Что нужно знать родителям при обращении за помощью к психологу
статья

Жуйкова Вика Сергеевна

Когда нужна помощь психолога? Родителям о психологе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ПСИХОЛОГУ

        Как понять, что вашему ребенку нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? Что ожидать от взаимодействия с психологом?

Кто такой психолог? 

Психолог – это специалист, работающий в сфере психологического благополучия человека, помогающий преодолеть как внутренние психологические сложности и проблемы, так и помочь выстроить отношения с окружающими.

 

Чем же отличается психолог от психиатра?  

Психолог

Психиатр

Специалист, имеющий психологическое образование

Специалист, имеющий медицинское образование

Специалист, не ставящий диагноз

Врач, который имеет право ставить диагноз

Использует психотерапевтические методы и приемы, не выписывает лекарственные препараты 

В качестве лечения и при необходимости медикаментозной поддержки, может назначить лекарственные препараты

При необходимости уточнения состояния и потребности медикаментозной поддержки, может рекомендовать обратиться к психиатру

При необходимости и после оценки состояния, может установить диспансерное наблюдение

Важно! Работа с психологом – это совместный труд, не только специалиста и ребенка, но и Вас. Ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно и благополучно, если рядом комфортно и благополучно чувствует себя взрослый, который о нем заботится. Психолог не дает советов и рецептов о том, как надо жить или как решить проблему, а, помогает совместно найти пути и способы того, как можно справиться с возникшими сложностями.

Как понять, что вашему ребёнку нужна помощь психолога?

Чем младше ребенок, тем острее он может реагировать на перемены. Стабильность распорядка дня, ритмичность и повторяемость (когда ребенок знает, что его ждет) напрямую влияет на эмоциональное состояние малышей. Любые изменения – стресс для ребенка. 

Если вы заметили резкие изменения в поведении ребенка, вдруг появившиеся непривычные эмоциональные проявления или высказывания, отмечаете сложности с соблюдением режима (например, нарушение сна, аппетита и пр.) – в первую очередь, постарайтесь поговорить с ребёнком, рассказать о сложившейся ситуации и обсудить его чувства. Будьте честны с ребенком, правдивы, постарайтесь подобрать понятные для его возраста слова. Попробуйте понять, что могло стать причиной резких изменений. Также важно помнить, что в процессе перехода от одного возрастного периода к другому происходит преодоление ребёнком так называемого «кризиса», влияющего на изменения поведения или эмоционального фона.

Возрастной период

Характерные возрастные особенности

На что важно обратить внимание

Младший школьный возраст (7-11 лет)

  • Учебная деятельность является ведущей, основной
  • Активно развиваются навыки планирования собственных действий
  • Происходит формирование воли
  • Развивается сознательная саморегуляция памяти, внимания

Кризис подросткового возраста - проявляется в снижении продуктивности и способности к учебной деятельности, преобладании негативного мышления над позитивным, активном внимании к своему «внутреннему миру», появлении способности к рефлексии своих чувств и действий

-Замкнутое, отстраненное поведение, отказ от действий, связанных с общением

- Агрессивность, раздражительность (особенно по отношению к родителям и значимым взрослым)

- Трудности в выполнении ежедневных обязанностей

- Головные или желудочные боли, расстройство стула, нарушения сна

- Регрессивные проявления: недержание мочи, сосание пальца, отказ спать одному

Подростковый возраст

(11-15 лет)

  • Освоение норм социальной жизни, нравственных норм регуляции отношений в сообществах сверстников
  • Появление чувства взрослости, самосознания

Референтной группой на этом этапе является группа сверстников – именно их мнения и оценки становятся наиболее значимыми для подростка.

На первый план выходит деятельность по построению личностных взаимоотношений со сверстниками.

Среди когнитивных процессов на передний план выходит развитие абстрактно-логического мышления, сконцентрированного в этот период на построении временных перспектив и планов на будущее.

В поведении подростков преобладает: желание ребёнка видеть себя в роли взрослого, требование того, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому.

- Агрессивное, деструктивное поведение.

- Протестные реакции.

- Демонстрация безразличия, отчужденности от дружеской компании.

- Головные боли, трудности концентрации внимания.

- Затруднения в учебной деятельности

Таким образом, можно выделить характеристики, которые могут проявляться по отдельности или одновременно и требуют повышенного внимания со стороны взрослых: эмоциональная нестабильность, апатия, возникновение психосоматических симптомов, нарушение привычной деятельности, появление страхов.

В том случае, если на протяжении некоторого времени (от 5 дней и более) вы видите устойчивое и не проходящее появление этих и/или перечисленных в таблице выше проявлений, либо поведение и эмоциональное состояние ребенка вызывает опасение – это повод обратиться за консультацией к психологу.

Что ожидать от специалиста? Что такое психологическая консультация?

Психологическая консультация — это процесс, организуемый специалистом с целью снизить эмоциональное напряжение и способствовать решению озвученной вами или вашими детьми проблемы.

Если вы хотите обратиться за помощью для своего младшего школьного возраста будьте готовы к тому, что на первичной консультации, важным моментом является участие родителей. Также психолог может предложить вам разделить как личную, так и дистанционную консультацию на блоки, в процессе которых он сможет пообщаться одновременно со всеми, а также с Вами и с ребёнком наедине.

Подростки часто могут предпочитать беседы со специалистом наедине, хотя в зависимости от ситуации присутствие родителей на консультации или её части бывает важным и необходимым. В случае общения наедине психолог с подростком должны совместно решить, что из обсуждаемой ими информации будет транслировано родителям, как и кто будет рассказывать об этом родителю.

Что будет происходить на консультации?

В рамках возрастно-психологической модели консультирования можно выделить следующие этапы:

1. На первом этапе специалист беседует с родителем. В процессе консультации обсуждаются ситуации вызывающие беспокойство и родители при помощи специалиста формируют запрос для дальнейшей работы с ребёнком. Психолог уточняет информацию, которая поможет ему в последствии выявить причины возникших трудностей. Родителям могут быть заданы вопросы, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с ситуацией в семье и других микроколлективах, в которые включен ребёнок.

2. Следующий этап проводится непосредственно с участием ребёнка и носит диагностический характер. Психолог, используя специализированные методики, соответствующие возрасту ребёнка, оценивает его психологическое состояние в целом и исследует сферу, которая обозначена родителями как проблемная. В некоторых случаях необходимо проведение нескольких диагностических встреч.

3. Далее специалист знакомит родителей с результатами диагностики, на основе которых, предлагает комплекс мероприятий по развитию личностных качеств и/или коррекции поведения ребёнка. Родитель принимает решение о необходимости дальнейшей работы с психологом, и только после этого специалист может приступить к реализации комплекса утверждённых родителем мероприятий.

4. В рамках консультаций психолог может предложить ребёнку и присутствующим родственникам совместные упражнения или задания. Ребёнку также могут быть предложены для выполнения специализированные методики (например, рисование, лепка, игра и пр.).

Специалист, также, может предложить вам «домашние задания», которые будут способствовать закреплению, полученного на консультации результата или получению вами и вашим ребёнком нового опыта общения (например, совместные игры по определенным сценариям, выполнение совместно заданий и пр.).

Для достижения желаемого результата детский психолог и родители должны работать вместе, очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, выполняли рекомендации специалиста.

В актуальной ситуации наиболее доступными являются различные виды дистанционной психологической помощи (консультации):

- по телефону;

- по переписке (через интернет сайты психологической помощи);

- онлайн с использованием (Skype, WhatsApp, Viber и др.)

Каждый из этих видов получения психологической помощи имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Для всех способов дистанционной психологической консультации важными характеристиками являются – безопасность, доступность, возможность в любой момент завершить взаимодействие. Общение с психологом дистанционно дает возможность снизить эмоциональное напряжение, волнение, нежели при личном взаимодействии в живом общении. Однако, важно учитывать, что в зависимости от возраста ребенка, при консультации по телефону или по переписке через интернет сайты – помощь ребенку будет оказываться опосредованно, через родителя, если ребенок не может взаимодействовать (говорить, переписываться) с психологом напрямую.

Психологическая помощь по телефону и в форме переписки

За психологической помощью в этих форматах может обратиться родитель. Специалист окажет эмоциональную поддержку и обсудит с Вами возможные пути решения проблемного вопроса или способы обращения за дальнейшей помощью.

   Детский телефон доверия 8-800-2000-122 - оказание психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях. Звонок бесплатный и анонимный.

Важно помнить, что наиболее значимым для сохранения гармоничного состояния ребёнка, даже в самых непривычных и новых условиях, является взаимодействие с близкими взрослыми. Чем младше ребёнок, тем сильнее на его эмоциональное состояние и поведение влияет то, как чувствуют себя рядом находящиеся взрослые: если вы встревожены – ребенок тоже будет тревожиться. Поэтому очень важно, чтобы собственное эмоциональное и психологическое состояние были стабильны.

Если вы чувствуете, что не можете справиться с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать начинающему водителю?

Информация, полезная любому водителю о том, что необходимо иметь с собой в любой поездке за рулем, как вести себя в самых распространенных ситуациях и др....

Презентация "Что нужно знать о ВИЧ/СПИДе"

Презентация по профилактике ВИЧ/СПИДа среди обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений. В презентации даны основные понятия: что такое ВИЧ-инфекция и чем ВИЧ отличается от СПИДа. ...

Что нужно знать прежде, чем вставать на пуанты. В 2 частях: часть 1 и часть 2.

Сборник методических материалов и рекомендаций будет полезен родителям и учащимся хореографических кружков и хореографических учебных заведений. Статья может быть использована педагогами, преподающими...

Консультация для родителей "««Что нужно знать родителям о безопасности жизнедеятельности ребенка»»

Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.По мере того, к...

Классный час "Чтоб не ссориться с огнём, нужно больше знать о нём"

Противопожарный классный час в группе № 38...

Методическая разработка "ВИЧ-инфекция и СПИД: что нужно знать?"

Методический материал предназначен для проведения классного часа в рамках проведения мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом. Методическая разработка может быть использована педагогич...

Родительское собрание. Подростки.Что нужно знать?

Материал педагога- психолога  для родительског собрания. Мини - лекция , беседа , рекомендации....