Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
рабочая программа

дизайн Д-31

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_d31.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 «ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО РМЭ «ЙОТСТ»

_________ /Долгорукова Н.М./

 «___» ________________2015 г.

ПРОГРАММА

Физическая культура

Д -31

Йошкар-Ола

2015

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый учебный предмет).

Организация-разработчик:

ГБОУ СПО РМЭ «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»

Разработчики:

Гребнева М.В. – преподаватель ГБОУ СПО РМЭ «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»

Рекомендована: предметно-цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин и дисциплин направления «Дизайн» ГБОУ СПО Республики Марий Эл «ЙОТСТ»

Протокол заседания предметно-цикловой комиссии

 №____________ от «____»__________2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

знать/понимать:

•        влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

•        способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

•        правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

•        выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

•        выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

•        проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

•        преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

•        выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и само страховки;

•        осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

•        выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

•        подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

•        организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

•        активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 136 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 68 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

136

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

практические занятия

68

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

68

в том числе:

составление комплексов упражнений

8

самостоятельная работа над оздоровительной программой (для студентов специальной медицинской группы)

8

Реферат

Практическая самостоятельная работа с использованием дневника самоконтроля по оценке уровня физического развития

3

45

Итоговая аттестация в форме зачета

  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»        
  1. Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Теория и практика физической культуры

136

Раздел 1.

Основы физической культуры

Тема 1.1.

Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Содержание

2

1.

2.

3.

4.

5.

Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО и СПО.

Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие.

Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся.

Методы повышения эффективности производственного и учебного труда.

Значение мышечной релаксации.

1

Самостоятельная работа

68

1

1

1

1

1

1

Тема 1.2.

Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

Тема 1.3.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств

Тема 1.4.

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Тема 1.5.

Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

Тематика рефератов:

Содержание: Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду.

Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.

 Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.

Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.

Содержание:  Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание.

Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.

Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.

Содержание:Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.

Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек.

Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки.

Содержание:  Здоровье человека, его ценность и значимость. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни.

Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность

Влияние экологических факторов на здоровье человека.

О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании.

Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни.

Раздел 2.

Легкая атлетика

8

Тема 2.1.

Бег на короткие дистанции

Прыжок в длину с места

Содержание

2

1.

2.

3.

Обучение техники бега на короткие дистанции с низкого, среднего и высокого старта

Обучение техники прыжка в длину с места

Повышение уровня ОФП (специальные беговые упражнения)

2

Самостоятельная работа

2

1.

2.

3.

Закрепление техники бега на короткие дистанции

Совершенствование техники прыжка в длину с места

Совершенствование техники выполнения специальных упражнений

Тема 2.2.

Бег на короткие дистанции

Содержание

2

1.

2.

Совершенствование техники бега на короткие дистанции (старт, разбег, финиширование)

Закрепление знаний по правилам судейства в лёгкой атлетике

2

Самостоятельная работа

2

1.

2.

3.

Совершенствование техники бега на короткие дистанции и прыжки в длину с разбега

Закрепление техники выполнения общих физических упражнений

Закрепление практики судейства

2


Тема 2.3.

Бег на средние дистанции

Содержание

2

1.

2.

3.

Овладение техникой бега на средние дистанции

Повышение уровня ОФП

Закрепление знаний по правилам судейства в лёгкой атлетике

2

Самостоятельная работа

2

1.

2.

Совершенствование техники бега на средние дистанции

Совершенствование техники прыжок в длину с разбега

Тема 2.4.

Бег на длинные дистанции

Содержание

2

1.

2.

3.

Совершенствовать технику бега по дистанции

Овладение техникой старта, стартового разбега, финиширования

Разучивание комплексов специальных упражнений

2

Самостоятельная работа

2

1.

Составление комплексов упражнений общей физической подготовки

Раздел 3.

Баскетбол

8

Тема 3.1.

Техника выполнения ведения мяча, передачи и броска мяча в кольцо с места

Содержание

2

1.

2.

3.

Овладение техникой выполнения ведения мяча, передачи и броска мяча с места

Основные направления развития физических качеств

Формирование ценностной ориентации и мотивации здорового образа жизни

2

Самостоятельная работа

2

1.

Закрепление техники ведения и передачи мяча в баскетболе

Тема 3.2.

Техника выполнения ведения и передачи мяча в движении, ведение – 2 шага – бросок

Содержание

2

1.

2.

3.

Закрепление техники ведения и передачи мяча в движении и броска мяча в кольцо - «ведение – 2 шага – бросок»

Совершенствование техники выполнения ведения мяча, передачи и броска мяча в кольцо с места

Развитие логического мышления в баскетболе

2

Самостоятельная работа

2

1.

Совершенствование техники ведения и передачи мяча в движении, выполнения упражнения «ведение – 2 шага – бросок»

Тема 3.3.

Техника выполнения штрафного броска, ведение, ловля и передача мяча в колоне и кругу, правила баскетбола

Содержание

2

1.

2.

3.

4.

Совершенствование техники выполнения штрафного броска, ведение, ловля и передача мяча в колоне и кругу

Совершенствование техники выполнения перемещения в защитной стойке баскетболиста

Закрепление техники выполнения среднего броска с места

Применение правил игры в баскетбол в учебной игре

2

Самостоятельная работа

2

1.

Совершенствование техники выполнения штрафного броска, перемещение в защитной стойке баскетболиста, правила игры в баскетбол

Тема 3.4.

Совершенствование техники владения баскетбольным мячом

Содержание

2

1.

2.

3.

4.

Совершенствование техники владения мячом

Выполнение контрольных нормативов: «ведение – 2 шага – бросок»

Выполнение контрольных нормативов: бросок мяча с места под кольцом

Совершенствование технических элементов баскетбола в учебной игре

2

Самостоятельная работа

2

1.

Совершенствование техники владения баскетбольным мячом, выполнение комплексов специальных упражнений на развитие быстроты и координации

Раздел 4.

Волейбол

8

Тема 4.1.

Техника перемещений, стоек, технике верхней и нижней передач двумя руками

Содержание

2

1.

2.

3.

Овладение техникой перемещения, стоек, верхней и нижней передачи мяча двумя руками

Закрепление техники выполнения специальных подводящих упражнений верхней и нижней передач

Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху и снизу на месте и после перемещения

2

Самостоятельная работа

2

1.

Совершенствование техники верхней и нижней передачи мяча в волейболе

Тема 4.2.

Техника нижней подачи и приёма после неё

Содержание

2

1.

2.

3.

4.

Обучение технике нижней подачи и приёма после неё

Выполнение техники перемещения, стоек, верхней и нижней передач мяча двумя руками

Закрепление техники приёма мяча с подачи двумя руками снизу на месте

Совершенствование техники владения мячом в учебной игре

2

Самостоятельная работа

2

1.

Закрепление техники нижней прямой подачи, прием с подачи, учебная игра

Тема 4.3.

Техника прямого нападающего удара

Техника изученных приёмов

Содержание

2

1.

2.

3.

Обучение технике прямого нападающего удара

Совершенствование техники изученных приёмов

Применение изученных приемов в учебной игре

2

Самостоятельная работа

2

1.

Выполнение технических элементов в учебной игре

Раздел 5.

Лыжная подготовка

18

Тема 5.1.

Техника попеременного двушажного хода

Техника подъёмов и спуска в «основной стойке»

Содержание

6

1.

2.

3.

Выполнение техники попеременного двушажного хода

Выполнение техники подъёмов «полуёлочкой» и «елочкой», и спуска в «основной стойке»

Применение изученных способов передвижения на учебно-тренировочном круге

2

Самостоятельная работа

6

1.

Закрепление техники лыжных ходов на учебном круге

2.

Закрепление техники подъема и спусков

Тема 5.2.

Техника одновременного бесшажного  и одношажного ходов, подъёмов «полуёлочкой» и «ёлочкой»

Содержание

6

1.

2.

3.

Овладение техникой одновременного бесшажного хода, спуска в «основной стойке»

Овладение техникой подводящих упражнений, при обучении подъёмов и спусков  на учебном склоне

Применение изученных способов передвижения на учебно-тренировочном круге

2

Самостоятельная работа

6

1.

Закрепление техники перемещения на лыжах на учебном круге

2.

Воспитание выносливости

Тема 5.3.

Совершенствование техники перемещения лыжных ходов

Содержание

6

1.

2.

3.

Оценка  техники попеременного двушажного хода на учебном круге

Оценка  техники спуска в «основной стойке», подъема «ёлочкой» на учебном склоне

Прием контрольных нормативов на дистанции 3км у девушек, дистанции 5 км у юношей

2

Самостоятельная работа

6

1.

2.

3.

4.

Совершенствование техники попеременного двушажного хода

Совершенствование техники спуска и подъема

Совершенствование техники лыжного хода

Выполнение комплексов упражнений на все группы мышц

Раздел 6.  

Гимнастика

4

Тема 6.1.

Методика оценки физических качеств и применение средств физической культуры для их коррекции

Содержание

2

1.

2.

Развитие вестибулярного аппарата

Строевые упражнения

2

Самостоятельная работа

4

1.

Составление комплекса ЛФК

Тема 6.2.

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Содержание

2

1.

2.

3.

Различные виды ходьбы

Прыжки на левой, на правой ноге

Упражнения с предметами и с отягощениями (гимнастическими палками, обручами, набивными мячами, гантелями)

2

Самостоятельная работа

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Комплекс утренней гимнастики

Отжимания, прыжки на скакалке

Закаливание, профилактика неблагоприятного воздействия условий труда

Развитие координационных способностей

Развитие и совершенствование профессиональных физических качеств и двигательных навыков

Совершенствование психофизиологических функций организма, для успешного освоения конкретной профессии

Раздел 7.

Оценка уровня физического развития

8

Тема 7.1.

Основы методики оценки и коррекции телосложения

Содержание

2

1.

2.

3.

Ознакомление с технологией регламентированных занятий по физическому воспитанию с направленностью на коррекцию телосложения студентов

Ознакомление с упражнениями по физическому воспитанию студентов с вариативным компонентом, направленным на коррекцию телосложения

Ознакомление с методикой коррекции телосложения студентов

2

Самостоятельная работа

2

1.

Разработка основ методики оценки и коррекции телосложения

Тема 7.2.

Методы контроля  физического состояния здоровья, самоконтроль

Содержание

2

1.

2.

3.

Ознакомление с методикой самоконтроля, его основные методы и показатели

Ознакомление с дневником самоконтроля

Применение отдельных методов контроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

2

Самостоятельная работа

2

1.

Методы контроля физического состояния здоровья, самоконтроль

Тема 7.3.

Организация и методика проведения закаливающих процедур

Содержание

2

1.

2.

3.

4.

5.

Формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма

Обучение закаливающим мероприятиям

Принципы закаливания

Основные методы закаливания

Гигиенические требования при проведении занятий по закаливанию

2

Самостоятельная работа

2

1.

Организация и методика проведения закаливающих процедур

Тема 7.4.

Основы методики регулирования эмоциональных состояний

Содержание

2

1.

2.

3.

4.

Методика регулирования эмоций

Ознакомление с методикой определения эмоциональных состояний человека

Тестирование эмоциональных состояний

Оценка и рекомендации по коррекции эмоциональных состояний

2

Самостоятельная работа

2

1.

2.

Методика регулирования эмоциональных состояний

Составление комплексов производственной гимнастики, занятия в спортивных секциях, посещение спортивных сооружений (плавательный бассейн, ледовый дворец)

Итого

68

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий, спортивного зала и стрелкового тира

(включая электронный) или место для стрельбы.

Оборудование учебного кабинета и спортивного зала:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- спортивный инвентарь.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- многофункциональный принтер;

- музыкальный центр.

Оборудование спортивного зала и спортивной площадки:

- гантели;

- тренажеры;

- гири;

- лыжный инвентарь;

- баскетбольные, волейбольные, гандбольные, футбольные, теннисные мячи;

- скакалки;

- гимнастические коврики;

- скамейки;

- секундомеры;

- ракетки для бадминтона и настольного тенниса и т.д.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Решетников Н.В. и др. Физическая культура. – М.: Академия, 2008

Интернет-ресурсы:

  1. www.lib.sported.ru
  2. www.school.edu.ru
  3. http://www.infosport.ru/minsport/

Дополнительные источники:

  1. Волков В.Ю. Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/ В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд. исп. и доп. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2009.
  2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И.Ильинич – М.:АО "Аспект Пресс", 1995г.
  3. Лутченко Н.Г.Самостоятельные занятия физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие / Н.Г.Лутченко, В.А.Щеголев, В.Ю.Волков, и др.:  – СПб.: СПбГТУ, 1999.
  4. Родиченко В.С. и др. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в не физкультурных высших учебных заведениях / В.С.Родиченко – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2009.
  5. Ильинич В.И.Физическая культура студента и жизнь/ В.И.Ильинич. – М.: Гардарики, 2008.
  6. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.
  7. Евсеева С.П.Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник/ Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2006.
  8. Никифорова Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов/Под ред. Г.С. Никифорова. – М.; СПб.: «Питер», 2006.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования,                  а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

знать/понимать

•        влияние оздоровительных систем физического воспитания на укреп-ление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

•        способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

•        правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

•        выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмиче-ской и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

•        выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

•        проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

•        преодолевать искусственные и естественные препятствия с использо-ванием разнообразных способов передвижения;

•        выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостра-ховки;

•        осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах за-нятий физической культурой;

•        выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государствен-ным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

Оценка результатов выполнения комплексов упражнений,  тестирования физических качеств по дневнику самоконтроля.

Оценка результатов тестирования, физической подготовленности студентов по видам спорта.

Оценка выполнения практического задания: комплексы глазодвигательной, дыхательной, коррекционной гимнастики; ЛФК, массаж по заболеваниям.

Разработчик:         

ГОУ СПО РМЭ «ЙОТСТ»    

преподаватель ф/к        

Гребнева М.В.