Методические указания по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет»
методическая разработка на тему
Методические указания по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» разработаны к теме «Заполнение первичных документов. Проведение и определение результатов инвентаризации» для специальности «Технология продукции общественного питания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_ukazaniya_po_vypolneniyu_prakticheskoy_raboty_2.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Методические указания по выполнению практической работы
по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет»
Тема «Заполнение первичных документов. Проведение и определение результатов инвентаризации»
специальность «Технология продукции общественного питания»
Составитель:
преподаватель профессиональных дисциплин
Андреева М.А.
г. Улан-Удэ
2016
Нормативная база
Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России № 34н.
Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств
Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года; ТМЦ не реже 1 раза в год;
- при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;
- при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
- при ликвидации или реорганизации организации.
Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация проводится в несколько этапов.
Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии
Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации.
В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:
- представители администрации организации;
- работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);
- другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).
Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.
В комиссию должны входить как минимум два человека.
Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.
После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.
Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.
Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием "до инвентаризации на "__" __________ 201_ г.", что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц
Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны.
Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств
Инвентаризационная комиссия определяет:
- наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета. Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);
- виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы;
- состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования.
Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации.
Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета
После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.
Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.
Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:
- по ОС – Инвентаризационная опись ОС и Сличительная ведомость инвентаризации ОС;
- по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета.
Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.
Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.
Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.
Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации
Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.
К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).
После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации.
Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.
После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.
Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Выявлена недостача
В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли.
Проводки будут такие.
Проводка | Операция |
Д 94 - К 10 (41, 43) | Списана стоимость утраченного имущества |
Д 20 (25, 26, 44) - К 94 | Списана недостача в пределах норм естественной убыли |
Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов:
- если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;
- если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.
Проводка | Операция |
Д 94 - К 01 (10, 41, 43, 50) | Списана стоимость утраченного имущества |
Д 73 (76) - К 94 | Стоимость недостач отнесена на виновных лиц |
Дт 50 (51, 70) - К 73 (76) | Стоимость недостач взыскана с виновного лица |
Д 91 - К 94 | Сверхнормативная недостача списана в расходы |
Выявлены излишки имущества
Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация:
Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:
- или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);
- или отчетом независимого оценщика.
Проводка в бухгалтерском учете будет такая:
Проводка | Операция |
Д 01 (10, 41, 43, 50) - К 91 | Отражены излишки, выявленные при инвентаризации |
При выполнении практической работы студент руководствуется пошаговой инструкцией по проведению и определению результатов инвентаризации.
Прилагается задание, бланк инвентаризационной описи и сличительная ведомость.
Задание.
Заполнить инвентаризационную опись № 12 от 31 января 2015 года в столовой № 17 на основании приказа № 34-П от 25 января 2015 года. Инвентаризация проводится 30-31 января кладовой общественного питания. Материально-ответственное лицо – Орлова А.А.
Комиссия в составе: Председатель: Тарасов Н.Г. – директор столовой
Члены комиссии: Соколова Т.В. – бухгалтер
Маркова М.О. – заведующая производством
Орлова А.А. – кладовщик
Исходные данные:
До момента проведения инвентаризации в кладовой общественного питания материально-ответственное лицо – Орлова А.А. предоставила расписку в том, что все документы в полном объеме переданы в бухгалтерию, наличные денежные средства сданы в кассу предприятия, согласно приходного кассового ордера № 22 от 29 января 2015 г.
В результате инвентаризации фактически было выявлено следующее:
- Печенье «Сливочное» - 139 кг по цене 166 руб. 85 коп.
- Вафли шоколадные – 93,7 кг по цене 131 руб. 20 коп.
- Капуста свежая – 201,33 кг по цене 36 руб. 50 коп.
- Морковь свежая – 57, 89 кг по цене 28 руб. 30 коп.
- Свекла свежая – 32, 5 кг по цене 30 руб. 00 коп.
- Фрукты яблоко – 62,5 кг по цене 120 руб. 00 коп.
- Лимон – 13,2 кг по цене 199 руб. 00 коп.
- Газированная вода «Буратино» - 120 штук по цене 38 руб. 30 коп.
- Газированная вода «Дюшес» - 210 штук по цене 38 руб. 30 коп.
- Шоколад – 202 штуки по цене 65 руб. 00 коп.
По данным учета числится:
- Печенье «Сливочное» - 141,02 кг по цене 166 руб. 85 коп.
- Вафли шоколадные – 88,5 кг по цене 131 руб. 20 коп.
- Капуста свежая – 199,0 кг по цене 36 руб. 50 коп.
- Морковь свежая – 60, 0 кг по цене 28 руб. 30 коп.
- Свекла свежая – 33, 5 кг по цене 30 руб. 00 коп.
- Фрукты яблоко – 60,5 кг по цене 120 руб. 00 коп.
- Лимон – 14,0 кг по цене 199 руб. 00 коп.
- Газированная вода «Буратино» - 210 штук по цене 38 руб. 30 коп.
- Газированная вода «Дюшес» - 120 штук по цене 38 руб. 30 коп.
- Шоколад – 202 штуки по цене 65 руб. 00 коп.
Список рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативная документация:
1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ [Текст]// Бухгалтерский учет.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н [Текст] // Бухгалтерский учет. – 1998. - № 11.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. № 43н.
4. Приказ МФ РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.03 г. № 67н.
Основные источники:
1. Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012 г. – 352 с. – (Профессиональное образование).
2. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 14-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 510 с. –Среднее профессиональное образование.
3. Богаченко В.М., Русалева Л.А. Изд. 8-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 346 с. –Среднее профессиональное образование.
Дополнительные источники:
1. Богаченко В.М. Практический консультант бухгалтера- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 411 с. – (Библиотека бухгалтера и аудитора).
2. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие – 13-е изд., перераб. И доп.. – М.: Издательско-торговая компания корпорация «Дашков и К», 2012 г. – 196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических указаний по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Они содержат учебные цели и задачи, перечень образовательных результ...
Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"
Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 "Электронная техника". Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП....
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография для студентов II курса специальности 21.02.08 Прикладная геодезия
Методические указания по выполнению практических работ направлены на получение навыков умений: выполнять картометрические определения на картах, определять элементы математической основы топографическ...
Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине "Бухгалтерский учет"
Данные методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет предназначены обучающимся по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)....
методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация
Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация...
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Методическая разработка предназначена для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», способ...