Рабочая программа по дисциплине Осетинский язык и литература для профессии СПО (ППКРС) Повар, кондитер
рабочая программа на тему

Касабиева Мадина Юрьевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_osetinskomu_yazyku.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 

        Учебная дисциплина «Осетинский язык и литература» входит в состав общеобразовательного цикла как учебная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели изучения дисциплины «Осетинский язык и литература»:

  • освоить знания о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
  • ознакомиться с наиболее важными идеями и достижениями осетинской литературы; с трудами ученых-лингвистов.
  • овладеть умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развивать устную и письменную речь, интеллектуальные, творческие способности и критическое мышление в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
  • воспитывать убежденность в возможности познания законов развития общества и использования достижений осетинской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применять знания по осетинскому языку и литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

В результате изучения учебной дисциплины  обучающийся  должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  . определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

 

1.4.количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 51 часов;

 в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 час;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.01 ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень сложности

Раздел 1

 ИСТОРИЯ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

18

Тема 1.1

Зарождение осетинской литературы.

Содержание лекции:

Произведения осетинских писателей, в том числе на осетинском языке, опубликованные уже в конце XIX века (поэма Александра Кубалова «Афхардты Хасана» в 1897 году и др.). Первые печатные издания на осетинском языке.

2

1

Практическое занятие:

Устное народное творчество осетинского народа. Сведения о стилистических функциях фразеологизмов. Пословицы. Поговорки. Фразеологические синонимы.

4

2

Самостоятельная работа:

Циклы героев Нартского эпоса.

4

3

Тема 1.2

Коста Леванович Хетагуров.

Содержание лекции:

Коста Хетагуров –жизнь и творчество . Сборник « Осетинская лира» Изображение тяжелой жизни простого народа. Этимология непонятных слов. Работа со словарем.

4

1

Самостоятельная работа:

Живопись Коста Хетагурова.

2

3

Раздел 2

ОСЕТИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ XIX-начала XX в.

12

Тема 2.1.

Нигер-Дзанаев Иван.

Содержание лекции:

Образ поэта и тема творчества в лирике  Нигера. Работа над фонетическими и интонационными навыками. Произношение.

2

1

Тема 2.2.

Цомак Гадиев –жизнь и творчество.

Содержание лекции:

Цомак Гадиев –жизнь и творчество. Традиции русской литературы в становлении писателя – демократа Цомака Гадиева. Лингвистический анализ поэтического текста.

2

1

Тема 2.3.

Гино Бараков осетинский писатель, поэт и публицист.

Практическое занятие:

Гино Бараков осетинский писатель, поэт и публицист. Жизнь и творчество. М многофункциональность запятой и тире в произведениях.

2

2

Тема 2.4

Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма.

Содержание лекции:

Творчество Алихана Токаева и эстетика символизма. Сонет  «Бусина желаний». Синтаксис и пунктуация.

2

1

Тема 2.5

Кудзаг Дзесов- жизнь и творчество.

Практическое занятие:

Кудзаг Дзесов отражение  подлинно народную жизнь и истинно народный характер. Очерк творчества.

2

2

Тема 2.6.

Духовный и патриотический  мир лирических героев Иласа Арнигона.

Практическое занятие:

Духовный и патриотический  мир лирических героев Иласа Арнигона. Произведение «Молодая невеста». Стихи, опубликованные в осетинских журналах «Зиу» и «Мах Дуг».

2

2

Раздел 3

ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА.

20

Тема 3.1.

Осетинская литература послеоктябрьского периода. Период 1917—1921.

Содержание лекции:

Советская власть окончательно утвердилась в С. Осетии в марте 1920, в Ю. Осетии — в 1921, одновременно с советизацией Грузии.  В 1921 вышли два небольших сборника литературных произведений. В этот период острой гражданской войны обнаруживаются зародыши революционной пролетарской литературы.

2

1

Тема 3.2.

Публицистические издания Осетии 1922-1928 гг.

Содержание лекции:

Большую роль в организации молодых пролетарских осетинских писателей в течение 1927—1928 сыграли журнал «Фидиог» и газеты «Остдзинат», «Арыгон Большевик», «Хурзарин», «Ленинон».

2

1

Тема 3.3.

Осетинская литература периода Великой Отечественной войны.

Содержание лекции:

Агитационный характер стихов, написанных в первые дни войны. Писатели и поэты- участники Великой Отечественной войны. «Семь черкесок». Характеристика высказывания с точки зрения стилистики.

4

1

Практическое занятие:

Хазби Калоев- жизнь и творчество. Патриотические  мотивы в лирике поэта.

2

2

Самостоятельная работа:

Сочинение на тему: Осетия в годы Великой Отечественной войны.

2

3

Практическое занятие:

 «Свобода» как аксиологическая проблема в трагедии Гриса Плиева «Чермен».

2

2

Содержание лекции:

Современная осетинская поэзия. Литературные журналы: «Дарьял» (на русском языке), «Ираф» (на дигорском диалекте осетинского языка) и «Мах дуг» (на осетинском языке).

2

1

Тема 3.4

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

Практическое занятие:

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

2

2

Самостоятельная работа:

Сочинение на тему «Я горд, что я родился в Осетии».

2

3

Дифференцированный зачет

1

3

Всего

51

                

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация учебной дисциплины «Осетинский язык и литература» требует наличия учебного кабинета.

 

Оборудование учебного кабинета:

―  посадочные места по количеству обучающихся;

―  рабочее место преподавателя;

―  комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;

―  учебно-методический комплекс «Осетинский язык и литература», рабочая программа, тематический план;

―  библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

―  компьютер с лицензионным программным обеспечением и

      мультимедиапроектор.

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Очерк истории осетинской литературы. Орджоникидзе, 1967.

2. Джыккайты Шамил. Ирон литературæйы истори (1917—1956 азтæ). Дз.: Ир, 2003.

3. «Ирон фæндыр» («Осетинская лира») Коста Хетагурова. Дз. 1967.

4. «Нарты кадджытæ» («Сказания о нартах»). Дз. 1999.

5. «Осетинские этюды» Всеволода Миллера. Ор. 1992.

6. «Фыдæлты туг» («Кровь предков») Нафи Джусоева. Ор. 1965.

7. «Историко-этимологический словарь осетинского языка» Васо Абаева. Ор. 1992.

        

Дополнительные источники:

Доктор филологических наук, профессор-консультант кафедры осетинского языка и литературы Джусойты Нафи Григорьевича:

1. Коста Хетагуров. – Орджоникидзе, 1958.

2. Сека Гадиев. – Орджоникидзе, 1958.

3. Елбасдуко Бритаев. – Орджоникидзе, 1963.

4. Арсен Коцойты. – Орджоникидзе, 1964.

5. Цомак Гадиев. – Орджоникидзе, 1965.

6. Нигер. – Орджоникидзе, 1992.

7. Зарæг – уарзты хъæлæс. Уацты æмбырдгонд. - Цхинвал, 2007. 38.5 п.л.

8. Поэты хивæнд. – Цхинвал, 2009. 10 п.л.

9. Царды æвидигæ сагъæс. – Цхинвал. 2009. 28,25 п.л.

10.Таурæгъæй романмæ. – Цхинвал, 2010. 18 п.л.

11. Книга друзей и наставников. Сборник литературно-критических статей. – Владикавказ, 2011. 30 п.л.

12. Иры хур скасти Нарæй. – Цхинвал, 2010. 17 п.л.

13. Ирон литературæйы истори. Ахуыргæнæн чиныг 9 къл. – Дзæуджыхъæу, 2009. 17 п.л.

14. Ирон литературæйы истори. Ахуыргæнæн чиныг 10 къл. – Цхинвал, 2011. 30 п.л.

15. Ирон литературæйы истори. Ахуыргæнæн чиныг 11 къл. – Цхинвал, 2011.

30 п.л.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

внеаудиторная самостоятельная работа, реферат

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений по теме

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы осетинской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

внеаудиторная самостоятельная работа, реферат

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

внеаудиторная самостоятельная работа

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений по теме

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

внеаудиторная самостоятельная работа

Знать:

 образную природу словесного искусства;

внеаудиторная самостоятельная работа,

 содержание изученных литературных произведений;

внеаудиторная самостоятельная работа,

 основные факты жизни и творчества писателей XIX–XX вв.;

 внеаудиторная самостоятельная работа, доклады;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

внеаудиторная самостоятельная работа

основные теоретико-литературные понятия.

внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык и литература» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература.» с получением среднего общего образования для профессий 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» 43.01.02 «Парикмахер» 29.01.05 «

Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература с получением среднего общего образования для профессий 15.01.25 «Станочник ( металлообработка)» 15.01.30 «Слесарь» 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» 43.01.02 «Парикмахер» 29.0

Программа общеобразовательной дисциплины " Русский язык и литература" предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательну...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА среднего профессионального образования по профессиям ППКРС...

Рабочая программа по дисциплине "Родной язык" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик

Рабочая программа  по дисциплине "Родной язык" для студентов по профессии 15.01.05 Сварщик...