Практикум по МДК 03.01. Теоретические основы товароведения специальности 38.02.04 "Коммерция по отраслям)
учебно-методический материал на тему

Практическая работа является одной из форм текущего контроля знаний студентов, требующей серьезной подготовки. Назначение контрольной/практической работы состоит в проверке усвоения и усвоения материала конкретной темы (или модуля) изучаемого междисциплинарного курса (МДК). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_1_k_mdk_03.01.doc966 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г.ТАМБОВ

ПРАКТИКУМ - 1

Профессиональный модуль:

ПМ 03. Управление ассортиментом,  оценка качества и обеспечение сохранности товаров

Междисциплинарный курс:

 МДК 03.01. Теоретические основы товароведения

                                            Специальность (профессия)

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

базовый уровень подготовки

Уважаемый студент, контрольная/практическая работа является одной из форм текущего контроля знаний студентов, требующей серьезной подготовки. Назначение контрольной/практической работы состоит в проверке усвоения и усвоения материала конкретной темы (или модуля) изучаемого междисциплинарного курса (МДК).

Контрольная/практическая  работа включает работу над избранной темой и выполнение практического задания (если оно даётся в контрольной работе).

Вы  руководствуетесь и пользуетесь:

  • материалами соответствующих тем (УЭ) модуля;
  • структурой и содержанием МДК;
  • рекомендованными конкретно к контрольной/практической работе нормативными правовыми актами (извлечения из нпа, образцы документов представлены в папке «Материалы в помощь студенту»);

* Примечание: при работе  обязательно пользуйтесь комментариями к статьям Закона.

  • рекомендованной конкретно к контрольной/практической работе (или по курсу) литературой.

* Примечание: текст, помеченный звёздочкой (*) и написанный курсивом, имеет целью максимально помочь в решении задания/задачи, задаёт алгоритм ответов;

Не допускается использование нормативных и аналитических материалов, устаревших в связи с отменой, прекращением действия или изменением соответствующих федеральных законов и других актов действующего законодательства. Настоятельно рекомендуется тщательно проверять используемые источники на актуальность.

Вы должны стремиться излагать свой ответ последовательно и аргументировано. Ссылки на действующее законодательство приветствуются.

Не допускается представление в качестве своей контрольной/практической  работы чужих материалов, а также материалов  из сети Интернет.

В случае возникновения затруднений при выполнении заданий, сомнений в правильности ответов можно обратиться за консультацией  к преподавателю. По просьбе студентов преподаватель обязан  провести  консультации по интересующим их вопросам курса дисциплины.

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ/ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью прилагаемых словаря и тезауруса, материалов модуля.

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

  • определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
  • подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

  • выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
  • сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
  • соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

  • соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
  • если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый их них;
  • нет ли противоречий между вашими аргументами;
  • нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
  • можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
  • не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

МДК 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ.

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТОВАРОВЕДЕНИЕ.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  №1 

Изучение классификации ассортимента продовольственных

и непродовольственных товаров

Цель работы: Ознакомиться с признаками, методами и правилами классификации продовольственных и непродовольственных товаров;
Методические указания к выполнению работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом тем (УЭ) модуля 1.

2.  Выполнить задания

3. Обобщите (сделайте выводы) изученный материал.

Задания:

Задание №1.

Провести классификацию различных групп продовольственных и непродовольственных товаров по фасетному методу.

Оформление результатов:  дать графическую схему разработанного в задании фасета товаров с указанием независимых и соподчиненных признаков их классификации.
Задание №2

Составить классификации по такому виду обуви как ботинки по следующим группировкам: на подошве кожаной, из пористой резины, из полиуретана; на шнурках, резинках, застежке-молнии; с верхом из юфтевой кожи и хромовой кожи, из синтетических материалов.

Результаты оформить в виде следующей таблицы:

Таблица 1. Классификация обуви

№п/п

Вид товара

Признаки

Фасеты

Задание №3

Составьте схему классификации товаров группы «Обувь» фасетным методом, используя следующие классификационные группировки:

- ботинки, полуботинки, туфли, сапоги, сандалии, с верхом из опойка, выростка, шевро, на подошве кожаной, из пористой резины, из полиуретана, детская, мужская, девичья, мальчиковая, женская, на шнурках, на кнопках, на застежке «молния», модельная, массовая, домашняя, рабочая, спортивная.

Задание №3

Составьте схему классификации товаров группы «Обувь» иерархическим методом, используя признаки, по которым приведены выше группировки.

Задание №4

Определите признаки, по которым выделены классификационные группировки:
Ручки: школьные, автоматические, канцелярские, шариковые, перьевые, автоматические, пластмассовые, деревянные, пастовые.

Задание №5

Рассчитайте контрольное число для следующих кодов. Покажите полностью ход расчета:

а) 383895709097 С;

б) 4600385 С;

в) 599725351599 С.


В каких странах эти изделия изготовлены?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

«Формирование ассортимента товаров в торговой сети»

Цель работы: закрепление теоретических знаний в области ассортимента, формирование умений сбора информации об ассортименте торговых фирм, расчета ассортиментных показателей, их сравнительного анализа и оценки для установления оптимальности ассортиментной политики в конкретных фирмах.

Методические указания к выполнению работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом тем (УЭ) модуля 2

2.  Выполнить задания

3. Обобщите (сделайте выводы) изученный материал.

        Задания:

Задача №1.

В ассортименте хлебобулочного магазина в наличии имеется 35 наименований товаров, в т.ч. 6 видов хлеба однородной группы. 14 видов обладают способностью постоянно удовлетворять устойчивый спрос покупателей. В течение месяца в ассортименте магазина появилось 7 видов новых продуктов. Рассчитать коэффициент рациональности и степень обновления ассортимента, если Шб=100; Пб=20; Квш=0,3; Квп=0,2; Кву=0,2; Квн =0,3.

Задача №2.

В новом универсальном магазине необходимо сформировать рациональный ассортимент продовольственных товаров с Кр=16%. Базовая широта по каталогу составляет 1000, фактически на момент открытия было заведено 700 наименований продуктов. Ку=60%; Кн=15% (определен по нормативным документам). Рассчитать коэффициент полноты и показатель устойчивости ассортимента (Квш=0,4; Квп=0,2; Кву=0,3; Квн =0,1).

Задача №3.

В кондитерском магазине в ассортименте товаров имеется 20 наименований шоколадных конфет по средней цене 59 рублей, 35 наименований карамели по средней цене 39,5 рубля; 3 вида мармелада по цене 41 рубль и 5 видов драже по средней цене 30 рублей. Определить структуру ассортимента конфет в натуральном и денежном выражении.

Задача №4.

В ассортименте магазина имеются сыры – Швейцарский, Голландский, Российский, Эдамский, Рокфор, Чеддер, Виола. Первые 4 наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще 5 наименований поступает по импорту. Рассчитать коэффициент полноты ассортимента твердых сычужных сыров.

Задача №5.

Из 55 наименований продуктов в магазин поступило 10 новых видов. Рассчитать степень обновления, коэффициенты широты и устойчивости ассортимента, если максимально возможное количество наименований товаров у данного вида магазина принято 120, а постоянным спросом пользуется 27 наименований продуктов.

Преподаватель может выдать и другие ситуационные задачи.

Задача №6.

Рассчитать коэффициент полноты ассортимента по следующим данным:
а) В магазинах реализовано 10 моделей телевизоров при плане (согласно договору поставки) 20,

б) в стране выпускается 17 тысяч наименований игрушек, тогда как -100 тысяч наименований;

в) в продаже в течение месяца находилось 3 модели женских сапог, тогда как ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.

Результаты представьте по следующей форме.


                                                                    Таблица  3. Коэффициенты полноты ассортимента

Вид товара

Фактическая полнота (число разновидности)

Базовая полнота

Коэффициент полноты


телевизоры





игрушки





обувь




Задача №7.

Рассчитать коэффициент полноты ассортимента вареных колбас по следующим условиям:
- в имение года в магазине №1 в продаже было 9 наименовании колбас, в магазинах № 2, 3, 4, 5 соответственно по 8, 5, 7 и 4 наименовании (согласно договорам поставки - 10 наименований).

Задача № 8.

В магазине «Чибис» общее количество наименований товаров разнородных групп составляет 3100 (в т. ч. 20 наименований хлебобулочных изделий), а в магазине «Пенсионер» - 2900 (в т. ч. 30 наименований хлебобулочных изделий). Максимально возможное количество наименований товаров составляет 4900 (в т.ч. 25 наименований хлебобулочных изделий для магазина «Чибиса», и 32 для «Пенсионер»). По вине ОАО «Кемеровохлеб» в «Чибис» было поставлено только 50 % хлебобулочных изделий, а в «Пенсионер» - 75 % от общего количества наименований хлебобулочных изделий. Необходимо рассчитать Кш и Кп; на основании полученных коэффициентов определить, какой из магазинов более конкурентоспособен, и в каком из них наиболее полно удовлетворяется спрос на хлебобулочные изделия.

Задача №9

В магазине «Евровина» в продаже насчитывается порядка 35 наименований ликероводочных изделий (Кп=0,70). Устойчивым спросом пользуются 7 наименований ликеро-водочных изделий. Максимально возможное количество наименований товаров по прайс-листу составляет 525 (Кш=80 %). Количество новых товаров за прошедший месяц составило 18.

Необходимо рассчитать Ку, Кн, Кр, при условии что вш=0,35; вп=0,20; ву=0,30.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

«Ознакомление с методами оценки качества  товаров»

Цель работы: ознакомиться с сущностью методов оценки показателей качества и областью применения различных методов определения.

Методические указания к выполнению работы:

1. Выполнить задания.

2. Обобщите (сделайте выводы) изученный материал.

Задания.

Задание 1. Изучить теоретические сведения.

Для определения значения показателей качества товаров в практике применяют различные методы. Эти методы по способу получения информации можно подразделить натри группы:
- методы с использованием объективных способов измерения;
- методы с использованием эвристических способов оценки;
- статистические методы оценки показа гелей качества.
Для изучения представленных методов предлагаем использовать следующую таблицу 4

                                                             Таблица 4. Методы оценки показателей качества

Название
метода

Определение

Достоинства

Недостатки

1. Методы с использованием объективных способов измерения

1.1. Измерительный
метод

Основан на получении информации
с использованием
измерительной
техники


1.Сложность
2.Длительность измерений
3. В ряде случаев необходимость
разрушения образцов

1.2.Регистрацнонный метод

Основан на использовании информации, полученной путем
подсчета числа событий, случаев, предметов или затрат

1. Является незаменимым при ряде испытаний
(опытная носка,
количество отказов телевизора и т.д.)
2.Объективен

Объективность и
достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов

1.3. Расчетный метод

В основе его получение информации расчетным путем

В некоторых
случаях незаменим
(определение
теоретических
и эмпирических
зависимостей и т.д.)

Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов

2. Методы с использованием эвристических способов оценки

2.1. Органолептический метод

Основан на пользовании информации, получаемой с помощью
органов чувств человека (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса)

1.Доступность
2.Простота
3.Незаменимость при оценке запаха,
внешнего вида, вкуса

Субъективность
оценки

2.2. Экспертный метод

Источником ин
формации является
обобщенный опыт
и интуиция группы
специалистов-
экспертов

Применяют когда другие методы использовать затруднительно

1. Формализация процесса оценки
2. В некоторых случаях длительность оценки
3. Достоверность оценки зависит от
компетенции и квалификации
эксперта, а так же от уровня организации работы экспертов

2.3. Социологический
метод

Метод определения
показателей основан на сборе и анализе мнения широкого круга фактических или потенциальных потребителей

1. Позволяет
учитывать мнения потребителей
2. Необходим
для изучения
спроса

Результативность этого метода во
многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации

3. Статистические методы оценки показателей качества

Методы прикладной статистики

Определение сред
них значений показателей качества и их доверительных
границ, законов
распределения показателей качества,
коэффициентов
корреляции и т.д.

1.Достоверность оценки
2.Точность оценки
3.Можно определить вид распределения вероятностей для различных показателей качества товаров

Объективность и точность зависит
от квалификации и подготовки специалистов

Задание 2. Ознакомиться с расчетным методом. Определить уровень качества по величине комплексного показателя пылесоса (К) по формуле:
К = (П · t)/m, (1)
где
П - пылеочистительная способность пылесоса, %
t - средний срок службы, число лет,
m - масса пылесоса, кг.
По результатам испытаний моделей получены следующие данные:

Таблица 5. Показатели пылесосов

Модель

Значение показателей

пылеочистительная способность на полу, %

масса, кг

«Boсhe»

99,7

6,7

«Энергия»

95,9

7,0

Базовый образец

97,0

5,75


Средний срок службы пылесосов принят одинаково - 15 лет.

Задание 3. Ознакомиться с социологическим методом оценки показателей качества.

Потребителям было предложено определить значение оценок основных потребительских показателей качества кухонного набора мебели на основе опыта личной эксплуатации. В состав потребителей входили городские и сельские жители двух возрастных групп. Потребителям было предложено заполнить таблицу, определив значение оценок содержащихся в ней отдельных показателей в баллах.

3 балла - вполне соответствуют предъявляемым требованиям,

2 балла - недостаточно соответствует,

1 балл - не соответствует.

Значение оценок показателей распределились следующим образом:

Таблица 6. балльная оценка потребительских показателей качества кухонной мебели

Наименование потребительских показателей

Значение оценки, данное потребителями

городское население

сельское население

до 35 лет

старше 35

до 35 лет

старше 35

Обеспечение рациональной последовательности функциональных процессов

Наличие необходимых функциональных блоков

Внешний вид

Габаритные размеры полезных объемов


Прокомментировать результаты и сделать выводы.

Задание 4. Группе покупательниц предложили оценить потребительские показатели качества стальной эмалированной кастрюли емкостью 5 л. Оценка проводилась социологическим способом с помощью анкетирования. Каждый единичный показатель оценивался по пятибалльной системе. В таблице приведены результаты оценки трех комплексных показателей потребителями разного возраста.

Таблица 11. Оценка потребительских показателей качества стальной эмалированной кастрюли

Показатели качества

Максимальная сумма баллов

Значение оценки, данной потребителями

до 30 лет

31-40 лет

41-50 лет

свыше 50

Функциональные

20

19

18

17

16

Эстетические

25

21

22

23

24

Эргономические

20

19

18

17

17

Всего

65

59

58

57

57


Прокомментировать результаты и сделать выводы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

Тема: Изучение маркировки товаров

Цели: научиться  определять достоверность штрихового кода, расшифровывать маркировку на товары;  овладеть  умениями  расшифровывать  информационные знаки.

Порядок выполнения:

1.  Прочтите задание.

2.  Запишите краткое условие и, согласно указаниям,  проведите необходимую работу.

3.  Сделайте выводы.

Задание №1

1. Возьмите различные виды упаковки продовольственных товаров. Изучите потребительскую маркировку продукта, а сделанные выводы о соответствии информации требованиям соответствующих стандартов, ее достаточности и доступности, полученные результаты оформить в виде таблицы 1:

Наименование продукта

Способ упаковки

Информация

Основополагающая

Потребительская

Специальная

2. Возьмите различные виды упаковки продовольственных товаров. Изучите штрих-код продукта и определить страну производителя, рассчитать контрольное число и сделать вывод о достоверности маркировки товара, результаты оформить в виде таблицы 2:

Код государства

Код завода-изготовителя

Код товара

Контрольная

цифра

Достоверность

Задание №2. 

 Изучить ГОСТ 13799-81 Продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная консервированная. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Обратить внимание на особенности маркировки потребительской и транспортной тары.

Кроссворд на тему "Основы теоретического товароведения"

По горизонтали

2. Метод-разделение товаров на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы на основе какого-либо признака

5. Перемещение товара с сокрытием от таможенных органов

6. Количество признаков в иерархическом методе равно ….. Классификации

7. Метод познания, основанный на опытах и наблюдениях

9. Задача товароведения -оценка ….. Товара

10. Товароведное-…. Этап

12. Процесс распределения множества на категории или ступени

14. Метод мысленного разложения

15. Научная дисциплина, изучающая  основополагающие характеристики товаров…

17. Класс товара

18. Считается основоположником товароведения

По вертикали

1. Основополагающий принцип недопустимости риска

3. Безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация-…….товароведения

4. Товары одинаковые во всех отношения, за исключением производителя

8. Метод классификации

11. Достижение наиболее оптимального результата при производстве

12. Высшая ступень классификации

13. Названия групп одном из методов классификации

16. Продукт, предназначенный для удовлетворения потребностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Теоретические основы товароведения » на тему : «Анализ сахара-песка »

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проверки занятий по итоговому и рубежному контролю знаний и проведению практики для по...

Практические работы по дисциплине "Теоретические основы товароведения"

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Теоретические основы товароведения" для студентов по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских...

Тест по Теоретическим основам товароведения

для специальности 100701 коммерция (по отраслям)...

Учебно - методическое пособие по МДК 03.01. "Теоретические основы товароведения"

Учебно-методическое пособие «Теоретические основы товароведения» составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образовани...

КОС ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ специальности СПО 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ( углубленной подготовки)

ОП 02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ТОВАРОВЕДЕНИЯ  ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации  на специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...

МДК 03.01 Теоретические основы товароведения: методические указания к выполнению самостоятельной работы для обучающихся по направлению 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлению 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Предназначены  для закрепления теоретических знаний и практ...