Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по ОП.01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле.
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 1. «Развитие региональной политики гостиничного сервиса» (4 часа)

Цель — выявление основных путей развития региональной политики гостиничного сервиса в выбранном регионе.

В соответствии с поставленной целью рассмотреть следующие задачи:

  1. Роль индустрии туризма в выбранном регионе.
  2. Особенности гостиничного бизнеса на уровне выбранного региона.
  3. Проанализировать показатели рекреационной отрасли выбранного региона, свидетельствующие о перспективности развития рекреационного комплекса региона.

Методология. В ходе выполнения самостоятельной работы Вами должны быть использованы: системный анализ, а также методы синтеза и дедукции.

Выводы/значимость. Результатом самостоятельной работы является применение системы мер по формированию привлекательного имиджа гостиничного предприятия, по созданию логистических систем для реализации гостиничных услуг, по совершенствованию системы управления гостиничным бизнесом на региональном уровне (выбранного Вами региона). 

В самостоятельной работе обязательно наличие:

  1. Рисунка с распределением номерного фонда по категориям за последние три года в выбранном регионе, % от общего количества номеров.
  2. Таблица динамики показателей рекреационного комплекса выбранного региона за последние три года.
  3. Информации по направлению формирования привлекательного гостиничного комплекса в выбранном Вами регионе.
  4. Список использованных источников.

Вы выбираете регион из перечисленных ниже городов для развития гостиничного бизнеса в России (регионы не должны повторяться в группе)

Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Владивосток Казань, Омск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Хабаровск, Краснодар, Пермь, Нижний Новгород, Красноярск, Челябинск, Волгоград, Уфа, Калуга, Воронеж и Самара.

Оформление самостоятельной работы. Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИ Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается:

  1. Файл презентации должен быть отправлен в ЭлЖур согласно срокам сдачи.
  2. Название файла должно совпадать с Ф.И.О. докладчика.
  3. Объем работы – 12 - 20 слайдов. Материал должен быть представлен в виде основных определений, положений, тезисов, схем, таблиц, рисунков, фотографий.
  4. Слайд №1 должен содержать следующую информацию:
  • Название колледжа и специальность, где выполнена работа.
  • Название доклада.
  • Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов.
  • Фамилия, Имя, Отчество, учёная степень, звание, должность научного руководителя.
  1. Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.
  2. Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.
  3. Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне».
  4. Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт.
  5. Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
  6. Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста.
  7. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
  8. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.
  9. Использование звуковых эффектов в ходе демонстрации презентации не желательны.

Как подготовить презентацию?!

  1.  Подготовительный этап, сбор информации
  • Перед началом работы необходимо определить тему вашего доклада. Написать план и основные тезисы.
  • Разбить тезисы на отдельные параграфы, по которым можно сделать раскадровку.

2.  На что стоит обратить внимание перед началом работы

При разработке презентации надо иметь в виду следующее:

  • Определить, для чего нужна презентация: для проверки во внеурочное время или для выступления на семинарах, докладах. В первом случае наполнение (как текстовое, так и иллюстративное) должно быть наиболее полным, т.к. презентация должна «говорить сама за себя». Во втором случае количество текста должно быть минимальным, т.к. подробности Вы расскажете устно.

3. Наполнение презентации

  • Основная задача презентации – перевести Ваш доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.
  • На слайдах, как правило, размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями.
  • Таблицы, диаграммы можно готовить как в других программах (например, Visio), так и в PowerPoint. Но помните, что все составляющие элементы должны соответствовать общему стилю презентации. В РowerPoint имеется достаточное количество инструментов, чтобы сделать действительно красивую презентацию: это и разнообразные фигуры, линии, цвета, можно задавать прозрачность объектов, толщину линий, тень, объем. Есть много готовых форм. Пробуйте, экспериментируйте! Но не увлекайтесь, не забывайте о правилах целостности композиции. Во всем должно быть чувство меры.
  • Для текста также необходимо задать стиль. Это делается в «Образце слайдов». Именно здесь можно определить шрифт (желательно выбрать Aril, Verdana, Times, Tahoma) чтобы не было проблем с показом презентации на других носителях, задать размер, отступ красной строки (если есть), интервал. Определить стили для заголовков. Необходимо также задать размещение текста на слайде. Текстовую информацию лучше представлять в виде списка 2-3 уровней. Каждый кадр должен быть закончен по смыслу. Используйте «чистые» цвета – синий, красный, черный, желтый для текста и для дизайна фона, а также максимально крупный шрифт.
  • Избегайте большого количества букв и слов на слайде. Длинный тезис сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов. Оптимальное количество текста на экране – не больше 6 слов в 6 рядах. Помните – лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Лучше вставьте одну, но хорошую картинку, чем напишете «Войну и мир» на одном слайде. Стиль слайда скорее похож на общение с помощью SMS.
  • Не увлекайтесь клипартами, которые входят в Office. Они очень сильно «заезжены». Лучше потратить время и подыскать в фотобанках действительно интересные изображения, которые соответствуют Вашей тематике. То же самое относится к фото изображениям. Используйте их обдуманно, чтобы они несли какую-то смысловую нагрузку и соответствовали тезисам слайда и Вашему докладу. Иллюстрации, как и все остальное, должны вписываться в общую композицию слайда. При использовании графических объектов сохраняйте чувство вкуса и меры. Чрезмерное количество двигающихся, скачущих и быстро меняющихся объектов в Power Point утомляет зрителей.
  • Совет: не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.

4. Обязательно просматривайте конечный результат!

5. Сохраняйте готовую презентацию в формате демонстрации.

Критерии оценивания:

 «5» - полный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.

«4» - неполный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.

«3» - не аргументированный ответ на поставленные вопросы.

«2» - ответа нет, задание не выполнено.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 2

«Анализ внешней и внутренней среды международных сетей в

регионе» (4 часа)

Цель: Изучить и проанализировать международные гостиничные сети на региональном уровне.

Форма выполнения: эссе.

По заданной теме составьте эссе на примере выбранного вами региона из первой самостоятельной работы.

Требования к эссе: 

Структура эссе идентична структуре реферата. 

  1. Объем — не более 3 печатных страниц;
  2. При написании необходимо использовать 5-10 источников;
  3. Грамотное изложение рассуждений в эссе;
  4. Верное оформление библиографического списка.

В содержании самостоятельной работы рассмотрите:

  1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды международных сетей в выбранном регионе.
  2. Анализ внутренней и внешней среды любой гостиницы, принадлежащей к международной гостиничной цепи в выбранном регионе.

В конце работы сформулируйте выводы.

Критерии оценивания:

 «5» - полный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.

«4» - неполный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.

«3» - не аргументированный ответ на поставленные вопросы.

«2» - ответа нет, задание не выполнено.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №3 Методы принятия управленческих решений (4 часа)

Цель работы: 

  1. Закрепление теоретических знаний студентов.
  2. Решение ситуационных задач по теме.
  3. Определение умения влиять на окружающих 

Порядок выполнения самостоятельной работы:

Задание № 1.   В тетради для работ по менеджменту, записать «Ответы на контрольные вопросы» и ответить на следующие контрольные вопросы:  

  1. Что такое управленческое решение?
  2. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
  3. Как классифицируются управленческие решения?
  4. Какова процедура подготовки и принятия решения?
  5. Перечислить модели и методы принятия управленческих решений.

Задание № 2.  Заполните таблицу, указав, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее:

  1. в условиях дефицита времени;
  2. для избежания субъективизма;
  3. для большей продуманности возможных последствий;
  4. при наличии конфликтной ситуации;
  5. при низкой квалификации сотрудников;
  6. для снижения сопротивления несогласных.

Коллективный способ

Индивидуальный способ

Задание № 3.   Прочтите афоризмы о психологии принятия решений и объясните их смысл (ответы заполните в таблице):

Афоризм

Ваш ответ

Если принял решение ты, пусть отныне не дрогнет рука: можешь выбрать ты смелость советчика, можешь выбрать совет смельчака.

Обсуждать надо часто, решать – однажды.

Не столь опасно принять дурное решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно.

Задание № 4.    Заполните таблицу, указав вид принимаемого решения (запрограммированное или незапрограммированное) в зависимости от ситуации:

Ситуация

Вид решения

Новые, неординарные условия

Число возможных альтернатив ограниченно, и они легко формулируются

Стандартные, регулярно повторяющиеся ситуации

Ситуация, где требуются глубокие знания, интуиция

Задание № 5. Ситуационная задача: 

Ситуация 1 Вам нужно принять решение: открывать в городе гостиницу или не открывать. Укажите ваши действия по выбору цели и сбору информации.

Ситуация 2 Исходя из задания, изложенного в ситуации 1, и собранной информации осуществляется подготовительный анализ альтернатив для принятия решения.

Ситуация 3 Предположим, что в процессе подготовительного этапа принятия решения вы пришли к следующему предварительному выводу: лучшей альтернативой является открытие фешенебельной гостиницы, рассчитанной на 30 номеров люкс. Раскройте процесс окончательного принятия решения.

Ситуация 4 Допустим, что вами уже принято окончательное решение о строительстве фешенебельной гостиницы на 30 номеров люкс. Определите ваши действия по реализации решения.

Тест «Решение управленческих проблем»

1. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

1) чем больше информация, тем лучше

2) избыток информации также вреден, как и ее недостаток

3) получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

4) избыточный объем информации – залог успеха

2. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

1) для оптимального решения комплексной задачи

2) для сохранения «группового» стиля работы

3) для проверки квалификации рабочих

4) все перечисленное

3. Что означает «принять решение»?

1) перебрать все возможные альтернативы

2) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

3) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

4) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

4. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?

1) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы

2) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя

3) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат

4) уровень превышения своих полномочий

5. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?

1) если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать

2) по точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных

3) проверка надежности административной структуры

4) проверка надежности экспертной структуры

6. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?

1) интенсификация мыслительного процесса

2) анализ нестандартных решений

3) выявление альтернатив

4) вовлечение всех участников в процесс принятия решений

7. Кому принадлежит авторство идей при использовании коллективных методов принятия решений

1) организации, где работают участники совещания

2) всем участникам совещания

3) участнику, выдвинувшему первоначальный вариант решения

4) участнику, выдвинувшему окончательный вариант решения

Тест:

Руководитель, принимая управленческое решение, должен уметь повлиять на подчиненных с тем, чтобы убедить их в правильности решения, заручиться поддержкой, что обеспечит качественное исполнение решения. Проверьте наличие у вас такой способности.

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
  2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
  3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
  4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
  5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
  6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
  7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
  8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был не изменен?
  9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
  10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?
  11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
  12. Любите ли вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?
  13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?

Оценка результатов. Подсчитайте набранное вами количество баллов по приведенной таблице.

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Да

5

0

5

5

5

5

5

0

0

5

5

5

5

Нет

0

5

0

0

0

0

0

5

5

0

0

0

0

35-65 баллов.   Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов.   Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а зачастую оказываясь и неправильно понятым.   А жаль!

Форма контроля: письменные ответы на вопросы (на паре), остальные задания отправляете в ЭЛЖуР одним файлом (файл Word), № практической, ФИО, группа, курс.

Критерии оценивания:

 «5» - полный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.

«4» - неполный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.

«3» - не аргументированный ответ на поставленные вопросы.

«2» - ответа нет, задание не выполнено.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 4

Корпоративная культура - пути повышения эффективности в организации (4 часа)

Цель: формирование представления о методах развития корпоративной культуры; формирование представления о методах поддержания организационной культуры; выработка умения излагать и аргументировать свою позицию, отстаивать свои убеждения.

Задание № 1. Дать определение понятия «культура», «корпоративная культура».

Задание № 2.  Контрольные вопросы:  

  1. Каковы основные стратегии управления корпоративной культурой?
  2. На какие принципы необходимо опираться при формировании корпоративной культуры?
  3. Перечислите методы поддержания корпоративной культуры.

Задание № 3: Дать характеристику стратегий: (Оформить в виде таблицы)

  • формирование корпоративной культуры (принципы, этапы, методы, участники управленческого взаимодействия);
  • поддержание корпоративной культуры;
  • изменение корпоративной культуры в целях повышения эффективности организации.

Практические задания:

  1. Составьте кодекс корпоративной культуры организации, в которой вы будете проходить практику.
  2. Разработайте профессионально-этический кодекс работника той специальности, по которой вы проходите обучение в колледже.
  3. Пройдите тест «Уровень организационной культуры», основанный на методике И. Ладанова. При прохождении теста, целесообразно представить себе организацию, в которой вы работаете или проходили производственную практику. Соотнесите уровень удовлетворенности или неудовлетворенности трудом с уровнем организационной культуры в компании.

Критерии оценивания:

  •  «5» - полный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.
  • «4» - неполный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.
  • «3» - не аргументированный ответ на поставленные вопросы.
  • «2» - ответа нет, задание не выполнено.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 5 Как подготовиться к собеседованию при трудоустройстве (4 часа).

Цель: Научиться правильно, готовиться к собеседованию, достойно держаться во время собеседования.

Порядок выполнения: 

  1. Изучить теоретический материал
  2. Рассмотреть наиболее часто задаваемые вопросы при собеседовании
  3. Подготовите «домашнюю заготовку» вашего рассказа о себе на собеседовании в файле Word.
  4. Из каждой группы вопросов выбрать 3-4 вопроса и ответить на них, так как бы вы ответили на собеседовании с работодателем
  5. Ответьте письменно в тетради на контрольные вопросы.

Как вести себя на собеседовании?

Составив грамотное резюме и отправив его в различные организации, успехом вашего начинание станет приглашение на собеседование. Казалось бы, что может быть сложного при встрече с собеседником, чем объяснить свою позицию и получить заветную вакансию.

На самом деле, иногда желание показать себя лидером, неправильное поведение и даже сомнения при ответе на поставленный вопрос могут составить неправильное впечатление о вас и привести к отрицательному результату.

Существует множество различных правил, помогающих выстроить верный диалог, убедить потенциального работодателя в своей кандидатуре и, следуя им можно обрести уверенность, забывая о страхах.

Что такое собеседование

По своей сути это обычная встреча между вами и будущим работодателем, а возможно даже его представителем, позволяющая обсудить более подробно детали вашего будущего сотрудничества.

В процессе беседы каждый принимает для себя окончательное     решение     по     вопросу     о том, насколько обратная сторона является подходящей. То есть, вы для себя определяете, действительно ли будут устраивать все предложенные        условия, а руководитель организации делает вывод о профессиональной пригодности сотрудника.

На сегодняшний   день   существует   множество различных видов, типов и даже подразделений собеседования, которыми могут воспользоваться сотрудники предприятия в процессе подбора кандидата. Стоит хотя бы немного разбираться в них, чтобы быть готовым к любой ситуации.

По своему типу собеседование может быть 4 видов.

Вид собеседования №1 Телефонный звонок

Это первый этап, который может повлечь за собою встречу с непосредственным потенциальным руководителем.

Подобным методом пользуются тогда, когда резюме оставляет заинтересованность, а описанная в нем информация требует своего подтверждения.

Звонок может поступить в любой момент, поэтому вне зависимости от ситуации, важно вести себя правильно. Даже если вы очень долго ожидали решения от сотрудников компании и с вами наконец-то связались, не следует с ярко выраженными радостными интонациями отвечать в трубку.

Самый банальный вопрос «Удобно ли вам сейчас разговаривать?» может многое сказать опытному работнику отдела кадров. Решите для себя, действительно ли вы обладаете достаточным количеством времени, чтобы в спокойном режиме ответить на все вопросы.

Если это так, то говорите уверенно: «Да, я слушаю вас» в ином случае предупредите, что вы немного заняты и сможете сами перезвонить через 2-3 минуты, уточнив номер телефона и имя сотрудника.

За этот период постарайтесь успокоиться, сообразите, какая именно компания связалась с вами, и найдите черновик отправленного резюме. Просмотрите всю информацию, которая в нем описана, заострите внимание на самых важных деталях, а дальше, подготовив себя к

разговору, набирайте указанный номер.

Вид собеседования №2 - Личная встреча

Наиболее распространенный тип собеседования. Он предполагает непосредственный контакт и предназначен для проверки ваших профессиональных характеристик. О том, как проходит такое общение, какое поведение выбрать для него, и что важно для каждой из встречающихся сторон, рассмотрим немного позже.

Вид собеседования №3 Общение с группой кандидатов Каждая        вакансия        предполагает поиск        самого оптимального сотрудника. Но, иногда случается так,

что претендентов может быть сразу несколько и менеджер организации проводит групповую встречу, чтобы в ее процессе понять, кто из прибывших претендентов наиболее соответствует заданным параметрам.

На такой встрече важно уметь проявить свои профессиональные навыки, стараться отвечать на заданные

вопросы наиболее точно и обладать нужной долей стрессоустойчивости.

Коллективное общение – это всегда соперничество друг с другом, цена которому ваша способность получить предлагаемую вакансию. Но, не стоит прибегать к жесткому поведению и оскорблению, а тем более выявлению превосходства над собеседниками. Помните, что каждый ваш неправильный поступок и даже сказанное слово может стать причиной дальнейшего отказа.

Вид собеседования №4 - Комиссия

Иногда, для того, чтобы упростить процесс подбора кандидатов собеседование назначается на один день, в который собираются ведущие сотрудники различных направлений, способные сделать итоговый выбор.

Вас приглашают на встречу, где задают различные вопросы, причем они могут пересекаться и поступать от целой группы людей.

В результате принимается решение, которое будет известно вам практически сразу.

Такой способ позволяет охватить сразу многие сферы работы предприятия и понять, насколько действительно претендент соответствует предлагаемой должности.

В любом случае, попадая на подобную встречу стоит понимать, что задача сотрудника, общающегося с вами - это отбор. По сути, вас будут рассматривать на степень соответствия портрету идеального работника. От того, насколько вы способны выполнять все требования предлагаемой должностной инструкции, адаптироваться в коллективе, проявлять свои навыки зависит принимаемое решение.

Собеседование можно разделить на несколько видов:

  • Стрессовое собеседование. Оно проводится в основном тогда, когда сама работа предполагает    возникновение     подобных     ситуаций.     Это     может     быть вакансия оператора, трудящегося        в        телефонном        режиме, транспортная логистика, менеджер торгового зала, организация закупок и т.д. по своей сути, в процессе разговора будет создан момент, который и определит реальные черты вашего характера.

Самыми простыми методами считаются: повышение голоса, повторение с интервалом времени одного и того же вопроса, постоянное прерывание вашего повествования, неадекватные усмешки или обсуждение информации, не имеющей отношения к основной теме.

Путей поведения может быть тоже 2. Либо вы будет стараться отвечать на каждый поставленный вопрос, не повышая собственного голоса, либо прервете речь, для того, чтобы спокойно объяснить, что этот момент уже обсуждался.

Важно понимать, что, вызывая ваше стрессовое состояние сотрудник организации будет наблюдать и за внимательностью. Поэтому, монотонная беседа вызовет сомнения, а это уже признак раздумий над вашей кандидатурой.

  • Синемалогия. Подобный метод очень часто применяется в организациях имеющих многоступенчатую систему отбора. Он позволяет в наиболее полном объеме рассмотреть   ваши   профессиональные   качества.   В   момент   встречи   вам предложат просмотреть        отрывок        видео,        где        возможна неоконченная ситуация или действие, а скорее всего даже просто отвлеченный эпизод.

Ваша задача рассказать то, что было просмотрено, сделать выводы и предложить пути решения ситуации. Ведущие сотрудники, решающие каждый день ряд поставленных задач, должны легко ориентироваться в ситуации и находить самые оптимальные решения.

  • Тестирование. Это вариант предварительного ознакомления с вашей кандидатурой. Основная задача состоит в том, чтобы верно ответить на поставленные вопросы не только профессионального, но и психологического характера. Существует специальная шкала оценок, а также в список вносятся специальные щекотливые вопросы, для того, чтобы оценить вашу реакцию на них.

  • Метод погружения в ситуацию. Его можно встретить, в большинстве своем, в крупных, динамично развивающихся организациях. Открытая вакансия на руководящую

должность,     скорее      всего,      будет      предполагать      подобное      применение. Вся суть заключается в следующем: вам задают ситуацию, от которой зависит дальнейшее положение дел в организации, и здесь важно не только найти выход, но и объяснить причины, по которым вы предлагаете поступить именно так.

Конечно, самые простые должности обычного линейного исполнителя не предполагают особой сложности в проверке профессиональных данных при выборе будущего сотрудника. Поэтому, скорое всего, встреча будет предполагать обычный контакт с изучением вашего резюме, а вернее подтверждением его данных.

Как пройти собеседование при приеме на работу

Любую встречу, назначенную вам сотрудником отдела кадров можно запрограммировать на результат, достаточно правильно подготовиться и предугадывая вопрос отвечать на него емкими фразами, внушающими доверие собеседнику.

Как правило, собеседование имеет 5 основных этапов, каждый из которых составляет свою значимость. Попробуйте изучить их, и это поможет осознать, как лучше действовать в данный момент.

Этап №1. Налаживаем контакт

Здесь устанавливается связь и обозначаются границы. Именно в этот период становится понятно, как настроен ваш интервьюер. Вполне возможно, что процедура отбора кандидатов началась довольно давно и за это время        накопилась усталость, нервозность, стресс, что отрицательно может отразиться на результате вашей встречи.

Попробуйте установить контакт, демонстрируя свою доброжелательность. Очень часто помогают разговоры

на нейтральные темы. Так, вас могут спросить «Сложно ли было найти нас?» или

«Быстро ли вы добрались?». Продумайте свой ответ.

Можете сами начать общение фразой «Добрый день, офис вашей компании так удачно расположен, что быстро удалось добраться». Подобное отвлечение поможет снять нервозное состояние и даст хорошую платформу для дальнейшего разговора.

Этап №2. Рассказ об организации

Скорее всего, сотрудник отдела кадров начнет с того, что познакомиться с вами и даст немного информации о своей компании. По большому счету, это 2-3 предложения о том, чем они занимаются, какая вакансия открыта и опишется ряд задач, выполняемых на данной должности.

Даже если вы основательно готовились заранее и знаете всю историю предприятия до мелочей, выслушайте внимательно, давая возможность установить более тесное общение.

Этап №3. Интервью

Это собственно тот этап, на котором вы будете обсуждать вопросы профессиональной деятельности, начиная от уровня оплаты труда до предложенных обязанностей.

При этом, обратите особое внимание на несколько аспектов:

  • Вопросы, задаваемые вам, будут, скорее всего, произноситься в ускоренном темпе. В этом нет ничего страшного, так как важно сэкономить время и разобраться в соответствии кандидата на основании ответов.
  • Все обсуждаемые темы постоянно чередуются, то открывая новые, то возвращаясь к прежним. Такой метод просто позволяет специалисту снизить вероятность получения социально-желаемых ответов.
  • Каждое предложение, написанное в резюме, и озвученное вами может проверяться несколько раз различными способами. Не удивляйтесь этому, а тем более не нервничайте.
  • Все проводимые записи интервьюером в процессе общения будут скрытыми от вас. Это нормальная практика, поэтому поводов для беспокойства нет. Скорее всего, там будут короткие заметки соответствия предъявленным критериям.
  • Будьте готовы к возможности импровизировать. Конечно, как вы готовитесь к собеседованию, так и отдел кадров составляет планы, пишет тесты и имеет четко намеченный сценарий, но иногда, в зависимости от ситуации и исходя из полученных заданий, возникает необходимость забыть о стандартах.

Этап №4. Обратная связь

Здесь необходимо задать интересующие вас вопросы. Лучше всего, если их будет не больше 5. Поэтому с самого начала продумайте примерный список, опираясь на те моменты, которые наиболее важны именно для вас.

Вы можете уточнить содержание трудовой деятельности, обозначить уровень будущей ответственности, поговорите о социальном пакете.

Этап №5. Окончание встречи

Такая инициатива, в большинстве своем проявляется той стороной, которая пригласила вас на собеседование.

Итогом        переговоров        могут        стать 3 различных варианта:

  • отказ;
  • приглашение на дополнительный этап;
  • прием на вакансию.

В любом случае, постарайтесь обсудить алгоритм дальнейшего        взаимодействия.        Скорее        всего        вам

предложат подождать ответа, оговаривая примерные сроки.

Подготовка к собеседованию — планирование вопросов и ответов

Прежде чем отправляться на встречу, важно правильно подготовиться к ней. Вы должны не только произвести нужное впечатление, но и заставить поверить потенциального работодателя в вашу уникальность.

Напишите план, которого вы будете придерживаться в момент сборов, и вычеркивайте выполненное действие.

Совет №1. Сбор документов

Подготовьте их заранее и уложите в сумку. Проверьте, ничего ли вы не забыли. Обычно        это        стандартный        перечень,

включающий в себя:

  • Паспорт;
  • Диплом об образовании;
  • Трудовая книжка (если она есть на руках);
  • Копия резюме;
  • Сертификаты        и        иные        документы, подтверждающие окончание курсов. Постарайтесь взять с собою только то, что имеет прямое отношение к вашей вакансии, чтобы потом не утруждать себя в поиске, теряя собственное время и время сотрудника компании.

Совет №2. Поиск информации

Старайтесь собрать все доступные сведения о той организации, в которую завтра будете пробовать трудоустраиваться. Поставьте ряд вопросов и ответьте сами на них.

«Каков период работы компании и основной вид деятельности?», «Какова продукция, производимая на данный момент, ее ассортимент?», «Имеются ли отрицательные моменты в репутации и с чем они связаны?»

В наш век развивающихся технологий очень легко найти нужную информацию в интернете, среди знакомых и даже у секретаря, приглашающего вас на встречу. Определив для себя такие основные аспекты, вам будет проще сосредоточиться на дальнейших моментах. Вы изначально, у себя в голове уже сформируете картину предстоящей деятельности, и это позволит проще чувствовать себя и выбрать линию поведения в момент встречи.

Совет №3. Внешний вид

Многие компании сейчас устанавливают дресс-код для своих сотрудников. А это означает, что форма одежды должна быть однотипной и чаще всего строгой. В любом случае, приглашение на собеседование – это тот момент, когда вы должны произвести впечатление.

Поэтому, выбирая свой образ, остановите его на деловом костюме. Вам придется пока забыть о спортивном стиле, джинсах, блузках и майках, не способных полностью прикрыть живот, а уж тем более убрать топики и мини-юбки.

Проверьте свое состояние ногтей, волос, бровей. Приведите в порядок обувь, сумочку, определите аромат, с которым собираетесь отправиться на интервью. Пусть направление одежды будет консервативным, это создает ощущение уверенности у

потенциального работодателя, но не лишним станет и небольшой акцент в виде красивой броши, хорошо сочетающейся с придуманным образом.

Примерьте наряд и обратите на себя внимание в отражении зеркала. Не слишком ли строг ваш костюм? Лишнее усердие в этом направлении может привести к тому, что вы станете похожим на человека в футляре, а это не прибавит вам шансов.

Запомните 3 основные требования, которым должна соответствовать ваша одежда:

  • создавать приятное первое впечатление, которое впоследствии будут положительным;
  • давать ощущение комфорта вам лично, что позволяет обрести уверенность в себе;
  • подлежать деловому стилю, ведь собеседование по своей сути – это важное мероприятие, на котором заключается соглашение.

Отдавайте предпочтение серым, белым тонам и темно-синим оттенкам. Не включайте в комплект головной убор, даже если он создает единое целое с образом.

Женщинам предпочтительнее всего выбрать юбку до колена, чем строгие брюки. Старайтесь свести количество яркого цвета к минимуму и откажитесь от старой немодной одежды, тем более, если она уже сильно заношена.

Конечно, каждый работодатель скажет вам, что внешний вид в работе – не главное, но по данным статистики, если разбивать причины отказа по шкале, то незначительный недостаток знаний находится на 29 месте, а вот «жалкий» образ человека уверенно занимает первую позицию. Поэтому уделим ему особое внимание.

Проверьте себя по следующим параметрам:

а) руки. Вы должны обладать аккуратным маникюром без кричащих тонов, грязи под ногтями и торчащей кутикулы. Ухода требуют не только ногти, но и сами руки. Смажьте их перед выходом увлажняющим кремом с мягким ароматом.

б) прическа. Продумайте ее тщательно, чтобы она не распалась в течении получаса, определяя вашу встречу неряшливостью. Отмените хвостики, торчащие локоны и растрепанность. Если есть возможность, посоветуйтесь с парикмахером на предмет создания законченного вида с наиболее подходящей формой укладки.

в) аксессуары. Не перегружайте себя различными кольцами, серьгами, браслетами, поясами, пытаясь доказать всем свою состоятельность. Этот прием туту не работает. Все должно быть в меру, тем более на официальном мероприятии.

г) макияж. Просмотрите тона одежды и найдите их общее сочетание с косметикой на лице. Забудьте о ярких красках, видимых издалека. Ваша задача оставить приятное впечатление серьезного делового человека.

д) аромат. Перед выходом нанесите на себя духи, которые наиболее четко будут заканчивать ваш образ. Только делать это нужно аккуратно и в небольших количествах. Иначе вы рискуете создать резкий запах, что доставит дискомфорт при дальнейшем общении.

Совет №4. Построение маршрута

Продумайте схему вашего передвижения и определите время с учетом запаса. Прибыть в офис нужно на 15 минут ранее назначенного времени. При этом во время дороги могут образоваться пробки, ожидание транспорта и расстояние, которое нужно пройти пешком.

Ваша задача определить время выхода так, чтобы в спокойном, размеренном темпе добраться к пункту назначения, не подвергая себя лишним стрессовым ситуациям и конфликтам.

Просмотрите карту города в интернете, если есть возможность, уточните маршрут у секретаря предприятия, а также запишите точный адрес.

Совет №5. Рассказ о себе на собеседовании

Это кажется незначительной деталью, но на самом деле имеет очень важное место при последующей оценке вашей кандидатуры. Очень часто сотрудник отдела кадров задает один и тот же вопрос «Расскажите немного о себе?» с целью понять, насколько вы способны предложить себя, находить контакт и правильно подавать информацию. Такое задание на первый взгляд считается несложным, но попробуйте сделать это даже сейчас, без подготовки. Вот здесь и возникают возможные трудности.

Во-первых, вы должны направлять свое повествование в русло желаемой вакансии, уделяя внимание своему соответствию и профессионализму.

Во-вторых, подберите верную информацию на тот случай, если собеседнику станут интересны факты личной жизни. Продумайте свое хобби, увлечение, психологическую составляющую характера. Подобный вопрос часто задается для того, чтобы составить мнение о вашей личности.

И, в-третьих, прокрутите в голове свои успехи и неудачи, случившиеся в трудовой деятельности. Подобный вопрос считается излюбленным при проведении собеседования, поэтому не должен теперь застать вас врасплох.

Постарайтесь не только озвучить ответ, но и привести примеры, пути выхода из ситуации, найденные вами. Все повествование должно занимать не более 3 минут. Составленный рассказ произносите четко, тренируя его перед зеркалом несколько раз, иначе ваша неуверенность может сказаться отрицательно на итоговом результате.

Кстати, если вы только окончили учебное заведение, и опыта еще как такового нет, кроме прохождения практики, в этот рассказ можно включить свои представления того, чего хотелось бы добиться в предлагаемой области.

Совет №6. Список вопросов

Продумайте свою встречу заранее и уточните ту информацию, которая может быть интересна вам в процессе беседы. Создавая вой вопрос, вы проясняете ситуацию, но не переусердствуйте.

Совет №7. Позитивное настроение

Заканчивая свою подготовку, не забудьте о том, что важно создать правильный настрой. Бодрое состояние духа и приятные эмоции быстрее приведут к положительному результату, чем нервозность.

Конечно, наш организм не имеет специального тумблера, способного переключаться в нужный момент, но все же некоторые рекомендации стоит не только учесть, но и соблюсти.

  • Лягте пораньше, чтобы хорошо выспаться и поставьте на будильник легкую мелодию.

  • Начинайте день с разговоров на те темы, которые придают вам особую уверенность. Подумайте, как измениться ваша дальнейшая жизнь после трудоустройства. Возможно, теперь нужно меньше тратить времени на дорогу, или появиться дополнительный заработок, увеличение оплат труда, новый коллектив.

  • Найдите мотивацию, чтобы результата было добиваться интереснее. К примеру, пообещайте себе купить новое платье или обменять мебель, устроить поездку в горы, сходить в ресторан с первой зарплаты. Визуализируйте желание, написав его на листочке.
  • Убедите себя, в том, что все трудности имеют временный характер, а день, начавшийся сегодня просто прекрасен, и именно он принесет вам желаемое.

Существует еще несколько советов, которые дают психологи и эксперты перед посещением собеседования.

Во-первых, не завтракайте очень плотно и продуктами, имеющими сильный запах. Откажитесь от чеснока, лука, колбасы. Контролируйте количество принимаемой воды.

Во-вторых, запретите себе алкоголь и табак. Выпитая даже самая незначительная доза способна снизить внимание, концентрацию и оставить запах, а выкуренная сигарета оставляет отдушку на одежде и неприятное состояние во время беседы. Спрячьте свою жевательную резинку и не вздумайте появиться с нею перед интервьюером.

В-третьих, прибыв за 20 минут до начала, вы сможете ознакомиться с обстановкой, отдышаться, посетить туалетную комнату, при необходимости немного повторить материал.

Постарайтесь спросить и обязательно запомнить имя отчество собеседника, чтобы удобно было начать и продолжить с ним диалог.

Отключите мобильный телефон или поставьте его на беззвучный режим, тем самым вы создаете благоприятную обстановку для себя.

Как вести себя на собеседовании при трудоустройстве

Итак, представим, что подготовка прошла успешно, вы вовремя проснулись, настроили себя позитивно, прибыли к назначенному времени и даже успокоились. Что дальше, как быть в момент самого общения, и как вести себя на собеседовании перед потенциальным работодателем?

Здесь все на самом деле не так сложно, достаточно запомнить несколько правил.

Правило №1. Улыбайтесь

Это самый простой способ настроить собеседника на позитив. Только обязательно следите за своим выражением лица. Не нужно делать этого насильно, такое неискреннее поведение сразу становится заметным, а многих еще и настораживает.

Попробуйте вспомнить какой-либо приятный момент из вашей жизни. Например, фразы малыша, падение кошки во время сильного шума или кадр любимой комедии. Ведите себя естественно, не забывая об улыбке.

Правило №2. Контролируйте голос

Нервозное состояние, предшествующие сложные моменты подготовки могут выдать вас в самый ответственный момент, приводя к нарушению тембра голоса. Иногда звук теряется вообще, а часто превращается в писклявый, подтверждая образовавшуюся неуверенность.

Зная о своей проблеме или даже просто предугадывая ее возможное появление, старайтесь предотвращать возникающие причины. Если это стресс, то успокойте себя, выпейте специальную таблетку и представьте, что все возможное уже сделано.

А, если это страх публичного выступления, то репетируйте его перед зеркалом, проговаривайте слова, в которых запинаетесь.

Правило №3. Поза и жестикуляция

Для того, чтобы выглядеть уверенно и серьезно, примите следующее положение: обе ноги стоят на полу, руки ложем на стол, спина прямая, голова направленно смотрит на собеседника, сохраняя зри тельный контакт.

Стоит запомнить, что нельзя принимать развязную позу, раскидывать себя на стуле, заводить ногу за ногу и постоянно что-то теребить. Ваши беспокойные руки легко выдадут стрессовые моменты, а к тому же могут навредить, испортив документ на столе интервьюера или сломав ему ручку.

Если вам все же дискомфортно смотреть человеку в глаза, то найдите более удобное место на его лице, куда постоянно направляйте взгляд. Это может быть точка в области лба или уха. Не забывайте о жестах.

Конечно, небольшое движение руками перед собою, не способно навредить, а вот постоянный их разброс, частые взмахи, повороты тела, создадут отрицательное впечатление.

Правило №4. Выдержите паузу

Следите за своей речью. Если происходит ситуация, при которой нужно ответить на вопрос, делайте это четко. Закончив рассказ, лучше промолчите, чем станете заполнять паузы неловкими фразами. Не нужно нервничать, иногда таким молчанием работодатель проверяет ваше поведение.

Правило №5. Ведите беседу

В процессе общения вам потребуется постоянно отвечать, но даже и это нужно делать правильно. Если вдруг, по какой-либо причине не удалось расслышать сказанное, не нужно догадываться, воспользуйтесь простым вопросом: «Правильно ли я вас понял?» не стоит слишком углубляться, начиная свое повествование с момента рождения. Говорите четко и по сути, стараясь верно выразить свою мысль. Запомните, если интервьюера будут интересовать какие-либо детали, он обязательно переспросит вас о них.

Теперь правила поведения стали понятны, но вот «Что говорить?» и «Как правильно

отвечать?» остается интересующей темой. Создайте для себя установку, что вы приходите        к        потенциальному работодателю не просить открывшуюся вакансию, а предлагать свои профессиональные навыки.

Представьте, что вам сделали деловое предложение, детали которого необходимо обсудить при встрече. Осознайте, что итоговое решение, о том, работать ли здесь или продолжать свои поиски во многом зависит от вас. Именно поэтому умейте

правильно предлагать себя, задавая тон беседе. Усвойте основные положения, которые помогут вам.

  1. Самопрезентация. Отправляясь на встречу, не стоит думать, что вас попросят исповедоваться, поэтому многие факты можно не трогать, оставляя их глубоко в своей душе. И тем не менее даже в процессе рассказа о себе учитесь преподносить любую информацию выгодно для себя. К примеру, ваши затруднения в поиске работы обеспечили несколько месяцев пребывания дома. Именно этот факт можно озвучить не то, как «Был безработным», а назвать это «Временно не работаю». Даже свой солидный возраст можно преподнести выгодно. Расскажите: «да, мои дети уже давно выросли и я не чувствую затруднений, поэтому могу больше времени посвящать трудовой деятельности».
  2. Ответы. Любой заданный вопрос принимайте с удовольствием. И не важно, будете ли вы произносить свое имя, здороваться или рассказывать о исполняемых ранее функциях, настраивайте себя на волну позитива. Очень важно правильное выражение лица, интонация. Такие детали говорят об уверенности, правдивости, открытости.
  3. Первое впечатление. Вы только вошли в кабинет, а собеседник уже сформировал о вас свое мнение. И от того, насколько будет подтверждено впечатление, зависит дальнейшее общение. Поздоровайтесь с интервьюером, улыбнитесь, представьтесь, выждите недолгую паузу и можете обратиться по имени отчеству с повествованием на отвлеченную тему.
  4. Общение. В процессе разговора старайтесь употреблять только активные глаголы «я умею», «я владею», «я сделал» и т.д. Они добавляют долю уверенности вашим словам. А вот фразы типа «наверное», «скорее всего», «как бы», наоборот готовы содействовать образу несерьезного человека, постоянно сомневающегося в своих поступках. Отказывайтесь от них, убирайте подобные обороты. Сотрудник отдела кадров точно будет следить за вашим словарным запасом и выстроенными предложениями. Найдите свои слова-паразиты и не прибегайте к любому из сленгов. Поверьте, среди обычной речи такие моменты особо заметны и просто начинают

«резать слух». Кроме того, существуют фразы, способные самоуничтожать себя. Запоминаем «я – малоопытный специалист», «я еще слишком молод», «я не оратор», «я редко сталкивался с …», даже если это и так, стараемся переделывать их в свою пользу.

Стоит запомнить, что даже если решение в итоге относительно вашей кандидатуры было принято отрицательным, то у вас остался опыт, с которым можно работать. Отправляясь по следующему приглашению, вы уже поймете, в чем были возможные ошибки и не повторите их.

Контрольные вопросы:

  1. Какую информацию нужно узнать о компании, прежде чем отправиться на собеседование?
  2. Перечислите варианты собеседования
  3. Какие вопросы рекомендуется задать потенциальному работодателю при собеседовании?
  4. Ответы, на какие вопросы вызвали у вас наибольшее затруднение? Почему?

Критерии оценивания:

  •  «5» - полный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.
  • «4» - неполный аргументированный ответ на все поставленные вопросы.
  • «3» - не аргументированный ответ на поставленные вопросы.
  • «2» - ответа нет, задание не выполнено.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 6

Современная концепция оценки персонала (4 часа)

Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе... И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.

Д. Рокфеллер

ЦЕЛЬ: Научиться проводить аттестацию персонала, определять сильные и слабые стороны работников, выделять значимые личные и деловые качества, влияющие на успешность работы и эффективность работы с коллегами

Выполнение практической работы

Актуализация знаний:

-    ответьте на вопросы для самоконтроля (устно).

  1. Назовите основные задачи аттестация персонала.
  2. На какие этапы подразделяется аттестация?
  3. С какой целью происходит сообщение результатов оценки?
  4. Какие пути совершенствования аттестации персонала вы можете предложить?
  5. Назовите виды аттестации, дайте их характеристику.

Выполнение практической работы.

  • выполнение задания;
  • сделайте выводы.

Контроль: индивидуально – корректировочный.

Задание: ответить письменно в тетради на контрольные вопросы, выполнить с/р в файле Word (отправить в соответствии со сроками сдачи в ЭЛЖуР, подготовить сообщения о нетрадиционных способах оценки труда (сообщение подготовить к лекции).

Задание № 1. Анализ заданного выбора.

 Оцените по шкале убывающей важности в баллах (от 1 до 4) следующий набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник: оценку «1» получает наиболее характерная черта работника, оценку «4» – наиболее характерная черта

________не ждет проблем      

 ________схватывает объяснение «на лету»

________редко теряет время  

________с ним легко разговаривать

________становится лидером при работе в группе

________теряет время на необходимые аспекты работы

________спокоен и невозмутим при любой ситуации

________много работает

Задание № 2. Ознакомьтесь с оценочной анкетой, заполните её.

Оценочная анкета

1.Общение с коллегами

Пишу ясно и кратко

Говорю ясно и кратко

Хорошо работаю с коллегами

Хорошо работаю с подчиненными

Хорошо работаю с начальниками

Учтив, всегда помогаю клиентам

Убедительно излагаю идеи

2.Навыки работы / опыт

Всегда завершаю рабочие заседания

Знаю основные аспекты работы

Немного нуждаюсь в контроле

Иногда делаю ошибки

Работаю по графику

Знаком с современными достижениями в данной области

3.Планирование работы

Устанавливаю себе реальные задачи

Точно анализирую запросы и нужды

Результативен

Разрабатываю большое количество решений

Эффективно обнаруживаю и решаю проблемы

4.Организация личного труда

Содержу документацию в полном порядке

Распределяю задания должным образом

Проверяю эффективность действий

Определяю основные цели работы

Экономлю и эффективно использую время

5.Контроль

Твердо придерживаюсь политики предприятия и установленных процедур

Определяю приемлемые стандарты качества

Не выхожу за рамки установленных расходов

6.Прочие качества

Знаю, где искать информацию

Разрабатываю и развиваю творческие идеи

Хорошо справляюсь с работой при наличии давления

Приспосабливаюсь к переменам

Принимаю хорошие решения

Подпись работника _________________Дата _________________

Решение практических ситуаций по оценке кадров.

 Ситуация 1.

Александр Чесноков, генеральный директор Международного центра по обучению управлению, обратился в консультационную компанию, специализирующуюся в области управления персоналом. Руководимый им центр перерос, по мнению Александра, границы неформальной организации и нуждается в формальных системах управления, прежде всего системе оценки персонала. За три года своего существования Центр превратился из объединения троих бывших коллег по консультативной компании в мощное учебное заведение, реализующее десятки программ профессионального обучения. В Центре работает 15 штатных инструкторов и 5 технических сотрудников. Александр также периодически приглашает преподавателей со стороны, с которыми заключаются разовые контракты. Центр проводит обучение руководителей, специалистов по финансам, бухгалтерскому учёту и стратегическому управлению, предлагая общие курсы для всех  желающих, а также разрабатывая специальные программы по заказу организаций. На долю последних приходится до 70% объёма работ центра.

        По мнению Александра, начальный период «компании-семьи», когда каждый старался изо всех сил завершился, и Центр нуждается в формальной системе оценки работы каждого из сотрудников.

        Вопросы.

  1. Какие цели в области управления персоналом стоят перед Центром?
  2. Какую систему оценки вы бы предложили Александру?

 

Ситуация 2.

«Оценка эффективности  труда  руководителей  и

специалистов управления в  ходе  аттестации »

         Исходные  данные. 

Менеджер  по  персоналу  Петров  П.П.  за  истекший  месяц  выполнял  два  вида  работ. Аттестационная  комиссия  проводила  оценку  выполненных  работ  по  трем  показателям,  используя  следующие  шкалы:

Степень сложности  труда

ВЫПОЛНЕННАЯ  РАБОТА  ПО  СЛОЖНОСТИ

-существенно превышает должностную  инструкцию

-несколько  превышает  должностную  инструкцию

-соответствует  должностной  инструкции

-несколько  ниже, чем  требуется  в  должностной  инструкции

-существенно  ниже, чем  требуется  в  должностной  инструкции

Оценка  в  баллах

5

4

3

2

1

 Степень  напряженности  труда

-большую  часть  времени  работник  дополнительно  выполнял  обязанности  временно  отсутствующего  сотрудника

-некоторую  часть  времени  работник  дополнительно  выполнял  обязанности  временно  отсутствующего  сотрудника

-все  возложенные  обязанности  были  выполнены  работником  в  полном  объеме

-работнику  оказывалась  помощь  в  выполнении  закрепленной  за  ним  работы

-значительная  часть  закрепленной  за  специалистом  работы  выполнялась  его  сотрудниками

5

4

3

2

1

Степень  качества  труда

РАБОТА  ВЫПОЛНЕНА

-на  высоком  уровне

-на  хорошем  уровне

-удовлетворительно

-ниже  среднего  уровня

-неудовлетворительно

5

4

3

2

1

Постановка  задачи :

Определить коэффициент эффективности труда  менеджера по персоналу Петрова П.П.

Методические указания. Для оценки эффективности труда руководителей и специалистов управления используют результаты аттестации, которые фиксируются в специально разработанных аттестационных листах по оценке результатов деятельности за год, составленных по материалам аттестационных листов по оценки текущей деятельности сотрудников.

Аттестационный лист по оценки результатов деятельности за год

Ф.И.О. сотрудника ______________________

Должность ____________________________

Стаж работы по специальности ___________  

Базовый оклад _________________________

№ п/п

Наименование показателя оценки

Оценка в

баллах

Комментарий

руководителя

    1.

Степень сложности труда (К1)

Выполняемая работа превышает требования должностной инструкции по сложности или существенно ниже их

    2.

Степень напряженности труда (К1)

В процессе работы сотрудник выполнял дополнительно обязанности временно отсутствующего работника или часть его обязанностей выполняли другие сотрудники 

    3.

 Степень качества труда (К3)

 Аккуратность и тщательность в выполнение работы, соответствие ее стандартам качества

    4.

Уровень планирования труда (К4)

Продемонстрированная способность устанавливать цели , разрабатывать и внедрять планы действий , адаптировать их в соответствии изменениями

    5. 

Уровень организации труда (К5)

Способность координировать ресурсы и время для достижения результатов

    6.

Способность к руководству (К6)

Умение руководить и мотивировать других , устанавливать стандарт , оценивать работу других и способствовать ее улучшению

    7.

Коммуникабельность (К7)

Способность эффективно информировать и воздействовать на других , ясно выражаясь в письменной и устной форме .

    8.

Отношение к работе (К8)

Четкое и добросовестное отношение к труду

  

                                       

  Итоговая аттестация

Неудовлетворительно

( 1 балл )

Ниже среднего    уровня

( 2 балла )

Удовлетворительно

( 3 балла )

Хорошо

( 4 балла )

Отлично

(5 баллов )

Руководитель (аттестации) ________________________________________________________

Сотрудник   (аттестации) __________________________________________________________

Члены аттестационной комиссии ____________________________________________________

         

       Аттестационный лист по оценки текущей деятельности

Ф.И.О. сотрудника __________________ Аттестующий _________________________________

Отдел _____________________________ Дата проведения ______________________________

Трудовой стаж по специальности ___________________________________________________

  1. Описание работы :

Главные выполняемые функции – должностные обязанности на  20__  год:

        Требуемые результаты      

           Оценка исполнения

    1.

    2.

    …

     

Дополнительные обязанности, фактически осуществляемые сотрудником

        Требуемые результаты

             Оценка исполнения

 1.

 2.

 …

       

     2.Проблемы, возникшие при выполнении работы.

     3.Цели и задачи по улучшению работы.

4.Действия, которые должны быть предприняты для улучшения выполнения работы.

5.Оценка текущей деятельности (какие задачи по улучшения работы были выполнены с момента последней аттестационной беседы, комментарии руководителя; количественная оценка производится в % к ранее определенным требованиям по должности к рабочему месту).

6.Административные действия, предлагаемые непосредственным руководителем.

Используя данные аттестационных листов, рассчитывают коэффициенты эффективности труда по  каждому сотруднику. Для этого составляется таблица 

Работа № 1

п/п

Показатели оценки

 Ф.И.О. сотрудника

Оценка в баллах

 *

**

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

Иванов П.П.

Б`1

Б`2

Б`3

Б`4

Б`5

Б`6

Б`7

Б`8

Б `ср.

Д`

 И т.д.

Работа № 2

Оценка в баллах

    *

   **

К1

  К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

Б1

Б`2

Б`3

Б`4

Б`5

Б`6

Б`7

Б`8

Б``ср.

Д``

*- средний балл

** - продолжительность выполнения работы в днях

                             Б`ср  * Д`+ Б``ср * Д``

              Кэфф = ___________________.

                                 Д` +  Д``

Вывод:



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 7. Построение индивидуального плана карьерного роста (4 часа)

Цель: научиться строить индивидуальный план своей профессиональной карьеры.

Задание: разработать свой личный план карьеры на основании следующих данных и образцов.

Теоретические сведения:

План карьеры - творческая работа, синтезирующая представления о характере и принципах планирования карьеры, а также самоопределение в типологии карьерных процессов.

 План карьеры систематизирует представление о специфике рынка труда и рынка образовательных услуг применительно к выбранной профессии в соотношении с собственными ценностями, способностями и интересами.

Задание № 1. Перенеситесь в ближайшее будущее. Представьте себе, что вы правильно выбрали профессию, успешно пройден курс обучения, в руках документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. Что может помешать вам трудоустроиться, несмотря на то что есть вакансия?

Методические указания по выполнению задания:

  1. После того как вы предоставите свой вариант ответа, предлагается обсудить возможные причины отказа в принятии на работу.

Возможные причины отказа в принятии на работу:

документ об образовании с низкими показателями успеваемости;

жалкий внешний вид;

неумение изъясняться: слабый голос, невыразительная дикция, ошибки в речи;

отсутствие плана карьеры, чётких целей и задач (просто ищет работу), чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересован только в более высокой зарплате;

нежелание начать снизу: хочет слишком многого и слишком быстро;

недостаток такта, вежливости;

недостаточная живость, вялость, ленивость;

нежелание смотреть в глаза собеседнику;

мало чувства юмора;

мало знаний по профессии, узость интересов;

подчёркивание, что имеет знакомство с вышестоящими;

опоздание на собеседование без уважительных причин;

невоспитанность, т.е. не поблагодарил собеседника за уделённое время и т.д.;

неопределённость ответов на вопросы.

  1. После обсуждения причин, препятствующих приёму на работу, обдумайте составляющие успеха делового человека.

Составляющие успеха делового человека:

здоровье;

цель;

призвание;

способности;

трудолюбие;

профессионализм;

деловой этикет;

  1. Для того чтобы проверить, какими качествами вы уже обладаете, мы проведём с вами тестирование.

Инструкция:

В течение 15 минут (время засекается) ответьте на вопрос: «Кто я?» Используйте для этой цели 20 слов или предложений. Пишите не раздумывая, сразу то, что приходит в голову.

А теперь посчитайте, сколько слов или предложений написали. Чем большее количество слов или предложений вы написали за определённое время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Проверьте, все ли 15 минут вы использовали или прекратили в середине - подумалось, что всё сказано. Если работа прекращена раньше, это говорит об ограниченных представлениях о себе.

Если ответов не более 8 - это означает, что ты или не хочешь представляться даже самому себе, или не думаешь о себе и пользуешься в повседневной жизни простыми и очевидными характеристиками.  Если ответов от 9 до 17 - средний, умеренный уровень самопрезентации.

Подумай, что мешало отвечать? Каких умений и знаний не хватает? Когда ответов 18 и более - это говорит о высоком уровне самопрезентации. Ты смотришь на себя с разных сторон. Ответов больше 21 - не писал ли ты, что попало, чтобы написать, как можно больше своих качеств?

Проверьте, что вы записали, сделайте вывод, владеете ли вы уже сейчас качествами, которые характеризовали бы вас как образованного и делового человека.

Задание № 2. Определите свой личный потенциал (способности, личностные деловые, моральные, эмоционально-волевые и интеллектуальные качества, умения, навыки, знания).  

Методические указания по выполнению задания:

Для этого проанализируйте свои крупнейшие успехи, достижения и крупнейшие поражения, с помощью предлагаемых таблиц.

Баланс личных успехов

Мои     крупнейшие     успехи, достижения и т.п.

Как я этого добился способности, которые    для этого были необходимы)

Личный отрицательный баланс

Мои     поражения, неудачи и т.п.

Способности,   которых мне недоставало

Как я преодолевал неудачи?

 Путём анализа своих способностей вы определите, каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете. Необходимо развивать этот по тенциал. Знать же свои недостатки - значит, укреплять свои сильные стороны.

Задание № 3. Сгруппируйте выявленные вами достоинства и недостатки и выделите 2-3 важнейшие как сильные, так и слабые стороны.

Методические указания по выполнению задания:  

Подобный «срез» личных качеств является предпосылкой для выбора профессиональной деятельности и планирования дальнейших шагов и мер достижению целей.

Срез способностей

Сильные стороны

Слабые стороны

Знания и опыт

1.2.3.

1.2.3.

 Социальные и   коммуникативные качества

1.2.3.

1.2.3.

 Личные   способности (к точным, гуманитарным/ естественным       наукам; технические или творческие способности)

1.2.3.

1.2.3.

 Интеллектуальные   качества, рабочие приемы

1.2.3.

1.2.3.

Деловые качества

1.2.3.

1.2.3.

Другие

1.2.3.

1.2.3.

Задание № 4. Постройте индивидуальный план профессиональной карьеры.

Методические указания по выполнению задания:

Для выполнения этого задания обучающемуся предлагается примерная структура индивидуального плана профессиональной карьеры:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление (содержание).
  1. Введение (обоснование правильности своего профессионального выбора; определение личной актуальности процесса планирования карьеры; описание выбранной профессии.    
  2. Сравнительный анализ жизненных ценностей и ценностей, которые можно реализовать в выбранной профессиональной сфере.
  3.  Декларация жизненных целей (перечень важнейших личных и профессиональных целей).
  4.  Описание своей профессиональной цели во внешней (статусно - ролевая характеристика) и внутренней (ценностная позиция) форме.
  5.  Анализ собственных достоинств: определение сильных сторон личности, востребованных в выбранной профессии, сравнение с профессионально- важными качествами.
  6. Определение методов дальнейшего развития качеств характера, требуемых умений и навыков.
  7. Анализ собственных недостатков, выявление личностных характеристик, препятствующих успешной профессиональной самореализации.
  8. Составление плана саморазвития и самовоспитания.
  9. Развёрнутый план карьеры:
  • возможный тип карьеры в данной специальности.
  • приоритетные принципы и правила планирования карьеры.
  • анализ роли внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на планирование карьеры.
  1.   Выявление внутренних ресурсов личности (преимущества темперамента, эффективность личных способов деятельности, особенности мотивации к профессиональной деятельности).
  2.  Анализ местного рынка образовательных услуг и рынка труда.
  3. Описание запасного варианта получения профессии и профессионального выбора.

Вид контроля: Отправка выполненной работы в ЭлЖУР, оформление работы на Ваш выбор (творчески).

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОП.01 "Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле" для специальности (43.02.14) "Гостиничное дело" по программе базовой подготовки на базе среднего общего образования

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕАВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИН...

рабочая программа ОП.01 МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСТИНИЧНОМ ДЕЛЕ

Рабочая программа ОП.01 МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ГОСТИНИЧНОМ ДЕЛЕ для специальности 43.02.14 Гостиничное дело...

ОП 01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.14 Гостиничное дело...

ФОС Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является освоение обучающимися общих (ОК), профессиональных (ПК) компетенций...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле специальность 43.02.14 Гостиничное дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП. 01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле специальность 43.02.14 Гостиничное дело...

Методические рекомендации к выполнению практических работ ОП.01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле

Методические рекомендации к выполнению практических работ ОП.01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле...