Опаленная юность
классный час

Кайтмазова Аида Ахсарбековна

 Цель:  познакомить студентов с историей подвигов юных защитников Роднины в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Патриотическое воспитание учащихся.
  2. Формирование гражданской позиции и привитие любви к Родине.
  3. Знакомство с очерками о пионерах-героях, занесённых в Книгу Почёта.
  4. Рассказ о подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.
  5. Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину;
  6. Способствовать формированию у студентов  чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opalennaya_yunost.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РСО-Алания

ГАПОУ «СКАТК» СП «Северо-Кавказский лесной техникум»

 «Утверждаю»

Зав.учебной частью

20 октября  2020г.

____________ Селимов Ш.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

ТЕМА: «ОПАЛЕННАЯ ЮНОСТЬ»

        Подготовила

Преподаватель

Кайтмазова А.А.

2020 год

 Цель:  познакомить студентов с историей подвигов юных защитников Роднины в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Патриотическое воспитание учащихся.
  2. Формирование гражданской позиции и привитие любви к Родине.
  3. Знакомство с очерками о пионерах-героях, занесённых в Книгу Почёта.
  4. Рассказ о подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.
  5. Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину;
  6. Способствовать формированию у студентов  чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Оформление:  название  « Опаленная Юность»;  выставка книг о       пионерах- героях « Опаленная Юность»; портреты пионеров- героев.

                                     Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Преподаватель:

Приветствие.

Позвольте начать наш классный час со слов Роберта Рождественского.

-Снова дралась во дворе?

-Ага! Мама, но я не плакала! Вырасту – выучусь на моряка. Я уже в ванне плавала!

-Боже не девочка, а беда! Сил моих больше нету.

-Мама, а вырасту я когда?

-Вырастешь! Ешь котлету.

-Мама, купим живого коня? Коня ?!

-Да что ж это делается?

Мама, а в летчики примут меня?

-Примут. Куда они денутся?! Ты же из каждого, сатана, душу сумеешь вытрясти!

-Мама, а правда, что будет война, И я не успею вырасти? …

Преподаватель. Итак, как вы уже догадались  речь  сегодня пойдет о тех ребятах, которые не успели вырасти. Не успели получить образование, стать летчиками, врачами, учителями. Судьба подарила им опаленную юность, опаленную войной, взрывами снарядов, потерей близких. Да, они не успели вырасти, но очень рано стали взрослыми. Дети – герои войны. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.                                                                                                                                                                    Разразилась война. Пришёл час- они показали , каким  огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Студент.

                                       Баллада о юном герое.

Окутано море тревогой,                                                                                                                                                   Огнём Севастополь объят.                                                                                                                                  В разрушенной школе над пыльной дорогой        

Осталась лишь горстка солдат.                                                                                                                               Всё ближе снаряды ложатся,                                                                                                                        Осколки секут храбрецов.                                                                                                                                     – Нас десять!- сказал командир. –А сражаться                                                                            Мы будем как сотня бойцов.                                                                                                                      Герой-пионер был десятым,                                                                                                                Он числился сыном полка                  

В минуты затишья читал он солдатам

 Из книжки стихи Маршака.                                                                                                                     К концу подошла передышка

 Вновь танк громыхнул вдалеке,                                                                                                                            Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка                                                                                          Со связкой гранат в кулаке.                                                                                                 В тельняшке своей полосатой                                                                                                            За родину он воевал                                                                                                                                 И метко с размаху метнул он гранаты ,                                                                                                   Но сам был сражён наповал.                                                                                                               И танк задымил на поляне,                                                                                                                 Бойцы подползли к храбрецу.                                                                                                                    Раскинувши руки , лежал он в бурьяне ,                                                                                                                                       И кровь всё текла по лицу.                                                                                                                                    –Нас десять! И недругам крышка!-                                                                                                                   Сказал командир в том бою.                                                                                                                                        Он  «десять» сказал, потому что парнишка                                                                                                                           Навечно остался в строю. В.Верховский.

Преподаватель.   Согласно Международной конвенции на фронте не должны находиться лица моложе призывного возраста. Но жизнь привносит свои коррективы. Так получилось и в годы Великой Отечественной войны.

     Позже этих мальчишек и девчонок назовут «сынами и дочерями полков». По-разному попадали они на фронт. Ехали с родителями , которым не с кем было оставить ребёнка. Бежали сами, так как были уверены , что они должны защитить Родину. Бывало, на пепелище солдаты подбирали голодного и заплаканного мальчишку…                                                                                                      Так становились они воспитанниками , а точнее сказать , любимцами фронтовиков , которые заботились о них как о родных детях. И в то же время этим детям приходилось выносить на своих плечах все тяготы фронтовой жизни. Вглядись в эти лица юных защитников Родины! Они внесли свой вклад Победы!                                                                                                                                                 Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, горя военных лет, и не согнулись они под этой тяжестью, стали сильные духом, мужественные. Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. На море, как Борис Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Леня Голиков.

Показ видео ролика: «Юность опаленная войной»

       И ни на миг не дрогнули юные сердца.                                                                                                         О подвигах и славных делах во имя Родины написано много книг. Перелистаем их  некоторые страницы.  

  1. Студенты рассказывают, заранее подготовленные сообщения о юных героях.

Студент .

                                                  ЗИНА  ПОРТНОВА        

Война застала ленинградскую школьницу Зину Портнову в деревне  Зуся, куда она приехала на каникулы, это неподалёку от станции Оболь Витебской области. Здесь в начале войны была создана подпольная молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, поджигала их склады, распространяла листовки, вела разведку по заданиям партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова.

Стоял декабрь    1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили Зину, пытали, мучили. Ответом врагу было молчание Зины, её презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола фашиста пистолет и в упор выстрелила в него. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её…

Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила её подвиг высшим званием Героя.

Студент.

                                            САША КОЛЕСНИКОВ                

Санька. Саня. Сан Саныч… Так называли его боевые друзья. А в указах о награждении звучало неизменно гордо и весомо – Александр Александрович Колесников. Этот отважный подросток – а победу он встретил четырнадцатилетним! – награждён орденом Славы 3 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями « За отвагу» - дважды, « За освобождение Варшавы», « За взятие Берлина», « За победу над Германией».

Саше удавалось то, что оказывалось не под силу взрослым- добывал разведывательные данные буквально под носом у врага. Ему поручили выяснить,  куда  ведёт стратегическая ветка железной дороги, та, что усиленно охранялась фашистами . Саша проследил весь её путь, а потом, взбираясь на деревья, обозначил его кусками белой материи- с самолётов цель была видна отлично.

Однажды разведчики получили задание взорвать мост. Двое суток вели они наблюдение за охраной – не подобраться , казалось, было к мосту . И тогда Саша, прихватив взрывчатку , забрался в угольный ящик под вагоном и , когда поезд приблизился к мосту, поджёг бикфордов шнур. Внизу  блеснула вода, Саша прыгнул – и тут же страшный взрыв сокрушил и состав, и мост.

Фашистский катер подобрал мальчика. Его пытали, распяли на стене. Но разведчики отбили своего юного друга, героя. Потом был госпиталь , снова родной полк и победный путь до самого Берлина.    

     

Студент.                      

                           ВИТЯ КОРОБКОВ

Витю застала война в «Артеке», куда за отличную учебу его направила школа. Родной его город Феодосия оккупирован фашистами, но действует подполье, партизаны сражаются с врагом – не будет ему покоя на захваченной земле! Вернувшись домой, двенадцатилетний Витя  становится участником освободительной борьбы. Сначала Витя помогает старшим. Внимательно следил мальчик за фашистами, проверяющими пропуска, однажды увидев упавший на землю пропуск, подобрал  его и принес  отцу в типографию. по этому образцу были напечатаны пропуска для советских разведчиков…

Потом  вместе с отцом он уходит к партизанам. Михаила Ивановича и Витю Коробковых крымские партизаны зачисляют разведчиками штаба бригады. Юный разведчик так не приметен, мал ростом, что фашисты не обращают на него внимания. Он гоняет по улицам обруч, а вернувшись в отряд, рисует расположение пулеметных гнезд, танков в укрытии, сообщает где и сколько разместилось солдат. На основании данных его разведки партизаны наносят точные, сильные удары по врагу….

Отца и сына по доносу предателя схватили. Витю держали в одиночной камере. Ни слова не добились враги от мальчика-разведчика. И тогда в бессильной ярости фашисты расстреляли его. Было это 9 марта 1944 года. Есть в Феодосии улица, которая носит имя Вити Коробкова.

       Студент                                       

    НИНА КУКОВЕРОВА

Каждое лето Нину и ее младших братишку и сестренку отправляли в деревню Нечерпеть, где чистый воздух, мягкая трава и парное молоко…

Грохот, взрывы, пламя и дым обрушились на этот тихий край в четырнадцатое лето Нины… Война! С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Все, что видела вокруг, запоминала, сообщала  в отряд.

В деревне Горы расположился карательный отряд, все подступы перекрыты, даже самым опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти Нина. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на продрогшую усталую девочку. А она запоминала расположение их частей, где находится склад горючего, как расположены часовые. И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром, как разведчица, как проводник. Взлетели в ту же ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сраженные яростным огнем.

Не раз ходила на боевые задания Нина. Её наградили медалью «Партизану Отечественной Войны» 1 степени. Юная героиня погибла. Но память о дочери России жива.

      Студент

                                               ВОЛОДЯ КАЗНАЧЕЕВ

1941-год… Весной Володя закончил 5 класс. А осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Янщине, в отряде говорили «Ну и пополнение!» Правда узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали. Их мама была убита фашистами.

В отряде была «партизанская школа» - там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на «отлично» освоил эту науку; вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему и прикрывать отход группы, гранатами останавливать преследователей.

Он был связным партизан с подпольщиками, ходил нередко в Клетню, доставлял ценнейшие сведения, дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее.

За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем еще мальчик.

Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не славу героя- освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом и медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

   

    Студент

                          ВОЛОДЯ ЩЕРБАЦЕВИЧ

В Минске жила семья кадрового офицера Красной Армии, погибшего в финскую войну, - Ольга Федоровна Щербацевич с сыном Володей.

Фашисты оккупировали столицу Белоруссии – Минск. Кровавый режим, установленный ими, не смог сломить волю белорусского народа. По всей республике развернулась великая, всенародная битва с захватчиками. В рядах бойцов невидимого фронта – подпольщиков – были Ольга Федоровна и Володя. У себя на квартире они устроили госпиталь – выхаживали раненных красноармейцев, доставляли лекарства, с помощью других подпольщиков устроили побег наших раненных бойцов, которых фашисты держали, как в заточении. Володя помог им пробраться к партизанам.

Враг озлобленный тем, что не смог сломить мужество людей, ожесточился. Фашистам удалось выследить подпольщиков. Ольгу Федоровну и Володю допрашивали, пытали, стремясь во что бы то ни стало дознаться, кто руководит подпольем. Ни слова не добились фашисты.

26 октября 1941 года фашисты повесили Ольгу Федоровну Щербацевич и Володю. Шел сто двадцать седьмой день войны, еще далека была победа. Но до последней соей минуты мужественный мальчик Володя Щербацевич верил в победу, боролся за нее, приближал её.

Студент

                                          МАРК КРОТОВ

Жили три друга – товарища под Ленинградом, в деревне Смердыня. В школу ходили, уроки учили, участвовали во внеклассных мероприятиях.

….Война подступила вплотную, фашисты ворвались в деревню. Марк Кротов, Альберт Купша, Коля Рыжов – трое неразлучных друзей – поклялись мстить ненавистным захватчикам.

Партизаны! Вот кто нужен был мальчикам. Вот кого они искали по  лесу. Наконец связь была установлена. Ребятам поручили перепрятать в лес одежду, продукты. Темными морозными ночами пробирался в лес Марк, в условленном месте встречался с партизанами, передавал им сведения о фашистах. Шла первая военная зима, партизаны не давали врагу покоя. Фашисты лютовали. Они выслеживали партизан. Однажды в дом Кротовых пробрался  фашист в форме лейтенанта Красной Армии. Он просил укрыть его, и Марк, не раздумывая, открыл ему дверь. А следом, ворвались фашисты и схватили мальчика. Схватили и его друзей Колю и Альберта.

Ни угрозами ни пытками, ни побоями не удалось врагу сломить трех товарищей. На берегу Белого Озера фашисты в бессильной злобе расстреляли юных патриотов, до последней минуты остававшихся верными сынами Отчизны.

Преподаватель. Предлагаю посмотреть видеоматериал, еще об одной юной девочке, которая в годы ВОВ была партизанкой. Отважная девушка, горячо любившая свою Родину, погибла от рук фашистских палачей как героиня.

Студент:  Поэт Владимир Туркин написал поэму «Зоя».

Прости!

Перед твоей могилой

Я молча говорю: «Прости,

Что нас мальчишек, не хватило

В тот час, чтобы тебя спасти.

Прости, что мне под небом звездным

К твоей плите носить цветы.

Прости, что мне остался воздух,

Каким не надышалась ты.

Прости, что, живший книжным миром,

не видел я, не понял я, как рядом проходила мимо

Судьба моя.

Прости, что солнце летом жарким

Ласкает и меня, любя.

Прости, что мне встречать рассветы…

О, как мне далеко нести

Оставшееся без ответа

Мое наивное «прости»!

Преподаватель:

Я надеюсь, наш классный час сегодня затронул ваши души и сердца. Я надеюсь, что в ваших маленьких сердечках зажглись огоньки любви, уважения и благодарности к тем, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для нас в годы Великой Отечественной войны. У вас на партах лежат маленькие огоньки, на каждом из которых напишите те слова или предложения, которые могут передать ваши чувства, мысли, пожелания. И уходя с урока, я попрошу вас прикрепить их возле портретов ……

  В заключение звучит стихотворение Р.Рождественского «Реквием»                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЭЗИЯ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ.УРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.

Поэзия, опаленная войной.Урок пресс – конференция. (11 класс).( 2 часа).Подготовила: Гордеева Нина Федоровна, преподавательлитературы и русского языка ГБОУ НПО ПЛ Красносельский»,Санкт-Петербург...

Презентация на областной конкурс информационных технологий на тему: "Юность, опаленная войной"

Презентация на областной конкурс информационных технологий на тему: "Юность, опаленная войной". Материал о сахалинских детях-героях великой отечественной войны....

Презентация на тему: "Юность, опаленная войной"

Презентация о героях Великой отечественной воины, героях-Сахалинцах....

Методическая разработка классного часа на тему: "Юность, опаленная войной"

Методическая разработка классного часа на тему: «Юность, опаленная войной».Номинация: «Методика организации и проведения «Уоков мужества», торжественных мероприятий, посв...

УРОК МУЖЕСТВА ПО ТЕМЕ: «ПИСЬМА, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ»

Урок Мужества ПО темЕ:«Письма, опаленные войной»Токарева В.А., классный руководитель БОУ СОШ №2, 9 классЦель: составить коллективное поздравительное письмо ветеранам Великой Отечественной ...

Презентация к внеклассному мероприятию по Литературе «Детство, опаленное войной».

Презентация к внеклассному мероприятию по дициплине "Литература", предназначена для студентов 1-2 курса. Она рассказывает о пионерах-героях...

Методическая разработка ко Дню Победы. Изготовление и оформление сборника стихотворений о войне «Страницы, опаленные войной»...

Цель: формирование патриотических чувств: гордость и уважение к солдатам, вынесшим тяготы и победившим в войне;Задачи: Ознакомление с поэтами-авторами произведений о войне; расширение представлений ст...