Конспект урока "Российские профсоюзы: история и современность"
методическая разработка по теме
Применение метода управления мышлением «Шесть шляп де Боно» (один из методов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма) при проведении урока по теме "Российские профсоюзы: история и современность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ 1924
ВАО город Москва
Салмина Наталья Сергеевна, председатель первичной профсоюзной организации школы, учитель литературы,
Котлярова Елена Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе.
Профсоюзный урок в 9 классе по теме:
«Российские профсоюзы. История и современность».
Рассмотрение проблемной ситуации:
«Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?
Новый педагогический опыт:
Применение метода управления мышлением «Шесть шляп де Боно» (один из методов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма).
Форма урока:
Групповая, ролевая игра, театрализация.
Цель:
Познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», историей его становления, функционала, значения и роли в современном российском обществе.
Задачи:
1. Продолжить формирование гражданской позиции учащихся, рассмотреть вопрос о важности участия каждого в работе общественных организаций, защищающих права и интересы работников, провести работу по профориентации.
2. Научить учащихся лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей, более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблемы.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, раздаточный материал, брошюры: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», стикеры жёлтого и зелёного цвета, бумага, вырезанная в форме листьев ростка (см. эмблему Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В центре раскрытой книги - зеленый прямой росток с пятью равновеликими листьями).
Предварительный этап:
Поскольку тема профсоюзного движения является для учащихся новой (лишь отдельные вопросы затрагивались на уроках истории в 8 классе при изучении материала о промышленных революциях в Западной Европе), целесообразно провести подготовительную работу, которая состоит в следующем:
- Проводится вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с методом «Шести шляп» Эдварда де Боно.
- Учащиеся класса делятся на 6 групп (по количеству шляп).
- Каждая группа получает задание подобрать материалы о профсоюзном движении, ознакомиться и дать им оценку с точки зрения своей «шляпы» (позиции).
- Учащиеся знакомятся с материалами, предложенными учителями;
- Группа «белая шляпа» получает задание подготовить презентацию по истории профсоюзов.
- Все учащиеся должны прочитать рассказ А.П. Чехова «Размазня». 2 ученика готовят инсценировку.
Предложенные материалы:
- Законодательные основы деятельности профсоюзов: Конституция РФ, ст. 30, 37.;Трудовой кодекс РФ, ст. 29, 40; Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
- Сборники нормативно-правовых актов, информационные бюллетени, издаваемые Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ по различным проблемам трудового права (из профсоюзной библиотечки школы).
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://www.trud.org/
- http://fnpr.ru/
- А.П. Чехов. Рассказ «Размазня».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас в гостях представители Управы района Новокосино и Территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки Восточного административного округа города Москвы. Мы рады приветствовать вас в нашей школе!
- Ребята! Вы, ученики 9 класса, стоите на пороге вступления во взрослую жизнь. Скоро вы будете получать профессиональное образование, профессию. Важно, чтобы вы были всесторонне подготовлены к новой для вас роли в жизни. Хочется, чтобы ваша трудовая жизнь ничем не была омрачена. С этой целью мы проводим сегодня не обычный, а профсоюзный урок.
Наш урок пройдет с использованием метода «Шесть шляп», автором которого является известный в мире аналитик Эдвард де Боно. Этот метод поможет нам преодолеть наши эмоции, беспомощность и путаницу во взглядах. Надевая и снимая «шляпу», мы будем принимать на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает. Хочу напомнить вам правила метода «Шести шляп». Рассмотрите, пожалуйста, схему. (Демонстрация слайда № 1.) У вас на столах есть памятка, пожалуйста, следуйте инструкции.
Правила использования шляп:
- Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
- Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
- При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении подхода.
- Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
- Введение в проблемную ситуацию.
Учитель: Разрешите мне принять на себя роль «синей шляпы». Я буду стараться наблюдать за процессом нашего мышления, управлять им и формулировать цели, выводы. Объявляю примерный порядок шляп: синяя, белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя. Итак, предлагаю вам материал для размышления (распечатки статьи на столах).
Проблемная ситуация: Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?
На первый взгляд вопрос парадоксальный. В стране существует большое количество профсоюзных организаций, их объединения и ассоциации с общей численностью около 30 миллионов человек (около 50% работающего населения). У этих организаций есть собственность, деньги (взносы) и бюрократический аппарат. Представители профсоюзной стороны регулярно принимают участие в заседаниях региональных и федерального правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. С профсоюзами осторожничает власть (вдруг забастуют или выйдут на улицы!), в Государственной Думе создана депутатская группа «Солидарность», которая является профсоюзным лоббистом в парламенте. Очевидно, что такая «махина» не может существовать просто так, без надобности. Базовая сущность и смысл профсоюзов всерьез не обсуждаются никем. Однако более пристальный взгляд на российские профсоюзы позволяет увидеть картину не столь однозначную.
В дополнение к статистическим данным можно констатировать, что такая влиятельная и важная структура ничтожно мало для ее масштабов и значения присутствует в информационном поле. Федеральные и региональные СМИ о профсоюзах пишут редко, в основном интересуются вопросами их недвижимости: здравницами, спорткомплексами. (Вообще очень многие по старинке воспринимают профсоюз как место, где можно получить льготную путевку.) Сюжеты о трудовых конфликтах есть, но они редки. (В основном они касаются либо предприятий с иностранным капиталом («Форд», «Кока-Кола» и др.), либо угроз забастовок бюджетников). И это когда в сфере трудовых отношений в России проблем больше, чем достаточно! Выходит, в общественном сознании профсоюз воспринимается совсем не как организация, защищающая интересы работника.
Синяя шляпа: Тогда какие профсоюзы нужны стране? На этот и другие вопросы мы попытаемся дать ответы на этом уроке. Для этого нам потребуется восстановить смысл существования профсоюзов в современном мире, проанализировать ситуацию возникновения профсоюзов в дореволюционной России и их трансформацию в советский период, что, в свою очередь, позволит объективно оценить ситуацию профсоюзов в современной России.
- Этап всестороннего изучения проблемы по методу «Шесть шляп мышления».
Белая шляпа: Историческая справка (презентация «Из истории профсоюзного движения в России»).
(Слайд 1) Я хотела бы познакомить вас с основными этапами развития профсоюзов: от момента их зарождения до наших дней.
(Слайд 2) В Англии в начале XIX века в результате промышленного переворота сложился новый массовый слой наемных работников.
Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты. Одним из главных методов повышения дохода предпринимателей было ужесточение требований к работникам: удлинение рабочего дня, сокращение оплаты труда, увольнение. (Слайд 3) Чтобы противостоять такого рода действиям со стороны работодателей, рабочие сами покидали предприятия и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. (Слайд 4) Тактика забастовок начинала приносить успех.
Первые профсоюзы (тред-юнионы — англ. trade-union) появились в конце 18-го века в Англии. Их появление вызвало ожесточенное сопротивление, как среди предпринимателей, так и в государственных кругах. (Слайд 5) Для подавления профсоюзного движения принималось специальное законодательство, для организаторов профсоюзов вводилась уголовная ответственность.
(Слайд 6) В России профсоюзы появились в октябре 1905 года в ходе первой русской революции. Профсоюзное движение в этот период времени представляло собой попытки объединения рабочих из простых стачечных групп в организации трудящихся для улучшения условий труда и экономического положения рабочих.
24 сентября - 7 октября 1905 года в Москве состоялась I Всероссийская конференция профессиональных союзов, во время проведения которой было создано Московское центральное бюро профсоюзов.
(Слайд 7) Новым, на тот момент, методом в организации деятельности профсоюзов стала выработка конструктивной программы экономических требований. Уже тогда через профсоюзы участники стачек поднимали вопрос о заключении коллективных договоров на предприятиях. Повсеместно общими собраниями рабочих принимались уставы профсоюзов, в которых основополагающими были экономические требования: установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, отмена сверхурочных и ночных работ, запрещение детского труда, отмена штрафов, улучшение условий труда и быта трудящихся, особенно женщин.
(Слайд 8) В первые годы советской власти профсоюзы принимали непосредственное участие в ликвидации неграмотности и безработицы, в поставках продовольствия и топлива рабочим и их семьям. (Слайд 9) В последующие годы их, как и иные общественные организации, превратили в рупор партии, повсеместно навязывались несвойственные им функции: (Слайд 10) управление социальным страхованием, организация санаторно-курортное лечения и отдыха трудящихся, отдыха и оздоровления детей, руководство технической инспекцией труда, проведение культурно-массовой и спортивной работы.
(Слайд 11) В 1990 году впервые в стране была принята Декларация о правах трудящихся. Профсоюзы предложили программу реформирования трудового законодательства и инициировали разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде.
Российские профсоюзы подняли вопрос и отстояли основополагающее право трудящихся на объединение, которое теперь закреплено в 30-й статье Конституции Российской Федерации.
При поддержке профсоюзов был принят базовый для этой сферы деятельности Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Он дал профорганизациям право представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников и участвовать в нормотворческом процессе.
(Слайд 12) Начиная с 2005 года, мы имеем возможность наблюдать новый виток деятельности профсоюзов, который связан с глобализацией экономики, затронувшей и вопросы охраны труда. Этот период можно охарактеризовать активной деятельностью профсоюзов по защите прав работников. На современном этапе профсоюзы идут путем сотрудничества или социального партнерства. Если профсоюзы помогают правильно организовать производство, то предприятия получают большую прибыль и большую долю могут превращать в зарплату. Если рост экономики требует перевода специалистов из одной отрасли в другую, то государство договаривается с профсоюзами, и те организуют переквалификацию работников.
Однако данные статистики говорят, что, несмотря на значительные достижения, население страны мало информировано о деятельности профсоюзов. В современных экономических условиях многие руководствуются принципом: «Каждый сам за себя». (Конец презентации).
Чёрная шляпа: Отношение простых людей к профсоюзам показывают последние результаты изучения общественного мнения. По опросу ВЦИОМ, в качестве причин недоверия профсоюзам как демократическим институтам в России граждане называют следующие:
- деятельность профсоюзов незаметна, бесполезна, неэффективна, их просто нет - 39%;
- они не отстаивают интересы работников, выполняют волю властей - 16%;
- не доверяет профсоюзам; затрудняются сформулировать причины своего недоверия, но тем не менее не доверяют - 46%.
Синяя Шляпа: В который раз в российской истории профсоюзам требуется трансформация, которая сделает их деятельность адекватной вызовам современности. Современные профсоюзы должны уметь находить новые способы объединять людей, решать конфликт работников и работодателей, добиваться принятия необходимых законов и превратиться в правозащитников. А когда ситуация стабилизируется - выстроить систему коммуникации для всех заинтересованных сторон и реализовать принцип социального партнерства. (Вывод).
Еще одной иллюстрацией к нашей проблемной ситуации будет инсценировка по мотивам рассказа А.П.Чехова «Размазня».
Сценка (по мотивам рассказа «Размазня» А.П. Чехова). Ситуация: работник и работодатель.
- Я проработала гувернанткой у ваших детей 2 мес. и 5 дней и хотела бы получить расчет.
- Хорошо, давайте посчитаемся. Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
— По сорока...
— Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Проработали вы два месяца...
— Два месяца и пять дней...
— Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...
(Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..)
— Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?
(Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..)
— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля. Потом по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы деньги за это получаете. Итак, значит, минус еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...
— Я не брала.
— Но у меня записано!
— Ну, пусть... хорошо.
— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...
(Оба глаза наполнились слезами...)
— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей жены взяла три рубля... Больше не брала...
— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите!
(И подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.)
— Merci, — прошептала она.
Красная шляпа: Безобразие! Всех вы так обираете?
Работодатель: Не нравится – скатертью дорожка! Желающих работать у меня много…
Красная шляпа: Я не размазня, я молчать не буду! (К гувернантке) Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Синяя шляпа: Мы с вами наблюдали, как нарушаются права работника. Всегда ли человек может отстоять свои права в одиночку? Легко ли это сделать? Может, для этого нужно объединиться и совместно отстаивать свои права?
Белая шляпа: Существует общественная организация, цель которой – защитить трудовые права работников. Это профсоюз.
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.
Право на объединение в профсоюзы закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 30) и в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» (гл. I, ст. 2).
Согласно российскому законодательству каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы. Так как школьники не занимаются профессиональной деятельностью, они пока не могут быть членами профсоюза.
(Презентация «Как организовать профсоюз»).
Красная шляпа: 1-ая: Да…, наверное, хорошо бы вступить в профсоюз, чтобы меня защищали… 2-ая: Ну, вот ещё! И ты веришь, что кто-то будет защищать твои права?
Черная шляпа: Изучив статистические материалы, мы пришли к выводу, что приблизительно треть населения считает деятельность профсоюзов бесполезной. Примеры этому: невыплата зарплаты, увольнения, нарушение трудовых прав работников. К этому нужно добавить, что нужно платить взносы – не менее 1 % от зарплаты!
Красная шляпа: Целый один процент! Это можно 2 раза в «Макдональдсе» поесть! Ещё и на собрания ходи! Зачем мне профсоюз? У меня и так всё хорошо…
Чёрная шляпа: Если сегодня всё хорошо, это не факт, что будет хорошо завтра. Кризис 2008 года показал, что можно легко лишиться работы. И никаких гарантий.
Красная шляпа: Караул! Помогите!
Зелёная шляпа: Один в поле не воин! Работодатель найдет много аргументов, что вы не правы. Лучше бороться за свои права сообща…
Желтая шляпа: Мы тоже изучили статистические материалы. Они говорят о том, что именно благодаря действиям профсоюзов удалось добиться снижения безработицы. Введена программа содействия занятости. Мы помогли начать свое дело более чем 172 000 (ста семидесяти двум тысячам) человек. Восстановлено более 1,5 миллионов рабочих мест. Практически отсутствуют задержки зарплат, пенсий, пособий. Улучшаются условия труда. Из уплаченных взносов формируется фонд, средства которого расходуются на оказание юридической помощи, оказание материальной помощи, просветительскую работу, повышение квалификации и многое другое. Вот говорящий пример.
(Презентация телевидения Свердловской области о деятельности профсоюзов)
Зелёная шляпа: Информации о деятельности профсоюзов мало. Для того, чтобы профсоюзу иметь вес в обществе, нужно укрепить веру людей в общественное профсоюзное движение, поэтому важнейшие направления деятельности профсоюзов сегодня это:
- информатизация – использование Интернета, массовых печатных изданий, таких как газета «Солидарность», «Мой профсоюз» и других;
- привлечение юристов;
- повышение правовой грамотности работников;
- привлечение внимания общественности к социальным проблемам общества;
- социальное партнерство с представителями работодателя и государственной власти.
Посмотрите, как активно работает профсоюз работников народного образования и науки.
(Видеоклип Молодежного совета ВАО)
- Рефлексия.
Синяя шляпа: Пришло время подвести итоги нашего урока. Мы постарались рассмотреть проблему современного профсоюзного движения с разных точек зрения и ответить на вопрос: «Зачем и кому нужны профсоюзы в современной России?»
У вас на столах есть карточки-стикеры жёлтого и зелёного цвета. Прошу ответить на вопрос: «Нужен ли мне профсоюз?» «Да» – выбираете зеленую карточку, «Нет» – выбираете желтую. Приклейте, пожалуйста, свои стикеры на лист бумаги. Уважаемые гости, прошу вас тоже высказать свое мнение по этому вопросу. Спасибо!
(На доске символ знаний – росток. По цвету стикеров, приклеенных на листочки, определяем, достигли мы своей цели или нет).
Заключительное слово предоставляется гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"
Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание"....
План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему: «Правовое государство: история и современность»
Дисциплины:«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В. Тема: «Правовое государство: история и современность»Тип урока: повторение и систематизация зна...
тесто ,история и современность
Для профессии ПМ 08 (технология приготовления мучных кондитерских изделий). Повар, кондитер...
История возрождения современного выполнения нормативов тестирования по системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
"Возрождение этой системы - в новом, современном формате - может принести огромную пользу. Назвать его можно по-разному. По сути, эту систему надо возрождать", - в центре "Самбо-70" на совещании, посв...
История и современное видение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса « Готов к труду и обороне » (ГТО)
Методическая разработка рекомендована для преподавателей физической культуры в аудиторной работе и преподавателям, классным руководителям в организации внеаудиторной в...
Статья "Пути повышения эффективности на уроках истории в современных условиях". Опубликовано на сайте Инфоурок
https://infourok.ru/statya-puti-povysheniya-effektivnosti-uroka-istorii-v-sovremennyh-usloviyah-6720115.htmlЦель исторического образования рассматривается как «формирование у обучающегося целост...
Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...