Внеклассное мероприятие "Этикет"
классный час на тему

Яхина Ольга Владимировна

Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может быть использована для проведения внеклассных мероприятий для обучающихся на первом, втором и третьем курсах вне зависимости от профессии. Данная  методическая разработка посвящена методике организации и проведения внеклассного мероприятия по теме: «Этикет и мы», а также проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc374.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия

ТЕМА: «Этикет и мы»

             

                                                     

                                                     Тайшет   2014г.

Аннотация

         Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может быть использована для проведения внеклассных мероприятий для обучающихся на первом, втором и третьем курсах вне зависимости от профессии. Данная  методическая разработка посвящена методике организации и проведения внеклассного мероприятия по теме: «Этикет и мы», а также проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета.

.

Основная часть

Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и    общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

                        Воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).

Форма: игра.

Подготовительная работа:

  • обучающимся даётся задание, подготовиться по данной теме (1 неделю);
  • выбирается жюри из преподавательского состава

Правила игры:

           Участники делятся на 5 команд. Игра идёт на выбывание и состоит из четырёх туров, последний тур  - финальный.  В 1-м туре участвуют все команды, после первого тура выбывает команда, набравшая наименьшее количество баллов.

На тест даётся максимум – 3минуты.

/Примечание: пока жюри подводит итоги зачитываем высказывания выдающихся людей о воспитанности, манерах и этикете/

            Во 2-м туре командам зачитываются вопросы, на которые они должны ответить. На обсуждение вопроса даётся максимум -1 минута. Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей сигнал в течение минуты. Выбывает команда ответившая на меньшее количество вопросов.

/Примечание: пока жюри подводит итоги зачитываем пословицы и поговорки на тему этикета/

             В 3-м туре командам выдаются карточки с вопросами на которые они должны ответить. На ответы даётся 3 минуты. Выбывает команда ответившая на меньшее количество вопросов. В четвёртый финальный тур выходят две команды, которые продолжают борьбу.

/Примечание: пока жюри подсчитывает баллы, команды выполняют творческое задание – составляют синквейн на тему «Этикет», за правильно составленный синквейн команда получает дополнительный балл к третьему туру./

Командам предлагается составить синквейн на тему «Этикет»

Например: Тема «Этикет»

Этикет

Обязательный, светский

Складывается, соблюдается, формирует

Встречают по одёжке – провожают по уму!

Правила

            В 4-м туре команды поочерёдно вытаскивают вопросы, их для каждой команды- четыре.

/Примечание: пока жюри подводит итог за четвёртый тур  командами проводиться сервировка стола (предварительная сервировка стола для обеда), за которую командам начисляется дополнительный балл/

             После подведения итогов команды награждаются сладкими призами и объявляются номинации в которых каждая из команд добилась успеха, а затем команды приглашаются на чаепитие.

Судейство и подсчёт баллов

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если ответ не полный то 0,5 балла, за каждое дополнительное задание +1 балл, в итог того тура после которого было дополнительное задание, если оно выполнено правильно. В первом туре баллы подсчитываются по таблице к тесту.

                                                       Ход мероприятия:

Для первого тура предлагается  тест: «На высоте ли ваши манеры? »

  1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…

а)пытаетесь остроумной репликой подбодрить его

б)кидаетесь к нему на помощь

в)никак не реагируете

  1. Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?

а)извинюсь перед ней;

б)отдам ей деньги;

в)куплю ей точно такую же;

  1. Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?

а)сразу же;

б)в антракте;

в)по окончании любой песни

  1. Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?

а)да, мало ли что делает хозяин;

б)нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;

в)только в кабинет начальника;

  1. Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…

а)чокнуться с сидящим рядом;

б)чокнуться со всеми;

в)поднять бокал и обвести глазами присутствующих;

  1. Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…

а)промолчите;

б)скажите ему 1 раз «Будь здоров»;

в)будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;

  1. Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?

а)ничего;

б)извинюсь;

в)сошлюсь на веские причины.

1

2

3

4

5

6

7

а

1

1

1

1

3

5

5

б

3

3

5

5

1

3

3

в

5

5

3

3

5

1

1

Для второго тура предлагались следующие вопросы:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

 /может, если в беседу его вовлекут старшие/

2. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?/лучше воздержаться от подобного момента\

3. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно?  /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

 4. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

 5. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

 6. Какой должна быть длина галстука?/Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

7. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?

/нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место/

8.  Как мужчины и женщины супруги должны сидеть за столом?

/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /

9.  Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?/ входит всегда первой дама /

10. Какого цвета предпочтительнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

11. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

12. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

13. Какая допускается рубашка под пиджак?

/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 3,2 см., плотно прилегать к руке./

14. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

/ищет и ведёт до места - мужчина/

15. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

/да, если это пожилой человек/

16. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

/проходящий/

Для третьего тура предлагались следующие вопросы:

1.Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

/первым следует здороваться мужчине/

2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или  тот кому звонят?     /позвонивший/

3.  Кто первым здоровается при входе в помещение?      /первым здоровается всегда входящий/

4. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен  перезвонить?       /позвонивший/

5.При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / входит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/

6.Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/

7.Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/

8.Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/

9.Можно употреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов     и     ответов       следует  избегать/

10.Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/

11. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/

12. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

13. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

14. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/

15. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/

16. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться/

Для финала (4 тур) предлагались следующие вопросы:

1.Как положено, есть птицу и дичь?

                      / вопреки существующему мнению их не едят руками, а с  помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные  кусочки) /

2. Что нужно сделать, если Вы уронили нож или вилку?

                         / не суетиться, а спокойно попросить заменить их/

3.Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

                          /- цветы держать в левой руке

              - подарок вручают в развёрнутом виде или красивой       упаковке

                                  -   Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

4. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и   будние дни?

                            / в будни: с 8.00 до 10.00

                              в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

5. Как положить нож и вилку, если Вы не закончив есть решили сделать паузу?

                            / нужно их положить крест - накрест. Если закончили  есть, параллельно друг другу/

6. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?

                            / Надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

7. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?

                            /  стоит, так как:

                                       -    нет бесполезной критики

                        - необходимо деловое восприятие критики вне      зависимости от того, кто критикует и в какой форме./

8. Как лучше реагировать на комплимент?

                                      / скромно поблагодарить /

                     Предварительная сервировка стола для обеда

 

1. пирожковая тарелка

2.фужер

3. салфетка

4. столовые приборы (нож, вилка, ложка)

                                               Заключение

Несмотря на то, что на первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, обучающиеся поддержали её.

Самое отрядное, что многие из тех, кто неправильно отвечал на вопросы, ещё раз после игры подошли и переспросили верные ответы на заданные вопросы. В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке обучающиеся всё – таки вспомнят о том, что хотели донести до их сознания их преподаватели, и я думаю применят свои знания на практике, в жизни.

Считаем, что результаты проведённой работы оказались положительными: никто из обучающихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

Список используемой литературы

1. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие  « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./

2. В.В. Усов «Организация производства и обслуживания на предприятиях      общественного питания» /Москва, Академия - 2004г/

3. Кобзева В.В  « Этикет в вопросах и ответах», /М., ФФИР – ПРЕСС, 2000 – 288 ст. /

4. Журнал « COSMOPOLITAN », декабрь 1997г – 93ст.

5. Журнал «ЕLLE - Декор», сентябрь - 20004 г.

                                                                                                         

                                                                                             Приложение 1

Таблица для подсчёта баллов во втором туре

 

Команды

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Команда 5

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего баллов

Второй тур

За каждый правильный ответ – 1 балл

За не полный ответ -  0,5 балла

Вопросы для третьего тура.

1.Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

 ________________________________________________________________

2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или  тот кому звонят?    ____________________________________________

3.  Кто первым здоровается при входе в помещение?    

 ________________________________________________________________

4. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен  перезвонить?       _________________________________________

5.При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? _______________________________________________________

6.Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? 

____________________________________________________________________

7.Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? 

___________________________________________________________________

8.Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? 

____________________________________________________________________

9.Можно употреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? _______________________________________________________________

10.Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки?

__________________________________________________________________

11. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? 

__________________________________________________________________

12. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? __________________________________________________

13. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? __________________________________________________________

14. Можно ли обсуждать с собеседниками возраст присутствующих? 

__________________________________________________________________

15. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? ____________________________

16. Можно ли прерывать собеседника? _____________________________

Вопросы для финального четвёртого тура

1.Как положено, есть птицу и дичь?

                     

2. Что нужно сделать, если Вы уронили нож или вилку?

                         

3.Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

                         

4. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и   будние дни?

                           

5. Как положить нож и вилку, если Вы не закончив есть решили сделать паузу?

                         

6. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?

                           

7. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?

                         

8. Как лучше реагировать на комплимент?

                                     

                     Предварительная сервировка стола для обеда

                                                                              2

                       

                                     1            4            3            4    4

1. пирожковая тарелка

2.фужер

3. салфетка

4. столовые приборы (вилка, нож, ложка)

Высказывания знаменитых людей на тему  «Манеры, воспитанность, этикет»

    - Чтобы добиться успеха в этом мире, одной глупости недостаточно — к ней еще нужны хорошие манеры. Вольтер

   - Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. Ралф Эмерсон

   - Хорошие манеры — это ум, образованность, вкус и стиль, смешанные настолько искусно, что вам уже не нужны ум, образованность, вкус и стиль. Патрик О'Рурк

  - Этикет — когда ведешь себя чуточку лучше, чем это совершенно необходимо. Уилл Каппи

   - Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Антон Павлович Чехов

Пословицы, поговорки, мудрые мысли, крылатые изречения

Сперва подумай, а там и скажи.

 Лучше недоговорить, чем переговорить.

Красно поле пшеном, а речь - слушанием.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

  В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.  

От учтивых слов язык не отсохнет.

Скромность всякому к лицу

Вежливость на базаре не купишь

Вежливость открывает все двери

Кто злословит с вами, будет злословить и о вас

Поклониться - вперёд пригодиться

В чужом доме не указывают

Гость - невольный человек, где посадят, тут и сядет

Дома, как хочу, а в людях, как велят

Посади свинью за стол, она и ноги на стол

Незванный гость хуже татарина

Семеро одного не ждут ( о пунктуальности)

Береги одежку снову, а честь — смолоду.

В первый день гость - золото, во второй день - серебро, а в третий день и гроша ломаного не стоит.

В церковь ходят по звону, а в гости — по зову.

Встречают по одежке — провожают по уму.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Держи язык за зубами..

Когда я ем — я глух и нем.

Ложка дегтя портит бочку меда.

Не стыдно не знать — стыдно не учиться.

Не суди по себе.

Погостили — пора и честь знать.

Поспешишь — людей насмешишь.

Привычка — вторая натура.

Смех без причины — признак дурачины.

Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

Можно вывезти девушку из деревни, но невозможно вывести деревню из девушки.

               Сводная таблица результатов открытого мероприятия

команды

1

2

3

4

5

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

Всего баллов

В первом туре максимальное количество баллов – 35

Во втором и третьем турах максимальное количество баллов – по 16

(правильный ответ – 1 балл или 0,5 балла за не полный ответ)

В четвёртом туре максимальное количество баллов – 5

За каждое правильно выполненное дополнительное задание +1 балл к тому туру, после которого выполнялось дополнительное задание.

                              Номинации для выбывающих команд

1 тур   Быстрый старт

2 тур   Хранитель традиций

3 тур   Золотой фонд

4 тур   Образец мастерства

5 тур   Высший пилотаж

                       Картинки  используемые к номинациям

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Методическая разработка по внеклассному воспитательному мероприятию тема «Дружба, любовь» Направление нравственность

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 18-20 лет. Проводится в форме игры "Любовь с первого взгляда". Так же здесь рассматриваются вопросы не только о любви, но и о дружбе...

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...