||
Оценка качества зерномучных товаров по подгруппам | ||||
Изучение ассортимента зерномучных товаров в РТП | ||||
Самостоятельная работа | 14 | |||
*Сухарные и бараночные изделия | ||||
Раздел 3. Плодоовощные товары | Содержание | 24 | ||
Состояние и перспективы развития рынка плодоовощных товаров. Классификация. Пищевая ценность и химический состав плодоовощных товаров | 2 | 2 | ||
Товароведная характеристика плодов | 4 | 2 | ||
Товароведная характеристика овощей | 4 | 2 | ||
Товарное качество плодов и овощей | 2 | 2 | ||
Товарная обработка плодов и овощей | 2 | 2 | ||
Хранение плодов и овощей | 2 | 2 | ||
Продукты переработки плодов и овощей. Плодоовощные консервы | 2 | 2 | ||
Сушеные плоды и овощи | 2 | 2 | ||
Квашеные овощи и моченые плоды | 2 | 2 | ||
Упаковка, маркировка и хранение продуктов переработки плодов и овощей | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 14 | |||
Оценка качества свежих плодов | 4 | |||
Оценка качества свежих овощей | 4 | |||
Оценка качества переработанных плодов и овощей | 4 | |||
Анализ ассортимента плодоовощных товаров | 4 | |||
Самостоятельная работа | 16 | |||
*Быстрозамороженные плоды и овощи | ||||
*Картофелепродукты | ||||
Раздел 4. Кондитерские товары | Содержание | 20 | ||
Состояние и перспективы развития рынка кондитерских товаров. Классификация. Пищевая ценность кондитерских товаров | 2 | 2 | ||
Сахар и его заменители | 2 | 2 | ||
Мед | 2 | 2 | ||
Фруктово-ягодные кондитерские изделия | 2 | 2 | ||
Карамель и ирис | 2 | 2 | ||
Конфеты и драже | 2 | 2 | ||
Печенье, пряники и вафли | 2 | 2 | ||
Торты и пирожные | 2 | 2 | ||
Оценка качества кондитерских товаров | 2 | 2 | ||
Упаковка, маркировка и хранение кондитерских товаров | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 14 | |||
Изучение ассортимента кондитерских товаров в РТП | ||||
Оценка качества кондитерских изделий | ||||
Самостоятельная работа | 16 | |||
*Шоколад и какао | ||||
*Кексы, рулеты, ромовые баба | ||||
*Восточные сладости | ||||
Крахмал и крахмалопродукты | ||||
Раздел 5. Вкусовые товары | Содержание | 20 | ||
Состояние и перспективы развития рынка вкусовых товаров. Классификация. | 2 | 2 | ||
Пищевая ценность и состав вкусовых товаров | 2 | 2 | ||
Алкогольные напитки | 2 | 2 | ||
Слабоалкогольные напитки | 2 | 2 | ||
Безалкогольные напитки | 2 | 2 | ||
Чай и кофе | 2 | 2 | ||
Пряности и приправы | 2 | 2 | ||
Пищевые добавки и жевательная резинка | 2 | 2 | ||
Оценка качества вкусовых товаров | 2 | 2 | ||
Упаковка, маркировка и хранение вкусовых товаров | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 14 | |||
Изучение ассортимента вкусовых товаров в РТП | ||||
Оценка качества вкусовых товаров | ||||
Самостоятельная работа | 14 | |||
Раздел 6. Табак и табачные изделия | Содержание | 2 | ||
1 | Общая классификация. Состояние и перспективы развития рынка табачных изделий. Товароведная характеристика табака и табачных изделий | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | |||
Изучение ассортимента табачных изделий в РТП | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Раздел 7. Пищевые жиры | Содержание | 6 | ||
Состояние и перспективы развития сегмента рынка пищевых жиров. Животные жиры | 2 | 2 | ||
Растительные масла | 2 | 2 | ||
Маргариновая продукция | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 6 | |||
Изучение ассортимента пищевых жиров в РТП | ||||
Оценка качества пищевых жиров | ||||
Самостоятельная работа | 10 | |||
Раздел 8. Молочные товары | Содержание | 14 | ||
Состояние и перспективы развития производства молочных товаров. Общая классификация | 2 | 2 | ||
Молоко и сливки | 2 | 2 | ||
Кисломолочные продукты | 2 | 2 | ||
Консервы молочные | 2 | 2 | ||
Мороженое | 2 | 2 | ||
Масло коровье | 2 | 2 | ||
Сыры | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 20 | |||
Оценка качества молочных товаров | ||||
Анализ ассортимента молочных товаров | ||||
Самостоятельная работа | 16 | |||
Раздел 9. Яйцо и продукты его переработки | Содержание | 2 | ||
1. | Состояние и перспективы развития сегмента рынка яичных товаров. Классификация. Строение и пищевая ценность яйца | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | |||
Оценка качества яиц | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Продукты переработки яиц | ||||
Раздел 10. Мясные товары | Содержание | 20 | ||
Состояние и перспективы развития сегмента рынка мясных товаров | 2 | 2 | ||
Мясо убойных животных, пищевая ценность, маркировка | 4 | 2 | ||
Мясо и субпродукты | 2 | 2 | ||
Птица | 2 | 2 | ||
Колбасные изделия | 4 | 2 | ||
Мясокопчености | 2 | 2 | ||
Консервы мясные | 2 | 2 | ||
Мясные полуфабрикаты и мясные кулинарные изделия | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 14 | |||
Оценка качества мясных товаров | ||||
Изучение и анализ ассортимента мясных товаров в РТП | ||||
Самостоятельная работа | 16 | |||
Раздел 11. Рыбные товары | Содержание | 20 | ||
Состояние и перспективы развития сегмента рынка рыбных товаров. Общая классификация. Тканевый и химический состав рыбы, пищевая ценность, семейства промысловых рыб | 4 | 2 | ||
Рыба живая, охлажденная и мороженая | 2 | 2 | ||
Рыба соленая и маринованная | 2 | 2 | ||
Рыба вяленая и сушеная | 2 | 2 | ||
Рыба копченая | 2 | 2 | ||
Рыбные консервы и пресервы | 2 | 2 | ||
Рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия | 2 | 2 | ||
Икра | 2 | 2 | ||
Нерыбные водные продукты | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 18 | |||
Оценка качества рыбных товаров | ||||
Изучение и анализ ассортимента рыбных товаров в РТП | ||||
Самостоятельная работа | 16 | |||
Раздел 12. Пищевые концентраты | Содержание | 2 | ||
Классификация пищевых концентратов. Ассортимент. Оценка качества | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Изучение и анализ ассортимента пищевых концентратов в РТП | |||
Самостоятельная работа | 4 | |||
Раздел 13. Продукты детского питания | Содержание | 2 | ||
Товароведная характеристика продуктов детского питания | 2 | |||
Практические занятия | 6 | |||
Изучение и анализ ассортимента продуктов детского питания в РТП | ||||
Оценка качества продуктов детского питания | ||||
Самостоятельная работа | 6 | |||
Раздел 14. Экспертиза продовольственных товаров | Содержание | 20 | ||
Методологические основы экспертизы товаров | 2 | 2 | ||
Объекты и субъекты товарной экспертизы | 2 | 2 | ||
Средства товарной экспертизы и их классификация | 2 | 2 | ||
Методы экспертизы | 4 | 2 | ||
Виды экспертизы товаров | 4 | 2 | ||
Организация проведения товарной экспертизы | 2 | 2 | ||
Идентификация и обнаружение фальсификации товаров | 4 | 2 | ||
Практические занятия | 20 | |||
Экспертиза качества свежих плодов и овощей | ||||
Экспертиза качества переработанных плодов и овощей | ||||
Экспертиза качества зерномучных товаров | ||||
Экспертиза кондитерских товаров | ||||
Экспертиза качества вкусовых товаров | ||||
Экспертиза качества жировых товаров | ||||
Экспертиза качества молока и молочных товаров | ||||
Экспертиза качества мяса и мясных товаров | ||||
Экспертиза качества рыбы и рыбных товаров | ||||
Самостоятельная работа | 28 | |||
Курсовое проектирование | 10 | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Самостоятельное изучение нормативной документации Решение задач по оценке качества товаров Написание рефератов, докладов. Курсовое проектирование Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Примерная тематика курсовых работ Тема 1. Ассортимент и качество свежих плодов (группа), реализуемых, магазинах г. Якутска. Тема 2. Ассортимент и качество свежих овощей, реализуемых в магазинах г. Якутска. Тема 3. Влияние на качество и сохраняемость картофеля, условий выращивания и способов хранения». Тема 4. Ассортимент и качество чая, реализуемого РТП Тема 5. Ассортимент и качество конфет, реализуемых РТП Тема 6. Виды, ассортимент и влияние упаковки на сохраняемость шоколада». Тема 7. Ассортимент качество и пищевая ценность хлеба, вырабатываемого ..хлебопекарным предприятием Тема 8. Пищевая ценность, ассортимент, качество и влияние обработки и упаковки на сохраняемость молочных продуктов». Тема 9. Влияние упаковки на сохраняемость кондитерских изделий. Тема 10. Ассортимент, качество и пищевая ценность колбас вареных, , вырабатываемых (реализуемых) предприятием (магазином). Тема 11. Ассортимент, качество и пищевая ценность колбас полукопченых и копченых, вырабатываемых (реализуемых) предприятием (магазином). Тема 12. Ассортимент, качество и пищевая ценность мясокопченостей, вырабатываемых (реализуемых) ……предприятием (магазином). Тема 13. Ассортимент, качество и пищевая ценность полуфабрикатов, вырабатываемых (реализуемых) … предприятием (магазином). Тема 14. Ассортимент, качество и пищевая ценность рыбных продуктов, реализуемых в магазинах Тема 15. Ассортимент, качество и сохраняемость кофе. Тема 16. Ассортимент, качество и сохраняемость безалкогольных напитков, вырабатываемых (реализуемых) ____(предприятием). | 170 | |||
Учебная практика Виды работ
| 72 | |||
МДК.02.02. Оценка качества товаров и основы экспертизы (непродовольственные товары) | 94 | |||
Раздел 1. Методологические основы | Содержание | 2 | ||
Введение | 2 | 2 | ||
Практические занятия не предусмотрены | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Раздел 2. Оценка качества непродовольственных товаров | Содержание | 4 | ||
Качество товаров | 2 | 2 | ||
Оценка качества товаров | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 20 | |||
1 | Анализ номенклатуры показателей качества непродовольственных товаров | |||
2 | Решение ситуационных задач по определению качества товаров. | |||
3 | Решение ситуационных задач по обмену товаров с использованием Закона РФ «О защите прав потребителей». | |||
4 | Ознакомление с правилами отбора, приемочными и браковочными числами. | |||
Самостоятельная работа | 12 | |||
Изучение Закона РФ «О защите прав потребителей». Изучение ФЗ «О качестве и безопасности товаров». Решение задач по определению качества непродовольственных товаров. Подготовка реферата «Количественные и качественные потери» | 12 | |||
Раздел 3. Основы экспертизы непродовольственных товаров | Содержание | 26 | ||
Объекты и субъекты экспертизы. | 4 | 2 | ||
Средства и методы экспертизы. | 6 | 2 | ||
Товароведная экспертиза | 6 | 2 | ||
Организация проведения товарной экспертизы | 4 | 2 | ||
Идентификация и фальсификация товаров. | 6 | 2 | ||
Практические занятия | 42 | |||
Органолептическая оценка сырьевого состава пластмасс. | ||||
Органолептическая оценка сырьевого состава тканей. | ||||
Экспертиза качества кожаной обуви. | ||||
Экспертиза качества посудохозяйственных изделий из стекла, керамики. | ||||
Экспертиза качества одежды. | ||||
Составление актов экспертизы. Заключение экспертов | ||||
Организация проведения товароведной экспертизы товарной партии | ||||
Изучение методов обнаружения фальсификации непродовольственных товаров на примере одежды, кожаной обуви. | ||||
Самостоятельная работа | 18 | |||
Составление конспектов по темам: Санитарно-гигиеническая экспертиза; Ветеринарно-санитарная экспертиза; Таможенная экспертиза. Экологическая экспертиза. Изучение Закона РФ «О защите прав потребителей». Решение типовых задач по определению с сортности непродовольственных товаров. Изучение и решение типовых задач с применением Правил торговли. Изучение Инструкции о проведении экспертизы. Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений». | ||||
Всего по модулю включая учебную практику | 706 |
- 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Товароведения продовольственных товаров», «Товароведение непродовольственных товаров».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:
- Образцы потребительских товаров
- Нормативно-техническая документация (ГОСТ, ТУ)
- комплект учебно-методической документации;
- сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
- 4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
МДК 02.01. Основные источники:
- Дмитриченко М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров/М.И. Дмитриченко — СПб.: Питер, 2003 —160с:
- Никифорова Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Практикум: Учеб.пос.-М.:Академия,2009.-128 с
- Позняковский В.М. Экспертиза продовольственных товаров: Качество и безопасность: Учеб.пос. для вузов.-2-е изд., Нсб.:СибУПК,2005.-526с.
- Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: Учебник для вузов.-М.:Академия,2009.-208 с
- Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Лаборат. практикум: Учеб.пос. для вузов/Криштафович В.И.-М.:Дашков и К,2008.-592 с.
Дополнительные источники
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» сборник нормативных документов по состоянию на 1 ноября 2004г./Составитель Л.П. Дашков и др.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 172с.
- Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.96 г. – 32с.
- Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01. 98г. № 55 с изменениями и дополнениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20. 10. 98г. № 1222, от 02. 10. 99г. № 1104, от 06. 02. 2002г. № 81, от 12. 07. 2003г. № 421– 95с.
- ГОСТы, ТУ на продовольственные и непродовольственные товары
- Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания. - М.:ИНФРА-М,2008.-133 с.
- Санитарные правила и нормы для предприятий торговли и о/п.-М.:Дашков и К,2009.-212 с
- Санитарные правила и нормы: Продовольственная торговля и общественное питание.-М.:ПРИОР,2008.-80 с.
- Инструкция о порядке проведения экспертизы товаров экспертными организациями Системы торгово-промышленной палаты РФ. — Ростов/н Д: ЗАО «Книга», 1998. — 58 стр.
Учебная литература
- Елисеева Л.Г. и др. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник. – М.: МЦФЭР, 2006. – 800с. – (Серия «Высшая школа»).
- Касторных М.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов: Учебник для высш. Учеб. Заведений / М.С. Касторных , В.А Кузьмина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
- Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 1997. – 223с.
- Справочник товароведа продовольственных товаров. Т. 1,2 /Б.В. Андрест, И.Л. Волкинд, В. 3. Гарнецков и др. — М.: Экономика, 2003. — 516с.
- Шашина Е.М. Народная экспертиза/ Е.М. Шашина – «Невское время» №127 (2250) 15 июля 2000г. – 15с.
- Чечеткина Н.М. и др. Экспертиза товаров / Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина; под ред. Н.М. Чечеткина – М.: Приор, 2000. – 405с.
- Чечеткина Н.М. Экспертиза товаров/ Н.М. Чечеткина - М.: Приор, 1996. – 326с.
МДК 20.02. Основные источники
- Алексеев Н.С. – Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров» - т. 1, 1988 г.;
- Зубарева В.П. – Товароведение и экспертиза однородных групп непродовольственных товаров – Н. СибУПК, 2007 г.;
- Карташова Л.В. – Ассортиментная политика и оценка качества непродовольственных товаров – М., 2001 г.;
- Пехташева Е.Л. – Биоповреждения и защита непродовольственных товаров – М., 2000 г.;
- Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: Учебник Горфункель В.Я. – ЮНИТИ-Дана, 2006 г.;
Дополнительные источники:
- Беседин А.Н. – Товароведение и экспертиза меховых товаров - М.: академия, 2007 г.;
- Вилкова С.А. – Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров – М. Д.Л., 2000 г.;
- Демакова Е.А. - Товароведение и экспертиза мебельных товаров – М. – КНОРУС, 2008г.;
- Дронова Н.Д. – Методика оценки ювелирных изделий с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями – М., 1999 г., 28 с.;
- Ляшко А.А. – Товароведение и экспертиза культтоваров – М. Дашков и К., 2007 г.;
- Товароведение и экспертиза металло-хозяйственных и ювелирных товаров – Учебное пособие, Питер, 2005 г.;
- Шепелев А.А. – Товароведение и экспертиза швейно-трикотажных товаров – Учебное пособие, 2001 г.;
- Шишкина И.В. – Товароведение и экспертиза галантерейных товаров – М-Академия, 2003 г.
- ИСО10011-2:1991. Руководящее указание по проверке систем качества. Часть 2: Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества.
Отраслевые и ведомственные журналы
Журналы: «Товаровед продовольственных товаров», «Пищевая промышленность», «Мясная индустрия», «Пиво и напитки», «Спрос», «Стандарты и качество», «Текстильная промышленность», «Швейная промышленность», «Кожевенно-обувная промышленность» и др.
Интернет – ресурсы:
- www.znaytovar.ru – сайт «Знай товар»
- www.comodity.ru – сайт «Пищевое производство и товароведение продовольственных товаров»
- www.torg.spb.ru – сайт «Практика торговли»
- www. garant.ru – справочно-правовая система «Гарант»
- www.consultant.ru - справочно-правовая система «Консультант Плюс»
- www.codeks.ru - справочно-правовая система «Кодекс»
- 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия проводятся в учебных аудиториях и лабораториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением.
В преподавании используются лекционно-семинарские формы проведения занятий, практикум, рейтинговая технология оценки знаний студентов, информационно-коммуникационные технологии, кейс-технологии, игровые технологии.
- Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах пропорционально количеству часов.
- 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров» и специальности «Товароведение и экспертиза потребительских товаров (базовая подготовка)», прохождение курсов повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
- Обязательная стажировка преподавателей в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для руководителей практики (по профилю специальности, преддипломной). Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | ||
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности | Знать признаки классификации, групповой ассортимент; выявлять и применять показатели идентификации; расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки | Защита практической работы, | ||
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров | Владеть методикой проведения оценки качества, проводить оценку качества товаров различных групп; отбирать пробы и выборки из товарных партий; выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества; определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям; использовать органолептические и инструментальные методы оценки качества товаров | Защита практической работы, контрольная работа | ||
ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы | обосновывать необходимость проведения товарных экспертиз; планировать ход экспертизы товаров; выбирать методы экспертизы | Защита практической работы | ||
Итоговый контроль | Экзамен (квалификационный) | |||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений | ||||
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | ||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к будущей профессии, наличие положительных отзывов по итогам прохождения производственной практики | -наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе практики. -экспертная оценка портфолио работ и документов | ||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области учета | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе практики. | ||
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе практики. | ||
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Уверенное знание нормативной документации использовать результаты различных видов экспертиз в товароведной деятельности | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе практики. - контрольная работа | ||
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий | Уверенное владение компьютерными технологиями, использование их при оформлении результатов исследований практических заданий | Написание и защита рефератов, докладов (сообщений), курсовых работ, практических работ | ||
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Владение навыками делового общения, проектной деятельности | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе практики. | ||
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе учебной и производственной практик. | ||
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе учебной и производственной практик. | ||
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | изучение и анализ инноваций в области документирования и оформления хозяйственных операций | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, при решении ситуационных задач и в процессе учебной и производственной практик. |
[1]*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля "Организация службы пожаротушения и проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" для специальности 20.02.04 "Пожарная безопасность"
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная ...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Комплект оценочных средств предназначен для контроля знаний, умений, освоенных компетенций специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качес...
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.03. Управление ассортиментом, оценка качества, обеспечение сохраняемости товаров
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества, обеспечение сохраняемости товаров является частью программы подготовки специалистов среднего звена по спе...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества, обеспечение сохраняемости товаров по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Методические рекомендации предназначены для студентов с целью систематизации подготовки и выполнению курсовой работы по специяльности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.03. Управление ассортиментом, оценка качества, обеспечение сохраняемости товаров специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Фонд оценочных средств предусмотрен для подготовки и оценки качества обучения для промежуточного и текущего контроля знаний по профессиональному модулю....
Оценочные средства для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров»
Одним из направлений оценки качества подготовки студентов техникума является сформированность общих и профессиональных компетенций. Появление этих новых объектов оценивания обуславливает необходимость...
Рецензия на рабочую программу профессионального модуля "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов "ГБПОУ "БКТиЛ"
Рецензия на рабочую программу профессионального модуля "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов "ГБПОУ "БКТиЛ"...