Доклад "Методика преподавания права"
учебно-методический материал по теме
Материал содержит доклад на тему: "Методика преподавания права", в котором представлен краткий сравнительный анализ традиционных и инновационных технологий преподавания права. Текст доклада сопровождается электронной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metodika_prepodavaniya_prava.rar | 121.29 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области «Колледж сервиса и туризма» | |
ДОКЛАД
на тему: «Методика преподавания права»
Выполнила: Невесенкова Екатерина Геннадьевна,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Калининград 2013
Слово ≪инновация≫ появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предметом пристального внимания наших западноевропейских коллег еще в 50-е годы XX в. и лишь в конце XX столетия стали активным компонентом всех процессов, происходивших в отечественной системе образования. Педагогические нововведения затронули и правовое образование, в том числе методы и средства обучения. В первую очередь они стали ассоциироваться с различными формами интерактивного обучения. На сегодняшний момент доказано, что доминирование исключительно интерактивных методов обучения и разновариантных форм активного образования так же вредно для отечественной системы правового обучения, как и полное их отсутствие.
Нововведения в области правового образования могут рассматриваться как в контексте одного образовательного учреждения, так и в масштабе всей страны, когда на федеральном уровне реализуются идеи определенной концепции в этой сфере. Анализ огромного количества инноваций в образовательных учреждениях в системе обучения праву позволяет выделить отдельные их типы:
1. Инновации в содержании правовых курсов, суть которых состоит в апробировании новые правовых учебных дисциплин, содержание которых соответствует духу времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный характер.
2. Инновации в технологии обучения, заключаются в появление новых методических приемов, в том числе тех, которые не использовались в данном образовательном учреждении. В первую очередь это связано с проведением деловых игр и различных форм интерактивного обучения.
3. Инновации в управляющей системе образовательного учреждения, состоят в появлении новых должностей (замдиректора по правовому воспитанию, замдиректора по научно-методической работе и другие) и в изменении системы методической работы педагогов (общее руководство исследовательской деятельностью обучаемых по правовым темам и другие).
4. Инновации в воспитательной работе образовательного учреждения. Правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств. Это способствует становлению личности, которая уважает права человека, законы страны и исполняет предписания права.
Специалисты выделяют частные, модульные и системные инновации. Применительно к процессу обучения праву это можно объяснить так. Внедряя отдельный правовой курс, преподаватель осуществляет частные инновации. Они имеют локальный характер и пока не связаны с другими серьезными нововведениями в образовательном учреждении. Однако пройдет время, и указанные изменения, несомненно, повлекут за собой комплекс других: так появится потребность применить новые технологии в области правового обучения, выстроить другую систему воспитательной работы и прочее. Здесь можно уже говорить о модульных инновациях, захватывающих несколько элементов системы. И наконец, возникает насущная потребность изменить всю систему: воспитание, технологии обучения, управление учебным заведением. В данном случае, речь идет о системных инновациях.
Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности. Новизна в правовом образовании носит относительный характер. Зачастую те методические приемы, которые предлагают специалисты современному преподавателю права вовсе не являются новыми. Это могут быть хорошо забытые педагогические методики, которые использовались в прошлом; те, что используются сейчас, но в системе обучения другим наукам; а также те, что необычны для российского образования, но заимствованы нашими коллегами путем изучения ретроспективы и современного состояния обучения за рубежом.
Традиционными технологиями правового обучения называют совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании на протяжении многих лет. Они являются устоявшимися и общепринятыми. По мнению М.В. Кларина: «Традиционным является урок — одновременное занятие с целым классом. Учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, и оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит репродуктивный характер, знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде, т. е. предназначены для воспроизводящего усвоения». Нельзя думать о том, что традиционное обучение праву однозначно имеет негативный характер. Напротив, оно проверено практикой, имеет многочисленные апробации и совершенствования, что позволяло такой системе изменяться и улучшаться.
Динамичность общественной жизни, тем не менее, диктует потребность в изменениях, даже казалось бы универсальных форм обучения. Например, с течением определенного времени специалисты, анализирующие опыт преподавания права, пришли к выводу о недопустимости однообразия методических приемов и средств обучающего воздействия на обучающегося, осваивающего азы юридической науки. Поэтому в современной практике необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.
Таким образом, педагогические технологии — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют преподавателю добиваться запланированного результата в правовом обучении учащихся.
Этимология слова «технология» обращает нас в историю далекого прошлого, напоминая о его первоначальном смысле, как «искусстве, мастерстве, умении что-либо делать» (от греч. «techne»). Это позволило обозначать им физические, химические и механические закономерности в науке для того, чтобы выявить, использовать на практике наиболее эффективные и экономические производственные процессы. Пытаясь определить роль педагогических технологий в правовом образовании, необходимо понять:
— существуют ли закономерности в обучении праву;
— возможно ли выработать педагогическую метасистему формально-выраженных приемов, методов и средств обучения, адекватных правовому обучению и воспитанию?
В учебниках по праву конца XX в. присутствовали вопросы типа: «сравни», «объясни», «почему», «зачем», «сделай вывод» или «определи цель». В таких случаях юридический материал «проходил» через сознание учащихся и оставался в их памяти. Однако современные тенденции правового обучения требуют активизировать познавательную деятельность учащегося, а потому появились вопросы типа: «узнай», «выскажи свое мнение и аргументируй позицию», «оцени поведение и подумай, как можно было избежать конфликт», «предложи свой вариант решения проблемы».
К настоящему времени нет обобщенных трудов по вопросам методологии правового образования, а потому данная тема представляется малоисследованной, но даже при беглом анализе имеющегося в указанной сфере опыта, следует обратить внимание на то, что современная система педагогических технологий правового образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Таким образом, ведущая цель диверсификации (мера разнообразия в совокупности) правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого учащегося с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.
К настоящему времени доказано, что усвоение внешней информации обучаемым осуществляется многоканально при существенном доминировании одного из каналов, что предопределено генетическими факторами и несовершенством школьного обучения. С учетом этого, задача преподавателя заключается в том, чтобы выбрать полимодальные методы воздействия на процесс усвоения юридических конструкций учащимися. Психолого-физиологические особенности человеческой деятельности в процессе обучения праву подсказывают целесообразность ее смены через каждые 20 мин. занятия. На этом основывается вариативность методических приемов организации занятий.
В системе традиционного обучения праву выделяют следующие вариативные формы организации учебных занятий: вводные и обобщающие уроки, лекции, семинары и прочее.
В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на весьма результативные в инновационном правовом обучении так называемые технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие собой российский вариант юридической технологии профессора права Дэйвида Маккойда-Мэйсона из ЮАР.
«ПОПС-ФОРМУЛА» используется при организации споров, дебатов, дискуссий на уроке. Ее суть заключается в следующем: учащийся высказывает —
П - позицию (т. е. объясняет, в чем заключена его точка зрения);
О - обоснование (учащийся должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами);
П - пример (при разъяснении сути своей позиции учащийся пользуется конкретными примерами);
С - следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы).
Кроме того, определенной популярностью в инновационном правовом образовании пользуется так называемая методика «мозгового штурма», используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения той или иной проблемы.
Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций учащегося. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по «кругу» и выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связаны с инновациями в области правового обучения. Степень эффективности новых методик обучения проверяется практикой, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.
К системе инноваций можно так же отнести введение медиации в систему правового обучения. Учащимся предлагается разрешать правовые конфликты (решать задачи) мирным путем с участием нейтрального посредника-медиатора. Так учащиеся осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок. Вот вариант проведения медиации на уроке:
≪Класс делится на три группы. Первой и второй группе преподаватель предлагает познакомиться с информацией правового конфликта.
Пусть она будет письменно изложена на карточках. Группа № 1 защищает интересы одной стороны, группа № 2 рассказывает о случившемся со своей точки зрения. После 5-минутного обсуждения конфликта задачи представитель каждой группы выступает и защищает свою сторону.
Группа № 3 - медиаторы. Их задача - примерить стороны, доказать выгодность компромиссного решения проблемы с учетом взаимных интересов сторон.
Этапы работы (эту памятку можно вывесить на доске):
1. Выступление сторон.
2. Прояснение интересов сторон. Медиатор задает ученикам группы № 1 и № 2 вопросы типа: «А зачем вы это сделали...», обращая внимание сторон на то, что в произошедшем не было злого умысла.
3. Формулирование повестки дня. Медиатор говорит о том, по каким вопросам следует достичь компромисса.
4. Выдвижение предложений. Каждый может предложить вариант решения проблемы.
5. Выбор решения. Формулирование соглашения.
6. Выполнение соглашения.
В рамках инновационных технологий преподавания права нельзя не отметить целесообразность использования различных игр (дидактические игры и игровые элементы, имитационные, сюжетно-ролевые, деловые и иллюстративные игры), которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях), либо его формой (урок-игра).
Современная система правового обучения позволяет педагогу оптимально сочетать на практике традиционные и инновационные технологии.
Литература:
- Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 400 с.
- Балонина СВ. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах. Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., - М.,2000.
- Головин С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования. Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., — М., 2001.
- Жеругов Р.Т. Активные технологии преподавания и изучения теории государства и права. - М., 2000.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., Арена. 1994. - 223 с.
- Методика преподавания правовых дисциплин. / Болотова Е.Л. - М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование индивидуальных и групповых форм работы при изучении МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах)
Технологии группового обучения при организации учебного процесса в ССУЗе...
Методическая разработка для преподавателей на тему: Преподавание иностранного языка: от истоков методики преподавания к современной методологии.
Обзор подходов и методов преподавания иностранного языка...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК 01.01 Теоретические основы организ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...
Методические рекомендации «Об основных ошибках в преподавании Правил дорожного движения»
В работе представлены методические рекомендации по устранению ошибок в преподавании ПДД, направленые на уменьшение количества ДТП с участием детей путем качественного и точного разъяснения педагогами ...
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Ошибки на дороге, совершаемые детьми часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании ребенка как допустим...
Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "История" с учётом содержания профессиональных модулей (на примере специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)
29.11.2021 (Республика Крым, г. Ялта) – профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методики преподавания общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) «История/Росси...