Методическая разработка Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы обучающимся по профессии НПО 100116.01 «Парикмахер»
методическая разработка на тему
1.Общие положения
Выполнение письменной экзаменационной работы является обязательным условием итоговой аттестации обучающихся выпускных групп. Письменная экзаменационная работа выполняется каждым обучающимся по полученному индивидуальному заданию. Выполняется письменная экзаменационная работа на основе индивидуального задания. Задание согласуется с обучающимся, который вправе выбирать тему работы исходя из своих интересов и склонностей, но в соответствии со специализацией. Выпускная квалификационная работа выполняется с целью определения уровня сформированности как профессиональных , так и освоение общих компетенций:
В выпускной квалификационной работе должны быть отражены: знания различных техник и технологий выполнения парикмахерских услуг, современные тенденции в развитии моды, умение анализировать и проявлять творческий подход при работе с клиентом, навыки самостоятельной работы по интерпретации знаний в практическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpkr.razrab.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
Методическая разработка
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы обучающимся по профессии НПО 100116.01 «Парикмахер»
Составители:
Шестакова Л.И. – мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин
Попова И.И. – мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин
Волосатова Н.В. - мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин
Карелина Ж.В.- мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин
Рассмотрено на заседании
ПЦК спецдисциплин
«___»___________201__Г.
Председатель ПЦК
Попова И.И.
1.Общие положения
Выполнение письменной экзаменационной работы является обязательным условием итоговой аттестации обучающихся выпускных групп. Письменная экзаменационная работа выполняется каждым обучающимся по полученному индивидуальному заданию. Выполняется письменная экзаменационная работа на основе индивидуального задания. Задание согласуется с обучающимся, который вправе выбирать тему работы исходя из своих интересов и склонностей, но в соответствии со специализацией. Выпускная квалификационная работа выполняется с целью определения уровня сформированности как профессиональных , так и освоение общих компетенций:
В выпускной квалификационной работе должны быть отражены: знания различных техник и технологий выполнения парикмахерских услуг, современные тенденции в развитии моды, умение анализировать и проявлять творческий подход при работе с клиентом, навыки самостоятельной работы по интерпретации знаний в практическую деятельность.
Преподаватель спецдисциплин организует следующую работу по выполнению и защите обучающимися письменной экзаменационной работы:
· разработку общих требований и методических указаний по выполнению ПЭР;
· обеспечение всех обучающихся методическими указаниями по выполнению ПЭР;
· подбор руководителей и рецензентов;
· ознакомление обучающихся с тематикой ПЭР;
· закрепление за обучающимися приказом по колледжу тем ПЭР;
· обеспечение консультаций обучающимся;
· текущий контроль за ходом выполнения ПЭР;
· издание приказа по колледжу по срокам защиты и составу государственной аттестационной комиссии;
· подготовку места и условий для защиты;
· составление описи защищенных ПЭР;
· обеспечение хранения ПЭР в колледже.
Задание представляет собой унифицированный документ, в содержание которого входят следующие пункты:
· ФИО обучающегося
· тема ПЭР
· задание и характеристика работы
· срок завершения работы
· рекомендуемая литература
· ФИО руководителя, мастера п/о.
Утверждаю: Зам. директора по УПР _________ ЗАДАНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ РАБОТУ Тема: ___________________________________________________________ _________________________________________________________________ Обучающийся: _______________________________________________________ Группа № _______ Преподаватель: __________________________________________________ Мастер п/о_______________________________________________________ Работа допущена к защите с оценкой: ____________________ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ВОПРОСОВ РАБОТЫ ____________________________ Задание выдано «____» ________________ ________ г. Срок исполнения работы «____» _________________ _______г. |
Перечень примерных тем письменных экзаменационных работ
1. Технология укладки волос с применением бигуди
2. Технология укладки волос горячим способом
3.Технология укладки волос с применением фена
4.Технология выполнения стрижек одной длины
7.Технология выполнения градуированной формы стрижки
8.Технология выполнения ступенчатой формы стрижки
9.Технология выполнения мужской стрижки
10. Особенности детской стрижки
Выполнение работы является творческим заданием, в котором обучающиеся имеют возможность проявить:
*профессиональную и специальную подготовку , знание современной техники и технологии, подготовленность в технологических процессах, а также в вопросах охраны труда, в применении материалов, инструментов и оборудования
*имеющиеся знания по дисциплине
*способность четко и грамотно излагать изученный материал
*способность анализировать и систематизировать информацию по выбранной теме
*умение работать с источниками информации и литературой, современными справочными материалами, стандартами и нормативными документами.
*умение излагать логичные теоретические выводы и практические предложения по решению проблемных вопросов
*умение выполнить работу в логической последовательности
*необходимую глубину исследования вопроса и убедительность аргументации
*конкретность представления практических результатов работы
2.бщие требования
1.Письменная экзаменационная работа должна быть оформлена на стандартных листах формат А4 и написана с одной стороны листа, скреплена в папке - скоросшиватель любого качества, желательно в файлах.
2.Объем работы должен быть не менее 25 листов. Каждый раздел, главу начинать с нового листа. 3.Все листы должны быть пронумерованы по порядку включая титульный и оглавление но не проставляя на них цифры. Лист-задание работы не нумеруется . Номера страниц проставляются в правом углу нижней части страницы.
4.Работа выполняется в машиночитаемом виде, шрифт Times New Roman; кегль – 14 для основного текста , оглавление разделов 14 шрифт Ж с интервалом 1,5-2. Работа пишется одним цветом.
5. Размер полей: левое-25мм; правое-15мм; верхнее-20мм; нижнее-15мм
6.Стиль изложения – научно-деловой. Текст должен быть лаконичным, ясным и точным, изложенным грамотно, в соответствии с действующими правилами орфографии и пунктуации. Терминология письменно - экзаменационной работы должна соответствовать специальным терминам, сокращения необходимо приводить согласно правилам орфографии и стандартам.
7.Текст письменно - экзаменационной работы должен сопровождаться рисунками, таблицами, чертежами и схемами.
3.Структура выпускной экзаменационной работы
Письменная экзаменационная работа состоит из нескольких обязательных частей:
1.Титульный лист
2.Задание на выполнение выпускной письменной экзаменационной работы
3.Содержание
4.Введение
5. Основная часть.
1.1 Описание видов технологических процедур услуги в соответствии с темой квалификационной работы, их характеристика.
1.2 Характеристика потребительской группы, для которой рекомендуется предлагаемый вид услуги.
1.3 Характеристика используемых и рекомендуемых материалов.
1 4 Характеристика используемого и рекомендуемого инструментария.
1.5 Технология выполнения основных видов услуг в соответствии с темой квалификационной работы;
1.6 Разработка инструкционно - технологических карт услуг.
6.Заключение (вывод по работе)
7.Список используемой литературы, нормативных документов
8.Приложение (графики, таблицы, диаграммы)
Титульный лист выдается преподавателем , заполнение выполняется обучающимся самостоятельно рукописным текстом.
Введение - это краткое и сжатое изложение основных идей квалификационной работы
(2-3 страницы печатного текста).
Содержание введения должно включать следующее:
*обоснование актуальности выбранной темы в соответствии с требованиями работодателя и современными тенденциями моды;
*объяснить мотивы, побудившие выбрать данную тему работы;
*дать анализ современных модных тенденций в соответствии с темой работы;
*необходимо сформулировать цель квалификационной работы, кратко выразить и осветить задачи, для достижения этой цели (цель – прогнозирование результата, задачи – определение оптимальных путей решения проблемы).
*Например:
Целью квалификационной работы является:
«Разработка модной стрижки с укладкой и окраски волос».
Для достижения определенной цели ставится несколько задач, которые необходимо кратко сформулировать и выделить.
Например:
Задачами квалификационной работы являются:
1.Выбрать виды технологических процедур с учетом модных тенденций и особенностей потребительской группы;
2.Проанализировать и систематизировать информацию, полученную из современной периодики парикмахерского искусства и использовать ее в работе;
3. Выполнить эскизы и схемы проектируемых видов услуг;
4. Составить инструкционно - технические карты выполняемых услуг.
5. ………………….. И т.д.
Основная часть.
(8-10 страниц печатного текста)
*1.1 Описание видов технологических процедур услуги в соответствии с темой
квалификационной работы, их характеристика.
При описании вида основной услуги необходимо проанализировать ее технологичность и дать характеристику в следующей последовательности:
- выразить основные понятия (виды услуг) и дать им определение;
- их назначение, классификация, разновидности и т.д.;
- виды основных процедур и описание этапов выполнения работ;
- технологическое описание услуги: методы, приемы, техники.
*1.2 Характеристика потребительской группы, для которой рекомендуется предлагаемый вид услуги.
Здесь надо говорить о потенциальных клиентах проектируемых стрижек, окрасок, укладок и т.д., для кого они рекомендуется.
- пол, возраст, социальное положение;
- какие индивидуальные особенности внешности (форма лица, головы, тип фигуры, детали лица, структура волос) можно скорректировать с помощью данных видов услуг.
Например:
- каскадная форма стрижки поможет скорректировать круглую, квадратную и трапециевидную форму лица;
- объем прически в области глаз поможет скорректировать близко расположенные глаза;
- окраска волос методом «Треш» зрительно добавит объема тонким волосам;
- и т.д.
*1.3 Характеристика используемых и рекомендуемых материалов.
Необходимо обосновать выбор материалов для данной услуги, указать их наименование, назначение, фирму производителя и дать техническую характеристику каждому виду применяемых материалов.
*1. 4 Характеристика используемого и рекомендуемого инструментария.
Необходимо обосновать выбор оборудования, инструментов и принадлежностей для данной услуги, указать их наименование, назначение, и дать характеристику каждому виду применяемого инструментария.
* 1.5 Технология выполнения основных видов услуг в соответствии с темой
квалификационной работы;
В этом разделе необходимо представить последовательность выполнения парикмахерских услуг, поэтапно, в соответствии с темой квалификационной работы.
При словесном описании последовательности выполнения операций необходимо четко и логически правильно строить предложения. Глаголы употреблять в начальной форме (например: вымыть, расчесать, уложить, наносить), предложения безличные. Если предложения объемные по содержанию, нужно их разбить на более короткие.
Подготовительные работы предусматривают организационные мероприятия, проводимые перед основным процессом.
Например
- подготовка рабочего места;
- приглашение клиента;
- уточнение вида желаемой услуги
- мытье рук и дезинфекция инструментов
- ……………………………….и т. д.
Основной процесс, включает описание техник применяемых при выполнении стрижки, укладки, окраски и прически.
Например: «Стрижка»
- деление волос на зоны
- выделение контрольной пряди
- определение угла отчеса, угла оттяжки
- ……………………………………..и т.д.
Заключительные работы предусматривают организационные мероприятия, проводимые после основного процесса.
Например
- проварка качества
- удаление мелких стриженых волос
- ……………………………… и т.д.
*1.6 Разработка инструкционно - технологической карты услуг.
Технологические карты представляют собой таблицы, в которых указаны: последовательность операций и приемов с соблюдением техники безопасности, их содержание и результат; затраты времени на выполнение данного вида процедуры, используемые материалы и инструментарий. Этот раздел выполняется в соответствии с разделом 1.5 «Технология выполнения основных видов услуг».
Например:
Инструкционно - технологическая карта «Стрижка волос»
Таблица № 1.
|
|
|
|
|
|
1 Подготовительный этап: | |||||
1.1 | |||||
2. Основной этап | |||||
2.1 | |||||
3. Заключительный этап: | |||||
3.1 |
Заключение
/Заключение необходимо связать с введением. При формулировании выводов необходимо прослеживать их связь с целью и задачами, отраженными во введении.
/Соответствие выполненного образа потребительской группе, и модным тенденциям.
/Подтвердить актуальность и практическую значимость своей квалификационной работы, отметить наиболее интересные результаты проделанной работы.
/Дать рекомендации по практическому применению разработанных видов услуг.
/Сформулировать практические предложения по решению проблемных задач.
/Заключение должно показать насколько материал письменной экзаменационной работы может быть использован в практической деятельности.
Список литературы
В соответствии с ГОСТ – автор, название книги, место издания, издательство, год издания. Для журнала – автор, название статьи, название журнала, год издания.
Для Интернет сайтов – электронный адрес, аннотация представленной на сайте информации.
Например:
Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. / В.И. Байденко, Б. А. Оскарссон – М. : Наука, 2002. - 167 с.
Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. – 2004. - № 10. – С. 23-31.
Гурье, Л.И. Основы педагогики высшей школы: Учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей технических вузов, обучающихся в системе переподготовки и повышения квалификации. – Казань: КГТУ, 1999. – 210 с.
Порядок защиты выпускной письменной квалификационной работы
Защита выпускной письменной квалификационной работы проходит в установленные сроки в виде отчета о проделанной работе в форме доклада. Устное сообщение не должно превышать десяти минут: содержание работы излагается тезисно, аргументировано доказывая его практическую значимость.
Оценка производится по результатам защиты с учетом практической ценности работы и качества ее выполнения.
Обучающиеся, не предоставившие в установленный срок выпускную письменную квалификационную работу или не защитившие ее по неуважительным причинам, считаются не прошедшими испытание.
При несоблюдении условий процедуры защиты выпускной письменной квалификационной работы, грубых нарушениях оформления работы при несоответствии с требованиями ГОСтов и ВПКР, обучающиеся отстраняются от выполнения задания, и считаются не прошедшими испытание.
Повторное прохождение процедуры защиты выпускной письменной квалификационной работы осуществляется в период работы аттестационной комиссии после доработки ВПКР в соответствии с требованиями ГОСтов и ВПКР. Допуск к повторному прохождению ГИА оформляется приказом директора ГОУ НПО СО «ПУПМ» на основании заявления обучающегося.
На основании положения по ИГА получение неудовлетворительной оценки на итоговом экзамене - защита выпускной письменной квалификационной работы не лишает выпускника права продолжить сдачу итогового экзамена по выполнению практической квалификационной работы.
Критериями оценки письменно - экзаменационной работы служат:
· актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы начального профессионального образования;
· полнота и обстоятельность изложения всех частей работы;
· эффективность использования избранной научной, справочной и технической литературы;
· обоснованность и ценность полученных результатов и возможность их применения в практической деятельности преподавателя спец. дисциплин;
· качество доклада и ответов на вопросы при защите.
Критерии оценки защиты письменной экзаменационной работы.
Оценка «5» -«отлично» ставится, при условии, что экзаменуемый:
-Раскрыл содержание выбранной темы
- логично изложил содержание материала по теме, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня.
- правильно использовал научную терминологию в контексте работы;
- верно, в соответствии с темой характеризовал на базовом или профильном уровне основные технологические процессы, выделяя их существенные признаки;
- обнаружил умение подбирать материалы и средства труда в соответствии с целями деятельности;
- проявил умение четко и грамотно излагать материал, анализировать и систематизировать информацию
Не влияют на отметку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы аттестационной комиссии с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Оценка «4» -«хорошо» ставится, если экзаменуемый допустил незначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание темы, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.
Оценка «3» -«удовлетворительно» ставится, если при защите допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.
Оценка «2» -«неудовлетворительно» ставится, если работа выполнена с большими нарушениями и при защите обучающейся не смог раскрыть содержания работы и не смог показать необходимые знания, умения. А так же если обучающейся не явился на защиту письменной экзаменационной работы.
Критерии оценивания выпускной письменной квалификационной
работы
Критерии оценивания | Параметры оценки | ||||
1. Обосновывает актуальность темы в соответствии с требованиями работодателя; | Выбор темы обоснован направлением моды и отвечает требованиям работодателя; | Тема не актуальна т.к. не отвечает требованиям моды и работодателя; | |||
2. Проектирует образ с учетом модных тенденций и особенностей потребительской группы; | При проектировании образа учтены направление моды и особенности потребительской г руппы; | Образ спроектирован без учета направления моды и особенностей потребительской группы; | |||
3. Использует стилевые направления в прическах различного назначения. | Стилевое направление прически выбрано с учетом ее назначения. | Стилевое направление прически и ее назначение не взаимосвязаны. | |||
4. Подбирает элементы прически, стрижки, окраски и т.д. с учетом особенностей внешности; | Выбор элементов прически учитывает особенности внешности; | Элементы прически выбраны без учета особенностей внешности; | |||
5. Обосновывает выбор инструментария с учетом технологий выполняемых работ; | Выбор инструментария обоснован технологическими особенностями процедур; | При выборе инструмента не учтены технологические особенности процедур; | |||
6. Обосновывает выбор материалов технологическими особенностями выполняемых работ; | Выбор материалов обоснован технологическими особенностями выполняемых работ и состоянием волос | При выборе материалов не учтены технологическими особенностями выполняемых работ и состояние волос; | |||
7. Технология выполнения основных видов услуг соответствует теме квалификационной работы; | Выбор технологий выполнения основных видов услуг соответствует теме квалификационной работы; | При выборе технологий для основных видов услуг не учтены особенности темы квалификационной работы; | |||
8. Выполняет моделирующие элементы с учетом законов композиции; | Все моделирующие элементы взаимосвязаны между собой и подчеркивают силуэт и форму; | Моделирующие элементы не связаны между собой и нарушают целостность восприятия силуэтной формы; | |||
9. Разрабатывает инструкционно - технологические карты услуг; | Инструкционно-технологические карты услуг содержат: последовательность операций и приемов, их содержание; затраты времени, используемые материалы и инструментарий. | инструкционно-технологические карты услуг выполнены без учета требований; | |||
10. Представляет эскиз модели с учетом силуэтной формы; | Контурные линии прически в полном объеме передают ее силуэтную форму; | Контурные линии прически не отображают ее силуэтную форму; | |||
11. Показывает на эскизе направление линий прически, ее элементы; | Линии прически прорисованы и отображают направление волос в элементах; | Линии прически размыты и не отображают структуру элементов; | |||
12 Показывает на схеме последовательность выполнения услуги | Графическое изображение последовательно воспроизводит этапы выполнения услуги; | Этапы выполнения услуги воспроизведены не последовательно; | |||
13. Обосновывает представленные результаты и возможность их применения в практической деятельности; | Использование представленных результатов в практической деятельности обоснованно; | Практическая значимость представленных результатов не указана; | |||
14. Оформляет работу в соответствии с требованиями ГОСтов и ВКР; | Оформление работы соответствует требованиям ГОСта и ВКР; | Оформление работы не соответствует требованиям ГОСта и ВКР; | |||
15. Оуществляет поиск и поучение информации для выполнения работы из разных источников; | Представленные информационные источники разнообразны и современны; | Информационные источники не представлены или представлено не достаточное количество и имеются устаревшие издания; | |||
16. Ориентируется в новинках сезона, анализирует информацию и использует ее в работе; | Предлагаемая информация содержит анализ и обобщение направления моды на текущий сезон в соответствии с темой ВКР; | Предлагаемая информация устарела или не связана с темой ВКР; | |||
17. Систематизирует полученную для выполнения ВКР информацию, выделяет главное согласно теме работы, обобщает материал; | Предлагаемый материал логически выстроен и последовательно изложен в соответствии с темой ВКР; | Изложение материала бессистемное и не раскрывает тему ВКР; | |||
18. Представляет результаты повышения квалификации, участия в семинарах, конкурсах профмастерства; | Имеются в наличие сертификаты, дипломы участия и т.д. | Документы не представлены; | |||
19. Защита ВКР логически выстроена; | Изложение материала последовательно и системно; | Выступление не выстроено, бессистемно; |
Хранение и использование письменно - экзаменационной работы
Письменно - экзаменационные работы подлежат хранению. Работы после их защиты остаются у ведущего преподавателя в течении одного года. Письменно - экзаменационные работы могут использоваться в работе ведущих преподавателей в качестве лекционного и дополнительного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии "Повар, кондитер"
В методических рекомендациях отражены требования к оформлению письменных экзаменационных работ по профессии "Повар, кондитер" по специальности "Кондитер"....
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии «Парикмахер»
В методических рекомендациях излагаются сведения о структуре выпускной письменной квалификационной работы по профессии «Парикмахер», рассматривается содержание каждой составляющей части работы и кратк...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии Станочник(металлообработка); станочник широкого профиля
1. Тематика и объем письменной экзаменационной работыТемой выпускной письменной экзаменационной работы по специальности Станочник(металлообработка) является разработка технолог...
Методические рекомендации к выполнению письменной экзаменационной работы по профессии «Мастер по обработке цифровой информации».
1.1. Письменная экзаменационная работа является выпускной квалификационной работой для обучающихся профессии «Мастер по обработке цифровой информации».1.2. Цель письменной экзаменационной работы:§...
Содержание письменной экзаменационной работы обучающихся по профессии "Портной" для лиц с ОВЗ
Пример содержания письменной зкзаменационной работы по профессии "Портной"...
Методическая разработка рекомендаций для выполнения письменных экзаменационных работ по теме "Подготовка и оштукатуривание деревянных поверхностей" специальность 19727 "Штукатур"
Методическая разработка рекомендаций разработана с целью отражения качества знаний учащихся технологического процесса выполнения штукатурных работ. Сегодня,в строительной отрасли нет проблемы важнее,ч...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению письменной экзаменационной работы
Данная публикация для выпускной писменной экзаменационной работы...