Методические указания к самостоятельным работам студентов
учебно-методический материал на тему

Бобкова Ольга Александровна

Методические указания к самостоятельным работам по обществознанию для всех специальностей и профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_spo.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание»

Для студентов по всем профессиям и специальностям

Разработчик: Бобкова О. А.

преподаватель общеобразовательных

дисциплин ГБОУ СПО РО ОАТТ

п. Качкан

2014 — 2015 учебный год

Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии «Общеобразовательных дисциплин»

Протокол № _____ от «___» сентября 2014 года

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по всем специальностям и профессиям.

Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельных работ по дисциплине «Обществознание». Выполнение самостоятельной работы способствует закреплению и обобщению материала теоретического курса.

Разработчик: Бобкова Ольга Александровна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО РО ОАТТ

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………...…4

  1. Задания для самостоятельной работы студентов…………………………7
  2. Составление конспекта………………………………………………..…..14
  1. Выделение главной мысли………………………………………....14
  2. Способы конспектирования……………………………………..…14
  3. Критерии оценки конспекта…………………………………...…...15
  1. Реферат………………………………………………………………….….15
  1. Структура реферата……………………………………………....…15
  2. Этапы работы над рефератом………………………………………16
  3. Требования к оформлению реферата………………………….…..17
  4. Критерии оценки реферата………………………………………....17
  1. Написание эссе……………………………………………………………..18
  1. Алгоритм написания эссе…………………………………………..18
  2. Критерии оценки эссе…………………………………………..…..18
  1. Подготовка доклада……………………………………………………..…19
  1. Этапы подготовки к докладу……………………………………….19
  2. Структура публичного выступления……………………………....19
  3. Принципы успешного выступления…………………………….....20
  4. Критерии оценки доклада…………………………………………..21

Рекомендуемая литература и нормативные акты для обучающихся……....23

Список литературы и электронных ресурсов…………………………….…25

Приложение 1……………………………………………………………….…27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания для самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «Обществознание» составлены в соответствии с рабочей программой 2015 года на базе примерной программы разработанной Федеральным институтом развития образования для профессий СПО, 2008 г. издания для реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования.

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов в помощь преподавателям и студентам, обучающихся по образовательной программе среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальностям – «Механизация сельского хозяйства», «Ветеринария».

Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ.
В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и т.д., активному участию в исследовательской работе.

По дисциплине «Обществознание» на самостоятельную работу обучающихся отводиться 58 часов.
         Методические указания  основаны на требованиях к знаниям, умениям и навыкам студентов, предусмотренными государственным стандартом и ориентированы на достижение следующих целей:

  • развитие личности в, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

        В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными  убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В методических указаниях содержатся задания для самостоятельной работы по разделам и темам, рекомендации для студентов по составлению конспекта, написанию реферата и эссе, подготовке доклада, приведен список литературы и нормативных актов для обучающихся, а также предложены критерии оценки для каждого вида работы.  

        

         

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные знания

Самостоятельная работа – 4 часа:

  1. Подготовка рефератов, используя СМИ, по темам: «Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей»,  «Профессиональная деятельность».
  2. Написание эссе «...но гражданином быть обязан».

Тема 1.2. Общество как сложная система

 

Самостоятельная работа – 4 часа:

  1. Творческое сочинение (эссе)  «Противоречивость воздействия людей на природную среду».
  2. Подготовка доклада с использованием СМИ по теме: «Общество и его регуляторы».

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕ

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества.

Самостоятельная работа — 3 часа:

  1. Подготовка реферата с использованием различных источников и аргументация собственных суждений о роли духовной культуры в формировании личности подростка.

  1. Поиск информации о духовной культуре, ее роли и месте в жизни человека на основе личных интересов.

 

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Самостоятельная работа – 2часа:

1. Поиск информации о духовной культуре, ее роли и месте в жизни человека на основе личных интересов.

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Решение задачи – рассчитать семейный бюджет на месяц.

В расчетах необходимо использовать конспект урока по теме «Экономика потребителя».

2. Написание реферата на тему: «Социально-регулируемое рыночное хозяйство».

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Самостоятельная работа – 4 часа:

1. Подготовка реферата по темам на выбор – «Предпринимательство. История развития предпринимательства в России», «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике».

 

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Самостоятельна работа  - 1 час:

1.  Анализ рынка труда в Октябрьском районе.

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Самостоятельная работа – 4 часа:

1. Работа с источниками — подготовка докладов на темы: «Права потребителей», «Экономические реформы в РФ».

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Самостоятельная работа – 1 час:

1. Оформление докладов с использованием современных источников СМИ на тему «Лидер — кто он?».

Тема 4.3.  Важнейшие социальные общности и группы

Самостоятельная работа – 2 часа:

1. Написание реферата на тему «Молодёжь и её роль в современной политике».

РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Самостоятельная работа – 10 часов:

  1. Подготовка рефератов на темы: «Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития», «Тоталитаризм — феномен 20 столетия», «Демократия — за и против».

         Тема 5.2 Участники политического процесса.

Самостоятельная работа — 10 часов:

  1. Написание рефератов на темы: «Политика — наука,искусство, профессия», «Свободные выборы — утопия или реальность», Политические партии и лидеры современной России».

РАЗДЕЛ 6. ПРАВО

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Самостоятельная работа – 5 часов:

1. Работа с нормативными актами – решение правовых задач.

        Задание 1.Житель Чечни Н. совершил убийство другого жителя Чечни М. и был задержан сотрудниками чеченской милиции. Начальнику РОВД Н. заявил, что его тэйп объявил кровную месть тэйпу М., поэтому он и совершил убийство. После этого объяснения Н. был отпущен. Опираясь на  УК РФ, определите, прав ли был начальник РОВД. Поясните, как влияют обычаи на нормы права.

        Задание 2. УК РФ, ст. 161: «Грабеж, т. е. открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет». Выделите структурные части нормы права.

        Задание 3. В ч. 1 ст. 89 Семейного кодекса сказано: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга». Определите способ правового регулирования.

  1. Написание реферата на тему «Право — воплощение добра и справедливости».

Тема 6.2. Основы конституционного права РФ

Самостоятельная работа – 3 часа:

1. Написание рефератов с использованием нормативно- правовых документов на темы: «Права человека — эволюция развития», «Конституционализм и конституционные идеи в России и в мире».

 Тема 6.4. Международное право.

Самостоятельная работа: 4 часа:

  1. Написание реферата на тему «Политические реформы в современной России».

2. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА

        

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

2.1. Выделение главной мысли

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
          Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем.

                              2.2. Способы конспектирования

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть материала, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
         
Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя подчеркивание, выделение цветом и т. д.

           Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

            Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально – лаконичного и запоминающегося  конспекта.
           Конспект может рассматриваться как одна из форм самостоятельной работы на оценку, а также являться основой для подготовки к написанию реферата, эссе, устному сообщению (докладу).

2.3. Критерии оценки конспекта

1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.

2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.

3. Выделение главной мысли, определение деталей.

4. Умение переработать и обобщить информацию.

3. РЕФЕРАТ

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
            Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

                                   
3.1. Структура реферата

1.  Титульный лист (заполняется по единой форме,  см. приложение 1).

2.  После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

3.2. Этапы работы над рефератом


Подготовительный этап работы.
Формулировка темы


          Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.   Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.


Создание текста.
Общие требования к тексту


          Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
         
Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
         
Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

             Заключение. Заключение — последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
           
Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.


3.3. Требования к оформлению реферата


           Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт 12-14, интервал – 1или 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

                               
3.4. Критерии оценки реферата

-  знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;

- правильность формулирования цели, определения задач исследования,  соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;

-  всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- использование литературных источников;

- культура письменного изложения материала;

- культура оформления материалов работы.

4. НАПИСАНИЕ ЭССЕ

           Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство.

4.1. Алгоритм написания эссе

  1. Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.
  2. В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами).
  3. В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.
  4. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.
  5. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

4.2. Критерии оценки эссе

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы

-  раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

-   аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

5. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА

Доклад—это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее,  доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

5.1. Этапы подготовки к докладу

• выбрать под контролем преподавателя тему;

• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

• вычленить основные идеи будущего выступления;

• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

• составить план доклада или сообщения;

• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

• составить тезисы выступления;

• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;

• подготовить текст доклада (сообщения);

• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;

• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

5.2. Структура публичного выступления

В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в общественной жизни, ее место в обществознании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада: выход за пределы рассматриваемой темы; отсутствие четкого плана изложения материала; излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается); перескакивание с одного вопроса на другой.

Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.

Удержание внимания слушателей зависит от динамичности движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции, тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.

5.3. Принципы успешного выступления

1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не лихорадочно заучивать текст в последний момент.

2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше – дважды или трижды.

3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи, заранее обдумывая основные элементы ее структуры. Для короткого выступления - это перечень основных мыслей в нужной последовательности; для более обстоятельного – развернутый план, отражающий завершенную форму будущей речи.

4. Для большого выступления готовят конспект – несколько листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание, если в том есть необходимость, лучше при следующей репетиции. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.

6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а не декламировать текст наизусть.

7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной. Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли.

8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства будущего выступления – помещение, слушателей.

9. На листке плана удобно оставить широкие поля - на них можно записать опорные (ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной же части листка можно записать конспект выступления.

5.4. Критерии оценки доклада

1. Практическая значимость работы.

2. Использование презентации.

3. Оригинальность работы.

4. Соответствие результатов работы современным тенденциям развития науки.

5. Глубина изучения состояния проблемы.

6. Использование современной научной литературы при подготовке работы.

7. Ответы на вопросы слушателей.

8. Логика изложения доклада, убедительность рассуждений.

9. Структура работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Боровик, В.С. Боровик, С.С. Обществознание [Текст] : учебник / В. С. Боровик, С. С. Боровик. – Москва : Дрофа, 2004. – 386 с.

2. Важенин, А. Г. Обществознание [Текст] : учебник для СПО / А. Г. Важенин. – Москва : Академия, 2005. – 368 с. – (Серия «СПО»).

3. Дианова, Р. И. Тесты по обществознанию. 11 кл. [Текст] : учебно-метод. пособие / Р. И. Дианова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2000. – 96 с.

 4. Касьянов, В. В. Обществознание [Текст] : учебник для СПО / В. В. Касьянов. -  Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 416 с. – (Серия «Учебники и учебные пособия»).

5. Кравченко, А. И. Обществознание [Текст] : учебник для СПО / А. И. Кравченко. – Москва : Академия, 2000 г. – 240 с. – (Серия «СПО»).

6. Кишенкова, О.В. Лискова, Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля [Текст] / О. В. Кишенкова, Т. Е. Лискова. – Москва : Академия, 2006. – 232 с.

7. Кишенкова, О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. [Текст] / О. В. Кишенкова.– Москва : Дрофа, 2005. – 112 с.

8. Мушинский, В.О. Обществознание. 10–11 кл.[Текст] / В. О. Мушинский.– Москва : Просвещение, 2002. – 372 с.

9. Обществознание. 10-11 кл. [Текст] / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: Академия, 2003.- 432 с.

10. Практикум по обществознанию [Текст] : учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2005. -173 с.

11. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание [Текст]  : учебник / И. П. Смирнов.  – М.: Академия, 2005. – 215 с.

12. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание [Текст] – М., 2003–2010.

13. Человек и общество [Текст] : учебник для 10-11 класса / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006 г. – 360 с.

14. Школьный словарь по обществоведению [Текст] : учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений  /под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М. : Академия, 2002. – 214 с.

  1. Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Баранов, П.А. и др. Обществознание. Полный курс [Текст] / П. А. Баранов. – М.: Колос, 2010.- 271 с.

2. Бахтина, Л.Н. Кузьмич, И.П. Лариохина, Н.М. Обучение реферированию научного текста: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык [Текст] / Л. Н. Бахтина и др.- М.: Изд-во МГУ, 1988. – 314 с.

3. Борикова, Л.В. Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова.- М.: Издат. Центр "Академия", 2000. – 243 с.

4. Введенская Л.А. , Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст]/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 197 с.

5. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности [Текст] / Т. Г. Галактионова. - СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 1999. – 254 с.

6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы [Текст]: учебное пособие / А. К. Демилова. - М.: Рус. яз., 1991.- 343 с.

7. «Единый государственный экзамен 2004—2005: Обществознание: Репетитор [Текст] / А. Ю. Лазебникова,  Е. Л.  Рутковская,  М. Ю. Брандт, Л. Н. Боголюбов,  Н. И.  Городецкая,  О. А. Котова,  Т. Е. Лискова.—  М.: Просвещение, Эксмо, 2005. – 276 с.

8. «Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки  [Текст] / А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др.—  М.: Просвещение, 2006. См. главу IV «Учимся писать эссе».

9. «ЕГЭ 2010. Обществознание. Репетитор  [Текст]—  М.: Просвещение, «Эксмо», 2010. – 187 с.

        10. Кишенкова, О. В. Обществознание: Руководство для подготовки к экзаменам. [Текст] / О. В. Кишенкова. - М.: Издательство АСТ, 2004.- 142 с.

11. Колесникова Н.И. "От конспекта к диссертации [Текст] : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. - М.: Флинта: Наука, 2002.-288с.

12. Мамина, О.Н. Эссе по обществознанию [Текст] / О. Н. Мамина. – М., Просвещение, 2009. – 147 с.

13. Митрофанова, О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения [Текст] / О. Д. Митрофанова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985.- 294 с.

14.  Ожегов, С. И.,  Шведова, Н. Ю. Толковый словарь[Текст] / С.И. Ожегов,  Н.Ю. Шведова - М., 2002.

15. Сенкевич, М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений [Текст] / М. П. Сенкевич.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. Шк, 1984. – 274 с.

http://www.edu54.ru/node/28046

http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php-numb_artic=214615.htm

vschool31.ru/admindata/portfolio/eii/strategia.doc  

http://forum.postupim.ru/forum/29-1560-2

http://www.studzona.com/referats/view/46561

http://gramesn.pp.ru/education/k-12/articles/2999.html

http://egekurs.narod.ru/index4.1.html

http://festival.1september.ru/articles/566274/

http://www.openclass.ru/dig-resource/48110

http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=638D52139A7D4F28A3870B8015323989

http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-6667

http://piorme.narod.ru/present/esse.ppt

http://www.school56-kgn.ru/index00043.html

http://4ege.ru/obshestvoznanie/750-rekomendacii-napisaniya-yesse-po-obshhestvoznaniyu.html

http://2berega.spb.ru/user/GrubskayaAnna/file/131290/

http://iem.adm.nov.ru/metod_view.php?what=novped/3.inc

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103186

http://bschool20.ucoz.ru/EKZ/202.doc

http://vschool31.ru/admindata/portfolio/eii/strategia.doc

http://56ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content&task=view&id=76&Itemid=5

http://edu.tomsk.ru/teacher_help/obsh/esse.doc

http://www.history.lact.ru/e/324539-kak-pravilno-napisat-esse-po-obschestvoznan

http://www.proshkolu.ru/user/petelinna/file/388499/

http://referats.allbest.ru/psychology/15586.html

http://www.emgli.ru/blog/2009-12-17-5

http://egeobed.narod.ru/p4aa1.html

http://www.alleng.ru/d/soc/soc23.htm

http://search.qip.ru/search/1?query=%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%8D%D1%81%D1%81%D0%B5+%D0%BF%D0%BE+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E&sort=rlv&from=http://www.e-crossword.ru/
http://www.epochtimes.ru/content/view/
http://www.kpoccword.h10.ru/history.htm
http://www.c-cafe.ru/theme/    
http://mircrosswordov.narod.ru/history.html

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оформление титульного листа реферата

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Обществознание»

Тема «Конституция РФ – основной закон жизни государства»

Выполнил: студент (ка) гр.

Ф. И. О.

Преподаватель: Бобкова О. А.

п. Качкан

2014-2015 учебный год

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Технические средства информатизации» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Методические указания для самостоятельной работы включают в себя рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания по выполнению самостоятельной работы, зада...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА по дисциплине ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Цель:активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;формирование ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА №2 по дисциплине ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Цель:активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;формирование ...

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине Специальный рисунок и композиция

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИБПОУ «ОМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»    «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК И КОМПОЗИЦИЯ» методические указания по выполнению самостоятельных  ра...