Педагогическая деятельность
материал

Абашева Марина Рашидовна

Разбор интересных фактов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_pedagogicheskaya_deyatelnost.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербуржское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

Статья

Педагогическая деятельность

2020 год


Педагогическая деятельность рассматривается, в частности, как «управление процессами управления».  Что это значит? Какие процессы лежат в основе этого явления?

Деятельность педагога (андрагога) – это деятельность по управлению образовательной деятельностью обучающегося (обучающихся) и процессом взаимодействия с ним(и). Педагогическая деятельность включает в себя: деятельность по управлению процессом воспитания (воспитывающая деятельность); процессом обучения (преподавание) и деятельность по управлению процессом развития обучающегося (обучающихся) – развивающая деятельность.

Таким образом, выходит, что педагогическую деятельность можно представить как управление процессами управления процессами и состояниями, входящими в ее состав: воспитание, обучение и развитие.

Применительно к педагогическим системам функции управления наполняются специфическим содержанием:

- целеполагание выступает как процесс проектирования личности обучаемого или формирования будущего специалиста (для высшей школы);

- содержание обучения и воспитания составляет информационную основу управления в педагогических системах;

- педагогическое прогнозирование заключается в предсказании ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления;

- педагогические решения направлены на выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность;

- организация исполнения связана с реализацией учебно-воспитательных планов, программ и педагогических решений;

- коммуникации в обучении представляют собой различные формы и способы взаимодействия участников учебного процесса;

- контроль предполагает оценку фактических результатов обучения и воспитания в разные интервалы времени;

- коррекция означает устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса.

Все указанные составные элементы управления образуют единую функциональную систему обучения, в которой системообразующим фактором являются цели обучения и воспитания.


2

Информальное образование.

Информальное образование — процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института, то есть в ходе повседневной жизнедеятельности человека — через общение, чтение, туризм, посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других. Не имеет атрибутов педагогической формы.

Информальное образование – это образование без формата, то есть без процедурных формальностей.

Примеры информального образования:

1) Индивидуальная образовательная деятельность - процесс построения собственной образовательной траектории, который предусматривает развитие субъектом самого себя, направлен на решение актуальных образовательных проблем обучающегося, предполагает активность и субъектность студента в разрешении собственных образовательных проблем[1].

2) Обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры – это процессы, которые в настоящее время присущи не всем, но как раз и отличает тех людей, кто стремится знать и видеть больше, понимать смысл тех или иных культурных ценностей.

3) Самостоятельный поиск ответов на волнующие вопросы: постановка задач и получение информации по волнующей теме также относится к информальному образованию. В данном случае можно обращаться к книгам, видео-инструкциям, материалам сети Интернет и т.д.


 3

 Три наиболее значимых для педагога (андрагога) профессиональных качеств (не личностных, не общепрофессиональных, например, ответственность), а именно профессиональных -  необходимых для успешной педагогической (андрагогической) деятельности.

К таким качествам можно отнести:

1) способность к эмпатии - способность педагога (андаргога) идентифицировать (условно отождествлять) себя с учащимся (чувствуя, естественно, отличие себя от другого), встать на его позицию, разделить его интересы и заботы, радости и огорчения, увидеть глазами другого человека волнующие его проблемы;

2)  способность к активному воздействию на ученика, динамизм – наличие и способность делиться с учениками энергией, инициатива и гибкость, разнообразие его воздействий;

3) эмоциональная устойчивость – умение «владеть собой», терпеливость и настойчивость педагога при осуществлении своих замыслов, выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях.


 4

 Три основных отличия андрагогической деятельности от педагогической (кроме, естественно, того, что субъектом учения выступают или дети, или взрослые).

К таковым отличиям можно отнести:

1) в педагогической деятельности ученики не имеют практического опыта, в силу чего не могут определить потребности и цели обучения, в отличие от андрагогической деятельности, где взрослые обучаемые уже точно знают, зачем учатся и чему;

2) мотивация обучения у учеников-детей, как правило, слабо выражена, в то время как в андргагогическом процессе ученики имеют сильную мотивацию;

3) в педагогике преобладают методы фронтального обучения, индивидуальные задания, а андрагогике - ориентация на групповую и проектную деятельность, экспериментирование и самостоятельные занятия.


 5

 «Стилист как андрагог»

Стилист – это специалист в сфере создания стиля и образа человека. Делает он это с помощью всех доступных методов: прическа, макияж, одежда и т.д. Профессия стилиста заключается в создании имиджа.

Можно выделить две основных сферы деятельности андрагогов: обучающая (позиция преподавателя) и «поддерживающая», посредническая, которая реализуется в организации условий, способствующих развитию личности в ее профессиональной жизни, непосредственно на предприятии, в офисе и т.п. Профессия появилась вместе с модой. Самыми первыми ее законодателями стали царицы в Древней Греции. Стиль и стилистика долгое время развивались как нечто само собой разумеющееся. В современное время понятие стилиста уже имеет четкие очертания. Это персональный помощник, который создает имидж клиента от кончиков волос до кончиков пальцев.

Если рассматривать стилиста как андрагога, можно сказать, что стилист выполняет и первую функцию, и вторую. Стилист не просто сам делает прическу, макияж, подбирает одежду и т.д. Стилист учит, как одеваться, накладывать макияж, подбирать одежду. Мотивирует «ученика» на то, чтобы он развивался далее сам. Есть такое выражение «привить стиль» - вот это задача стилиста. Стиль можно иметь, но можно и научится ему в процессе самообразования, в том числе, обращаясь к стилисту.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация системы педагогической деятельности "Организация исследовательской деятельности учащихся"

На сегодняшний день актуальной задачей в сфере образования является развитие продуктивных технологий. Образованность начинает осознаваться, как владение умением работать с информацией,...

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.

В России  2017 год объявлен президентом  ГОДОМ ЭКОЛОГИИ.   Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...

Творческий отчет (педагогический бенефис) преподавателя "38 лет педагогической деятельности"

Форма методической работы "педагогический бенфис" или творческий отчет преподавателя представлен в достаточно полной разработке. Может быть полезен практикам....

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов

Работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла

Настоящая работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла...