Презентация "Основные группы микроорганизмов"
презентация к уроку на тему

Шубина Елена Автурьевна

Презентация для профессии "Повар, кондитер"

Дисциплина - "Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шубина Елена автурьевна мастер П/о гапоу мо «колледж «угреша» Основные группы микроорганизмов, их роль в пищевом производстве

Слайд 2

Роль микробов в природе Микробиология — наука, изучающая строение, свойства и жиз­недеятельность микроорганизмов. Микробы — мельчайшие жи­вые организмы (размер измеряется в микрометрах — мкм, нанометрах — нм) — широко распространены в почве, воде, воздухе . Микробы были открыты Антонием Левенгуком. Голландский естествоиспытатель Антони ван Ле́венгук (1632—1723 )

Слайд 3

Роль микробов в природе Положительная Микробы участвуют: в производстве пищевых продуктов (сыра, творога, хлеба, кваса ) в процессе сохранения и консервирования продуктов (квашеной капусты, соленых огурцов ) в производстве пищевых и кормовых белков для сельскохозяйственных животных из растительного сырья отрица­тельная Микробы вызывают: различные за­болевания человека порчу пищевых продуктов (гниение, плесневение )

Слайд 4

Бактерии одноклеточные, размер 0,4 -10 мкм КОК­КО­ВЫЕ (ША­РОВИД­НЫЕ) ( микрококки, диплококки, тетракокки, сарцины , стрептококки, стафилококки ) ПА­ЛОЧ­КО­ВИД­НЫЕ ( одиночные, двойные, цепочки ) СПИ­РАЛЕ­ВИД­НО-ИЗ­ВИ­ТЫЕ ( вибрионы, спириллы и спирохеты) Размножаются бактерии путем простого деления.

Слайд 5

Бактерии Палочковидные бактерии при неблагоприятных ус­ ловиях образуют споры Споры не нуждаются в питании, не способны размножаться, сохраняют жизнеспособность при высоких температурах, высушивании, замораживании в течение нескольких месяцев (спора палочки ботулинуса) или многих лет (спора палочки сибирской язвы) Споры погибают при стери­ лизации (нагревании до температуры 120 °С в течение 20 мин ) Спорообразующие бактерии называ­ ются бациллами . В благоприятных условиях споры прорастают в обычную бактериальную клетку

Слайд 6

плесневые грибы одноклеточные или многоклеточные низ­шие растительные организмы . Размножают­ ся с помощью гиф (тело гриба состоит из тонких нитей – гиф) и спорами В ыделяют вещества, придающие пищевым продуктам плесневый запах и вкус ПОЛЕЗНЫЕ используют при про­ изводстве сыров («Рокфор», «Камамбер»), лимонной кислоты и лекарственных препаратов (пенициллин )

Слайд 7

дрожжи одноклеточные неподвижные микроорганизмы, размер до 15 мкм Ф орма: круг­лые , овальные, палочковидные Р азмножаются в благоприятных условиях почкованием , спора­ ми, делением Расщепляют ( сбраживают) сахара в спирт и углекислый газ Спиртовое брожение используется в ви­ ноделии, хлебопечении и в производстве кисломолочных продук­ тов (кефира, кумыса ) Применяются как пищевой и кормовой про­ дукт ( содержат белки, жиры, витамины группы В, минеральные вещества)

Слайд 8

Вирусы не имеют клеточного строения, раз­ мер от 8 до 150 нм Можно увидеть только с помощью элект­ ронных микроскопов Ф орма: круглая, прямоугольная и нитевидная Размножаются только в живых клетках и яв­ляются внутриклеточными паразитами Стойки к высушиванию, низкой температуре Малоустойчивы к воздействию высокой температуры (100 °С), ультрафиолетовых лучей Вызывают заболевания человека (грипп, нату­ральная оспа), животных (ящур, бешенство), растений (парша картофеля)

Слайд 9

Вирусы Открыл существование вирусов в природе в 1892 г. русский ученый Д.И.Ивановский (1864-1920) Бактериофаги — разновидность вирусов, паразитирующих на обыкновенных бактериях Проникая внутрь живых бактериальных клеток, бактерио­фаги уничтожают их Используют как лечебные средства в борьбе с инфекционными заболеваниями (дифтерией, холерой, брюшным тифом, дизентерией ) Б актериофаги были открыты российским и советским врачом, микробиологом и эпидемиологом Н.Ф.Гамалеем (1859 - 1949)

Слайд 10

Вопросы для повторения Назовите основные виды микробов. Как бактерии различаются по форме клетки? Какими способами размножаются бактерии, плесневые грибы, дрожжи? Какие бактерии называют бациллами? Что такое споры и при каких условиях их образуют бактерии? Почему вирусы называют внутриклеточными паразитами? Что такое вирусы и бактериофаги?

Слайд 11

Состав микробов Ферменты — вещества, ускоряющие биохимические процес­сы (катализаторы) и находящиеся внутри клетки микробов. БЕЛКИ (6-14 %) ЖИРЫ (1-4 %) УГЛЕВОДЫ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ВОДА (70-85%) ФЕРМЕНТЫ

Слайд 12

Питание микробов Проникают в клетку в растворенном виде через оболочку. По способу питания: БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ МИНЕРАЛ. В-ВА АУТОТРОФНЫЕ ( усваива­ют углерод и азот из неорганических соединений) ГЕТЕРОТРОФ­НЫЕ (САПРОФИТЫ) усваивают готовые органические соедине­ния мертвой природы ( гнилостные бактерии, плесневые грибы, дрожжи ) ПАРАТРОФНЫЕ (ПАРАЗИТЫ) нуждаются в сложных орга­нических соединениях живых организмов (бо­лезнетворные микробы)

Слайд 13

Дыхание микробов

Слайд 14

Вопросы для повторения Из каких питательных веществ состоит клетка микробов? Чем питаются микробы? Каков путь проникновения питательных веществ в клетку микро­бов? Чем отличаются микробы сапрофиты от микробов паразитов? Зачем микробам нужен кислород? Чем отличаются микробы аэробы от микробов анаэробов?

Слайд 15

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МИКРОБЫ Жизнедеятельность микробов находится в зависимости от ок­ружающей среды Создавая разные условия среды, можно способствовать развитию полезных и подавлять жизнедеятельность вредных микроорганизмов Пищевые продукты могут хорошо сохраняться только при создании небла­гоприятных условий для развития в них вредных микробов Факторы, влияющие на жизнедеятельность микробов: температура, влажность, характер питатель­ной среды, действие света, химических веществ, биологических факторов

Слайд 16

Температура внешней среды Оптимальная температура развития большинства микроорганизмов 25-35 0 С Повышение температуры ( 45-50°С ) приостанавли­вает развитие микробов Понижение температуры замедляет или прекращает разви­тие микробов, но не убивает их Дальнейшее повышение температуры ве­дет к гибели микроорганизмов, а затем и их спор (пастеризация (60-90°С), стерилизация (100-120°С) 15 °С (плесневые грибы); 25-37 °С (болезнет­ворные бактерии, дрожжи); 50 0 С (молочно-кислые бактерии )

Слайд 17

влажность П ищевые продукты, содержащие большое количество влаги (молоко, мясо, рыба, овощи, плоды), быстро портятся Нижний предел влажности среды для развития бактерий - 20%, а плесневых грибов - 15 % Повышенная влажность способствует питанию и развитию микробов Надежный способ сохранения продуктов от порчи - сушка

Слайд 18

характер питатель­ной среды При повышении концентрации соли (10-20 %) и сахара (60-70 %) многие микробы полностью прекращают свое развитие (гнилостные, молочно-кислые) Большинство микробов развивается в нейтраль­ной или слабощелочной среде, а плесени и дрожжи — в слабокислой среде. Изменяя реакцию среды, можно влиять на ход развития микроорганизмов П осол рыбы, мяса П риготовление варенья, джема, повидла Консервирование путем ква­шения (с помощью образующейся молочной кислоты) и мари­нования (с помощью добавляемой уксусной кислоты )

Слайд 19

действие света и химических веществ Прямые солнечные лучи убивают микробы Многие химические соединения губитель­но действуют на микробы и используются для их уничтожения Ультрафиолетовые лучи солнца и специальных ламп используются для дезинфекции воды, воздуха, помещений Они называются антисептиками, или дезинфицирующими веще­ствами Растворы хлорной извести, хлорамина и другие Сорбиновая кислота (сохранение соков) Бензойная кислота в клюкве, брус­нике (предохраняет их от порчи)

Слайд 20

Действие биологических факторов Микробы в процессе жизнедеятельности могут влиять друг на друга Фитонциды, выде­ляемые растениями (луком, чесноком, хреном, цитру­совыми и другими), убивают болезнетворные микробы Многие бактерии, плесневые грибы выделяют в окружающую среду вещества — антибиотики, губительно действу­ющие на развитие других микробов Фитонциды — легколетучие вещества, поэтому оказывают вли­яние на микробы на расстоянии Фитонциды открыты в 1928 г. Б.П.Токиным (1900-1984 ) - советским учёным-биологом

Слайд 21

Вопросы для повторения Перечислите факторы, влияющие на развитие микробов. Какова оптимальная температура развития плесневых грибов, дрож­жей, молочно-кислых бактерий? Объясните причину быстрой порчи молока, мяса, рыбы. Почему соленая рыба хорошо хранится? Какими свойствами обладают фитонциды?

Слайд 22

источники Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, санитарии и гигиены. М.: Издательский центр «Академия», 2013 Эумк «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве». М.: Издательский центр «Академия-Медиа», 2016 Яндекс. Картинки: поиск изображений в интернете. http://images.yandex.ru/ (дата обращения 13.09.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-познавательная конференция по теме: «Принципы рациональной антибактериальной терапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам»

Данная тема изучается студентами МСО и ФО, согласно рабочей программе по дисциплине «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»....

Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"

В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....

Технологическая карта по ОПД Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, тема: Морфология и физиология микроорганизмов

Разработка учебного занятия по ОП. Основы микробиологии, санитария и ггигиена в пищевом производстве...

Особенности генетики микроорганизмов

В настоящее время генетика является подлинным фундаментом для молекулярной и клеточной биологии. В свою очередь, результаты исследований в области генетики микроорганизмов оказались весьма важным...

Влияние фитонцидов комнатных растений на рост микроорганизмов

Фитонциды (от греч. phytón — растение и лат. caedo — убиваю) — образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопичес...

Методическая разработка открытого урока по теме:"Микроорганизмы в окружающем мире"

Представленный материал знакомит учащихся с  разновидностью микроорганизмов, и их роли в жизни человека.Что позваляет развивать навыки в определении некачественных пищевых продуктов,отличат...

№ 2 Основные группы, классификация микроорганизмов

№ 2 Основные группы, классификация микроорганизмов...