Методические указания для самостоятельной работы студентов
учебно-методическое пособие на тему

Кирилаха Галина Васильевна

Рекомендуется для самостоятельной работы студентов СПО специальности"Коммерция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._po_izuch._kursa.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины: «Организация коммерческой деятельности» предназначены для студентов среднего профессионального образования специальности  «Коммерция»

Введение

        Торговля представляет собой сложную организационно-экономическую систему рыночной экономики, которая находится в динамичном развитии, образуя единую целостную структуру, ориентированную на эффективное обслуживание всей цепи движения товаров от производителей до потребителей.

        Переход России к рыночной экономике потребовал новых подходов к организации и технологии коммерческой деятельности торговых предприятий. Это в свою очередь предъявило новые требования к подготовке специалистов среднего звена, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

        Цель курса: «Организация коммерческой деятельности» – дать студентам необходимые теоретические знания и привить практические навыки эффективной организации коммерческой деятельности в оптовом и розничном звене на основе внедрения новых технологий, современных форм и методов продажи товаров, обеспечения высокого уровня экономической и организационной работы торговых предприятий на рынке потребительских товаров, а также обучить студентов анализировать и проектировать коммерческую деятельность в условиях конкуренции; эффективно использовать прогрессивный отечественный и зарубежный опыт в торговле, внедрять достижения науки и техники.

        В данной методической разработке студентам предложены вопросы для самостоятельного изучения материала. По каждой теме приведён перечень основных терминов и определений по вопросам современной организации и технологии торговли. Для закрепления и систематизации теоретических знаний, получения профессиональных умений и навыков по специальности приведены задания для самостоятельной работы.

Глубину усвоения содержания тем студент может проверить, используя вопросы для самоконтроля и тесты.


Раздел. Розничная торговля

Тема. Размещение и планировка розничных торговых предприятий

Практическая работа № 1

Ознакомление с устройством,  планировкой и составом функциональных групп помещений магазина.

        Цель занятия: изучить на примере конкретного розничного торгового предприятия устройство, планировку, состав функциональных групп помещений.

Содержание и порядок проведения

         Посетить магазин. Изучить устройство, планировку, состав функциональных групп помещений розничного торгового предприятия.

        Составить письменный отчёт по следующим вопросам:

1. Наименование (тип) розничного предприятия. Его местонахождение.

2. Организационно-правовой статус магазина.

3. Когда построен магазин, из каких строительных материалов?

4. К какой группе относится магазин в зависимости от функционального деления (обслуживающие жилую зону, обслуживающие город в целом)?

5. Способ размещения магазина (в составе торговых центров, в кооперативных зданиях, встроенные в жилые дома, сблокированные с жилыми зданиями, встроено-пристроенные к жилым домам).

6. Проанализируйте оптимальность размещения магазина.

7. Приведите экспликацию помещений конкретного магазина по функциональному назначению (торговые, для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже; административно-бытовые; технические). Укажите их размеры, планировку.

8. Проанализируйте оптимальность планировки и состава функциональных групп помещений с учётом общих требований к устройству и планировке магазина.

Методическое обеспечение.

1. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология  коммерческой  деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ О.В.   Памбухчиянц.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010.-640 с.

2. Материалы конкретного розничного предприятия с деятельностью которого ознакомились студенты во время учебной экскурсии.

Вопросы для контроля знаний

1. На какие группы подразделяются помещения, входящие в состав магазина?

2. Что входит в состав торговых помещений магазина?

3. От чего зависят состав и размеры неторговых помещений магазина, в соответствии с каким документом они определяются? Охарактеризуйте основные группы неторговых помещений.

4. Перечислите основные требования, предъявляемые к планировке помещений магазина и обеспечивающие их рациональную взаимосвязь.

5. Каким основным требованиям должны отвечать устройство, конфигурация и планировка торгового зала?

6. Перечислите возможные варианты планировки торгового зала магазина. Дайте их характеристику, назовите условия применения.

        Тема. Организация и технология приемки

товаров в магазине

Практическая работа № 2.

Изучение нормативных документов по приёмке товаров по количеству и качеству. Решение торговых ситуаций по приёмке товаров.

        Цель занятия: изучение «Инструкции о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П-6) и «Инструкции о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (П-7);  формирование умений и  навыков работы с нормативно-технической документацией; закрепление теоретических знаний по вопросам последовательности и техники приёмки товаров по количеству и качеству; отработка навыков оформления результатов приёмки товаров; формирование чувства ответственности специалиста за правильность организации приёмки товаров и её результаты, влияющие на экономические показатели работы магазина.

Методическое обеспечение.

  1. «Инструкция о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П-6).

2. «Инструкцию о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (П-7).

3. Бланки актов об установленном расхождении по количеству и качеству при приёмке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2).

4. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология  коммерческой  деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ О.В.   Памбухчиянц.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Маркетинг, 2001.-450 с.

Содержание задания № 1

        Изучить «Инструкцию о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П-6) и письменно ответить на вопросы:

1.  Дать определение приёмки товаров по количеству.

  1. В каких случаях применяется Инструкция П-6?
  2. В каких случаях должен быть составлен коммерческий акт?
  3. Как производится приемка продукции, поступившей без тары, в поврежденной или открытой таре?
  4. Где производится предварительная приемка продукции (по весу брутто и количеству тарных мест)?
  5. Где производится окончательная приемка продукции   (по количеству товарных единиц и весу нетто)?
  6. Сроки приемки продукции:

а) без тары, в поврежденной или открытой таре;

 б) в исправной таре;

  1. На основе, каких сопроводительных документов производится приемка товаров?
  2. В каких случаях производится выборочная проверка количества товаров?
  3. Как должен поступить получатель, если при приемке по количеству была обнаружена недостача?
  4. Сроки прибытия представителя поставщика для участия в приемке продукции?
  5. Кто имеет право участвовать в приемке в случае неявки представителя поставщика?
  6. Каким документом подтверждается право представителя общественности на участие в приемке?

 17.В каком порядке происходит оформление результатов приемки продукции?

  1. Срок утверждения акта руководителем предприятия?
  2. Какие документы могут быть приложены к акту об установленном расхождении в количестве товаров при приемке?

Содержание задания № 2

Изучить «Инструкцию о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (П-7) и письменно ответить на вопросы:

1. Дать определение приемки по качеству.

2. В каких случаях применяется Инструкция П-7?

3. В каком порядке производится приемка продукции по качеству и комплектности, поступившей в исправной таре?

4. Сроки приемки продукции по качеству и комплектности.

5. Сроки  составления  акта о  скрытых  недостатках товаров

а)        без гарантийных сроков службы;

б)        с гарантийными сроками службы.

6. В каких случаях производится выборочная проверка качества товаров? (п. 15).

7. Как должен поступить товарополучатель при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки требованиям нормативно-технической документации? (п. 16).

8. Какие сведения должны быть указаны в уведомлении о вывозе представителя для участия в приемке по качеству? (п. 17).

9. Сроки отправления уведомления о вывозе представителя отправителя? (п. 18).

10. Сроки прибытия представителя отправителя для участия в приемке по качеству? (п. 19).

11. Каким документом подтверждается право представителя общественности на участие в приемке? (п. 23).

12. Какой документ оформляется по результатам приемки продукции по качеству и комплектности? (п. 29).

13. Как оформляется в акте мнение участников приемки, не согласных с ее результатами? (п. 30).

14.В каком порядке осуществляется отказ товарополучателя от недоброкачественной продукции? (п. 39).

Содержание задания № 3

        Решите нижеприведённые ситуации.

        Ситуация 1. В адрес универсама поступил контейнер с макаронными изделиями, при приемке которых была обнаружена недостача. Каким должен быть состав комиссии для составления акта и какие требования предъявляются к членам комиссии? Ответ обоснуйте.

          Ситуация 2. В адрес Хохольского райпо поступила партия фарфоровой посуды в универсальном контейнере. Контейнер прибыл на ст. Придача Воронеж -1   в исправном состоянии с актом пломбы промежуточной станции, при взвешивании контейнера масса брутто имела расхождение на 100 кг. Охарактеризуйте действия товарополучателя.

        Ситуация 3. При приемке партии обуви  в магазине был обнаружен брак на сумму 15.000 рублей. Опишите последовательность действий товароведа.

        Ситуация 4. При приёмке швейных изделий 20 сентября было обнаружено несоответствие качества товара требованиям стандарта. В этот же день дана телеграмма поставщику.

Укажите срок, в который должен явиться представитель поставщика (проезд его составляет 2 дня).

        

Содержание задания № 4

        Документально оформить приёмку товара по следующим данным:

В счет выполнения договора купли-продажи № 21 от 12.01 т.г. с ОАО “Гусь- Хрустальный стекольный завод”  Нижнедевицкое сельпо  1.04. текущего года получило универсальный железнодорожный контейнер со стеклянной посудой, контейнер № 864275 поступил на ст. Придача (Воронеж 1). В железнодорожной накладной № 1425 от 26.03. т.г. значились стаканы 5000 штук на сумму 125000 руб. В счет-фактуре № 28627 от 25.03. т.г. данные были указаны те же.

При осмотре обнаружено, что контейнер технически исправен, нарушений нет, имеются пломбы ОАО “Гусь-Хрустальный стекольный завод”; описание оттиска пломб совпадает с данными в железнодорожной транспортной накладной. В контейнере 250 мест. Контейнер доставлен в магазин «Хозтовары» Нижнедевицкого сельпо. При приёмке тарных мест на “слышимый бой” работниками магазина были отобраны 8 картонных ящиков, при вскрытии которых оказались разбитыми бокалы в количестве 120 штук сверх норм естественной убыли. Причины боя – нарушение правил упаковки стаканов в картонных ящиках. Кроме этого, отсутствовали 2 тарных места (в каждом месте 20 бокалов). Счёт был оплачен до получения товара.

Действия по заданию:

  1. Охарактеризуйте последовательность действий по организации приемки товаров (посуды) от поставщика.
  2. Напишите текст телефонограммы.
  3. Составьте  акт по форме № ТОРГ 2 “Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приёмке товарно-материальных ценностей”.
  4. Составьте претензию о взыскании суммы недостающих товаров и боя.

Вопросы для контроля знаний

  1. Определите роль нормативных документов, регламентирующих приёмку товаров в магазине по количеству и качеству.
  2. Назовите сроки приёмки товаров по количеству и качеству в соответствии с инструкциями П-6, П-7.
  3. Укажите сроки вызова представителя поставщика при обнаружении недостачи или несоответствия качества в соответствии с инструкциями П-6, П-7.
  4. Укажите сроки явки представителя поставщика при обнаружении недостачи или несоответствия качества в соответствии с инструкциями П-6, П-7.
  5. Каким должно быть содержание акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приёмке товарно-материальных ценностей?
  6. В какой срок предъявляется претензия поставщику при обнаружении недостачи или несоответствия качества товаров?

Тема. Правила торговли

Практическая работа № 3.

Изучение Правил  продажи отдельных видов товаров.

        Цель занятия: сформировать знания в области правил продажи основных групп продовольственных и непродовольственных товаров

Методическое обеспечение.

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) с изм. и доп.

Содержание задания

Изучить Правила продажи отдельных видов  товаров.

После изучения правил продажи конкретной группы товаров следует дать письменные ответы на контрольные вопросы.

/. Общие положения

Контрольные вопросы

1.        Кем и когда утверждены правила продажи отдельных видов товаров?

  1. Каков порядок установления режима работы магазинов различных форм собственности?    
  2. Кем определяется ассортимент товаров, перечень услуг и методы обслуживания в магазине:
  3. Какие требования предъявляются к продавцу?
  4. Какую информацию продавец обязан доводить до сведения покупателей?
  5. При каком условии договор купли-продажи считается заключенным?
  6.  Как должны осуществляться расчеты с покупателями за товары?
  1. Каков порядок оказания услуг покупателям в магазине?
  2. Каковы правила обмена или возврата товаров?

II. Особенности продажи продовольственных товаров

Контрольные вопросы

  1. Какие специфические сведения должна содержать информация о продовольственных товарах?
  2. Перечислите операции по подготовке товаров к продаже.
  1. В чем заключаются особенности продажи развесных товаров?
  2. Каковы особенности продажи хлеба и хлебобулочных изделий?

III. Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви

Контрольные вопросы

  1. Какие операции включает подготовка к продаже товаров указанных групп?
  2. По каким признакам группируют ткани, одежду, трикотажные, меховые товары, обувь при размещении их в торговом
    зале?
  3. Какую информацию должны нести образцы товаров, размещенные в торговом зале?
  1. Каков порядок отмеривания различных видов тканей?
  1. Какие обязательные операции должен выполнить продавец (контролер) при отпуске покупателю тканей, одежды, обуви, трикотажных и меховых товаров?

IV.        Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения

Контрольные вопросы

  1. Какие операции включает предпродажная подготовка к продаже технически сложных товаров?
  2. Какую информацию должны нести образцы товаров, размещенные в торговом зале?
  3. Что обязан делать продавец при продаже технически сложных товаров?
  4. Какие документы выдаются покупателю вместе с купленным товаром?
  5. Какие бесплатные услуги могут оказываться покупателям при продаже указанных товаров?

                V.        Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров

Контрольные вопросы

1. Какие дополнительные сведения об указанных товарах должны быть доведены до потребителя?

  1. Перечислите операции по подготовке парфюмерно-косметических товаров к продаже.
  2. Какие операции выполняются продавцом при обслуживании покупателей?

        VI.        Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов

Контрольные вопросы

  1. Кем определяется содержание подготовки указанных товаров к продаже?
  2. Что выдается покупателю одновременно с передачей товара?
  1. Какие операции выполняет продавец при продаже товара?

        VII.        Особенности продажи изделий из драгоценных
металлов и драгоценных камней

Контрольные вопросы

  1. В чем заключаются особенности продажи ювелирных изделий?
  2. Какая специальная информация об ювелирных изделиях должна быть доведена до покупателей?
  3. Какие операции выполняются в магазине при подготовке ювелирных изделий к продаже?
  4. Что должен делать продавец при отпуске, ювелирных изделий покупателю?
  5. Какими измерительными приборами разрешается пользоваться при определении массы ювелирного изделия?
  6. Что выдается покупателю вместе с товаром?

        X.        Особенности продажи товаров бытовой химии

Контрольные вопросы

  1. Какая специальная информация о товарах бытовой химии должна быть доведена до покупателей?
  2. Какие операции выполняются при подготовке к продаже товаров бытовой химии?
  3. По каким признакам группируют товары бытовой химии в магазине?

4. Что запрещается делать при передаче товаров бытовой химии в аэрозольной упаковке?

        XI.        Особенности продажи пестицидов и агрохимикатов

Контрольные вопросы

  1. В соответствии с каким законом осуществляется продажа пестицидов и агрохимикатов?
  2. Какую специальную информацию о пестицидах и агрохимикатах следует доводить до покупателей?
  3. Какие операции выполняются при подготовке товаров к продаже?
  4. По каким признакам группируют указанные товары в торговом зале магазина?
  5. Каковы обязанности продавца при продаже пестицидов и агрохимикатов?

        XIII.        Особенности продажи оружия и патронов к нему

Контрольные вопросы

1.        Какие   нормативные   документы   регулируют   продажу гражданского оружия?

2.        Что должна иметь каждая единица продаваемого оружия?

3.        Какая специальная  информация должна  сопровождать каждый вид оружия?

  1. Какие операции включает подготовка оружия и патронов к продаже?
  2. Как группируют оружие и патроны при размещении их в торговом зале?
  1. Каковы условия продажи оружия и патронов в магазине?
  2. Что передается покупателю вместе с товаром?
  3. Что проверяет покупатель при получении товара?
  4. Каков порядок обмена оружия и патронов?

XIV.        Особенности продажи строительных материалов и изделий

Контрольные вопросы

      1. Какие операции включает предпродажная подготовка к продаже?

      2. В чем заключаются особенности продажи строительных материалов и изделий?

XV.        Особенности продажи мебели

Контрольные вопросы

  1. Какие операции включает предпродажная подготовка к продаже?
  2. Что выдается покупателю одновременно с передачей товара?

X1X.  Особенности продажи алкогольной продукции

Контрольные вопросы

  1. Где не допускается реализация алкогольной продукции?
  2. Какие требования предъявляются к  организации, осуществляющей реализацию  алкогольной продукции?
  3. Какие сведения должна содержать информация об алкогольной продукции?
  4. Перечислите сопроводительные документы на алкогольную продукцию.

Вопросы для контроля знаний

  1. Сформулируйте основные правила продажи продовольственных товаров.
  2. В чём особенности  продажи текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви?
  3. Каковы особенности  продажи технически сложных товаров бытового назначения?
  4. Укажите особенности продажи парфюмерно-косметических товаров, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
  5. Каковы особенности розничной продажи алкогольной продукции?

Практическая работа № 4.

Решение торговых ситуаций,  возникающих в процессе продажи товаров и обслуживания покупателей.

        Цель занятия: формирование навыков использования нормативных документов в практической деятельности специалиста в соответствии с квалификационными требованиями; выработка умений и навыков анализа торговых ситуаций и принятия по ним обоснованных решений в соответствии с правилами продажи товаров.

Методическое обеспечение.

  1. Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) с изм. и доп.
  2. Примерные правила работы предприятий розничной торговли.
  3. Основные требования к работе мелкорозничной сети.

Содержание задания №1

        Решите нижеприведённые ситуации.

        Ситуация 1. 20 октября покупательница Суровцева С. П. купила в магазине «Галантерея» сумку стоимостью 25 у. е. Сумка не подошла дочери по цвету, а поэтому 23 октября Суровцева обратилась к директору магазина с требованием обменять сумку или вернуть деньги (товарный чек и ярлык сохранены). Какое решение должен принять директор магазина?

Ситуация 2. К директору магазина «Хлеб» ТОО «Колос» обратилась возмущённая покупательница и положила на стол директора разрезанную булку хлеба , в которой на срезе видны нити от мешковины.

Что должен предпринять директор магазина?

Ситуация 3. Покупатель Николаев С. Н. просит продавца взвесить 300 граммов колбасы полукопченой и обязательно ее нарезать. На просьбу покупателя продавец отвечает отказом, но покупатель настаивает на своей просьбе. Как разрешить эту ситуацию?

Ситуация 4. 25 июня покупательница Козырева купила в магазине 3 м ткани из ацетатного шелка. Рассматривая ткань дома, покупательница обнаружила на лицевой стороне конца отреза наличие фабричного ярлыка и фабричного клейма. В тот же день Козырева Н. К. явилась в магазин и потребовала обмена купленной ткани. Однако заведующая секцией «Ткани» отказывается удовлетворить требование покупателя, мотивируя тем, что данный вид ткани в продаже закончился. Как можно разрешить создавшуюся ситуацию?

Ситуация 5. Покупатель Никольский Б. С. купил в магазине «Обувь» туфли мужские, размер 26,5, стоимостью 500 руб. Продавец упаковывает туфли в полиэтиленовый пакет и требует от покупателя оплатить стоимость пакета. Покупатель отказывается. Продавец вынимает туфли из пакета и пытается вручить их покупателю. Однако покупатель требует упаковать туфли в коробку или бумагу. Продавец отвечает отказом. Кто прав в этой ситуации и как ее разрешить?

Ситуация 6. 26 июня покупатель Попов С. Н. купил в магазине кофемолку стоимостью 400 руб., а на следующий день обнаружил, что в паспорте на кофемолку отсутствует штамп магазина и гарантийный талон. Как следует разрешить создавшуюся ситуацию?

Ситуация 7. 27 июня покупательница Козлова Н. С. привяла решение о покупке швейной машины. При этом покупательница изъявила желание предварительно проверить швейную машину в действии. Однако ей в этом было отказано, так как швейная машина находилась в фабричной упаковке. Взамен этого заведующая секцией предложила Козловой Н. С. испробовать в действии аналогичную швейную машину, выставленную в качестве образца в торговом зале. Покупательница отказалась от покупки швейной машины. Как можно оценить сложившуюся ситуацию?

Ситуация 8. К директору магазина «Промышленные товары» обратилась покупательница Никифорова Н. С. с просьбой обменять или вернуть деньги за 2,3 м ткани полушерстяной, купленной в данном магазине 3 дня назад. Просьба покупательницы мотивирована тем, что после покупки ткань перестала ей нравиться. Как должен поступить директор магазина?

Ситуация 9. 1 июля к директору  магазина обратился покупатель Яковлев С. Н. с просьбой обменять туфли мужские стоимостью 1300 руб. по той причине, что обнаружилась трещина верхнего лицевого слоя на правой полупаре. Туфли куплены 25 июня, что подтверждается товарным чеком. Как должен поступить директор магазина?

Ситуация 10. 15 июня к директору универмага обратился покупатель Жуков С. П. с требованием немедленно и безвозмездно предоставить ему электробритву, так как купленная им 15 мая в данном универмаге электробритва не работает и сдана в мастерскую для гарантийного ремонта. Какое решение должен принять директор универмага?

Ситуация 11. Территориальным управлением Роспотребнадзора при очередной проверке розничных торговых предприятий было выявлено:

- в магазине «Продукты» в торговом зале отсутствуют контрольные весы, на упаковке расфасованных товаров не проставлена дата фасовки. По результатам проверки инспектором был составлен акт о выявленных нарушениях. Прав ли в своих действиях проверяющее лицо? Ответ обоснуйте. Прокомментируйте сложившуюся ситуацию в магазинах. Предложите способы устранения выявленных нарушений.

Ситуация 12. Покупатель приобрел в магазине 500 грамм ветчины, которая оказалась пересолена. Покупатель обратился в магазин с просьбой возвратить деньги. Продавец согласен возвратить деньги, но за вычетом потребленного продукта. Прав ли продавец? Ответ обоснуйте.

        Ситуация 13. Продавец продал мальчику 14 лет зажигалку. Прав ли продавец? Ответ обоснуйте.

        Ситуация 14.  В магазине покупательница обратилась к продавцу с просьбой ознакомиться с запахом выбранных ею духов. Но продавец отказал в этом покупательнице, ссылаясь на то, что духи упакованы. Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

        Ситуация 15. Покупатель обратился  в магазин «Клинок» с целью покупки пневматического пистолета для занятий спортом, предъявив при этом только свой паспорт. Продавец отказал покупателю в продаже оружия. Прав ли продавец? Ответ обоснуйте.

Вопросы для контроля знаний

  1. Кому и какие требования может предъявить потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?
  2. Перечислите основные обязанности продавца, вытекающие из правил продажи отдельных видов товаров?
  3. В каких случаях покупатель имеет право на обмен товаров надлежащего качества? Каков порядок такого обмена?
  4. Какие основные правила работы должны соблюдаться розничными торговыми предприятиями?

Раздел. Оптовая торговля

Тема. Складское хозяйство оптовой торговли

Практическая работа № 5

Ознакомление с устройством,  планировкой и техническим оснащением товарного склада.

        Цель занятия: изучить на примере конкретного оптового торгового предприятия устройство, планировку и техническое оснащение товарного склада.

Содержание и порядок проведения

         Посетить товарный склад. Изучить устройство, планировку и техническое оснащение товарного склада.

        Составить письменный отчёт по следующим вопросам:

1. Наименование  оптового торгового предприятия. Его местонахождение.

2. Организационно-правовой статус организации.

3. Когда построен товарный склад, из каких строительных материалов?

4. К какому виду относится склад в зависимости от выполняемых функций (накопительный, подсортировочно-распределительный, транзитно-перевалочный, склад сезонного хранения, склад временного хранения, склад досрочного завоза),в зависимости от объёмно-планировочного решения (одноэтажные, многоэтажные), с учётом транспортных условий (пристанские, прирельсовые, неприрельсовые), по особенностям технического устройства (открытый, полузакрытый,закрытый)?

5. К какому виду  относится склад  по признаку товарной специализации (специализированный, универсальный), в зависимости от условий, создаваемых для хранения (общетоварные, специальные), по уровню механизации (с применением средств малой механизации, механизированные, автоматизированные).

6. Проанализируйте оптимальность размещения склада.

7. Приведите экспликацию помещений товарного склада по функциональному назначению (складские помещения основного производственного назначения, складские помещения подсобного назначения, вспомогательные складские помещения). Укажите их размеры, планировку.

8. Проанализируйте оптимальность планировки и состава функциональных групп помещений с учётом общих требований к устройству и планировке склада.

Методическое обеспечение.

1. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология  коммерческой  деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ О.В.   Памбухчиянц.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Маркетинг, 2001.-450 с.

2. Материалы конкретного оптового торгового предприятия с деятельностью которого ознакомились студенты во время учебной экскурсии.

Вопросы для контроля знаний

1. По каким признакам принято классифицировать товарные склады?

2. Охарактеризуйте отдельные группы складов с учётом их основных классификационных признаков.

3. Для чего предназначены основные помещения общетоварного склада? Дайте их краткую характеристику.

4. Перечислите наиболее важные принципы размещения основных помещений общетоварного склада.

5. Какие требования должны учитываться при технологической планировке помещений для хранения товаров на складе?

6. С помощью, каких показателей можно определить эффективность использования площади и ёмкости помещений для хранения товаров на складе?

Тема. Коммерческая работа по оптовым

закупкам товаров

Семинарское занятие № 6

Тема: Оптовая торговля: задачи и функции, проблемы и перспективы развития.

        Обучающая цель занятия: расширение, углубление и систематизация знаний по вопросам оптовой торговли.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие оптовой торговли, её отличие от розничной.

2.  Основные задачи оптовой торговли.

3. Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам товаров.

4. Функции оптовой торговли по отношению к покупателям товаров.

5. Операции технологического процесса на складе.

6. Хозяйственные связи оптовой торговли с поставщиками товаров.

Тематика докладов

1. Услуги оптовой торговли, их место в технологическом цикле товародвижения.

2. Оптовое звено: проблемы и пути их решения. Отечественный и зарубежный опыт работы оптовых предприятий.

3. Организация технологического процесса на складе и пути его совершенствования.

4. Современная модель логистической организации товародвижения – поставка товаров «точно в срок».

5. Оценка и выбор поставщиков.

6. Эффективность хозяйственных связей оптовой торговли с поставщиками товаров.

Рекомендуемая литература

1. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология  коммерческой  деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ О.В.   Памбухчиянц.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Маркетинг, 2001.-450 с.

          2. Виноградова, С.Н.  Коммерческая  деятельность   : учебное пособие для учащихся вузов/С.Н.Виноградова.-Мн.: Высш. шк., 1998.-176 с.

          3. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник/ Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА, 2005. – 312с.

          4. Журналы:  «Российская торговля», «Современная торговля», «Новости торговли».

        Тема. Договоры в коммерческой деятельности

Практическая работа № 7

Анализ договоров и разработка разделов договора купли-продажи, поставки, мены.

Цель занятия: изучение правовых основ установления и регулирования коммерческих связей между участниками рынка по поставкам товаров, формирование практических навыков по решению ситуационных заданий, связанных с установлением договорных отношений. Кроме этого задание включает разработку разделов договора купли-продажи, поставки, мены. Для выполнения задания используются исходные данные, приведённые ниже.

Методическое обеспечение

  1. Гражданский кодекс РФ, часть 2.
  2. Образец примерного договора купли-продажи.
  3. Образец примерного договора поставки.
  4. Образец примерного договора мены.

Методические указания по выполнению задания

Выполнение задания предусматривает анализ ситуационных заданий для определения полноты содержания договоров и выгодности его отдельных условий для сторон.

Разработка разделов договора купли-продажи, поставки, мены должна основываться на изучении гражданского законодательства РФ по вопросам формирования коммерческих связей и ведения закупок.

        Разработка разделов договора купли-продажи, поставки, мены проводится самостоятельно на основе использования:

        - статей Гражданского кодекса РФ;

        - исходных данных по ситуации;

          - текста примерного договора купли-продажи, поставки, мены.

Условия и исходные данные для выполнения задания

Ситуационное задание.

Коммерческий аппарат Хохольского райпо, изучив спрос на чулочно-носочные изделия, принял коммерческое решение о заключении договора поставки с ОАО "Борисоглебский трикотаж".

Проект договора содержал следующие условия:

- ассортимент и количество чулочно-носочных изделий будет устанавливаться сторонами спецификациях, являющихся неотъемлемыми частями настоящего договора и в счетах фактурах на каждую партию товара; - цена товара, поставляемого по настоящему договору, будет определяться сторонами в протоколе согласования договорной цены (приложения 2), являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, на основании калькуляции (или иного документа) о стоимости изготовления промышленного образца, которому будет изготовляться товар;

- сумма договора составляет 800 ООО руб.;

- поставка осуществляется исключительно на основании подписанной сторонами спецификации, которую покупатель обязан предоставить не позднее, чем за 5 дней до даты отгрузки товара покупателю;

спецификация считается принятой в редакции покупателя, если поставщик в течение одного дня после ее получения не сообщит покупателю о своем несогласии с данными спецификации;

- качество поставляемого товара должно соответствовать ГОСТ 8541-94, ГОСТ 16825 - 85, ТУ 17-09-333-91, ТУ 17-09-182-86, по маркировке ГОСТ 3897-87 и др. нормативно технической документации;

- доставка товара производится автотранспортом поставщика в срок не позднее 5 дней, со дня представления заказа. Поставщик имеет право досрочной поставки товара;

- транспортные расходы связанные с доставкой товара стоимость мешкотары возлагается на покупателя;

товар поставляется в таре и упаковке, соответствующих стандартам, ТУ;

- оплата за товары осуществляется в безналичном порядке с отсрочкой платежа 10 дней после принятия товара. При этом предоставляется право реализации товара;

право собственности на соответствующую партию товара переходит к покупателю после оплаты им этой партии товара и зачисления денежных средств на счет Поставщика;

- Приемка товара по количеству и качеству производится при передаче товара Покупателю. Товар, поставленный без копий сертификатов соответствия. Покупателем не принимается. В случае несоответствия доставленного товара согласованному заказу представителями сторон составляется акт приемки.

- За просрочку поставки или доставки товара поставщику уплачивает покупателю неустойку в размере 0,5% от стоимости недопоставленного товара за каждый день просрочки;

- При несвоевременной оплате покупатель уплачивает поставщику пени в размере 0,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

Действия по заданию:

1.1. Произведите анализ условий договора, определенных сторонами.

1.2. Составьте раздел «Предмет договора» договора поставки.

          1.3. Перечислите возможные приложения к договору поставки.

Ситуационное задание.

Коммерческий аппарат Рамонского райпо, изучив спрос на парфюмерно-косметические товары, принял коммерческое решение по закупке их у ОАО "Селена" г. Воронеж в ассортименте. Анализ рыночной ситуации показал, что ПО "Оптторг" предлагает ассортимент шире, но цены выше на 20 %, чем у ОАО "Селена". Качество парфюмерных товаров у всех поставщиков одинаковое. На основании выше изложенного было принято коммерческое решение по разовой закупке партии парфюмерных товаров у ОАО "Селена" на следующих условиях:

- закупку произвести в ассортименте;

- цена товара должна включать стоимость дополнительных затрат (погрузка и пр.) и налог на добавленную стоимость;

- качество должно соответствовать ГОСТ;

- товар отпускается со склада Продавца силами и средствами Продавца, но вывоз товара со склада Продавца осуществляется силами и средствами Покупателя;

- приемка товара по количеству и качеству должна проводиться при передаче товара Покупателю. После этого претензии Покупателя по количеству, качеству, поставленной продукции Продавцом не принимаются; Продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи Покупателю вследствие нарушения Покупателем условий хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Требования, связанные с недостатками товара, могут быт предъявлены Покупателем, если недостатки обнаружены в течение срока годности.

 - оплата товара производится в безналичном порядке с отсрочкой платежа 10 банковских дней после принятия товара.

- при несвоевременной оплате Покупатель уплачивает Продавцу неустойку (пеню) в размере 0,5 % суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более 20 % от стоимости соответствующей партии товара.

Действия по заданию:

1. Произведите анализ условий договора купли-продажи, определенных сторонами,  выделив не выгодные для Покупателя Рамонского райпо.

2. Составьте раздел «Ответственность сторон» договор купли-продажи.

Ситуационное задание.

ОАО "Перелешинский сахарный завод" предложил Панинскому райпо обмен сахара - рафинада прессованного, сахара - песка на краску малярную для хозяйственных нужд завода. Коммерческий аппарат райпо, изучив состояние спроса на сахар, согласился с условием ОАО, и в свою очередь направил ассортиментный перечень необходимых им товаров: а) краска водоэмульсионная (банка 3 кг) - 82 руб.; б) эмалевая краска (банка 3 кг) - 142 руб.; в) белила цинковые (2 кг) - 98 руб. за банку.

Сумма договора в перерасчете на рубли составила 450 тыс. руб.

Стороны договора:

Сторона №1 Панинское райпо, в лице председателя Совета Сычева П.Г.. действующего на основании Устава.

Сторона №2 ОАО "Перелешинский сахарный завод", в лице генерального директора Мухина Н.П., действующего на основании Устава.

Определили следующие условия: качество товаров должно соответствовать ГОСТу 105993-86 и ГОСТу 22-78, продукция должна быть сертифицирована, упакована в стандартную тару: сахар в мешки, емкостью 50 кг, лакокрасочные -в металлические банки. Приемка товаров осуществляется в соответствии с Инструкциями П-6, П-7. Доставка товаров - самовывоз, расходы по транспорту относятся за счет сторон. Стороны несут ответственность за последствия продажи товара ненадлежащего качества в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Действия по заданию:

1. Охарактеризуйте действия сторон по определению полномочия на заключение и подписание договора мены.

 2. Составьте преамбулу к договору мены.

Рекомендуемая литература

1. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология  коммерческой  деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ О.В.   Памбухчиянц.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Маркетинг, 2001.-450 с.

2. Виноградова, С.Н.  Коммерческая  деятельность: учебное пособие /С.Н.Виноградова.-Мн.: Высш. шк., 1998.-176 с.

Практическая работа № 8

Анализ договоров и разработка разделов договора комиссии, консигнации.

Цель занятия: изучение правовых основ установления и регулирования коммерческих связей между участниками рынка по поставкам товаров, формирование практических навыков по решению ситуационных заданий, связанных с установлением договорных отнеошений. Кроме этого задание включает разработку разделов договора комиссии, консигнации. Для выполнения задания используются исходные данные, приведённые ниже.

Методическое обеспечение

1.  Гражданский кодекс РФ, часть 2.

2.  Образец примерного договора комиссии.

3.  Образец примерного договора консигнации.

Методические указания по выполнению задания

Выполнение задания предусматривает анализ ситуационных заданий для определения полноты содержания договоров и выгодности его отдельных условий для сторон.

Разработка разделов договора комиссии, консигнации должна основываться на изучении гражданского законодательства РФ по вопросам формирования коммерческих связей и ведения закупок.

        Разработка разделов договора комиссии, консигнации  проводится самостоятельно на основе использования:

        - статей Гражданского кодекса РФ;

        - исходных данных по ситуации;

          - текста примерного договора комиссии, консигнации.

Условия и исходные данные для выполнения задания

Ситуационное задание.

Коммерческий аппарат Рамонского райпо принял решение о реализации партии женской одежды ЗАО "Нокк-Палм" на комиссионных началах, о чём был составлен договор комиссии. В преамбуле договора комиссии написано: Комиссионер - Рамонское райпо в лице председателя Совета Кузнецова О.И., действующего на основании Устава; Комитент - ЗАО "Нокк-Палм" в лице генерального директора Казачкова О.А., действующего на основании Устава.

Договор заключен на следующих условиях:

- ассортимент одежды перечислен в "Перечне товаров, принятых на комиссию" (форма КОМ ПС 1), являющегося неотъемлемой частью договора;

- срок реализации товара - 60 дней, в случае если товар не будет продан, цена снижается на 20 % по согласованию сторон;

- товары должны соответствовать ГОСТам;

- товары, не реализованные в течение срока, снимаются с продажи и хранятся вне торгового зала;

- Комиссионер имеет право на возмещение расходов по хранению товаров за счет комитента в размере 0,5 %, в случае, если комитент не распорядится товарами в течение 15 дней;

- на партию товара Комитент должен передать копию сертификата соответствия;

- за выполнение услуг по продаже товара Комитент обязуется уплатить Комиссионеру комиссионное вознаграждение в размере 20 % от цены, согласованной Сторонами в Приложении №1 (форма КОМИ С 1) к настоящему договору;

- в случае, если Комиссионер обеспечит продажу товара на более выгодных для Комитента условий, чем согласовано Сторонами в Приложении №1, Комитент в качестве дополнительного вознаграждения уплачивает Комиссионеру 30 % от полученной выгоды;

- транспортные расходы за счёт Комиссионера;

- в случае несвоевременной оплаты за проданные товары (не позднее, чем на 3 день после продажи) Комиссионер уплачивает коми тенту пеню в размере 0,3 % за каждый день просрочки платежа.

Сумма договора составила 200 тыс. руб.

Действия по заданию:

1. Проанализируйте условия договора. Выделите не выгодные условия договора для Комиссионера. Руководствуясь Гражданским Кодексом РФ определите условия договора комиссии, которые регулируются диспозитивными нормами.

         2. Составьте раздел «Вознаграждение и расходы».

Ситуационное задание.

  ОАО "Красногорский завод" им. С.А. Зверева, торговая марка "Зенит" и Семилукское райпо установили хозяйственные отношения в форме консигнации. Коммерческие работники Семилукского райпо на оптовой ярмарке-выставке в г. Воронеже изучили ассортимент этого предприятия: фотоаппараты и сменные объективы.

Стороны договора: консигнант ОАО "Красногорский завод" в лице генерального директора Кузнецова Василия Дмитриевича и Семилукское райпо в лице Представителя Совета Алферова Павла Матвеевича. Были определены следующие условия:

- консигнант продал, а консигнатор купил на условиях консигнации фотоаппараты и сменные объективы согласно приложению (спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора);

- поставка товаров будет производиться 1 раз в месяц транспортом консигнанта, транспортные расходы за его счёт. Она будет производиться по отгрузочным реквизитам, указанным в договоре. Консигнант будет извещать консигнатора об отгрузке по факсу в однодневный срок с момента отгрузки;

- консигнатор принимает товар на ответственное хранение с момента его получения. Нереализованный товар подлежит возврату консигнанту, если он не может его возвратить, то обязан оплатить этот товар;

- качество товара должно отвечать требованиям ГОСТ 10332-72 и ГОСТ 19821-83, подтверждаться сертификатом соответствия завода изготовителя. Претензии по количеству и качеству товара должны подтверждаться актами экспертизы, составленными представителями сторон;

- цены на товары указываются в приложении. Платежи за поставленный товар производятся консигнатором по факту реализации каждые 15 дней, но не позднее 60 календарных дней с момента поставки товаров;

Действия по заданию:

  1. Дайте пояснение о сути данного договора, проанализируйте условия договора.
  2.  Составьте раздел «Условия поставки и приёмки» договора консигнации.

     

Рекомендуемая литература

1. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология  коммерческой  деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ О.В.   Памбухчиянц.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Маркетинг, 2001.-450 с.

        2. Виноградова, С.Н.  Коммерческая  деятельность: учебное пособие/С.Н.Виноградова.-Мн.: Высш. шк., 1998.-176 с.

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте определение понятию «договор». В какой форме может быть заключён договор?

2. Перечислите основные виды договоров, применяемых в торговле, дайте их характеристику.

3. Изложите порядок заключения договора поставки.

4. Каков порядок изменения и расторжения договора поставки?

5. Какие обязательные условия необходимо предусмотреть в договоре поставки сторонам, заключившим его? При отсутствии, каких условий договор считается незаключенным?

6. Дайте коммерческий комментарий основным условиям договора поставки:

- дате заключения договора;

- сторонам;

- количеству товара, подлежащего поставке;

- ассортименту товара;

- срокам исполнения;

- порядку поставки товаров;

- качеству, комплектности, упаковке и маркировке товаров;

- ценам и порядку расчетов;

- имущественной ответственности сторон.

Практическая работа № 9.

Решение торговых ситуаций по организации связей между поставщиком и покупателем по поставкам товаров.

        Цель занятия: получение практических навыков работы с нормативными документами,  регулирующими хозяйственные связи в торговле,  выработка умений и навыков анализа  предложенных и согласования спорных условий договора поставки, документального оформления возникших разногласий в ходе его заключения.

Методическое обеспечение.

  1. Гражданский Кодекс РФ часть 1, 2.
  2. Панкратов, Ф.Г. Практикум по коммерческой деятельности: Учебное пособие/  Ф. Г. Панкратов. -М.:Маркетинг,1999.-248 с.  

Содержание задания №1

        Решите нижеприведённые ситуации.

Ситуация 1. По договору поставки покупатель обязан оплатить товар в течение 10 банковских дней с момента его получения. Однако товар на сумму 120 тыс.руб. был оплачен через 20 банковских дней. Какую ответственность несет покупатель за нарушение условий договора? Ответ обоснуйте.

Ситуация 2. По договору купли-продажи в магазин Хохольского райпо поступили трикотажные изделия. В товарно-транспортной накладной значится жакет женский 30 штук по цене 300 руб. Фактически оказалось 25  штук. Определите сумму недостачи. Охарактеризуйте порядок восполнения недостачи в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Ситуация 3. В соответствии с договором поставки на склад универмага поступили товары на сумму 500 тыс.руб. на условиях предварительной оплаты. При приемке оказалось, что товар на сумму 20 тыс.руб. по качеству не соответствует требованиям ГОСТа, о чем был составлен акт экспертизы. Расходы на экспертизу составили 300 руб. Определите последствия поставки товаров ненадлежащего качества, руководствуясь Гражданским кодексом РФ.

        Ситуация 4. Согласно договору поставки с ОАО “Воронежская кондитерская фабрика” Аннинское райпо получило кондитерские изделия на сумму 500 тысяч рублей. При приемке товара заведующая секцией обнаружила недостачу на сумму 5 тысяч рублей. Руководствуясь Гражданским кодексом РФ (часть 2, принят Государственной Думой РФ 22.12.95г.) охарактеризуйте правила восполнения недопоставки товаров, права покупателя и ответственность поставщика в данной ситуации.

Содержание задания №2

        1. Поставщик – торгово-производственная фирма «Чинар» представил покупателю – Семилукскому райпо - проект договора поставки бакалейных товаров с условием обязательной предоплаты товара. Какую формулировку этого условия. Вы укажите от имени покупателя в протоколе разногласий?

Вопросы для контроля знаний

1. Объясните сущность хозяйственных связей между поставщиком и покупателем товаров и роль ГК РФ в их организации.

2. Обоснуйте понятие системы хозяйственных связей в условиях развития рыночных отношений.

3. Изложите порядок общего регулирования поставки товаров в современных условиях развития экономики.

4. Объясните, в чём заключается значение договора поставки при рыночных отношениях?

5. Изложите порядок заключения договора поставки.

6. В каких случаях составляется протокол разногласий?

7. Какие обязательные условия необходимо предусмотреть в договоре поставки сторонам, заключающим его?

8. Какими профессиональными качествами должен обладать предприниматель (коммерсант), заключающий договор поставки? Ответ обоснуйте.

9. Дайте коммерческий комментарий основным условиям договора поставки:

- дате заключения договора;

- сторонам

- количеству товара, подлежащего поставке;

- ассортименту товаров;

- срокам исполнения;

- порядку поставки товаров;

- качеству, комплектности, упаковке и маркировке товаров;

- ценам и порядку расчётов;

- имущественной ответственности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

Методические указания к самостоятельным работам студентов

Методические указания к самостоятельным работам по обществознанию для всех специальностей и профессий...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Технические средства информатизации» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Методические указания для самостоятельной работы включают в себя рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания по выполнению самостоятельной работы, зада...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА по дисциплине ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Цель:активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;формирование ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА №2 по дисциплине ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Цель:активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;формирование ...