Практическая работа по семейному праву
материал по теме

Данная работа рекомендуется, как деловая игра по семейному праву.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (ФИЛИАЛ)

Отделение СПО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________________ Г.В. Патракова

"____" _____________ 201__г.

Дисциплина СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Методические указания по проведению деловой игры

Автор: Алексеева Светлана Владимировна

Рассмотрено на заседании ПЦК специальных правовых дисциплин протокол № _____ от "____" _____________ 201__г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК ___________________________ С.Р. Шушунова

"____" _____________ 201__г.

Сургут

2013

Нормы, посвященные правам несовершеннолетних детей, являются новыми для российского законодательства. В 1990 г. Российская Федерация стала участницей Конвенции ООН «О правах ребенка», в связи с чем она приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствии с требованиями указанной Конвенции. После чего в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ появились нормы, посвященные личным и имущественным правам несовершеннолетних детей.

Обязанности ребёнка в правовых нормах не закреплены и определяются нормами морали.

Ребенком, в соответствии с п. 1 ст. 54 СК РФ, признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершенолетия). Данное определение соответствует норме ст. 1 Конвенции ООН о правах человека, согласно которой ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Российским гражданским законодательством предусматривается возможность признания ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, в случае признания подростка эмансипированным). Однако это не означает, что он не будет в дальнейшем рассматриваться в качестве ребенка до достижения восемнадцатилетия.

Государством, в соответствии с п. 1 ст. 2 Конвенции, должны уважаться и обеспечиваться все права ребенка без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. Задача семейного права состоит в обеспечении соблюдения  прав ребенка без какой-либо дискриминации в семейных отношениях. Так, норма ст. 53 СК РФ запрещает дискриминацию в отношении ребенка, родившегося от лиц, не состоящих в браке между собой.

На законодательном уровне закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию:

-        право ребенка жить и воспитываться в семье // ст. 54 СК РФ;

-        право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой,

братьями, сестрами и другими родственниками; // ст. 55 СК РФ

-        право ребенка на защиту своих прав и законных интересов; // ст. 56 СК РФ

-        право ребенка выражать свое мнение; // ст. 57 СК РФ

-        право ребенка на имя, отчество и фамилию. // ст. 58 СК РФ

Лишение родительских прав является мерой семейно-правовой ответственности и может быть применено только ври виновном, противоправном поведении родителей. Для бывшего родителя наступают неблагоприятные последствия в сочетании с дополнительным обременением.
Лишение родительских прав носит исключительно индивидуальный характер. Даже в тех случаях, когда оба родителя лишаются родительских прав, по отношению к каждому из них в отдельности рассматриваются все обстоятельства дела, послужившие основаниями для этого.

Усыновители родительских прав не лишаются, при наличии оснований усыновление отменяется в судебном порядке.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании ими опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи указанные лица могут быть отстранены от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), а не лишены родительских прав.

Основания лишения родительских прав предусмотрены в ст.69 СК РФ:

- уклоняются от выполнения  обязанностей родителей,  в том  числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных  причин взять  своего ребенка  из родильного  дома (отделения)  либо  из иного  лечебного  учреждения, воспитательного учреждения,  учреждения социальной защиты  населения или из других аналогичных учреждений;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются   с  детьми,   в   том  числе   осуществляют физическое  или  психическое  насилие над  ними,  покушаются  на  их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное  преступление  против жизни  или  здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Практическая работа № 6

Методические рекомендации по подготовке студентов к деловой игре

       Проведению деловой игры предшествует тщательная предварительная подготовка к ней. Начальным  этапом  этой подготовки  является ее обстоятельный разбор в учебной группе, на который выделяется до двух часов учебного времени. Такой разбор из-за недостатка учебных  часов  может  проводиться  и  во  внеурочное  время.  Обычно это делается за неделю до проведения деловой игры. В начале разбора преподаватель представляет студентам до 15 минут времени на ознакомление со сценарием игры. Далее  преподаватель  доводит  до  студентов  цели  проведения предстоящей  деловой  игры,  кратко  разъясняет  им  существо фабулы или  проблемы (ситуации),  подлежащей  разрешению,  поясняет  особенности  правового  статуса  участников  игры (их  права  и  обязанности), касается процедурных вопросов, отвечает на вопросы студентов.

       Очень важно, чтобы по окончании разбора игры у студентов не оставалось неясных вопросов, сомнений. В связи с этим им следует вести активный  заинтересованный  диалог  с  преподавателем,  ставя  перед ним вопросы.  

      После этого наступает процедура распределения ролей. Следует отметить, что приветствуется самовыдвижение студентов на роли. Однако  преподаватель  во  избежание  излишних  споров  должен  убедить  студентов  в  важности  и  общественной  значимости  всех  ролей, предусмотренных сценарием. Получив  роль, необходимо,  выражаясь  языком  артистов,  осознанно войти в нее, то есть понять и осознать, что от тебя требует эта роль,  а  именно:  каких  знаний,  навыков,  умений,  полномочий,  которыми  закон  наделил  данное  должностное  лицо. При  любых  неясностях относительно правового  статуса исполняемой роли необходимо задать вопросы преподавателю.

        В  задании  по  подготовке  студентов  к  деловой  игре  преподаватель  перечисляет  законы  и  другие  нормативные  правовые  акты, например, положения о государственных органах, в которых отражены процедурные вопросы и правовое положение тех или иных органов и должностных лиц. Этот нормативный материал особенно в части избранной студентом роли надлежит изучению особенно тщательно.

       В  заключении преподаватель назначает время проведения консультации за 1-2 дня до проведения деловой игры.

      Начиная подготовку к деловой игре, студенту следует вдумчиво, не торопясь вновь прочитать ее сценарий, представить себя в роли соответствующего должностного или иного лица, вообразить, как бы действовал  в  данной  ситуации,  если  бы  реально  занимал  эту  должность, какими знаниями, навыками и умениями должен был бы обладать, какие полномочия были бы необходимы для успешного исполнения должностных (служебных) обязанностей. После осуществления такого умственного процесса тебе станет ясно, что ты имеешь весьма смутное  представление  об  особенностях  и  характере  деятельности должностного  лица,  которого  ты  будешь  представлять  на  игре.  Это убедит  тебя  в  необходимости  основательной  подготовки  к  деловой игре.

       В первую очередь необходимо тщательно изучить те  законы и иные  нормативные  акты  в  части,  касающейся  твоей  роли,  которые рекомендованы  преподавателем. При  этом  особое  внимание  следует обратить  на  задачи,  которые  законом  возложены  на  орган,  который ты представляешь, и на полномочия, которыми наделено интересующее тебя должностное или иное лицо.  

      Сопоставив  эти  задачи  и  полномочия  с  подлежащей  разрешению  жизненной  ситуацией,  предлагаемой  в  сценарии  игры,  ты найдешь оптимальное законное разрешение проблемы. Рекомендуется, не надеясь на память составить обстоятельный письменный конспект своего выступления на деловой игре. При этом предлагаемое  тобой  решение  должны  быть мотивированным,  содержать ссылки на закон. Само выступление должно быть живым, интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами. Следует быть готовым ответить на вопросы других участников игры. На  консультации,  проводимой  накануне  игры,  необходимо снять все неясности и сомнения, возникшие в процессе подготовки к ней. Можно обговорить с преподавателем вопрос о целесообразности предлагаемой структуры выступления на деловой игре. Игра  протекает  в  строгом  соответствии  с  ее  сценарием.  При этом  всем  студентам  следует  проявлять  активность  и  находчивость, ставить  перед  участниками  игры  вопросы,  включаться  в  дискуссии, соблюдая, однако, необходимый такт. Замечено, что живо, интересно проведенная игра  оставляет  у  студентов  хорошее  впечатление и  вызывает интерес к дальнейшему участию в подобных играх.

      По  окончании  игры  преподаватель  предоставляет  слово  экспертам для заключения,  Первый  эксперт  в  течение 5-6 минут  рассматривает  подготовленность  студентов  к  деловой  игре,  активность  ее  участников,  их компетентность,  конструктивность  внесенных ими предложений. Он кратко анализирует выступления всех участников, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты, дает им оценку. При этом учитывается  активность  студентов,  знание  ими  законодательства, полномочий  соответствующего  должностного  или  иного  лица,  аргументированность  внесенных предложений. Экспертом дается оценка и в целом учебной группе. Второй эксперт может согласиться с первым или высказать свою точку  зрения по поводу проведенной игры, дополнить его.

     Преподаватель,  не  повторяя  сказанного  экспертами,  подводит итог проведенному занятию, кратко анализирует заключение экспертов. При этом он обращает внимание на полноту достижения поставленных  перед  студентами  целей,  на  недостатки  и  положительные стороны, высказывает свое суждение  том, что могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.  

      Студенты  также  могут  высказать  мнение  о  путях  совершенствования этого вида занятий.

      В  заключение  преподаватель  объявляет  оценки  всем  участникам деловой игры.

Цели деловой игры:

■  закрепление знаний студентов по семейному праву;

■  приобретение студентами навыков рассмотрения дел в гражданском суде;

■  получение  студентами  навыков  публичных  выступлений  в суде.

      Вариант ситуации, предлагаемой для обсуждения:

       В Сургутский городской суд поступило заявление из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования, в котором заявители просят  суд решить вопрос о лишении родительских прав  супругов Иванова Михаила Степановича, 1975 года рождения и Иванову Светлану Петровну, 1978 года рождения, проживающих по адресу: г. Сургут, ул. Кукуевицкого, дом 17, кв. 10, на иждивении которых находятся малолетние дети Иванов Алексей, 2001 года рождения и Иванова Наталия, 2009 года рождения.

       Свою просьбу заявители мотивируют следующим:

Супруги Ивановы на протяжении последних нескольких лет ведут явный антиобщественный образ жизни. Согласно справке,  полученной  от  участкового  инспектора  ГОМ-1 УВД г. Сургута Струнова  Л.К.,  курирующего  участок  по  месту  жительства  ответчиков, они более трех лет нигде не работают, перебиваются случайными заработками, регулярно устраивают в занимаемой ими квартире распитие  спиртных  напитков,  в  том  числе  с  участием  приходящих  к  ним лиц. Соседи по подъезду только за последние несколько месяцев неоднократно обращались в милицию по факту нарушения общественного порядка супругами Ивановыми и приходящими к ним лицами, в связи  с чем  в дежурной части ГОМ-1 зафиксировано 12 выездов  нарядов  полиции,  которые  заставали  на  месте  нетрезвую компанию, сопровождавшую свой досуг громкой музыкой, в том числе в ночное время, а также нецензурной бранью и словесными угрозами в адрес соседей, пытавшихся призвать дебоширов к порядку. По данным  фактам  составлялись  протоколы  об  административных  правонарушениях,  по  результатам  рассмотрения  которых  принимались решения о наложении административных взысканий.

     Так, согласно справке начальника ГОМ-1 УВД г. Сургута Семенова С.А., Иванов М.С. и Иванова С.П. в течение последнего года подвергались мерам административного воздействия по фактам совершения ими деяний, квалифицируемых как мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), в общей сложности 5 раз, что говорит об устойчивом характере их антиобщественного поведения. Дважды  наряд  милиции  фиксировал  факты  употребления  в квартире наркотиков.

     Согласно  справке,  выданной  городским  наркологическим  диспансером, Иванов М.С. и Иванова С.П. состоят на учете в этом заведении соответственно с 1998 и 1999 гг.

     В отношении детей Алексея и Наталии супруги Ивановы практически  не  выполняют  родительских  обязанностей.  Согласно  справке заведующей МДОУ № 18 "Калинка" Сидоровой В.Д. Иванова Наталия посещает детский сад нерегулярно, на ее  теле периодически появляются  синяки и ссадины. Со слов девочки  это является результатом  побоев  со  стороны  родителей,  мотивировать  которые  она  не  в состоянии. Кроме  того,  она  неоднократно жаловалась,  что  родители нередко забывают ее вовремя кормить, в то время как сами устраивают праздники с собутыльниками. Согласно  характеристике,  полученной  из  средней  общеобразовательной школы № 26  в отношении Алексея Иванова, мальчик учится  крайне  плохо,  мотивируя  это  невозможностью  подготовки уроков по месту проживания, отличается слабым здоровьем и неадекватным  поведением,  выражающимся  в  спонтанной  агрессивности, замыкании в себе и иных проявлениях. В связи с невыполнением супругами Ивановыми обязанностей по воспитанию и обучению детей только за последние десять месяцев комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривала  вопрос  о привлечении их  к  административной  ответственности по  ст. 5.35  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях 3  раза. Однако  члены  комиссии  сошлись  во  мнении,  что  применяемые  меры  явно  неадекватны  характеру  и  степени той  антиобщественной  направленности,  которую  приобрели  деяния супругов Ивановых.  

       На  основании  изложенного  комиссия  по  делам  несовершеннолетних и защите их прав просит суд решить вопрос о лишении родительских прав Иванова Михаила Степановича, 1975 года рождения и Иванову Светлану Петровну, 1978 года рождения, поскольку в их деяниях налицо признаки уклонения от выполнения родительских обязанностей,  жестокое  обращение  с  детьми  путем  физического  и психического насилия над ними. Кроме того, они являются больными хроническим  алкоголизмом, что в  соответствии  со  ст. 69 Семейного кодекса РФ также является основанием для лишения их родительских прав.

      С  учетом  изложенного  и  принимая  во  внимание  малолетний возраст  находящихся  на  иждивении  у  ответчиков  детей,  комиссия полагала  бы  возможным  решить  одновременно  вопрос  о  передаче Алексея и Наталии Ивановых на основании п. 5 ст. 71 Семейного кодекса РФ на попечение органа опеки и попечительства.

К заявлению прилагаются:

1. Справка участкового инспектора Степанова Л.К.

2. Выписка из журнала  дежурной  части ГОМ-1 УВД г. Сургута по учету выездов нарядов полиции по заявлению граждан.

3. Справка  начальника  ГОМ-1 УВД г. Сургута  Семенова  С.А.  о случаях  привлечения  Иванова  М.С.  и  Ивановой  СП.  к  административной  ответственности  за  мелкое  хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).

4. Справка из городского наркологического диспансера.

5. Справке заведующей МДОУ № 18.

6. Характеристика  из  средней  общеобразовательной школы № 26 в отношении Иванова Алексея.

7. Копии  решений  комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и

защите их прав о привлечении к ответственности супругов Ивановых.

8. Копии заявления для ответчиков в количестве 2-х экз.

 

Примерный состав участников деловой игры

1. Судья, председательствующий по делу.

2. Секретарь судебного заседания.

3. Два народных заседателя.

4. Представитель истца (заявителя) — комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав.

5. Представитель органа опеки и попечительства.  

6. Старший ребенок.

7. Два ответчика.

8. Адвокат, представляющий интересы ответчиков.

9. Прокурор

10. Представитель детского сада № 18.

11. Представитель средней общеобразовательной школы № 26.

12. Свидетели —  соседи  ответчиков  по  дому,  представитель

ГОМ-1.

13. Два  эксперта,  осуществляющие  наблюдение  за  игрой  и

дающие оценку.

14. Преподаватель, выполняющий роль консультанта.

 

Подготовка к деловой игре

     Преподаватель за 4-5 дней до проведения деловой игры собирает учебную группу, объявляет о предстоящем ее проведении, разъясняет ее цель, задачи, условия, место, время и порядок ее проведения.

     Он должен  заблаговременно ознакомить студентов со сценарием деловой игры.

      На  ключевые  роли (судьи,  прокурора,  представителей  сторон, экспертов)  рекомендуется  назначать  наиболее  подготовленных  студентов,  имеющих  опыт  публичных  выступлений  или  участия  в  судебных заседаниях в любом качестве.

      Самовыдвижение студентов на роли поддерживается.

      Полезным подготовительным мероприятием можно считать посещение студентами судебного заседания при рассмотрении конкретного дела.

Студенты  должны  иметь  возможность  предварительно  знакомиться с фабулой дела и материалами, образующими судебное дело, изучить действующее  законодательство и  судебную практику по  соответствующей категории споров. В процессе подготовки студенты (с учетом  предварительного  распределения  ролей)  должны  составить проекты процессуальных документов (доверенностей, определений и решения суда, письменных ходатайств от сторон, справок и т.д.).

      Перед проведением игры преподаватель проводит установочное занятие — проверяет готовность студентов к игре,  при  необходимости   консультирует,  оказывает  всяческую  помощь. Студенты  ориентируются на  творческий,  деловой подход  к проведению  деловой игры,  необходимость  разрешения  всех  возникающих  в  процессе  игры   вопросов  только  в  процессуальных  формах,  предусмотренных  ГПК РФ.

Примерный план проведения деловой игры

1. Преподаватель  объявляет  тему,  проверяет  явку  студентов, выделяя  тех, которые получили индивидуальные роли, проверяет их готовность,  проводит  краткий  инструктаж.  Затем  слово предоставляется студенту — судье городского суда.

2. Судья,  председательствующий  в  заседании,  открывает  заседание суда и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.

3. Секретарь докладывает о явке в суд лиц, участвующих в деле, и иных участников уголовного процесса. Суд устанавливает личность явившихся и проверяет полномочия должностных лиц и представителей.

4. Судья:

а)  удаляет из зала заседания свидетелей;

б)  объявляет  состав  суда и разъясняет  лицам, участвующим  в деле, их право заявлять отводы;

в)  разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.

5.  Судья  докладывает  обстоятельства  дела,  после  чего  поочередно дает слово для дачи объяснений:

■  представителю  комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и

защите их прав;

■  прокурору;

■  представителю органа опеки и попечительства;

■  ответчикам.

Судья поочередно вызывает для допроса свидетелей, в  том числе:

■  соседей ответчиков по дому;

■  представителя ГОМ-1 УВД;

■  представителя детского сада;

■  представителя школы;

■  старшего ребенка.

7.  Суд приступает к исследованию письменных доказательств.

8.  В судебных прениях поочередно выступают:

■  представитель истца;

■  прокурор;

■  представитель органа опеки и попечительства;  

■  ответчики либо адвокат.

9.  Участники  прений  вправе  выступить  вторично  в  связи  со сказанным в речах. При этом последними выступают ответчики и их представитель.

10. Прокурор дает заключение по существу дела.

11. Суд  удаляется  в  совещательную  комнату,  после  чего  публично оглашает вынесенное решение, разъясняя порядок его кассационного обжалования.

12. Председательствующий объявляет заседание закрытым.

 Разбор деловой игры и подведение итогов

      Преподаватель поочередно предоставляет  слово  экспертам для дачи заключений. Эксперт оценивает готовность студентов к деловой игре, их активность и компетентность, соответствие действий участников игры требованиям Гражданского процессуального кодекса РФ (5-8 минут). Кратко анализирует действия участников игры, отмечая положительные и отрицательные стороны, дает им оценку. Учитывается активность студентов,  знание ими материального (семейного) и процессуального  законодательства,  умение  принимать  правильные, основанные на нормах права решения, владение  тактическими приемами поведения в процессе (с учетом процессуальной роли каждого участника деловой игры).

      Экспертом выставляется оценка и группе в целом.

      Второй  эксперт  дополняет  первого.  Он  может  согласиться  с ним  либо  высказать  иную  точку  зрения,  дать  собственную  оценку действиям участников игры. Данные экспертами оценки участникам игры и группе в целом суммируются, что дает окончательную оценку. Преподаватель  подводит  итоги  проведенного  занятия,  кратко анализирует заключения экспертов. При этом обращает внимание на полноту  достижения  поставленных  перед  студентами  целей,  на  недостатки и положительные  стороны, высказывает  свое мнение относительно  дальнейшей  активизации  деловой  игры,  способствующей повышению ее результативности.

      Необходимо выслушать также мнение студентов о деловой игре — что в перспективе может способствовать совершенствованию этого вида занятий. Преподаватель  обычно  соглашается  с  оценками,  данными экспертами участникам игры.

      По завершении игры он благодарит всех ее участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению практической работы по теме «Правила дифференцирования»

Данное методическое пособие разработано для студентов 1-го и 2-го курсов и прподавателей. Содержит краткий теоретический курс, приведены примеры решения задач по данной теме, 6 вариантов заданий, а та...

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»...

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»...

Практическая работа по административному праву

Данная работа предназначена для закрепления знаний учащихся по основам административного права и применения полученных знаний при решении ситуационных задач...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Правила безопасности дорожного движения»

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Правила безопасности дорожного движения» разработаны на основе Федерального государственного образовательного ...

Практическая работа по Административному праву

Эта работа даст возилжность студентам закрепить теоретические навыки в практичсекой работе....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Право" в ОУ СПО 2018

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Право" в ОУ СПО 2018. Обложки...