Беседа с родителями. Тема: "Семья-островок толерантности"
консультация
Родительское собрание "Семья – островок толерантности "
Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
1. Сформировать у родителей представление о толерантности.
2. Выявить черты толерантной и интолерантной личности.
3. Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
4. Воспитывать культуру взаимоотношений родителей и детей.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Добрый вечер. Тема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Семья – островок толерантности». Она продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил,
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей,
Самой не интересностью своей.
Какое пронзительное стихотворение! Поэт говорит об уникальности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».
Что же означает это понятие?
Вот определение толерантности из различных источников.
Толерантность:
-это ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
-это положительное отношение к его инаковости.
- это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Энциклопедический словарь
под редакцией А.М. Прохорова)
-это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению» (Словарь В.И. Даля)
-это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру Словарь С.И. Ожегова)
- это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь (Оксфордский словарь)
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным). В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязываются, а приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт.
Более глубокое понимание толерантности может быть достигнуто через проявление её противоположности – интолерантности (или нетерпения).
Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.
Проявление терпимости включает:
- равноправие,
- взаимоуважение,
- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом,
- равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества,
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств,
- возможность следовать своим традициям,
- свобода вероисповедания,
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,
Проявление нетерпимости включает:
- оскорбления, насмешки,
- игнорирование (отказ в признании, беседе),
-негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик),
- этноцентризм (оценка жизненных явлений только через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими),
- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей),
- преследование, запугивание, угрозы,
- дискриминация, расизм,
- национализм,
- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения),
- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.
Таким образом, толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека.
Уважаемые родители, перед каждым из Вас находятся карточки , на которых обозначены различные человеческие качества. Я прошу Вас распределить характерные черты, которыми обладают толерантная и интолерантная личности.
(Раздаточный материал на карточках: терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность)
Давайте обсудим полученные результаты.
Толерантная личность: уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание, принятие, чуткость, любознательность, снисходительность, доверие, гуманизм.
Интолерантная личность: непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность.
Вопросы для дискуссии: Есть ли люди, которые в силу каких-то причин не могут вести себя толерантно? Должна ли толерантность быть безграничной?
Вывод: Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Сегодня мы должны с вами узнать, как воспитать толерантного человека и как сделать толерантными отношения в семье, а для этого необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.
Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребёнка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- умение слушать
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
Давайте помнить, что если:
- ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;
- ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
- ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя;
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Учёные предлагают «20 шагов к толерантности»
1. Наличие четкой цели.
2. Желание быть толерантным.
3. Стремление человека стать лучше.
4. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.
5. Не осуждать.
6. Видеть шире: замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации; принимать во внимание предысторию.
7. Подключать интуицию и воображение.
8. Расширять свой круг общения.
9. Знакомиться с другими культурами (традициями):
- язык, рисунки, литература, архитектура;
- костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
10. Наблюдать.
11. Общаться с представителями других культур.
12. Улучшить самоконтроль.
13. Развить в себе умение молчать/слушать.
14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
15. Менять точки зрения.
16. Направленность «на понимание».
17. Сопереживать.
18. Не зацикливаться.
19. Быть активным.
20. Не оценивать.
Уважаемые родители! Очень хотелось бы, чтобы трудности,
возникающие на пути к толерантности, были вами успешно преодолены, чтобы всегда
находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций, чтобы вы умело владели принципами толерантного поведения, поскольку толерантность без этого умения
оказывается лишь благим пожеланием. Учитесь толерантности и будьте терпимыми!
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение,
взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.
Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Само по себе слово «толерантность» очень многогранное. Предлагаю Вам, уважаемые родители, расшифровать это слово. Давайте от каждой буквы образуем новые слова.
Т – терпение
О – отзывчивость
Л – любовь
Е – единодушие
Р – равноправие
А – альтруизм (готовность жертвовать своими интересами ради других)
Н – нежность
Т – теплота
Н – нравственность
О – отходчивость
С – сострадание
Т – трудолюбие
Ь
Рефлексия: Я понял(а) … Я узнал(а) … Мне было трудно … Мне было интересно …
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что эта тема помогла нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Пусть каждая семья будет островком толерантности!!!
В заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”. На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо. До свидания!
Каждому родителю раздаются информационные буклеты «Семья- островок толерантности».
Список используемой литературы и источников
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
- Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2006.
- Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007
- Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М.: Слово, 2001.
- Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. 2003 № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Как уберечь ребенка от насилия"
Как уберечь ребенка от насилияВЕЧЕРИНКА...
Беседа с родителями .
"Причины ранней алкоголизации подростков"...
Беседа с родителями на тему "Дети и тактика семейного воспитания"
Материал специально подготовлен для разговора с родителями учеников. Описывает важность эмоциональных проявлений в семейных отношениях. Включает в себя советы известных педагогов, пожелания псих...
Беседа с родителями «Что дают Вашим детям занятия музыкой и почему необходима система домашних занятий?»
У меня в руках книга Филипа Шеппарда – профессора по классу игры на виолончели при Королевской академии музыки в Лондоне. Преподаватель Королевского колледжа музыки и Глава Оксфордской школы игр...
Методическая разработка беседы с родителями и учащимися старших классов. Тема: «Профилактика травматизма»
Методическая разработка беседы с родителями и учащимися старших классов. Тема: «Профилактика травматизма»...
беседы для родителей о мяче
Игры с мячем весьма популярны, встречаются практически у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными....
Беседа с родителями "Искусство воспитания"
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми? Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там,...