«ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ В СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДАХ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ»
материал
Цель обучения определяет – чему следует учить, то принципы обучения устанавливают, как это следует делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladmetod.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия
«Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий»
ДОКЛАД
«ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ В СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДАХ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ»
Подготовила:
преподаватель специальных дисциплин,
мастер производственного обучения
специальности «Конструирование,
моделирование и технология
швейных изделий»
И.А. Вождаева
г. Саранск 2019
Содержание
1. Введение 3
2. Дизайн одежды в содержании и методах образования студентов 4
3. Заключение 13
4. Список литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими процессами, определяющими качество одежды при ее проектировании, является моделирование и конструирование. Их следует рассматривать в тесной связи друг с другом, учитывая то обстоятельство, что модели одежды, разрабатываемые художниками по проектированию костюма, не могут быть грамотно решены без знаний современных методов конструирования одежды. Поэтому при профессиональной подготовке специалистов по специальности «Конструирование, моделирование» в учебных заведениях одним из основных элементов в содержании является курс «Моделирование и художественное оформление одежды».
Целью данного курса является подготовка будущих специалистов как к процессу проектирования швейных изделий для промышленного производства, так и к процессу изготовления одежды по индивидуальным заказам. В курсе «Моделирование одежды» рассматриваются общие сведения об основе художественного конструирования костюма, технические средства художественного проектирования костюма, классификация одежды, формы одежды, роль, линии, симметрия и асимметрия, композиционный центр, образ в костюме, декоративно-функциональных элементов композиции костюма на силуэт, формы костюма.
При разработке учебно-методических рекомендаций учитывалась связь моделирования и художественного оформления одежды с другими дисциплинами, которые обеспечены специальной литературой и учебниками. Важными звеньями в цепи взаимосвязанных проблем швейного производства являются методика конструирования и технология изготовления швейных изделий. Пособие знакомит с практическими основами разработки моделей женского платья при проектировании их различного назначения, что развивает у учащихся образное мышление, фантазию, совершенствует вкус и творческие способности, дает профессиональные навыки и знания, необходимые для художественного проектирования женского платья, раз-
витие направление моды и моделирование одежды.
1 ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ В СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДАХ
ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
В учебном плане по направлению технологическое образование на «Практикум по швейному производству» дневного обучения отведено 300 часов, 128 часов аудиторных, 128 часов на лабораторные.
В результате изучения содержания дисциплины студенты должны знать:
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, создание изделий из них, получением продукции.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- находить и устранять допущенные дефекты, проводить разработку учебного проекта изготовления изделия;
- распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения для получения технологических сведений из разнообразных источников информации; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и различных инструментов; обеспечения безопасности труда; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Общие нормы организации учебного процесса, называются принципами (от лат. principium - основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.
Дидакты разных ветвей педагогической науки по-разному подходят к понятию принципов. Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы педагога. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что преподавателю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.
По существу, это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет преподавателю ознакомить студентов с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.
Очевидно, если цели обучения определяют – чему следует учить, то принципы обучения устанавливают, как это следует делать.
Поэтому правомерен вопрос: является ли число принципов обучения постоянным, замкнутым? Вот как на него отвечает видный польский педагог В. Оконь: «На этот вопрос осторожный исследователь, предвидящий по следующие, все возрастающие возможности, связанные с развитием процесса обучения, дает отрицательный ответ. Ведь известно, что наше познание неограниченно и, следовательно, можно предположить, что не все уже исследованные законы и закономерности, касающиеся процесса обучения, получили свое отражение в следующих из этих законов и закономерностей нормах и что со временем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующие введения новых принципов».
Действительно, мы являемся свидетелями того, как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира - и технического, и социального. В настоящее время в практикуме по швейному производству число дидактических принципов относительно стабилизировалось:
-· принцип наглядности;
-· принцип систематичности и последовательности знаний;
-· принцип доступности и посильности;
-· принцип сознательного в активного участия студентов в процессе обучения;
-· принцип прочности знаний студентов;
-· принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Специфика преподавания практикума по швейному производству потребует от педагога интерпретации общих норм в обучении, потому добавим еще два важных, на наш взгляд, принципа:
· принцип научности обучения;
· принцип оперативности знаний студентов.
Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для комплексного осуществления.
При преподавании практикума по швейному производству обязательно с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности
Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы со студентами в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на темы.
Чтобы студент смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т.е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.
С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.
Предметная наглядность в практикуме по конструктивному производству предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, образцов изделий, сырья и т. д.), приемов работы.
Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.
Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у студентов конкретные представления.
Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении, с тем чтобы студенты последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. Характерно, что это дидактическое правило охватывает групповые занятия со студентами. И хотя данный принцип находит отражение в построении программ, учебной и методической литературы, преподавателю практикума по конструктивному производству целесообразно придерживаться следующих дидактических правил:
Часто бывает, что при объяснении нового материала какой-то студент не уяснил этот материал сразу. Все поняли, а он – нет. А время занятий спрессовано, нужно идти дальше по плану. И все таки делать этого нельзя! Если вы видите в студенте личность, отнеситесь к нему с уважением, объясните еще раз, по-другому. Будет польза и для всех остальных, а главное, не будет пробела в последовательном фундаменте знаний у вашего студента, не говоря уже о том, что такой проявленный между делом гуманизм не остается незамеченным студентами.
Следует отметить еще одну обязанность преподавателя практикума по швейному производству, связанную с правильным осуществлением принципа систематичности и последовательности. Этот принцип требует и от самого педагога систематичной подготовки к занятиям, тщательного анализа темы каждого занятия, осуществления постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения. При таком подходе больше вероятности того, что работа будет действительно успешной.
Принцип доступности и посильности. Я.А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие дидактические правила:
1. В обучении следует переходить от того, что студенту близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.
2. В обучении следует переходить от легкого к более трудному.
Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на пути достижения учебных целей. Слишком низкий уровень требований отбивает интерес к учебе, не мобилизует усилия студентов. Вот почему педагог должен хорошо знать своих студентов, должен интересоваться их работой, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.
Здесь следует сделать оговорку. Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужно сделать легким. Оно становится таковым для студентов само, если учтены уровень развития студентов, их возрастные и индивидуальные особенности. Преподаватель может, умело дозируя учебный материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно приучая студентов к их преодолению.
В мире технических творческих задач, окружающих человека на каждом шагу, нет и не может быть полного перечня всех вариантов решений. Следовательно, поиск ответа в каждой отдельной ситуации сводится к сопоставлению, анализу, привлечению аналогий из уже имеющегося учебно-практического или бытового опыта использованию различных теоретических знаний. Научить чему-нибудь можно тогда, когда создаются ситуации заставляющие студентов мыслить. Кроме всего прочего, опыт показывает, что удовлетворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий, - способствует приобретению богатых, прочных и оперативных знаний.
При преподавании очень важно развивать творческое групповое мышление. Оно предполагает выработку неожиданного взгляда на сложившуюся природу вещей, стремление к пониманию других и заинтересованности в их идеях. Коллективные - формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Сотрудничество в области решения задач представляет очень ценное завоевание современной дидактики. Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей, координации индивидуальных усилий, руководить самому и подчиняться распоряжениям других.
Вот почему специфика профессиональной деятельности педагога требует политехнической подготовки, которая бы позволяла передать свои знания и умения студентам при обучении основам наук в технологическом образовании.
Когда он самостоятельно решает задачу, отличную от тех, что уже решал он – в поиске. В результате приобретаются новые знания и умений. Такие оперативные знания существенно отличаются от пассивного, книжного обучения. Появляются умения четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты, самостоятельно обосновать, а затем и выбрать оптимальное решение.
Методические особенности обучения моделированию одежды студентов направления технологическое образование.
Моделирование одежды относится к декоративно-прикладному виду искусства, целью которого является оформление предметов быта людей. Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, и означает создание модели, образца. Слово же «модель» происходит от итальянского слова modello, имеющего значение «образец».
Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления, поэтому моделирование её одно из важнейших видов прикладного искусства.
Процесс профессиональной подготовки играет важную роль и представляет собой объединение различных образовательных циклов. С одной стороны студент должен получить художественное образование, овладев соответствующими знаниями навыками (научиться рисовать), с другой – ему нужно изучить такие учебные дисциплины как технология швейного производства, конструирование и моделирование, материаловедение, которые обеспечат необходимый уровень инженерно-технической подготовки.
Искусство моделирования одежды в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, занимающихся художественным оформлением среды обитания человека, направлено на формирование внешнего облика самого человека, где костюм играет активную роль. С помощью костюма можно выявить или подчеркнуть, сделать более яркими те или иные внешние черты человека, зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другое соотношение частям тела, скрыть или приглушить недостатки телосложения. Цветом костюма можно также изменить оттенок кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица. Более того, в костюме проявляется индивидуальный стиль человека, его характер, темперамент, духовное и умственное развитие, воспитание, эстетический вкус, общая культура.
Когда говорят о моделировании как об искусстве, предполагают, что костюм – это произведение искусства. И если применительно к прошлым временам этот вопрос решен, то принадлежность современного костюма к предметам искусства часто подвергается сомнению. Такое отношение объясняется тем, что время произвело отбор – в музеях находятся лучшие образцы костюма, отражающие существенные индивидуальные и общественные черты прошедших эпох. На них мы учимся как на произведениях искусства. И сегодня не все, что создается художниками-модельерами, можно отнести к произведениям искусства. К ним можно причислить только те вещи, которые обладают чертами красоты.
Способы моделирования. Предмет профессиональной деятельности дизайнера в области костюма – это поиск, проектирование новых форм в одежде и воплощение их в дальнейшем в материале, другими словами, моделирование формы костюма. Таким образом, моделирование можно определить как способ и приемы создания какой-либо объемной формы из плоскости ткани.
В практикуме по швейному производству гораздо чаще используют разновидность: рассказа – объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию платья, инструментов, приспособлений или правила построения. В работе со студентами нередко используют лекционный метод. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала.. Поэтому более совершенным методом является беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у студентов знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
Беседа не только требует от студентов следования за мыслью преподавателя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения.
На занятиях могут быть использованы запись радио- и телепередач по моделированию женского платья, показ готовых моделей.
Демонстрация (показ) способна сформировать у студентов точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации. При выполнении упражнений преподаватель практикума по швейному производству должен предотвращать торопливость, побуждать студентов внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.
Внимательный взгляд педагога, его опыт и интуиция почти безошибочно могут определить, уяснил ли студент материал, сможет ли он реализовать свои знания на практике. Такие текущие наблюдения позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков.
Моделирование одежды - это творческий процесс создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующей внешний облик человека. Большое значение для творчества несет источник художественной идеи или источник вдохновения.
Моделирование означает создание моделей. Искусство моделирования непосредственно связано с человеком. Художник, создавая модель, работает над формированием внешнего облика человека. Костюмом можно подчеркнуть, сделать яркими внешние данные человека. Зрительно увеличить или уменьшить рост, фигуру, скрыть недостатки телосложения человека. Цветом костюма можно изменить оттенок кожи, волос, даже интенсивность цвета глаз. Можно подчеркнуть индивидуальность, моделирование воспитывает вкус. Моду выносит на улицу молодежь. Задача модельеров помочь человеку самостоятельно ориентироваться в разнообразных предложениях моды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во все времена женщины стремились создать свой неповторимый образ, каждой хотелось подчеркнуть собственную индивидуальность. И чаще всего эти цели достигались с помощью одежды. Каждая женщина не раз становилась хоть ненадолго модельером, придумывая фасон платья или костюма, не говоря уже о том, что многим приходилось подгонять купленную вещь по своей фигуре. Стремясь к оригинальности, часто женщины предпочитают выбрать фасон по журналу мод и сшить самостоятельно платье, костюм, блузку или заказать их в ателье.
Конечно, шить умеют многие, а вот со вкусом оформить изделие должным образом удается не каждому. Моделирование – это сложный процесс создания модели одежды, который включает в себя целый комплекс задач.
В настоящее время все более возрастают требования к качеству одежды, критерием которого является художественное оформление одежды (дизайн). Одежда должна быть как красивой по форме, так и качественной по исполнению. Всё это диктуется законами рынка жесткой конкуренцией. Рынок требует глубоких знаний и творческого подхода к делу. А это под силу только квалифицированным специалистам – выпускникам высших учебных заведений.
Применение системы методов и форм обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка студентов к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд преподавателя и студента, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Изучение этой темы будет способствовать развитию творческого мышления в создании одежды, ориентироваться в вопросах моды и стиля, ясно представлять себе в целом процесс работы над новыми образцами, основные принципы творческой деятельности, особенности проектирования одежды, понимать проблемы, стоящие перед современным дизайном одежды.
Моделирование одежды совершенствуется вместе с развитием швейной и текстильной промышленности, а также другими смежными отраслями производства. Ассортимент одежды непрерывно расширяется, изменяется и пополняется благодаря производству новых видов материалов, возникновению новых технологий и профессий, новых эстетических требований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердник, Т.О. Дизайн костюма [Текст] / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 448 с.
2. Бердник, Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст] / Т.О. Бердник. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 683 с.
5. Горина, Г.С. Моделирование формы одежды [Текст] / Г.С. Горина. – М.: Легкая пищевая промышленность, 2001. – 184 с.
7. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В Ермилова, Д.Ю. Ермилова. – М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 184 с.
11. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии [Текст] / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство
Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г.
Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 235 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графическое образование как обязательная составляющая содержания среднего профессионального образования
В статье освещены актуальные вопросы графической подготовки специалистов среднего звена, применение современных методов построения изображений, ИКТ...
Рабочая программа «Дизайн одежды»
Рабочая программа разработана для преподавания курса «Дизайн одежды» в Муниципальном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с детьми 13-14 лет...
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ МДК 05.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОДЕЖДЫ для специальности среднего профессионального образования: 54.02.01(072501) Дизайн (п
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТМДК 05.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМРАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОДЕЖДЫдля специальности среднего професс...
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ, МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
29 августа 2017 года состоится Всероссийская конференция...
«ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»
ТЕМА УРОКА: «ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»ЦЕЛИ: Познакомить студентов с основами художественного оформления одежды.Развивать умения по выбору модели с учетом зрительныхиллюзий в одежде.Воспитывать эстети...
Презентация на тему "Дизайн одежды"
Основы дизайна и композицииПрезентация на тему "Дизайн одежды" Дизайн одежды — одно из направлений такой деятельности, как дизайн в целом. Его цель — проектирование од...
международный конкурс молодых дарований среди студентов в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства «Территория стиля 2022»
Предложение участвовать в международном заочном конкурсе молодых дарований среди студентов в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства «Территория стиля 2022» студенты гру...