Методические рекомендации по дисциплине "Административное право"
учебно-методический материал по теме
Методические рекомендации содержат в себе задания теоретического и практического характера для самостоятельного изучения дисциплины "Административное право"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekom_.po_adm.pravu_.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» в г. Буденновске
Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы
По специальности 030912 51 «Право и организация социального обеспечения»
По дисциплине «Административное право»
Преподавателя Кириленко С.А.
Цель: изучение понятия, предмета, системы, метода административного права, особенностей административного права как отрасли права. Систематизации знаний по видам источников права, выделение особенностей источников административного права.
Обобщение имеющихся знаний по особенностям отраслей российского права.
Тема | Задания | Рекомендации по выполнению заданий |
1.Административное право в правовой системе РФ | 1.В процессе изложения нового материала составить ОК «Понятие, предмет, метод и система административного права. 2. Составить ОЛС «Источники административного права» | ОК должен содержать следующие вопросы: -понятие административного права -предмет и метод административного права -система административного права Выполнение ОЛС осуществляется на основе опорного конспекта |
2.Субъекты административного права | 1. В процессе изложения нового материала составить ОЛС «Понятие и виды субъектов административного права 2. В процессе изложения нового материала составить ОЛС «Граждане РФ как субъекты административного права» 3. В процессе изложения нового материала составить ОЛС «Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства». | ОЛС составляется на основе опорного конспекта ОЛС составляется на основе опорного конспекта. ОЛС составляется на основе опорного конспекта. |
3. Административно-правовые формы и методы | 1. В процессе изложения нового материала составить ОЛС «Понятие и виды правовых актов управления» 2. Изучить Указ Президента РФ «О классификации правовых актов» от 15 марта 2000 года и определить место правовых актов управления в данной классификации. | ОЛС составляется на основе опорного конспекта. Задание выполняется на основе статей Конституции РФ и Указа Президента РФ. |
4. Ответственность по административному праву. | 1. Изучить Административный кодекс РФ и подобрать по 3 примера составов правонарушений, которые могут быть совершены: - только путем действия - только бездействием 2. Подобрать из административного кодекса по 3 состава правонарушений, которые могут быть совершены: - только с умышленной формой вины; - только с неосторожной формой вины. 3. Подобрать из административного кодекса РФ по 5-6 составов правонарушений, для которых необходимы специальный субъект. | Задание выполняется на основе статей административного кодекса. Задание выполняется на основе норм и статей административного кодекса РФ. Задание выполняется на основе норм и статей административного кодекса РФ. |
5. Административно-процессуальное право. | 1. В процессе изложения нового материала составить ОЛС « Понятие и виды административного процесса». 2. В процессе изложения нового материала составить ОК « Понятие. значение и виды правотворческого процесса». 3. В процессе изложения нового материала составить ОК « Понятие, значение и виды правонаделительного процесса». | Задание выполняется на основе опорного конспекта. ОК должен содержать следующие вопросы: -Понятие правотворческого процесса; - Стадии правотворческого процесса. ОК должен содержать следующие вопросы: -Понятие субъектов административного процесса; -Виды субъектов административного процесса. |
6. Законность в области обеспечения управления | 1.В процессе изложения нового материала составить ОЛС «Понятие и значение законности в области государственного управления». 2. В процессе изложения нового материала составить ОК «Понятие и виды способов обеспечения законности в управлении». | ОЛС выполняется на основе опорного конспекта. ОК должен соответствовать следующим вопросам: -Понятие законности в сфере управления -Способы обеспечения в сфере управления. |
7. Административно-правовое управление экономикой, социально-культурной и политической сферами. | 1. В процессе изложения нового материала составить ОК «Отрасли и сферы государственного управления». 2. Выписать предметы ведения РФ и ее субъектов в сфере государственного управления. | ОК должен соответствовать следующим вопросам: -Понятие отрасли государственного управления -Сферы государственного управления. Задание выполняется на основе статей 71-73 Конституции РФ. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «Административное право»
Специальность 030503 51 Правоведение
Тема №1.
Ситуация 1.
В семье Матросова, директора завода «Металлист» 8 августа родилась дочь, которую родители решили назвать Марией. В тот же день сыну Матросовых Иванову исполнилось 14 лет. А через месяц умерла бабушка Ивана. Имеют ли данные факты юридическое значение?
Какие отношения возникают на их основе?
Ситуация 2
По распоряжению Правительства РФ были переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунального назначения.
- Определите, являются ли данные правоотношения административно-правовыми?
- С какими отраслями права соотносится административное право в данном случае?
Ситуация 3
Нормы административного права регулируют управление в следующих сферах:
- межотраслевых;
- социально-политических;
- социально-культурных;
- хозяйственной деятельности.
1.1. Охарактеризуйте основные части системы административного права.
1.2. Определите нормы какой части системы изложены выше?
Тема №2
Ситуация 1
Между студентами Васильевым и Смирновым при подготовке к семинару по административному праву произошел спор. Васильев высказал мнение, что право стать Президентом Российской Федерации возникает у гражданина РФ с момента рождения, однако до достижения им 35 лет гражданин недееспособен осуществить это право. Смирнов не был согласен с таким утверждением. Он полагал, что поскольку в соответствии со статьей 60 Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, нельзя говорить о соответствующей недееспособности гражданина, если только она не ограничена в установленном законом порядке. По мнению Смирнова, право стать Президентом РФ возникает у гражданина только в 35 лет. Возражая Смирнову и аргументируя свою позицию, Васильев сослался на Гражданский кодекс РФ, в соответствии с которым правоспособность гражданина возникает в момент его рождения. Смирнов же утверждал, что гражданская правоспособность человека не совпадает с его административной правоспособностью и что, согласно статье 17 Конституции РФ, только основные права человека принадлежат ему от рождения.
Кого Вы бы поддержали в этом споре?
Ситуация 2
Студент Сальников, рассматривая граждан как субъектов административно-правовых отношений, высказал на семинаре мнение о том, что положение статей 37 и 59 Конституции РФ противоречат друг другу. Свою позицию он аргументировал теми обстоятельствами, что согласно статье 37, принудительный труд запрещен, а в соответствии со статьей 59 защита Отечества является долгом гражданина РФ и гражданин в соответствии с федеральным законом должен нести военную службу. По мнению Сальникова, даже возможность замены военной службы альтернативной службой противоречит праву граждан на свободный труд.
Как Вы расцениваете точку зрения Сальникова?
Если Вы согласны с Сальниковым, то какие, на Ваш взгляд, изменения и дополнения целесообразно было бы внести в Конституцию РФ и федеральные законы?
Тема №3
Ситуация
Должностными лицами таможенного органа при перемещении товаров физическими и юридическими лицами осуществляется проверка документов, досмотр вещей, багажа, грузов, транспортных средств, личный досмотр граждан.
- Можно ли считать данные действия таможенного органа мерами административного принуждения.
- Определите:
- функцию управления,
- форму управления,
- метод управления по ситуации.
Тема №4
Ситуация
27 апреля 2003 года, студент 3-го курса института Мищенко пришел на занятия в нетрезвом состоянии. На замечания своего однокурсника Лыкова по поводу его внешнего вида Мищенко ответил нецензурной бранью. А когда началась лекция, Мищенко перочинным ножом пытался вырезать на крышке стола свою фамилию. Затем прервал лектора, через всю аудиторию обратился к Лыкову с вопросом, зачем тот к нему (Мищенко) приставал. На замечания лектора Мищенко грубо ответил и в течение лекции прерывал занятие, отвлекая лектора вопросами, не относящимися к предмету и теме лекции.
К как4им видам ответственности можно привлечь Мищенко за совершенные им проступки?
Тема №5
Ситуация
Истрин, не будучи согласным с содержанием составленного в отношении него протокола об административном правонарушении, решил его не подписывать, но попросил вручить ему под расписку копию протокола. Однако сотрудник милиции, составивший протокол, отказался вручить Истрину на бланке протокола имела следующее содержание: «С протоколом ознакомлен, согласен, копию получил», после которой Истрину надо было расписаться.
Дайте правовую оценку этому казусу.
Как бы Вы поступили на месте Истрина?
Какие изменения следовало бы внести в этот бланк протокола?
Тема №6
Ситуация 1.
Восемнадцатилетний Власиков после досрочного освобождения из исправительно-трудового учреждения вернулся к родителям. На работу Власиков не устроился, стал злоупотреблять спиртными напитками, появляться в нетрезвом состоянии в общественных местах. Участковый милиционер составил протокол о появлении Власикова в нетрезвом состоянии в общественном месте, передал материалы начальнику районного отдела внутренних дел и попросил его установить за Власиковым административный надзор, что тот и сделал.
- Проанализируйте состав правонарушения совершенного Власиковым.
- Квалифицируйте его деяние по статье Административного кодекса.
- Правомерны ли действия участкового милиционера.
- Кто имеет право устанавливать административный надзор?
- К какой группе мер административного принуждения относится установление административного надзора?
Ситуация 2.
В ходе проверки соблюдения закона общественными объединениями помощником прокурора были выявлены нарушения в деятельности одного из общественных объединений. В связи с этим прокурором было принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
1.1. Является ли деятельность помощника прокурора по ситуации прокурорским надзором?
1.2. В чем отличие прокурорского надзора от административного надзора?
1.3. Какие меры принуждения могут наступить по условиям ситуации?
Тема №7
Ситуация 1.
Корниенко с отличием закончила юридический факультет имеющего государственную аккредитацию высшего образовательного учреждения. Несмотря на это, ей было отказано в приеме на государственную службу в федеральный орган исполнительной власти. Отказ мотивировался тем обстоятельством, что вуз, который окончила Корниенко был негосударственным.
Правомерен ли такой отказ?
Что бы вы сделали в данной ситуации на месте Корниенко?
Ситуация 2.
Студент очного отделения негосударственного высшего учебного заведения Иголкин был вызван на заседание призывной комиссии для решения вопроса о призыве его на военную службу. На комиссии Иголкин представил документы, что ВУЗ, в котором он учится, аккредитован Министерством образования РФ.
Подлежит ли Иголкин призыву на военную службу или имеет право на отсрочку от призыва?
При каких условиях студенты могут получить отсрочку от призыва на военную службу?
Ситуация 3.
Петров был призван в 18 лет на военную службу, так как находился на службе в органах внутренних дел: сначала учился в Юридическом институте МВД России, а затем работал инспектором уголовного розыска. В возрасте 26 лет после окончания срока контракта он уволился из органов внутренних дел и пошел работать в адвокатуру. Через три месяца после увольнения из органов внутренних дел. Петров получил повестку о призыве на военную службу.
Подлежит ли Петров призыву на военную службу?
Какие нормативные акты регламентируют эти вопросы?
Алгоритм решения ситуации
Петров не подлежит призыву на военную службу, так как обучение в юридическом институте МВД России предполагает наличие военной кафедры, что приравнивается к прохождению военной службы в рядах Российской армии.
Эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Положением о воинской обязанности в РФ, а также Законом «Об образовании РФ».
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИЙ:
Практические ситуации выполняются на основе анализа статей Административного кодекса. Внимательное ознакомление со статьями поможет найти правильный ответ на вопросы к ситуации. Вам необходимо разграничивать отрасль административного права от иных отраслей права, так как вопросы составлены таким образом, что дисциплина «Административное право» тесно граничит с уголовным, гражданским, трудовым и семейным правом.
Литература по решению ситуаций:
- Учебное пособие «Административное право», под редакцией М.Б. Смоленского, издательство «Феникс», Москва, 2005г.
- Учебное пособие «Административное право», под редакцией Л.Б. Агапова, Москва, 1999г.
- Учебное пособие «Курс административного права», под редакцией А.Б. Агапова, Москва, 2002г.
- Учебное пособие «Административное право», под редакцией Д.Н. Бахрах, Москва, 2002г.
- Учебное пособие «Административное право», под редакцией Ю.М. Козлова., Л.Л.Попова, Москва, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ.01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», изучающих ПМ.01 "Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенси...
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы Дисциплина: «Муниципальное право» Специальность: «Право и организация социального обеспечения»
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. Материалы самостоятельной внеаудиторной работы представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий....
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ОДБ Обществознание (включая экономику и право) для специальностей СПО 21.02.04 Землеустройство 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { }p.cjk { font-family: "Calibri"; } Методические рекомендации по внеаудиторной ...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Муниципальное право"по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
Освоение дисциплины "Муниципальное право" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональ...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Финансовое право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
Освоение дисциплины "Финансовое право"предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональных ...
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по гражданскому праву для студентов специальности: Право и организация социального обеспечения
Подготовка курсовой работы является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Курсовая работа по Гражданскому праву» является письменной работой с кратким и с...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Методические рекомендации разработаны для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при написании курсовой работы по МДК 01.01 Право ...