Методическая разработка урока "Набор словарных статей с использованием иллюстраций"
план-конспект урока

Левина Надежда Михайловна

Методическая разработка урока учебной практики на тему  "Набор словарных статей с использованием иллюстраций" для студентов 1 курса по профессии "Оператор электронного набора и верстки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx26.18 КБ
Файл vidy_verstki.docx364.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

урока учебной практики № 15

на 17 ноября 2016 года

Профессия «Оператор электронного набора и верстки»

ПМ 01. Электронный набор и правка текста

ТЕМА УРОКА № 15  «Набор словарных статей с использованием иллюстраций»

Цели и задачи урока:

Обучающий компонент: Освоение профессиональных компетенций по набору словарных статей в программе MS Word

ПК 1.1.Набирать и править   тексты разных типов сложности    

ПК 1.2. Набирать и править текст с системой письма особых графических форм.

Развивающий компонент: Способствовать совершенствованию информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Воспитывающий компонент: Способствовать освоению компетенций личностного совершенствования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Тип урока - урок по изучению трудовых приемов и комплексных операций

 Методы обучения:

Словесный: беседы, объяснение, повторение материала, инструктирование, создание производственной ситуации.

Наглядный: алгоритм выполнения упражнений, демонстрация презентаций.

Практический: решение технологических задач, работа по поиску  в сети интернет.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально - техническое оснащение урока:

Экран, проектор, компьютер,  доска, оригиналы с текстом, теоретический материал на бумажном носителе, программа MSWord, сеть интернет.

Ход урока

I. Организационная часть -15 мин

  • проверка явки обучающихся
  • проверка готовности обучающихся к уроку
  • мотивация обучающихся на урок

П. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - 45 мин.

Тема урока: «Набор словарных статей с использованием иллюстраций»

  1. Разъяснение мастером цели урока обучающимся

Мастер: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас 15 урок учебной практики. На прошлом уроке мы изучали особенности набора словарных статей и набирали словарные статьи. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы, но дополним каждую словарную статью иллюстрациями.

Подобные словари называют иллюстрированными. Они помогают читателю лучше усвоить, понять и запомнить материал.

В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.

Без рисунков книга не будет яркой, красочной, запоминающийся, особенно для детей. Да и любой взрослый вам скажет, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому иллюстрации важны для оформления любой книги, а в словаре они необходимы для того, чтобы пояснять значение слова и помощь наглядно представить описание.

Вам, как будущим операторам электронного набора и верстки, просто необходимо научиться набирать тексты  подобного вида: с большим количеством выделений, специальных символов и с наличием иллюстраций.  

Поэтому, сегодня на занятие мы будем еще раз набирать статьи словаря и устанавливать иллюстрации.

2.        Актуализация знаний
Но для того, чтобы создать подобный словарь нам надо многое знать

Звучит в записи стихотворение.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: "Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

Вы услышали замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Словарь», в конце стихотворения были строки:

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть

Для начала давайте проверим, что вы уже знаете о словарях

Скажите, а чем словарь отличается от повести или от любого другого печатного произведения?

Словарь - это книга, в которой собраны слова и дано толкование их значений.

Правильно! А теперь давайте вспомним, что такое словарь? Какими бывают словари? И как набирают словарные статьи?

Для этого вы еще раз прочитаете краткую справку о словарях, ваша задача не только вспомнить что такое словарь, но и придумать 2 вопроса по прочитанному материалу, после этого вы будите задавать 1 из вопросов своим одногруппникам.

На подготовку я вам даю 3 мин.

Итак, время вышло, прошу по цепочке задавать один вопрос Кто дает правильный ответ получает бонус к итоговой оценке за работу на уроке. Во время этой работы, ваши успехи будут занесены в рейтинговую таблицу и в конце урока она поможет нам выставить вам справедливую оценку вашей деятельности. Обратите внимание, она состоит из двух частей, будет оценен ваш запас теоретических знаний и то, как вы научились создавать словари.

3.        Изучение нового материала и показ приемов

      Иллюстрированные словари отличаются от обычных словарей не только наглядным изображением объясняемого слова, но и сложностью их создания. Сложность заключается в том, что необходимо не только соблюдать правила заверстки словарной статьи, но и правила верстки иллюстраций.

        Для начала давайте вспомним основные способы верстки иллюстраций:

Ну, теперь я вижу, что вы знаете, что такое словарь и особенности его набора

Можно приступить и к изучению правил создания иллюстрированных словарей

Словари бывают разными по способу оформления, в том числе и иллюстрированными.

Как раз такие, какой попросил нас сделать заказчик.

Иллюстрированные словари отличаются от обычных словарей не только наглядным изображением объясняемого слова, но и сложностью их создания. Сложность заключается в том, что необходимо соблюдать правила заверстки словарной статьи и правила верстки иллюстраций.

Вид заверстки иллюстрации на полосе зависит от формата наборной полосы и формата иллюстрации. Различают следующие основные виды заверстки иллюстраций:

Открытую верстку – используют при большом размере иллюстраций, размещая изображения  верхний или нижний  край полосы контуры рисунка должны совпадать с контурами текстовых строк

Закрытая верстка – самая распространенная. При закрытой верстке рисунок можно помещать в любом месте полосы, в верхней и нижней части полосы должно быть не меньше 3 строк текста.

Перед иллюстрацией не должна стоять строка с абзацным отступом, а под – концевая строка абзаца;

Глухая верстка – "Глухой" называется верстка, при которой иллюстрация закрывается текстом с четырех сторон; горизонтальный размер иллюстрации не должен превышать 1/3 формата полосы. Такая верстка обычно применяется в крупноформатных изданиях, где текст часто располагается в две и более колонок.

Верстка на полях – эффектно такая верстка выглядит для маленьких иллюстраций, которые оказываются наполовину в текстовой области и наполовину на полях. Для такой верстки обычно нужно увеличить размер полей страницы. 

Верстка иллюстраций в оборку – Оборкой называется текст, обтекающий иллюстраций с одной стороны. В оборку заверстываются одиночные иллюстрации, ширина которых меньше 1/2 ширины полосы. При этом иллюстрации размещаются на четных - слева, на нечетных – справа, при закрытой верстке она с трех сторон закрыта текстом.

Теперь вы знакомы с основными правилами верстки иллюстраций, со способами их размещения в документе, а самое главное, вы знаете способы создания словарей.

Скажите, какие вопросы у вас возникли по способам создания словарей?

Ну, раз вам все понятно, тогда….

Приступая к работе вы должны применить не только теоретические знания, но и творческие способности. Ваш словарь должен быть самым лучшим, таким, чтобы он понравился и заказчику и будущим читателям, таким чтобы его было приятно взять в руки

Иллюстрации для оформления вы можете взять в папке  словарь на рабочем столе, оригиналы необходимо взять из файла на письменном столе, слова следует расположить в алфавитном порядке.

Время на выполнение производственного задания ограниченно – 4 часа. Вашу работу  будет оценивать не только мастер, но и заказчик словаря.

Итоговую оценку мы выставим на основании карты контроля и с учетом ваших теоретических ответов

Ну что ребята, давайте попробуем

Но перед тем как  начать нам необходимо вспомнить основные правила охраны труда при работе за ПК:

(встают дети и говорят правила)

1. Расстояние от глаз до монитора 50-70 см

2.Продолжительность непрерывной работы – не более 2-х часов, в день можно работать не более 9 часов с перерывами

3. Рекомендуется после каждого часа работы делать перерыв 5-10 мин.

4. Нельзя работать за компьютером с мокрыми руками.

5. Не стоит прикасаться к компьютерному экрану. Также запрещено работать за электронной техникой с какими-либо повреждениями, включая нарушения целостности, повреждения изоляционной системы

6. Если во время уроков была замечена какая-то неисправность в работе техники или оголенный провод, работу стоит прекратить и на время обесточить кабинет – включить оборудование можно только после проверки. В том случае, если кого-то из находящихся в помещении сильно ударило током, необходимо вызвать врача и предоставить пострадавшему первую помощь.

Рассаживаемся за ПК, включаем их и загружаем программу Word.

Ваша задача набрать вокабулу и словарную статью с оригинала и оформить словарь в соответствие с полиграфическими требованиями.

Для примера давайте вместе наберем и оформим один термин из будущего словаря.

Для этого с клавиатуры набираем текст.

Выделяем вокабулу жирным шрифтом.

Расставляем условные знаки. Устанавливаем иллюстрацию

4. Закрепление нового материала

-        предложить обучающимся вопросы для закрепления

1. Перечисли виды словарей?

2. Перечислить основные правила набора словарной статьи?

3. Как набирают транскрипцию?

4. Что набирают в квадратных скобках?

5. Как вставить условный знак словарную статью?

6. Перечислить условные знаки?

7. Перечислите способы установки иллюстраций?

8. Перечислите способы выполнения обтекания?

Задание на урок

Норма времени 4 часов. Набор и оформление словарных статей в программе MSWord.

- сообщение обучающимся критериев оценивания:

 

Процент результативности

Выполнения задания

Качественная оценка уровня выполнения

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100 объема

Соблюдаются безопасные условия труда и правильная организация рабочего места текст статей набран в соответствие с полиграфическими правилами, иллюстрации и подписи к ним выполнены в едином стиле, выполнено обтекание.

Эстетичное оформление.

5

отлично

80-89 объема 

Соблюдаются безопасные условия труда и правильная организация рабочего места текст статей набран в соответствие с полиграфическими правилами. Допущены неточности в оформлении или использовании инструментов программы.

Иллюстрации и подписи к ним выполнены в едином стиле, выполнено обтекание.

Эстетичное оформление.

4

хорошо

70-79 объема        

Есть недочеты в соблюдении безопасных условий труда и организации рабочего места текст статей набран в соответствие с полиграфическими правилами. Допущены 2-3 ошибки в оформлении или использовании инструментов программы.

Иллюстрации и подписи к ним не выполнены в едином стиле, выполнено обтекание.

3

удовлетворительно

менее 70 объема

Допущено более 3 ошибок в наборе и оформлении

2

неудовлетворительно

III. Текущий инструктаж:

Целевые обходы:

Обход № 1 Проверка организации рабочего места.

Обход № 2 Проверка соблюдения безопасных условий труда.

Обход № 3 Контроль выполнения правил набора словарных статей.

Обход № 4 Контроль правильности использования инструментов программы.

Обход № 5 Контроль правильности установки иллюстраций

IV. Заключительный инструктаж – 15 минут

- подведение итогов урока

Что вы делали сегодня на уроке?

Давайте вспомним цель нашего урока: 

Освоение профессиональных компетенций по набору словарных статей в программе MS Word

Удалось ли нам достигнуть цели?

Обсуждение ответов.

Давайте поговорим о сложностях, которые возникали у вас в процессе работы

Сегодня Вы научились оформлять и набирать словарные статьи с иллюстрациями

Таким образом вы осваивали правила набора усложненного текста.

- анализ выполненных работ.

- сообщить оценку за урок каждому обучающемуся.

- самостоятельная работа.

- уборка рабочих мест.

Контроль оценок

№ п/п

Ф., И., О.

ОРМ

ОТ и ПБ

Контроль выполнения правил набора словарных статей

Контроль правильности установки иллюстраций

Контроль правильности и эстетичности оформления

Итого

1

Андреева Е.Р.

2

Воронова Т.Е.

3

Высоцкий А.А.

4

Дмитриев Д.А.



Предварительный просмотр:

Открытая верстка

Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул  перепрыгнул. Заяц прыгнул  попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.

На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.

Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.

Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать.

Лисица и говорит:

Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет  того и есть станем.

Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет  чтоб того и есть.

Если, говорит лисица, я отстану, то и меня есть, все равно! Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели. Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет - чтоб того и есть.

Если, говорит лисица я отстану, то и меня есть, все равно! Начали тянуть; только волк отстал. Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели.

Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит:

Закрытая верстка

Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул  перепрыгнул. Заяц прыгнул  попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.

На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему

лисица.

Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.

Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать

Лисица и говорит:         Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет  того и есть станем.

Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула.

Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет  чтоб того и есть.

Если, говорит лисица, я отстану, то и меня есть, все равно! Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели. Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели.  

Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто

отстанет - чтоб того и есть. Если, говорит лисица я отстану, то и меня есть, все равно! Начали тянуть; только волк отстал. Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели.

Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул  перепрыгнул. Заяц прыгнул  попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.

На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.

Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.

Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать. Лисица и говорит: Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет  того и есть станем.

Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет  чтоб того и есть. Если, говорит лисица, я отстану, то и меня есть, все равно! Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели. Вот начала тянуть голос; один заяц

Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул  Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать. Лисица и говорит: Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет  того и есть станем. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0482e57c3b690be280002002fb7b0260&n=24

Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет  чтоб того и есть. Если,

взяли его, разорвали и съели. Вот перепрыгнул. Заяц прыгнул  попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f97611ca803283f5010ca18af32b93f3&n=24

На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.

Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.

Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул.  Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать. Лисица и говорит:  Давайте-ка голос тянуть; кто не втянет  того и есть станем.

Вот начала тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть; кто отстанет  чтоб того и есть. Если, Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу напоить.

взяли его, разорвали и съели. Вот перепрыгнул. Заяц прыгнул  попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.

На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.

Нет, говорит боров, там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

И-и, говорит лисица, перепрыгну! Ну, и она попалась в яму. Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу вынимать. Вот начал он палки в яму метать; наметал так, что лисица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков, презентации, статьи, занимательные факты

материал содержит методические разработки уроков и презентации по дисциплинам "Маркетинг", "Производственный менеджмент"статьи для подготовки докладов...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...

Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...

Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"

Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"...