Бинарный урок по ОП.02«Организация туристской индустрии» и МДК. 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов»
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект интегрированного урока на тему
«История развития транспорта. Особенности организации автобусных внутренних туров, походов»
по дисциплинам
ОП.02«Организация туристской индустрии» и
МДК. 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов»
Цель:
- Образовательная: сформировать у обучающихся понятие транспортное обслуживание в туризме, роль транспортных услуг при формировании турпакета.
- Развивающая: расширение кругозора обучающихся и развитие логического и абстрактного мышления через интеграцию уроков
- Воспитательная: ответственно относится к выполнению требований по технике безопасности
План:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Закрепление нового материала
- Решение ситуационных задач
- Домашнее задание
ТСО: Мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка цели.(5 минут)
2.Новый материал по теме урока.
История развития транспорта
Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало "транспорт для всех".В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания "Greyhound" (США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных пассажирских и туристских автобусов.
Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания "Р&О".Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте "Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии по Миссисипи. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд", по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю.
История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на "Адмирале Нахимове" вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.
Железнодорожный транспорт. Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями Пульман в 1872 г. в США. В 1884 г. была основана компания "International Company of Wagon Lit and Grand Express of Europe" для сообщения между столицами европейских стран. С конца XIX и в начале XX в. эта компания построила и ввела в эксплуатацию практически все классные именные маршруты, значительная часть которых существует и в наше время: "Orient Express" (1883 г.), "Trans-siberien" (1898 г.), "Train Bleu" (1922 г.), "Golden Arrow" (1926 г.). Это был "золотой век" для "Вагон-Лит". Маршруты поездов соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г. Россией было национализировано более 160 классных вагонов, принадлежавших компании. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока).
Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою известную модель "Т". Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мотели.
Авиационный транспорт. Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи. Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.
Особенности организации автобусных внутренних туров, походов
Согласно «Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», автобус представляет собой автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусы предназначены для перевозки пассажиров по установленному маршруту с посадкой и высадкой на предусмотренных остановках или по маршрутам, определяемым заказчиком — юридическим или физическим лицом.
По территориальному признаку автобусные перевозки разделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (одного населенного пункта); к пригородным — перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно; к междугородным — перевозки, осуществляемые за пределы черты города более чем на 50 км; к международным — перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов Российской Федерации. В связи с этим автобусы бывают городские, пригородные, междугородные и международные.
В зависимости от назначения перевозки автобусы делятся на автобусы общего пользования, туристско-экскурсионные и специальные (школьные; вахтовые; для доставки работников на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, и т.п.). Эти автобусы различаются по вместимости, уровню комфорта, внутреннему оборудованию салонов, внешнему виду. Основной привлекательной чертой автобуса по сравнению с другими видами транспорта долгое время остается более низкая стоимость проезда.
Определением качества и комфорта туристических автобусов занимается организация IRU – Международный союз автомобильного транспорта, который имеет классификационные комитеты в 18 странах. Совместно с организациями-членами IRU практикует сертификаты, присваивающие автобусу от одной до четырех звезд в зависимости от уровня комфорта. Сертификаты ежегодно обновляются после проверки качества оборудования и комфорта туристических автобусов.
Класс определяется количеством звезд (от одной до пяти), нанесенных на кузов автобуса у входной двери, служащих показателями уровня комфорта (аналогично гостиничной звездочной системе).
Важнейшим отличием туристических видов автобусов от других классов являются оборудование и комфорт салона. Главным показателем уровня комфортности салона являются кресла для пассажиров. Основными параметрами выступают: расстояние между сиденьями, высота спинки сиденья, обязательное наличие, начиная с третьего класса, двух подлокотников у каждого кресла, а также биотуалета, холодильника и мини-кухни. В четвертом и пятом классе комфорта обязательно наличие в автобусе кондиционера, гардероба и других средств обеспечения комфортного путешествия. Туристические автобусы отличаются друг от друга не только особым уровнем комфорта и оборудованием (например, аудио– и видеосистемами с мониторами, микрофоном для гида, персональными информационными панелями и т. д.), но и компоновкой. Туристические автобусы, как правило, полутора– и двухэтажные. Связано это не только с обязательным предоставлением по 0,5 м2 пространства для багажа каждого туриста, но и улучшением обзора для пассажиров.
Для привлечения большего числа пассажиров многие автобусные компании предлагают пакеты туров и службу проката автобуса:
— Чартерные туры. Обычно используются клубами, организациями для обслуживания школьных вечеров или другими сформированными группами. В чартерной поездке группу обычно никто не сопровождает;
— Сопровождаемые туры. Многие компании также предлагают сопровождаемые туры в Европу. Сопровождаемые туры, которые могут длиться от 5 дней до 4 недель, включают в себя размещение в отелях, и в большинстве случаев питание. В течение всего путешествия группу сопровождает руководитель;
— Независимо сформированные группы. В туры входит посещение нескольких городов или интересных мест на автобусах, ходящих по расписанию. Включены экскурсии и размещение в отелях;
— Гибкие туры. Направление в индустрии автобусных туров, отличающееся переплетением с другими видами транспорта.
Обеспечение безопасности пассажиров при перевозках автобусами
Основными требованиями, предъявляемыми к водителям, являются: наличие соответствующей квалификации и стажа; организация стажировки и занятий по повышению их профессионального мастерства; проведение в установленные сроки предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение ими режима труда и отдыха; обеспечение водителей необходимой информацией об условиях движения и работы на маршруте: организация контроля за соблюдением ими требований без опасности автобусных перевозок. С целью получения разрешения на регулярную перевозку перевозчик обязан подать в Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ заявление с просьбой разрешить ему работать на регулярной автобусной линии на международных рейсах. Одним из важных требований, предъявляемых к водителям международных автобусов (и индивидуальных транспортных средств), является наличие у них страхового полиса, подтверждающего факт страхования ответственности владельца автотранспортного средства за ущерб, нанесенный третьим лицам. За рубежом такой международный полис называется «Зеленая карта* (Green Card). Он дает право водителю машины въезжать на территорию любой страны, признающей систему «Green Card».
Страховой сертификат может быть оформлен на срок от 15 дней до 1 года. Сертификат заполняется латинскими буквами и содержит следующую информацию:
-срок действия страхования (начало и конец);
-регистрационный номер и марка автотранспортного средства;
-тип транспортного средства («С» — тягач, «F» — прицеп, «Е» — автобус);
-наименование и адрес страхователя или лица, использующего транспортное средство;
-дата выдачи страхового полиса.
Данный международный сертификат можно купить на границе или приобрести заранее в страховых компаниях, в том числе в страховом отделе АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков). Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетельство о регистрации, которое выдается соответствующими органами государства (в РФ — органами государственной инспекции безопасности дорожного движения - ГИБДД). В свидетельстве содержится следующая информация: регистрационный (порядковый номер марка транспортного средства; год выпуска (или дата регистрации); порядковый номер шасси (заводской или серийный номер завода-изготовителя); владелец и адрес владельца; наименование организации, выдавшей свидетельство.
3. Закрепление нового материала
Ответьте на следующие вопросы :
1.Какой закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)?
Ответ: ЗАКОН РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года
N 2300-1
2.Какие права имеет потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги?
Ответ: Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.
Недостатки услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков указывается в договоре или в ином документе, подписываемом сторонами.
3.Что является основной формой предоставления гарантий по возмещению расходов при несчастных случаях на дороге?
Ответ: страховой полис
4.Какой из видов транспорта появился в сфере туристских перевозок позже всех?
Ответ: Авиационный
5.К какой категории в зависимости от назначения перевозки относится вахтовый автобус?
Ответ: специальной категории
6.Какое количество пассажирских мест считается минимальным для того, чтобы транспортное средство относилось к категории автобусов?
Ответ: восемь
7.Чем отличаются чартерные туры от сопровождаемых туров?
Ответ: чартерные туры никто не сопровождает.
Методические указания по решению ситуационных задач.
Занятия по решению ситуационных задач проводятся с использованием активных и интерактивных образовательных технологий: решение задач в малых группах, дискуссий и творческих заданий. Решение ситуационных задач может происходить в 5 этапов:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап-предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
4. Решение ситуационных задач (работа в группах):
Задача 1
Туристский автобус, принадлежащий костромской фирме «Интур», следуя по маршруту «Ярославль – Москва», сделал вынужденную остановку в районе города Сергиев Посад. Причиной остановки явилась серьезная поломка двигателя автобуса. В это время у одного из туристов начался острый приступ аппендицита. Расстояние до ближайшей больницы превышало 15 км. В то же время, мимо проезжал автобус с туристской группой, принадлежащий ярославской фирме «Вояж», следующий из города Переславль-Залесский в город Сергиев Посад. Водитель неисправного автобуса попросил другого водителя о помощи, на что получил отказ. Прав ли водитель исправного автобуса? Как он должен был поступить в сложившейся ситуации? Как бы вы разрешили эту ситуацию?
Задача 2
Во время следования туристского автобуса вологодской фирмы «Пилигрим» по маршруту «Новгород – Псков» подростки, бросаясь камнями, случайно попали камнем в стекло автобуса, причинив одному из пассажиров серьезные увечья, приведшие его к инвалидизации (2 группа). Пассажир автобуса потребовал от туристской компании возмещения причиненного ущерба (инвалидности), на что получил решительный отказ от руководства фирмы. Правильны ли действия руководства фирмы? Как бы вы поступили в сложившейся ситуации на месте пассажира, руководителя турфирмы, водителя автобуса?
Задача 3
Автобус с группой туристов следовал в ночное время по разбитой дороге. Внезапно колесо автобуса попало в глубокую выбоину, вызвав резкий рывок автобуса, в результате которого один из находившихся в салоне пассажиров ударился о спинку сиденья, получив сильное сотрясение мозга и перелом переносицы. Каковы в этом случае действия водителя, руководителя туристской группы, пассажира, получившего увечья? Имеет ли право пассажир подать иск на туристскую компанию? Каковым будет, по вашему мнению, результат? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Задача 4
Двигаясь по пересеченной местности, водитель автобуса, во избежание аварии, снизил скорость движения до 35 км/ч. Скоро на пути образовалось значительное препятствие – размыв дороги, который мог привести к аварийной ситуации и поломке автобуса. Водитель (не поставив в известность руководителя туристской группы) сменил маршрут движения автобуса, не повлекший к серьезным сбоям в обслуживании туристов и отклонениям от принятой экскурсионной программы. Прав ли водитель автобуса в данной ситуации? Каковы при этом должны быть действия руководителя? Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задача 5
Следуя по маршруту «Самара – Ульяновск – Казань», туристский автобус с группой туристов прибыл в пункт назначения (Казань) раньше положенного срока на 2 часа. Руководитель группы незамедлительно потребовал от водителя доработать положенное время (2 часа) и обещал сообщить о нарушениях правил со стороны водителя в АТП и туристскую организацию. Виноват ли водитель автобуса? Прав ли в этой ситуации руководитель тургруппы? А как бы вы разрешили это спор?
5.Домашнее задание (по выбору)
а)Провести анализ современного состояния внутреннего автобусного туризма в России (в виде отчета).
б)Составить паспорт автобусного туристского маршрута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».
Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...
разработки планов занятий по ПМ02.технология и организация сопровождения туристов
разработки планов занятий по ПМ02.технология и организация сопровождения туристов...
календарно-тематический план по МДК 02.01.Технология и организация сопровождения туристов профессиональному модулю ПМ02.Предоставление услуг по сопровождению туристов
Календарно-тематический план междисциплинарного комплекса МДК 02.01."Технология и организация сопровождения туристов" профессионального модуля ПМ02."Предоставление услуг по сопровождени...
Технологическая карта занятия по профессиональному модулю ПМ02 Технология и организация сопровождения туристов специальность 43.02.10.Туризм
технологические карты занятий по ПМ02.Технология и организация сопровождения туристов специальность 43.02.10.Туризм...
Тестовые задания по технологии и организации сопровождения туристов
Тестовые задания разработаны согласно программе МДК 02.01 по специальности 43.02.10 "Туризм"...
Фонд оценочных средств по ПМ 02 Технология и организация сопровождения туристов
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее –ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм, укрупненной груп...
Методическая разработка бинарного урока по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Бинарный урок по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями разработан для студентов педагогического колледжа, обучающихся по ...