Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"
презентация к уроку

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lektsiya_filosofiya_drevney_indii_i_drevnego_kitaya.ppt145.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» Для дисциплины «Основы философии»

Слайд 2

Прочтите следующий текст Продолжая рассмотрения философии Древнего мира, обратимся к философии древней Индии. Под запись. «Основа индийской философии – тексты Упанишад. В текстах Упанишад акцент ставится на внутренний мир человека; его переживания и интересы, встречаются вопросы, обращенные к внутреннему миру человека и стимулирующие его познавательную деятельность. Например: «Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся ... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях?..». В центре Упанишадов – учение о природе мировой души, о единстве Брахмы (универсальном принципе бытия, безличном сущем первооснове бытия) и атмана (духовной сущности каждого индивида, души), о выборе пути для достижения мокши (преодоление человеком зависимости от мира, вовлеченности в круг рождений и смертей). С освобождением связано состояние высшего блаженства, радости, ощущения полной слитности человека с творцом и творением. Достигшие мокши освобождаются от желаний, полностью постигают Атман и "проникают во всё"; "Я" неотделимо от бога и субъект от объекта.

Слайд 3

Прочтите следующий текст Важная составная часть Упанишадов как учения является концепция круговорота жизни (сансара) и закон воздаяния за земную жизнь (карма). Круговорот жизни понимается как бесконечная цепь перерождений (реинкарнация), присущая как природе, так и человеку. Каждый индивид должен был уяснить для себя, что его жизнь есть звено в цепи перерождений. Ни один его поступок, как хороший, так и плохой, не останется вне поля зрения кармы или закона воздаяния. Настоящая его жизнь является лишь зародышем будущей жизни. Реинкарнация вечна и все жизненные процессы подчинены ей. Душа (атман), покидающая телесную оболочку под влиянием кармы, вынуждена постоянно возвращаться в круговорот, искать следующие воплощения. При этом атман чувствует всё, что происходит с его телом, но не может контролировать его действия.

Слайд 4

Прочтите следующий текст Поэтому целью и смыслом жизни каждого индуса является достижение Нирваны (санскр.- остывание, угасание, затухание), позволяющее путем полной отрешенности от мира и утраты личности вырваться из сансары. К состоянию Нирваны ведет медитация Медитирующий наблюдает за своими биологическими и интеллектуальными процессами как бы со стороны, постепенно отрешаясь от обыденных чувств, желаний и переживаний. Для него становятся безразличными чувственные удовольствия, состояние сознания и собственное будущее. Для него существует только ясность ума и невозмутимость. Человек достигший Нирваны (как правило, это мудрец), разрывает связи, удерживавшие его в повседневной жизни и он перестает рождаться вновь. Цепь перерождений завершается».

Слайд 5

Прочтите следующий текст «Основы китайской философии сводятся к даосизму и конфуцианству. Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао-цзы (VI — V вв. до н.э.) — букв, «престарелый учитель». В даосизме выделяют понятия «дао» и «дэ». Дао – многозначное мировоззренческое понятие. Может означать всеобщий космический закон; естественный, природный ход вещей; символ высшей космической гармонии. Дэ – это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В этой связи существует термин «Увэй» («недеяние»), что означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй — это не полное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью.

Слайд 6

Прочтите следующий текст Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную. Этический идеал в даосизме - человек, обладающий дао и высшим дэ - совершенномудрый (шэнжень). Его отношение к миру определяется принципом увэй (недеяние). Он следует естественному закону дао и совершенствует его внутри себя - в своей душе. Он «не борется, но умеет побеждать». Даосизм утверждает миролюбие.

Слайд 7

Прочтите следующий текст Основатель конфуцианства — Кун Фу-цзы (VI — V вв. до н.э.). Конфуцианство обращено преимущественно к социально-философским и этико-политическим проблемам. Исходное положение в философии Конфуция — идея Неба (Тянь) как высшей мироуправляющей силы. Оно совмещает в себе как духовные, так и природные начала. Небо определяет жизнь человека и всего общества и понимается как судьба или рок. Вместе с тем Небо поддерживает справедливость на Земле. Человек здесь рассматривается как часть общества.

Слайд 8

Прочтите следующий текст Конфуций разрабатывает модель совершенного человека («благородный муж» — цзюнь-цзы), который для простых смертных, «низших людей» (сяо жэнь) должен выступать этическим идеалом. «Благородный муж» обладает пятью достоинствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнъ), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим». Социальное устройство для Конфуция видится по принципу семьи. Государь — ставленник, «сын» Неба. Для своих подданных он является отцом и матерью. Они обязаны выполнять его волю, так как через него говорит само Небо. Но и государь должен заботиться о подданных, как о своих детях. Все обязаны выполнять нормы ли — социального и религиозного ритуала, т.е. предписанные правила поведения. Тогда в обществе воцарится равновесие и справедливость».

Слайд 9

Ответьте на вопросы письменно 1. Опишите основные идеи, содержащиеся в Упанишадах. 2. Опишите концепцию сансары и кармы. 3. Дайте определение Нирваны и способа (-ов) ее достижения. 4. Опишите Дао и дэ. 5. Дайте определение категории Увэй. 6. Что представляет собой человек с точки зрения даосизма? 7. Опишите роль Неба в философии Конфуция. 8. Опишите "благородного человека" в философии Конфуция. 9. Опишите социальное устройство общества по Конфуцию. 10. Назовите основной девиз китайской философии и вытекающие из него правила.

Слайд 10

Выполните в тетради самостоятельную работу Запишите в тетрадь вопрос: "Недеяние в индийской философии и Увэй в китайской философии - что между ними общего и в чем их отличия?", прочитайте ответы на вопросы №№ 3 и 5, после чего с помощью собственных аналитических способностей и, при необходимости, сети Интернет, ответьте на вопрос письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "История философии Древней Индии и Древнего Китая"

Презентация к занятию по разделу "История философии"...

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"...

Лекция "Философия ХХI в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"

Лекция "Философия ХХI в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"...

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.2 Великие державы Древнего Востока

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.2 Великие державы Древнего Востока...

Методическая разработка урока Тема занятия: «Основные философские учения Древней Индии: ведизм, джайниизм, буддизм»

Методическая разработка узанятия: «Основные философские учения Древней Индии: ведизм, джайниизм, буддизм»...

Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...

Презентация на тему "Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...