Методическая разработка урока "Набор словарных статей с использованием иллюстраций"
план-конспект урока
Методическая разработка урока учебной практики на тему "Набор словарных статей с использованием иллюстраций" для студентов 1 курса по профессии "Оператор электронного набора и верстки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 26.18 КБ |
vidy_verstki.docx | 364.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
урока учебной практики № 15
на 17 ноября 2016 года
Профессия «Оператор электронного набора и верстки»
ПМ 01. Электронный набор и правка текста
ТЕМА УРОКА № 15 «Набор словарных статей с использованием иллюстраций»
Цели и задачи урока:
Обучающий компонент: Освоение профессиональных компетенций по набору словарных статей в программе MS Word
ПК 1.1.Набирать и править тексты разных типов сложности
ПК 1.2. Набирать и править текст с системой письма особых графических форм.
Развивающий компонент: Способствовать совершенствованию информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Воспитывающий компонент: Способствовать освоению компетенций личностного совершенствования.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип урока - урок по изучению трудовых приемов и комплексных операций
Методы обучения:
Словесный: беседы, объяснение, повторение материала, инструктирование, создание производственной ситуации.
Наглядный: алгоритм выполнения упражнений, демонстрация презентаций.
Практический: решение технологических задач, работа по поиску в сети интернет.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально - техническое оснащение урока:
Экран, проектор, компьютер, доска, оригиналы с текстом, теоретический материал на бумажном носителе, программа MSWord, сеть интернет.
Ход урока
I. Организационная часть -15 мин
- проверка явки обучающихся
- проверка готовности обучающихся к уроку
- мотивация обучающихся на урок
П. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - 45 мин.
Тема урока: «Набор словарных статей с использованием иллюстраций»
- Разъяснение мастером цели урока обучающимся
Мастер: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас 15 урок учебной практики. На прошлом уроке мы изучали особенности набора словарных статей и набирали словарные статьи. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы, но дополним каждую словарную статью иллюстрациями.
Подобные словари называют иллюстрированными. Они помогают читателю лучше усвоить, понять и запомнить материал.
В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.
Без рисунков книга не будет яркой, красочной, запоминающийся, особенно для детей. Да и любой взрослый вам скажет, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому иллюстрации важны для оформления любой книги, а в словаре они необходимы для того, чтобы пояснять значение слова и помощь наглядно представить описание.
Вам, как будущим операторам электронного набора и верстки, просто необходимо научиться набирать тексты подобного вида: с большим количеством выделений, специальных символов и с наличием иллюстраций.
Поэтому, сегодня на занятие мы будем еще раз набирать статьи словаря и устанавливать иллюстрации.
2. Актуализация знаний
Но для того, чтобы создать подобный словарь нам надо многое знать
Звучит в записи стихотворение.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
Вы услышали замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Словарь», в конце стихотворения были строки:
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть
Для начала давайте проверим, что вы уже знаете о словарях
Скажите, а чем словарь отличается от повести или от любого другого печатного произведения?
Словарь - это книга, в которой собраны слова и дано толкование их значений.
Правильно! А теперь давайте вспомним, что такое словарь? Какими бывают словари? И как набирают словарные статьи?
Для этого вы еще раз прочитаете краткую справку о словарях, ваша задача не только вспомнить что такое словарь, но и придумать 2 вопроса по прочитанному материалу, после этого вы будите задавать 1 из вопросов своим одногруппникам.
На подготовку я вам даю 3 мин.
Итак, время вышло, прошу по цепочке задавать один вопрос Кто дает правильный ответ получает бонус к итоговой оценке за работу на уроке. Во время этой работы, ваши успехи будут занесены в рейтинговую таблицу и в конце урока она поможет нам выставить вам справедливую оценку вашей деятельности. Обратите внимание, она состоит из двух частей, будет оценен ваш запас теоретических знаний и то, как вы научились создавать словари.
3. Изучение нового материала и показ приемов
Иллюстрированные словари отличаются от обычных словарей не только наглядным изображением объясняемого слова, но и сложностью их создания. Сложность заключается в том, что необходимо не только соблюдать правила заверстки словарной статьи, но и правила верстки иллюстраций.
Для начала давайте вспомним основные способы верстки иллюстраций:
Ну, теперь я вижу, что вы знаете, что такое словарь и особенности его набора
Можно приступить и к изучению правил создания иллюстрированных словарей
Словари бывают разными по способу оформления, в том числе и иллюстрированными.
Как раз такие, какой попросил нас сделать заказчик.
Иллюстрированные словари отличаются от обычных словарей не только наглядным изображением объясняемого слова, но и сложностью их создания. Сложность заключается в том, что необходимо соблюдать правила заверстки словарной статьи и правила верстки иллюстраций.
Вид заверстки иллюстрации на полосе зависит от формата наборной полосы и формата иллюстрации. Различают следующие основные виды заверстки иллюстраций:
Открытую верстку – используют при большом размере иллюстраций, размещая изображения верхний или нижний край полосы контуры рисунка должны совпадать с контурами текстовых строк
Закрытая верстка – самая распространенная. При закрытой верстке рисунок можно помещать в любом месте полосы, в верхней и нижней части полосы должно быть не меньше 3 строк текста.
Перед иллюстрацией не должна стоять строка с абзацным отступом, а под – концевая строка абзаца;
Глухая верстка – "Глухой" называется верстка, при которой иллюстрация закрывается текстом с четырех сторон; горизонтальный размер иллюстрации не должен превышать 1/3 формата полосы. Такая верстка обычно применяется в крупноформатных изданиях, где текст часто располагается в две и более колонок.
Верстка на полях – эффектно такая верстка выглядит для маленьких иллюстраций, которые оказываются наполовину в текстовой области и наполовину на полях. Для такой верстки обычно нужно увеличить размер полей страницы.
Верстка иллюстраций в оборку – Оборкой называется текст, обтекающий иллюстраций с одной стороны. В оборку заверстываются одиночные иллюстрации, ширина которых меньше 1/2 ширины полосы. При этом иллюстрации размещаются на четных - слева, на нечетных – справа, при закрытой верстке она с трех сторон закрыта текстом.
Теперь вы знакомы с основными правилами верстки иллюстраций, со способами их размещения в документе, а самое главное, вы знаете способы создания словарей.
Скажите, какие вопросы у вас возникли по способам создания словарей?
Ну, раз вам все понятно, тогда….
Приступая к работе вы должны применить не только теоретические знания, но и творческие способности. Ваш словарь должен быть самым лучшим, таким, чтобы он понравился и заказчику и будущим читателям, таким чтобы его было приятно взять в руки
Иллюстрации для оформления вы можете взять в папке словарь на рабочем столе, оригиналы необходимо взять из файла на письменном столе, слова следует расположить в алфавитном порядке.
Время на выполнение производственного задания ограниченно – 4 часа. Вашу работу будет оценивать не только мастер, но и заказчик словаря.
Итоговую оценку мы выставим на основании карты контроля и с учетом ваших теоретических ответов
Ну что ребята, давайте попробуем
Но перед тем как начать нам необходимо вспомнить основные правила охраны труда при работе за ПК:
(встают дети и говорят правила)
1. Расстояние от глаз до монитора 50-70 см
2.Продолжительность непрерывной работы – не более 2-х часов, в день можно работать не более 9 часов с перерывами
3. Рекомендуется после каждого часа работы делать перерыв 5-10 мин.
4. Нельзя работать за компьютером с мокрыми руками.
5. Не стоит прикасаться к компьютерному экрану. Также запрещено работать за электронной техникой с какими-либо повреждениями, включая нарушения целостности, повреждения изоляционной системы
6. Если во время уроков была замечена какая-то неисправность в работе техники или оголенный провод, работу стоит прекратить и на время обесточить кабинет – включить оборудование можно только после проверки. В том случае, если кого-то из находящихся в помещении сильно ударило током, необходимо вызвать врача и предоставить пострадавшему первую помощь.
Рассаживаемся за ПК, включаем их и загружаем программу Word.
Ваша задача набрать вокабулу и словарную статью с оригинала и оформить словарь в соответствие с полиграфическими требованиями.
Для примера давайте вместе наберем и оформим один термин из будущего словаря.
Для этого с клавиатуры набираем текст.
Выделяем вокабулу жирным шрифтом.
Расставляем условные знаки. Устанавливаем иллюстрацию
4. Закрепление нового материала
- предложить обучающимся вопросы для закрепления
1. Перечисли виды словарей?
2. Перечислить основные правила набора словарной статьи?
3. Как набирают транскрипцию?
4. Что набирают в квадратных скобках?
5. Как вставить условный знак словарную статью?
6. Перечислить условные знаки?
7. Перечислите способы установки иллюстраций?
8. Перечислите способы выполнения обтекания?
Задание на урок
Норма времени 4 часов. Набор и оформление словарных статей в программе MSWord.
- сообщение обучающимся критериев оценивания:
Процент результативности Выполнения задания | Качественная оценка уровня выполнения | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90-100 объема Соблюдаются безопасные условия труда и правильная организация рабочего места текст статей набран в соответствие с полиграфическими правилами, иллюстрации и подписи к ним выполнены в едином стиле, выполнено обтекание. Эстетичное оформление. | 5 | отлично |
80-89 объема Соблюдаются безопасные условия труда и правильная организация рабочего места текст статей набран в соответствие с полиграфическими правилами. Допущены неточности в оформлении или использовании инструментов программы. Иллюстрации и подписи к ним выполнены в едином стиле, выполнено обтекание. Эстетичное оформление. | 4 | хорошо |
70-79 объема Есть недочеты в соблюдении безопасных условий труда и организации рабочего места текст статей набран в соответствие с полиграфическими правилами. Допущены 2-3 ошибки в оформлении или использовании инструментов программы. Иллюстрации и подписи к ним не выполнены в едином стиле, выполнено обтекание. | 3 | удовлетворительно |
менее 70 объема Допущено более 3 ошибок в наборе и оформлении | 2 | неудовлетворительно |
III. Текущий инструктаж:
Целевые обходы:
Обход № 1 Проверка организации рабочего места.
Обход № 2 Проверка соблюдения безопасных условий труда.
Обход № 3 Контроль выполнения правил набора словарных статей.
Обход № 4 Контроль правильности использования инструментов программы.
Обход № 5 Контроль правильности установки иллюстраций
IV. Заключительный инструктаж – 15 минут
- подведение итогов урока
Что вы делали сегодня на уроке?
Давайте вспомним цель нашего урока:
Освоение профессиональных компетенций по набору словарных статей в программе MS Word
Удалось ли нам достигнуть цели?
Обсуждение ответов.
Давайте поговорим о сложностях, которые возникали у вас в процессе работы
Сегодня Вы научились оформлять и набирать словарные статьи с иллюстрациями
Таким образом вы осваивали правила набора усложненного текста.
- анализ выполненных работ.
- сообщить оценку за урок каждому обучающемуся.
- самостоятельная работа.
- уборка рабочих мест.
Контроль оценок
№ п/п | Ф., И., О. | ОРМ | ОТ и ПБ | Контроль выполнения правил набора словарных статей | Контроль правильности установки иллюстраций | Контроль правильности и эстетичности оформления | Итого |
1 | Андреева Е.Р. | ||||||
2 | Воронова Т.Е. | ||||||
3 | Высоцкий А.А. | ||||||
4 | Дмитриев Д.А. |
Предварительный просмотр:
Открытая верстка
Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул перепрыгнул. Заяц прыгнул попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.
На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.
Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.
И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.
Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать.
Лисица и говорит:
Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет того и есть станем.
Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет чтоб того и есть.
Если, говорит лисица, я отстану, то и меня есть, все равно! Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели. Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет - чтоб того и есть.
Если, говорит лисица я отстану, то и меня есть, все равно! Начали тянуть; только волк отстал. Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели.
Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит:
Закрытая верстка
Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул перепрыгнул. Заяц прыгнул попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.
На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему
лисица.
Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.
И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.
Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать
Лисица и говорит: Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет того и есть станем.
Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула.
Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет чтоб того и есть.
Если, говорит лисица, я отстану, то и меня есть, все равно! Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели. Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели.
Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто
отстанет - чтоб того и есть. Если, говорит лисица я отстану, то и меня есть, все равно! Начали тянуть; только волк отстал. Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели.
Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул перепрыгнул. Заяц прыгнул попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.
На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.
Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.
И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.
Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать. Лисица и говорит: Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет того и есть станем.
Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет чтоб того и есть. Если, говорит лисица, я отстану, то и меня есть, все равно! Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели. Вот начала тянуть голос; один заяц
Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать. Лисица и говорит: Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет того и есть станем.
Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет чтоб того и есть. Если,
взяли его, разорвали и съели. Вот перепрыгнул. Заяц прыгнул попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.
На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.
Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.
И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.
Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул. Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать. Лисица и говорит: Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет того и есть станем.
Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет чтоб того и есть. Если, Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу напоить.
взяли его, разорвали и съели. Вот перепрыгнул. Заяц прыгнул попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.
На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.
Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.
И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму. Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу вынимать. Вот начал он палки в яму метать; наметал так, что лисица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков, презентации, статьи, занимательные факты
материал содержит методические разработки уроков и презентации по дисциплинам "Маркетинг", "Производственный менеджмент"статьи для подготовки докладов...
Методическая разработка: Работа в Excel c использованием данных, находящихся на разных листах книги.
Работа в Excel с использованием обобщенных данных....
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...
Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»
В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...
Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"...