Программа учебного предмета "Транспортная система России"
рабочая программа на тему

Рассмотрено и одобрено на заседании
методической комиссии
«___»________2017 г.
Протокол №____ от «___»________2017 г.
Председатель методической комиссии
_____________________/               /
 
 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
Учебного предмета: «Транспортная система России»
 
№ темы
Наименование темы
Количество часов
 
 
Теория
Практика
Всего
 
Введение
2
-
2
1.
Транспортный комплекс России  - единая транспортная система
 
8
 
-
 
8
2.
Виды транспорта и сферы их применения
 
20
 
14
 
34
3.
Взаимодействие различных видов транспорта
 
4
 
-
 
4
 
Итого по предмету
34
14
48
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
 
  Программа предмета «Транспортная система России предназначена для профессиональной подготовки в колледжах ГА профессионального образования. Программа составлена в соответствии со стандартом по профессии
 
  Целью изучения программы является формирование у обучающихся основных знаний в области транспортной системы России.
 
  Программа составлена с учётом межпредметной связи со следующими дисциплинами: «РП и РУ», «Основы сервиса на транспорте», «Тарифное регулирование» и т.д. Такая связь с основными программами учебных предметов  позволяет лучше определить, сформулировать и объяснить основные положения, необходимые в изучении предмета, эффективно дать базисные знания для более успешного обучения.
 
  Предмет изучается в первом семестре в объёме 48 часов. Программа учебного предмета включает в себя Введение и 3 темы, которые последовательно рассматривают особенности транспортной системы России и её составляющих элементов.
 
Перечень обязательной литературы и интернет-ресурсов, необходимых для изучения основных тем программы учебного предмета, приведён в Приложении 1.
 
  Перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов приведён в Приложении 2.
 
  Учебным планом предусмотрено проведение трёх практических занятий.   Наименование и содержание практических занятий приведены в
Приложении 3 к данной программе.
 
 По окончании теоретического обучения по предмету «Транспортная система России» учебным планом предусмотрено проведение зачёта. Перечень вопросов к зачёту приведён в Приложении 4 к данной программе. 
 
  Изучение и освоение программы производится с использованием учебно-наглядного комплекса и оборудования для более полного и подробного изложения содержания учебного материала. Список учебно-наглядного комплекса и оборудования приведён в Приложении 5 к данной программе.
 
  Структура программы предполагает последовательный переход от изучения теоретических тем к практическому познанию содержания предмета «Транспортная система России». Данный переход так же обусловлен динамичным изложением материала от более простого к более сложному и трудоёмкому.
 
  Программа включает в себя перечень основных минимально необходимых знаний и практического познания содержания предмета, которыми должны овладеть учащиеся по окончании изучения каждой темы. На основании данного материала разработан перечень вопросов для проведения итогового зачёта по проверке знаний учащихся.
 
  Изучение предмета «Транспортная система России» осуществляется с использованием учебников, опорного конспекта лекций преподавателя в виде лекционного материала с обязательным ведением конспекта учащимися.
 
  Данная программа может быть использована для подготовки специалистов в области сервиса на транспорте, предусматривающем предоставление услуг при планировании, организации и осуществлении перевозки на транспорте.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поурочное планирование
 
Уроки
Тема
Содержание
2/2
Введение. Цель, основные задачи курса, связь предмета с другими учебными дисциплинами
Опорный конспект по предмету «Транспортная система России»
 
Тема 1: «Транспортный комплекс России  - единая транспортная система»
 
2/4
Основные понятия, термины, определения
 
2/6
Цели и задачи транспорта
 
2/8
Состав транспортного комплекса
 
2/10
Управление единой транспортной системой
 
 
Тема 2: «Виды транспорта и сферы их применения»
 
2/12
Железнодорожный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития
2/14
Морской транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития
2/16
Внутренний водный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития
2/18
Автомобильный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития
2/20
Воздушный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития
2/22
Воздушный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития
2/24
Трубопроводный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития
minenergo.gov.ru
2/26
Промышленный транспорт
 
2/28
Городской транспорт
 
2/30
Нетрадиционные виды транспорта
 
 
Тема 3: «Взаимодействие различных видов транспорта»
 
2/32
Критерии выбора видов транспорта
 
2/34
Показатели работы транспорта
 
2/36
Практическое занятие №1
 
2/38
Практическое занятие №1
 
2/40
Практическое занятие №2
 
2/42
Практическое занятие №2
 
2/44
Практическое занятие №3
 
2/46
Практическое занятие №3
 
2/48
Практическое занятие №3
 
 
Итого 48 часов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Введение.
  Цель, основные задачи курса, связь предмета с другими учебными дисциплинами.
Учащие должны знать:
- основное содержание программы предмета «Транспортная система России;
- роль учебного предмета в профессионально-ориентированном направлении учебного цикла;
- особенности связи предмета с учебными дисциплинами.
Учащие должны уметь:
- ориентироваться в основных темах программы предмета «Транспортная система России.
 
Тема №1. Транспортный комплекс России  - единая транспортная система.
Определение транспортной системы России. Понятие «транспорта». Основные цели и задачи транспорта как способа осуществления перемещения коммерческой единицы. Основные составляющие транспортного комплекса России. Осуществление управления транспортным комплексом России: правовая основа регулирования и управления в системе транспортного комплекса России.
Учащиеся должны знать:
- основные термины и определения в области транспорта;
- задачи и цели транспорта;
- состав транспортного комплекса России;
- название министерств и ведомств, осуществляющих регулирование и управление деятельностью транспортного комплекса России в целом и его составляющих элементов.
Учащие должны уметь:
- ориентироваться в системе транспортного комплекса России;
- определять функции транспортного комплекса России;
- обозначать наименование руководящего министерства транспортной системы России.
 
Тема №2. Виды транспорта и сферы их применения.
Виды транспорта, определяющие состав транспортной системы России. Определение, сфера применения основных видов транспорта. Преимущества и недостатки основных видов транспорта, входящих с сотав транспортной системы России. История возникновения, развития и основные тенденции развития видом транспорта транспортной системы России. Министерства, регулирующие и управляющие функционированием отдельных видов транспорта транспортной системы России. Транспортные средства и транспортные пути сообщения, определяющие деятельность видов транспорта. География перевозок отдельных видов транспорта.
Учащиеся должны знать:
- основные виды транспорта, входящие в транспортную систему России;
- виды транспортных средств отдельных видов транспорта;
- наименование транспортных путей сообщений, по которым осуществляется перевозка коммерческой загрузки;
- сферы применения различных видов транспорта;
- преимущества и недостатки видов транспорта;
- наименование министерств и ведомств, регулирующих и руководящих деятельностью видов транспорта транспортной системы России.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в основных видах транспорта транспортной системы России;
- анализировать географию ведущих видов транспорта России;
- определять и обозначать основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом: экономические, социальные, экологические;
- работать с различными источниками географической информации.
 
Тема №3. Взаимодействие различных видов транспорта.
Количественные (объемные) и качественные показатели работы видов транспорта: объем перевозок, грузооборот и пассажирооборот транспорта, среднее расстояние перевозок, скорость доставки (скорость сообщения), техническая скорость, эксплуатационная скорость, себестоимость перевозок, производительность транспортных средств, среднесуточный пробег, производительность труда работников транспорта.  Оценка эффективности работы транспорта с помощью количественных и качественных показателей работы транспорта (по видам). Принципы взаимодействия различных видов транспорта. Основные критерии выбора транспорта. Сводная сравнительная характеристика основных видов транспорта, входящих в состав транспортной системы России.
Учащиеся должны знать:
- основные показатели функционирования видов транспорта;
- основы взаимодействия видов транспорта при осуществлении транспортировки коммерческой загрузки, а так же при её планировании и организации;
- критерии выбора вида транспорта для эффективной перевозки коммерческой загрузки.
Учащиеся должны уметь:
- применять формулы расчёта основных показателей работы транспорта;
- определять  наиболее эффективный способ транспортировки коммерческой загрузки;
- ориентироваться в принципах взаимодействия различных видов транспорта с целью выполнения договора перевозки коммерческой загрузки.
 
 
Приложение 1
 
Обязательная литература и интернет-ресурсы
 
1. Единая транспортная система , Троицкая Н.А. , Чубуков А.Б., учебник , Москва , Академия , 2004 год
2.Грузоведение, Учебник /Под ред. О.П. Гуджояна  , Тула 2003
3. Обязательные интернет-ресурсы:
minenergo.gov.ru
 
 
 
 
 
 
Приложение 2
Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы
1. Управление логистикой .Саркисов С.В. Учеб. пособие. – М.: Дело,
2004 год
2. Интермодальные транспортные технологии , Троицкая Н.А. и др. / Учебное пособие , Москва , 2006 год
3. Рекомендуемые интернет-ресурсы:
 
Приложение 3
Наименование и содержание практических занятий
 
Практическое занятие №1
«Железнодорожный транспорт»
1. Выезд в Центральный музей железнодорожного транспорта
2. Знакомство с экспонатами музея
3. Составление отчёта о посещении музея в форме творческой работы
 
 
Практическое занятие №2
«Воздушный транспорт»
 
1. Выезд в музей гражданской авиации СПбГУ ГА
2. Знакомство с экспонатами музея
3. Составление отчёта о посещении музея в форме творческой работы
Практическое занятие №3
«Городской транспорт»
1. Выезд в музей общественного транспорта Санкт-Петербурга
2. Знакомство с экспонатами музея
3. Составление отчёта о посещении музея в форме творческой работы
 
 
Приложение 4
 
Содержание итогового контроля
(вопросы зачёта)
1. Дайте определение основным понятиям транспорта
2. Перечислите цели и задачи транспорта
3. Раскройте сущность транспортной системы России
4. Перечислите основные виды транспорта, определяющие состав транспортной системы России
5. Назовите министерство, осуществляющее регулирование и управление деятельностью транспортной системы России
6. Дайте определение железнодорожного транспорта
7. Перечислите сферы применения железнодорожного транспорта
8. Назовите преимуществ и недостатки железнодорожного транспорта
9. Назовите основные железные дороги, определяющие географию железнодорожного транспорта
10. Обозначьте перспективы развития железнодорожного транспорта
11. Назовите ведомство, которое регулирует и управляет деятельностью железнодорожного транспорта.
12. Дайте определение морского транспорта
13. Перечислите сферы применения морского транспорта
14. Назовите преимуществ и недостатки морского транспорта
15. Назовите основные морские бассейны водных путей сообщения Российской федерации
16. Обозначьте перспективы развития морского транспорта
17. Назовите ведомство, которое регулирует и управляет деятельностью морского транспорта
18. Дайте определение внутреннего водного транспорта
19. Перечислите сферы применения внутреннего водного транспорта
20. Назовите преимуществ и недостатки  внутреннего водного транспорта
21. Назовите основные   бассейны внутренних водных путей сообщений Российской федерации
22. Обозначьте перспективы развития внутреннего водного транспорта
23. Назовите ведомство, которое регулирует и управляет деятельностью внутреннего водного транспорта.
24. Дайте определение автомобильного транспорта
25. Перечислите сферы применения автомобильного транспорта
26. Назовите преимуществ и недостатки автомобильного транспорта
27. Обозначьте классификацию автомобильных дорог России
28. Обозначьте перспективы развития автомобильного транспорта
29. Назовите ведомство, которое регулирует и управляет деятельностью автомобильного транспорта.
30. Дайте определение воздушного транспорта
31. Перечислите сферы применения воздушного транспорта
32. Назовите преимуществ и недостатки воздушного транспорта
33. Назовите межрегиональные территориальные управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта по федеральным округам с указанием города, в котором они функционируют.
34. Перечислите название главных аэропортов России по федеральным округам Российской Федерации с указанием города, в котором находится указанный аэропорт
35. Обозначьте перспективы развития воздушного транспорта
36. Назовите ведомство, которое регулирует и управляет деятельностью воздушного транспорта.
37. Дайте определение трубопроводного транспорта
38. Перечислите сферы применения трубопроводного транспорта
39. Назовите преимуществ и недостатки трубопроводного транспорта
40. Обозначьте наименование трубопроводов в зависимости от транспортируемого груза
41. Перечислите основные газопроводы РФ
42. Назовите основные нефтепроводы РФ
43. Обозначьте проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта
44. Назовите операторов трубопроводного транспорта и ведомство, которое регулирует и управляет деятельностью трубопроводного транспорта.
45. Дайте определение промышленного транспорта
46. Перечислите сферы применения промышленного транспорта
47. Назовите преимуществ и недостатки промышленного транспорта
48. Обозначьте перспективы развития промышленного транспорта
49. Дайте определение городского транспорта
50. Перечислите сферы применения городского транспорта
51. Назовите преимуществ и недостатки городского транспорта
52. Дайте классификацию городского транспорта
53. Обозначьте проблемы и перспективы развития городского транспорта
54. Назовите нетрадиционные виды транспорта
55. Перечислите количественные (объёмные) и качественные показатели работы транспорта
56. Дайте определение объему перевозок
57. Дайте определение  грузооборота и пассажирооборота транспорта
58. Дайте определение среднему  расстоянию перевозок
59. Дайте определение скорости доставки (скорости сообщения)
60. Дайте определение технической скорости
61. Дайте определение эксплуатационной скорости
62. Дайте определение себестоимости  перевозок
63. Дайте определение производительности транспортных средств
64. Дайте определение среднесуточному пробегу
65. Дайте определение производительности труда работников транспорта
66. Назовите основные критерии выбора определённых видов транспорта для эффективной перевозки коммерческой загрузки
Приложение 5
Учебно-наглядный комплекс и оборудование
 
1.​Карты России: физическая, экономическая, политико-административная
2.​Картины основных транспортных средств по видам транспорта
3.​Таблицы, демонстрирующие основные показатели работы видов транспорта
4.​Схема взаимодействия видов транспорта
5.​Учебники, справочники
6.​Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук
7.​Творческие работы учащихся
8.​Презентации учащихся и преподавателя
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Системы кондиционирования (3 курс)

Рабочая программа МДК «Системы кондиционирования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и се...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы" по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных с...

Программа учебного предмета "Транспортная система России"

Рассмотрено и одобрено на заседанииметодической комиссии«___»________2014 г.Протокол №____ от «___»________2014 г.Председатель методической комиссии_____________________/     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа учебной  дисциплины «Устройство и функционирование информационной системы»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по сп...